Практическое занятие Тема 2.8. Основные правила построения текста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие Тема 2.8. Основные правила построения текста.



                                          План

1. Текст как целостное речевое произведение.

2. Схема построения текста. Составляющие компоненты.

3. Правила построения текста. Средства межфразовой связи.

                              Практические задания

Задание 1. Прочитайте школьное сочинение. Проанализируйте это речевое произведение с точки зрения требований, предъявляемых к тексту. Найдите речевые ошибки и квалифицируйте их тип.

Живучая память

Родился я в том краю, где, благодаря его красоте, жил Левитан. Село было, в сущности, дворов двадцать–двадцать один. Но мы жили с краю. Разлилась река, а перебраться – ни сном, ни духом. Иду по берегу, и радостно так: гляжу на ту сторону, а потуда двое девушек, и смеются: раньше вброд переходили, курице, как говорится, по колено. Да, память осталась весьма впечатлительная. Но тот период времени давно уж канул, а новый не наступил. Все мы, как говорится, из детства вышли. Бывает, и забыл уж, да тут тебя память и настигнула. И получается острая необходимость поехать, посмотреть, подумать. А то получается: жил, жил, и всё коту под хвост – где корни, где моральный аспект?

 

Задание 2. Прочитайте отрывок из рассказа Л.Н. Толстого «Отец Сергий». Можно ли определить данный отрывок как микротекст? Сколько сверхфразовых единств можно выделить внутри этого текста? Обоснуйте ответ с опорой на те признаки текста, что перечислены выше. Придумайте заглавие. Составьте план. Сформулируйте основную мысль. Укажите средства связи фраз в сверхфразовое единство.

   С внешней стороны Касаткин казался самым обыкновенным молодым блестящим гвардейцем, делающим карьеру, но внутри его сложная и напряжённая работа. Работа с самого его детства шла, по-видимому, самая разнообразная, но в сущности всё одна и та же, состоящая в том, чтобы во всех делах, представлявшихся ему на пути, достигать совершенства и успеха, вызывающего похвалы и удивление людей. Было ли это ученье, науки, он брался за них и работал до тех пор, пока его хвалили и ставили в пример другим. Добившись одного, он брался за другое. Так он добился первого места по наукам, так он, ещё будучи в корпусе, заметив раз за собой неловкость в разговоре по-французски, добился до того, чтобы овладеть французским, как русским; так он потом, занявшись шахматами, добился того, что, ещё будучи в корпусе, стал отлично играть.

   Кроме общего призвания жизни, которое состояло в служении царю и отечеству, у него всегда была поставлена какая-нибудь цель, и, как бы ничтожна она ни была, он отдавался ей весь и жил только для неё до тех пор, пока не достигал её. Но как только он достигал назначенной цели, так другая тотчас же вырастала в его сознании и сменяла прежнюю. Это-то стремление отличиться и, для того чтобы отличиться, достигнуть поставленной цели, наполняло его жизнь. Так, при выходе в офицеры, он задался целью наивозможнейшего совершенства в знании службы и очень скоро стал образцовым офицером, хотя и опять с тем недостатком неудержимой вспыльчивости, которая и на службе вовлекала его в дурные и вредные для успеха поступки. Потом, почувствовав раз в светском разговоре свой недостаток общего образования, задался мыслью пополнить его и засел за книги, и добился того, чего хотел. Потом он задался мыслью достигнуть блестящего положения в высшем светском обществе, выучился отлично танцевать и очень скоро достиг того, что был зван на все великосветские балы и на некоторые вечера. Но это его положение не удовлетворяло его. Он привык быть первым, а в этом деле он далеко не был им.

Практическое занятие Тема 2.9. Виды научных текстов. Их характеристика и особенности оформления.

                               План

1. Первичные и вторичные научные тексты.

2. Особенности работы над составлением текста.

3. Особенности компрессии.

4. Реферат. Рецензия. Конспект.

                       Практические задания

Задание 1. Дайте краткое определение каждого жанра научного стиля, используемого вами в процессе обучения.

 

Задание 2. Презентация студентами подготовленных в ходе выполнения домашнего задания, тезисов, аннотаций, рецензий, составленных на основе одного научного текста по своей специальности.

 

Задание 3. Запишите в виде конспекта первые два абзаца выбранного Вами текста, сокращая слова так, как это принято в русском языке.

 

                                       Рекомендуемая литература

Основная:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Д, 2009.

2. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 2010.

3. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д, 2011.

4. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык: Учеб. Пособие для студентов- нефилологов. – М., 2011.

5. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. Пособие для студентов вузов. – М., 2013.

6. Гольдин В.Е. Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. – М., 2012.

7. Русский язык и культура речи: Учебник под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2010.

Дополнительная литература

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2013.

2. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д, 2011.

3. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2009.

4. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2011.

5. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2013.

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М, 2016.
  2. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. – М., 2010.
  3. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 2013.
  4. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л., 2013.

 

Словари и справочники

1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: КомКнига, 2007. – 571 с.

2. Большой толковый словарь русского языка: около 60000 слов / под

ред. Д.Н. Ушакова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 1268 с.

3. Клобуков, Е.В. Краткий справочник по современному русскому языку: учебное пособие; под ред. П.А. Леканта. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2006. – 407 с.

4. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов: свыше 25 000 слов и словосочетаний / Ин-т русского языка РАН. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с.

5. Малый академический словарь. Словарь русского языка: в 4-х т. / АНСССР, Ин-т рус.яз.; под. ред. Евгеньевой. – М.: Рус. яз., 1981–1984.

6. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. – 703 с.

7. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского

языка: пособие для учащихся. – М.: Цитадель, 2002. – 575 с.

8. Этимологический словарь русского языка. Вып. 10 / под ред. А.Ф. Журавлева, Н.М. Шанского. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 400 с.

9. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Г.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 2001.

Периодическая

1. Международный научный журнал «Гуманитарный трактат»

Россия, Кемерово (РИНЦ)

Тематика: Филология, Культурология, Гуманитарные науки, Философия, Журналистика, Социология, Иностранные языки

2. Сборник научных трудов «Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе»

Россия, Воронеж (РИНЦ)

Тематика: Филология

3. Известия Российской Академии наук. Серия литературы и языка.

Интернет – ресурсы

1. Режим доступа: http://il.rsuh.ru/ Русский филологический портал – попытка компактно представить в интернете различную информацию, касающуюся филологии как теоретической и прикладной науки. Центральным разделом портала является библиотека филологических текстов (монографий, статей, методических пособий) – Институт лингвистики Российского государственного гуманитарного университета.

 

2. Режим доступа: http://linguistic.ru/

Все о языках, лингвистике, переводе.

 

 

3. Режим доступа:  http://yazykoznanie.ru/

Языкознание.ру – ресурс, созданный для изучающих различные лингвистические дисциплины. 

 

4. Режим доступа: http://cognitiv.narod.ru

Сайт для ученых-языковедов всех специальностей (обмен новейшей информацией в области лингвистики; обсуждение фундаментальных и прикладных проблем языкознания, а также вопросов взаимоотношения языка, культуры и общества).

 

 

Татьяна Сергеевна Винникова-Закутняя

 

 

Русский язык и культура речи

Методические рекомендации для проведения практических занятий

для студентов направлений подготовки:

 37.03.01 Психология; 39.03.01 Социология; 40.03.01 Юриспруденция;

38.03.01 Экономика (профиль: Экономика предприятий и организаций; Бухгалтерский учет и аудит; Финансы и кредит)

образовательного уровня бакалавр

дневной и заочной форм обучения

Редакция в авторском исполнении

 

Компьютерная верстка: Т.С. Винникова-Закутняя

 

86157, ДНР, г.Макеевка, ул. Островского, 16

 

ГОУ ВПО «Донбасская аграрная академия»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.177 (0.017 с.)