Практическое занятие Тема 1.5. Акцентологические нормы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическое занятие Тема 1.5. Акцентологические нормы.



                                              План

1. Общее представление об ударении. Логическое и словесное ударение.

2. Особенности русского словесного ударения. Акцентологические нормы современного русского литературного языка.

3. Акцентологические варианты.

4. Ударение в отдельных грамматических формах.

5. Причины акцентологических ошибок.

6. Типы акцентологических ошибок.

                                   Практические задания

Задание 1. Разделите слова на слоги. Расставьте в них ударения.

Акрополь, алкоголь, алфавит, аналог, апостроф, асимметрия, библиотека, большие средства, булава, верба, вдовство, вероисповедание, вьюга, гусеница, газопровод, гектар, гумно, догмат, доллар, добыча угля, договор, документ, досуг, доцент, дремота, еретик, жалюзи, завидно, землянин, иначе, инсульт, инструмент, каталог, каучук, квартал, коклюш, корысть, крапива, красавец, кремень, магазин, мастерски, металлургия, молодежь, намерение, наркомания, некролог, обеспечение, общо, острога, отзыв депутата, похороны, вернуться с похорон, готовиться к похоронам, пурпур, паралич, партер, псевдоним, рефери, ракушка, свекла, бедные сироты, слабина, славянин, слепень, снадобье, созыв съезда, депутаты первого созыва, сопло, сосредоточение, статуя, столяр, туфля, таможня, танцовщик, танцовщица, факсимиле, флюорография, ходатайство, центнер, цемент, цыган, чистильщик, шершень, шестерня, шофер, щебень, щавель, щегольство, эксперт, эпилепсия.

Задание 2. Теоретический тест по орфоэпии.

1) В каких словарях можно получить информацию о нормативном произношении слова?

2) Чем различаются «Словарь ударений» и «Орфоэпический словарь русского языка»?

3) Кто из ученых внес наибольший вклад в изучение произносительных норм?

4) Охарактеризуйте исторические предпосылки правил русской орфоэпии.

5) Раскройте содержание шкалы орфоэпических норм русского языка.

                                         Образец ответа на вопрос № 2

2) Чем различаются «Словарь ударений» и «Орфоэпический словарь русского языка»?

(«Словарь ударений» содержит два раздела: первый включает имена нарицательные, второй – имена собственные. В словаре слово представлено только в одном варианте, который признан авторами нормативным. В «Орфоэпическом словаре русского языка» отражены произносительные варианты: равноправные, основной и допустимый, основной и запретительные. Словарь содержит сведения о произношении и ударении, о грамматических формах.)

 

Задание 3. Проверьте правильность ударения.

Агрон о мия, осмысл е ние, газир о ванный, зн а мение, никч е мный, аристокр а тия,

кладов а я, опт о вый, подр о стковый, премиров а ние, рассредот о чение, упр о чение.

Задание 4. Орфоэпический диктант-кроссворд.

1) Деятельность правительства по осуществлению внешней, международной политики государства.

2) Специальное слово.

3) Наука о звуковой системе языка.

4) Доставляющий наслаждение, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный (в простой форме сравнительной степени).

5) Притязание, заявление права на обладание кем-нибудь, чем-нибудь, получение чего-нибудь.

6) Медицинское учреждение, занимающееся не только лечением, но и предупреждением болезней.

7) Прилагательное, образованное от существительного в значении «восьмой месяц календарного года».

8) Форменное пальто со складкой на спине и хлястиком.

9) Предположение сделать что-нибудь, желание, замысел.

10) Большое роскошное помещение.

11) Основываться на чем-нибудь.

12) Предоставление достаточных материальных средств к жизни.

Например: 1) Деятельность правительства по осуществлению внешней, международной политики государства. Диплом а тия.

Задание 5. Прочитайте правильно.

Балов а ться. Я бал у юсь, ты бал у ешься, он бал у ется. То же самое со словом балов а ть. Я бал у ю свою дочь, ты бал у ешь своего сына, а они бал у ют всех своих детей. А потом мы удивляемся, что дети получаются бал о ванные. Чему тут удивляться? Сами избалов а ли… (По М. Королевой)

                                     Блок тренировочных заданий

                          

1. Поставьте в словах ударение.

Алфавит, аргумент, верба, гастрономия, дефис, диспансер, добыча, заговор, каталог, квартал, медикамент, паралич, партер, приговор, ракушка, свекла, статуя, таможня, фарфор, хозяева, щавель, эксперт, вероисповедание, христианин.

2.Поставьте существительные женского рода сначала в форму винительного падежа единственного числа, а затем в форму множественного числа именительного падежа. Расставьте ударение.

Весна — ________________________ Роса —__________________________

Струна — _______________________ Земля —________________________

Стена — ________________________

3. Поставьте существительные в форму множественного числа именительного, родительного падежей. Расставьте ударение.

Местность — ____________________ Ветвь — ________________________

Сеть — _________________________ Повесть — ______________________

Роль — _________________________ Прибыль—______________________

4. Распределите данные ниже слова в три столбика.

Слова с ударением на первом слоге

Слова с ударением на втором слоге

Слова с ударением на третьем слоге

Баржа, танцовщица, заговор, гастрономия, цемент, таможня, верба, каталог, статуя, изваяние, хозяева, диспансер.

5. Образуйте от прилагательных краткую форму мужского, женского и среднего рода, а также краткую форму множественного числа. Поставьте ударение.

Образец: Молодоймолод, молода, молодо, молоды.

Гордый — ___________________________________________________

Хороший —__________________________________________________

Холодный —_________________________________________________

Радостный —_________________________________________________

Голодный —__________________________________________________

6. Поставьте сочетание существительных и прилагательных в форму множественного числа. Расставьте ударение над существительными.

Пышный бант — _______________________

Марлевый бинт —______________________

Вкусный торт — _______________________

Тяжелый пласт —_______________________

Милицейский жезл —____________________

7. Образуйте от глаголов все возможные формы прошедшего времени. Поставьте ударение.

Образец: братьбрал, брала, брало, брали.

Класть —____________________________________________

Бить —______________________________________________

Быть —______________________________________________

Положить —_________________________________________

Отнять —___________________________________________

8. В данных ниже словах допустимо двойное ударение. Один из вариантов является архаичным, а другой — современным. Распределите слова в две группы по данному признаку. Поставьте ударение.

Архаичное ударение

Современное ударение

Дарит, кружит, варит, солит, грузит, манит.

9. Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Поставьте ударение.

Образец: гравироватьгравированный.

Гримировать —______________________________________

Премировать —______________________________________

Пломбировать —_____________________________________

Диагностировать — __________________________________

Рецензировать —_____________________________________

10. В русском языке ударение обычно не падает на предлог. Исключением бывают цельные выражения. Прочитайте данные ниже выражения и распределите в две группы.

С ударением на предлоге: …

С ударением на самостоятельной части речи: …

С глазу на глаз, час от часу не легче, за душу берет, бросать слова на ветер, взять себя в руки, со дня на день будет, встать на ноги, дуть на воду, взяться за руки, купить за гроши.

11. Выберите правильный вариант ударения. Запишите его.

Жалюз и — ж а люзи, зв о нишь — звон и шь, т у фля —- туфл я, опт о выи — о птовый, укра и нский — укр а инский, ходат а йство — ход а тайство, крас и вейший — красив е йший, углуб и ть — угл у бить, набр а ла — набрал а, л и лась — лил а сь, б а ловать — балов а ть.

12. Составьте предложения, используя наречия в простой сравнительной степени. Поставьте ударение в этих словах.

1. Портрет выглядит (красиво), чем прежде — ____________________________________________________________________________

2. Живут они (счастливо), чем прежде —_____________________________________________________________________________

3. Списывай (медленно) и (аккуратно) —_____________________________________________________________________________

4. Старайтесь вести себя (культурно) —_____________________________________________________________________________

5. Будет (правильно), если ты вернешься —_____________________________________________________________________________

13. Укажите слова, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

А. 1) вобр а ла, 2) зн а чимый, 3) дов е рху, 4) воздухопр о вод, 5) нужн о, 6) звон я т.

Б. 1) прин я та, 2) над о лго, 3) допил а, 4) доктор а, 5) инженер а,6) позв а ла.

В. 1) соз ы в, 2) стр е льну, 3) газопр о вод, 4) вкл ю чит.

Г. 1) зимовщ и к, 2) д о суха, 3) н а верх, 4) б а ловать.

Д. 1) кр е мень, 2) обзв о нит, 3) кор ы сть, 4) с и роты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 920; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.78 (0.024 с.)