Основные тенденции развития современной отечественной российской юридической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции развития современной отечественной российской юридической науки



 Действующий период Российской юридической науки берет свое начало с момента распада СССР в 1991 году. Российская Федерация способствовала переходу правовой науки на новый уровень, отличный от всех предыдущих и выделяющийся рядом нововведений, обеспечивающих ее функционирования. Новый период, продолжающийся в настоящее время, характерен следующими особенностями:

1) свобода советских правоведов и политиков вести научные исследования, проводить анализ, давать оценку, а также лично и свободно выражать собственное мнение касательно происходящих в государстве и обществе событий и явлений;

2) прекращение государственного финансирования части научно-исследовательских юридических учреждений (например, Академии Наук СССР, являвшейся высшим научным учреждением СССР с 1925 по 1991 год, объединявшей ведущих ученых страны);

3) установление низкой заработной платы научно-педагогических кадров России, а также преподавателей юридических учебных заведений;

4) введение системы грантов в целях материальной поддержки ученых- юристов, ведущих актуальные исследования проблем и функционирования права;

5) появление частных юридических издательств;

6) интенсивный рост числа кандидатов и докторов наук;

7) организация частных юридических образовательных учреждений и переход юридического образования на двухуровневую систему - бакалавриат и магистратуру.[1]

Современная юридическая литература изобилует наличием мнений и абстрактных оценок теорий происхождения государства и права, методов научного познания, базовых юридических понятий и их изложения. В нынешних условиях значительно упростилась процедура публикаций научных статей и издательства научных трудов действующих ученых-правоведов, что, несомненно, является как достоинством, поскольку повышается доступность к работам на любые темы и возможность их углубленного изучения, так и минусом, ввиду отсутствия должного контроля и сортировки издаваемой информации. Активность деятельности российских правоведов в сфере юридической науки обуславливается неуклонным ростом лиц, успешно защитивших кандидатские и докторские дессертации и получивших звания кандидатов и докторов юридических наук.[2]

Организация процесса получения юридического образования в период, следующий за распадом СССР, также претерпела значительные изменения. В 2009 году Российская Федерация официально перешла на Болонскую систему образования, в которой организация учебного процесса стала строиться на принципе двухуровневой системы образования «Бакалавр-магистр». С 2011 года данная программа охватила практически все направления существующих образовательных программ. Достоинствами данной программы является то, что выпускники, прошедшие программу «Бакалавриат», сразу после ее окончания могут занимать должности, требующие наличия высшего образования, а также, поступив на магистратуру, самостоятельно формировать свой учебный план и выбирать интересующие их курсы и направления. Но главным ее недостатком перед программой «Специалитет» явилось то, что выпускники «Специалитета» были универсальными юристами, и по прошествии 5 лет обучения по данной программе им открывались возможности на занятие абсолютно всех юридических специальностей, начиная от полицейского и заканчивая судьёй, чего не может предложить современная действующая образовательная система. В настоящий момент в Министерстве Образования Российской Федерации ведутся обсуждения на тему возврата образовательной программы «Специалитет» в юридические образовательные учреждения, но пока окончательных решений не принято.

За последние 15 лет в России в несколько раз увеличилось число лиц, имеющих высшее юридическое образование, чему поспособствовало открытие множества юридических образовательных учреждений, имеющих право выдавать своим студентам дипломы государственного образца. В перечень дисциплин, преподаваемых студентам юридических факультетов стали включать как фундаментальные юридические науки, такие как теория государства и права, история отечественного государства и права, так и основные социально-экономические, гуманитарные и общеобразовательные дисциплины, такие как: философия, экономика, логика.

Интенсивно развивается наука конституционного права, ее представителями изучаются проблемы формирования, организации и функционирования федеральных органов государственной власти, роль конституционного правосудия в делах о защите Конституции от противоречий, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актов. Также правоведами рассматриваются основные модели образования и функционирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, разграничение предмета их ведения с федеральными органами государственной власти, решение проблем организации и деятельности органов местного самоуправления.[3]

Представители отраслевых юридических наук активно ведут деятельность по анализу эффективности действия правовых норм, выявлению в них пробелов и противоречий, разрабатывают обоснованные предложения о путях дальнейшего совершенствования законодательства, его способности точно и полно отразить содержание и особенности правового регулирования в условиях рыночной экономики, в социальной, политической и культурной сферах жизни общества.

Уровень юридических знаний имеет постоянную тенденцию роста и развития ввиду того, что право динамично и постоянно развивается, появляются новые общественные отношения и новые способы их регулирования государством. Органы государственной власти разрабатывают множество новых нормативных актов, а также изменяют и дополняют уже существующие, что отражает полноту и всесторонний охват государственным контролем всех сфер общественной жизни граждан.

Поскольку становление, изменение и развитие юридической науки неразрывно связано с деятельностью государственных органов, правом и регулированием общественных отношений государством, напрашивается вывод о том, что вся государственная деятельность и формирует юридическую науку и знания о праве, изменяет их и определяет курс их развития.

На основе вышеизложенного и с учетом нынешних тенденций, мы считаем, что дальнейшее развитие современной юридической науки будет обусловлено трансформацией права. Мы предполагаем, что в будущем возможны следующие изменения и нововведения, затрагивающие следующие юридические аспекты:

1) возврат образовательной программы «Специалитет» в юридические ВУЗы, что положительно скажется на востребованности новых кадров и трудоустройстве выпускников;

2) внесение значительных изменений в действующее законодательство, а именно пересмотр и отмену множества устаревших и дублирующихся правовых актов, содержащих схожие либо одинаковые нормы права, что приведет к сокращению действующих законов, но наделит полнотой и конкретикой оставшиеся из них;

3) появление новых отраслей права, например, право несовершеннолетних, которое соберет в себя все существующие правовые нормы, регулирующие правовое положение несовершеннолетних граждан из различных кодексов и законов и объединит их в одном новом кодексе, что создаст удобство использования данного нормативного акта;

4) существенная переработка принципа деятельности исправительных учреждений, а именно внедрение работы психологов и психиатров, целью которых будет осуществление психического воздействия на лиц, совершивших преступление путем ежедневных личных бесед в форме убеждения, нацеленных на формирование у заключенных уважительного отношения к обществу и государству и развитию правосознания;

5) повышение контроля за издаваемой юридической литературой, востребованного ввиду необходимости сортировки информации, отбора достоверных и точных знаний о юриспруденции.

Подводя итог, хочется отметить, что юридическая наука находится в стадии постоянного совершенствования, что обуславливается динамичностью права. В ходе становления общества и государства, развивается и право, а вместе с ним и знания о праве, представленные юридическими науками. Изменения и появление новых юридических отраслевых наук, представлений о государстве, его развитии и функционировании находится в прямой зависимости от функционирования государственных органов и действия права, а значит, что тенденциями ее преобразования будут являться основания, вызванные потребностями общества, влекущими за собой нововведения в праве.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. История и методология юридической науки: учебно-методическое пособие / [Текст] А. М. Лушников; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2015. — 68 с.

2. История политических и правовых учений: учебник. [Текст] Серия Магистр. / В. И. Власов, Г. Б. Власова, В. К. Цечоев, С. В. Денисенко. — М.: Издательство Юрайт, 2012. – 100 с.

3. История и методология юридической науки: учебник [Текст]  / В. М. Сырых. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 464 с.

 


               Студенты 4 курса

               Р.А. Дудкин, М.Е. Каляпин,

               научный руководитель

                  к.ю.н., доцент В.П. Канищев



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.007 с.)