Классические школы понимания права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классические школы понимания права



В современной научной литературе существует множество определений права, раскрывающих различные аспекты этого важнейшего общественного явления. Право - чрезвычайно сложное явление. Долгое время оно развивалось вместе с государством и обществом, став неотъемлемой её частью.

Вопрос об определении термина "правопонимание" является спорным, так как его толкование не является общепринятым. Несмотря на широкое использование данного термина, как в научной, так и учебной литературе, его содержание в основном не раскрыто. По нашему мнению, единичные попытки реализовать это, являются либо односторонними, либо не совсем корректными и не позволяют выяснить его специфику и выделить виды и уровни правопонимания.

Следовательно, процесс правопонимания является важной и актуальной категорией, поскольку понимание права зависит от его осуществления и применения. Особую роль имеют современные научные теории понимания права, которые мы выделили в данной статье.

 Существует несколько теорий правопонимания:   

1. Теория естественного права - совокупность концепций, которые основываются на том, что право стоит над законом и противопоставляется ему. Естественное право в этом случае может иметь преимущественную силу над позитивным правом и действующим государственным порядком.[1]

Значительный вклад в развитие доктрины естественного права внесли такие выдающиеся представители, как Г. Гроций, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Кант и др.

Естественное право результат развития гражданского общества, оно суть естественного порядка вещей: природы, человека, всеобщего, универсального прядка, поэтому и носит такое название. Естественные права возникают отдельно от закона.

Естественные права действуют в виде идей, представлений, они выражаются в морали, нравственности, обычаях и в правовых нормах. Примерами закрепления естественных прав в законе могут являться: право на жизнь, безопасное существование, свободное передвижение личности.

2. Противовес естественно-правовой теории составила позитивистская теория права, которая возникла во второй половине XIX века и связана с именами Дж. Остина, К. Бергбома, Г. Харта и др. Максимума эта концепция достигла в XX веке, когда все тоталитарные режимы, существовавшие в Европе, фактически опирались на ее основы. [2]

Позитивистское понимание заключается в том, что право - это система детерминант, которая порождает строго определенные последствия в сфере юридической практики. Первоначальным является опыт функционирования государственных институтов: законов, прецедентов, судов, парламентов, правительств, должностных лиц и т. д. Право рассматривается как инструмент государства. Суть позитивистского подхода заключается в следующем: право не появляется как результат естественного исторического развития, а оно всегда позитивно, то есть дано какой-либо силой (государством, богом, высшим разумом).

Несмотря на разнообразие толкований и подходов, в этой области принято признавать только нормы, созданные государством. Юридический позитивизм определяет право как любую норму (независимо от содержания), которая обладает формально-юридическими качествами, и тем самым позитивизм выводит формулу «закон есть закон» вне зависимости от содержания. Указанная концепция в целом исключает из понятия права вопрос о его содержании. [4]

Именно позитивистские школы являются классическими. В настоящее время не утратили свой интерес разработанные понятия: учения о правовой норме и структуре, виды толкования права, понятие субъекта права, основания юридической ответственности и многие другие исследования. Главными достоинствами юридического позитивизма являются утверждение принципа верховенства закона и требование строгой законности.

Главное отличие от теории естественного права, в том, что юридический позитивизм исходит из того, что права человека являются производными от позитивного, так называемого «объективного права», установленного государством.

Они являются следствием закона, сформулированного государством, и, поэтому, полностью зависят от его воли: государство свободно может устанавливать соответствующие нормы, так же как и отменять или изменять их.

По мнению сторонников данной концепции, юридическая наука должна изучать действующее, а не предполагаемое либо желаемое право. Позитивное право обеспечивает безопасность в государстве, создает правопорядок, что так же отличается от идей естественного права, которые «сеют» хаос в обществе, создают иллюзии о существовании права вне закона.

3. Социологическая теория права довольно неоднородна. Сторонниками данного направления являются такие выдающиеся представители как: австрийский юрист Е. Эрлих, французские ученые Ж. Карбонье, Ф. Жени, американские юристы А.В. Холмс, Р. Паунд, К. Ллевеллин. [3]

Как и естественно-правовая школа, данная доктрина разграничивает право и закон. Тем не менее, различие здесь другое. Право по данной концепции не является идеалом, ценностями, высшим разумом, божественной волей, как в праве естественном, а вытекает из эмпирических фактов поведения субъектов правоотношений, т.е. физических и юридических лиц. Правила "живого права" должны каким-то образом выделяться из конкретного поведения. Данная функция, а именно формулирование закона осуществляется в соответствии с данным подходом судьями в процессе юрисдикционной деятельности. Они отыскивают нормы "реального права" и на их основе выносят решение, не будучи жестко зависимы от государственных норм. При этом судья выступает не только в качестве правоприменителя, но и в качестве субъекта законотворчества, делая фактическое - юридическим на основании конкретной целесообразности. [5]

По сравнению с юридическим позитивизмом социологическое направление не является монолитным - «сколько школ, столько и учений», - но исходная точка рассуждения одна и та же: отказ от отождествления права и закона. В законе есть пробелы, и при этом он не является единственным источником права. Представители данной школы рекомендуют искать право в жизни, в правосознании, в ощущении справедливости. И поэтому здесь, огромное значение придается деятельности судей, свободному нахождению права. [7]

Необходимо отметить большое практическое значение социологического подхода к теории права. К примеру, с точки зрения социологии права успешно исследуются институт семьи, нормотворческая деятельность, причины преступности и криминогенные факторы в поведении. Как показывает опыт Франции, законодательные эксперименты вместе с проведением социологических изучений являются весьма полезными для отбора вариантов законодательных решений.

Различные суждения о понимании права имеют нечто общее, объединяющее принципы естественной, позитивистской, социологической и других теорий права. Право - это система обязательных норм, и которая, являясь важным юридическим регулятором общественных отношений, выражает согласованную волю различных групп людей в обществе, выступает мерой (регулятором) свободы и ответственности их поступков и действий.
  В заключении хотелось бы сказать, что соглашаясь с одними правовыми понятиями и отклоняя другие, нужно в каждой школе найти те рациональные идеи, которые позволяют подойти к пониманию права, с точки зрения интеграции. На данный момент необходимо сосредоточить усилия не на культивирование отдельной правовой идеи, а на поиск гармонии между многочисленными, и по-своему ценными, правовыми взглядами.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник. - М., 2010. - С. 220.

2. Лапаева В.В. Типы правопонимания: правовая теория и практика. – М., 2012

3. Макуев Р. Х. Теория государства и права: учебник. - М., 2010. - С. 249.

4. Пищулин А.В. Правопонимание: теоретические вопросы формирования понятия // Вестник Московского университета. Серия 11. – Право. – 2012. - №1

5. Проблемы общей теории права и государства: учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2008. - С. 136.
     6. Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. В. М. Сырых. – М., 2014. - С. 42-44.

7. Ромашов Р. А. Теория государства и права: краткий курс. - СПб., 2010. - С. 125-131

 

 


Студент 4 курса

А.А. Тринеев,

Научный руководитель

К.ю.н., доц. В.П. Канищев



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.006 с.)