Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донецкой народной республики

Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра филологии

 

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

 

для студентов нефилологических направлений подготовки

 

образовательного уровня бакалавр

 

дневной и заочной форм обучения

 

Макеевка, 2017 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНБАССКАЯ АГРАРНАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра филологии

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

 

 

для студентов нефилологических направлений подготовки:

 

образовательного уровня бакалавр

 

дневной и заочной форм обучения

 

Макеевка, 2017 г.

 

 

Винникова-Закутняя Т.С. Методические рекомендации для проведения практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов нефилологических направлений подготовки, образовательного уровня бакалавр дневной и заочной форм обучения /

Т. С. Винникова-Закутняя. – Макеевка: ДОНАгрА, 2017– 28 с.

 

Рецензенты:

Бражник Л.М. – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры общего языкознания и славянских языков ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков»;

Геева Т.Ю. - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологии ГОУ ВПО «ДонАгрА»

 

Методические рекомендации составлены с целью организации практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи». Содержат теоретические вопросы для обсуждения, практические задания, задачи, кейсы, а также методики проведения занятий по дисциплине с помощью интерактивных методов обучения. Предложенные задания закрепляют полученные студентами теоретические знания, позволяют им освоить навыки повышения уровня орфографической, пунктуационной, коммуникативной грамотности. Предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения нефилологических направлений подготовки.

 

Рассмотрено на заседании предметно-методической комиссии кафедры филологии Протокол № 1 от “01” сентября 2017 года

Утверждено на заседании кафедры филологии

Протокол № 1 от “01” сентября 2017 года

Рекомендовано к использованию

в учебном процессе Решением Учебно-методического совета

ГОУ ВПО «ДонАгрА»

Протокол № 1/1

от “11” сентября 2017 года

 

                                                                                               © ДОНАгрА, 2017
                                                                         Содержание

 

1. Введение

2. Темы занятий с перечнем конкретных вопросов, задач, заданий, ситуаций, кейсов и т.д., которые планируется рассмотреть на занятии.

3. Список основной и дополнительной литературы, периодических изданий, Интернет-ресурсов,  необходимых для изучения студентами при подготовке к практическим занятиям

 

                                                                                                                

 

                                                         Введение

Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» является дисциплиной по выбору вариативной части профессионального блока дисциплин направлений подготовки: 37.03.01 Психология; 39.03.01 Социология; 40.03.01 Юриспруденция; 38.03.01 Экономика (профиль: Экономика предприятий и организаций; Бухгалтерский учет и аудит; Финансы и кредит).: 37.03.01 Психология; 39.03.01 Социология; 40.03.01 Юриспруденция; 38.03.01 Экономика (профиль: Экономика предприятий и организаций; Бухгалтерский учет и аудит; Финансы и кредит). Курс предназначается для студентов третьего года обучения и рассчитан на один учебный семестр. Он продолжает работу по формированию грамотной речи, и направлен на совершенствование коммуникативной компетентности студента и будущего специалиста.

Знания и умения, полученные при изучении данной дисциплины, используются при курсовом и дипломном проектировании, а также при проведении любого научного исследования.

 

Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе

 

Цели освоения дисциплины: развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и дальнейшей социальной адаптации в процессе обучения в вузе и профессиональной деятельности; повышение культурно-речевого уровня, совершенствование орфографической, пунктуационной грамотности.

    Задачи дисциплины:

• закрепление и углубление знаний студентов по различным разделам языкознания;

• совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности студентов;

• расширение знаний по культуре речи;

• закрепление и расширение знания студентов о тексте, функциональных стилях языка, принципах общения;

• развитие речи и мышления студентов на межпредметной основе;

• совершенствование коммуникативных навыков.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения содержания дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты направлений подготовки 37.03.01 «Психология»; 39.03.01 «Социология» должны обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью:

- использовать основы философских знаний для формирования способности к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного

взаимодействия (ОК-5);

- работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- обладать способностью к самоорганизации и самообразованию

(ОК-7);

следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).

 

     В результате освоении содержания дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» должны обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью:

- работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- обладать способностью к самоорганизации и самообразованию

(ОК-7);

следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1).

 

В результате освоении содержания дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты направлений подготовки 38.03.01 «Экономика» (профиль: Экономика предприятий и организаций; Бухгалтерский учет и аудит; Финансы и кредит) должны обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

- готовностью постигать проблемы общенаучного и профессионально-

ориентированного характера на основе систематической проработки литературы по специальности (ОПК-3).

 

В результате изучения учебной дисциплины студент должен

знать:

• понятие «языковая норма», роль языковой нормы в становлении и функционировании русского литературного языка;

• характеристики устной и письменной разновидности русского литературного языка;

• определение понятия «культура речи»;

• основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения;

• функциональные стили современного русского языка, их особенности, жанры, сферы использования;

• особенности речевого взаимодействия;

• нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;

уметь:

• ориентироваться в основной терминологии;

• различать виды норм литературного языка;

• строить свою речь в соответствии со знаниями о стилях речи и изобразительно-выразительных средствах языка;

• выявлять, объяснять и исправлять речевые ошибки;

• выполнять различные виды работ с текстом;

• иллюстрировать нормативное употребление элементов языка примерами из собственной языковой практики;

• работать с различными типами словарей;

владеть:

• основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

• нормами русского литературного языка;

• навыками практического использования системы функциональных стилей речи;

• работать с различными типами словарей;

• основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на русском языке;

• русским языком в его литературной форме.

 

2. Темы занятий с перечнем конкретных вопросов, задач, заданий, ситуаций, кейсов и т.д., которые планируется рассмотреть на занятии.

                              

      Раздел 1. Язык и коммуникация. Правильность речи и нормы         литературного языка.

Практическое занятие Тема 1.1. Русский язык и культура речи как учебная дисциплина. Аспекты культуры речи. Понятие точности речи и ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов.

                                                    План

1. Предмет и задачи дисциплины «Русский язык и культура речи».

2. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.

3. Многозначность термина «культура речи». Литературный язык и понятие культуры речи.

4. Понятие точности речи.

                                      Практические задания

Задание 1. Прочитайте предложения. Обратите внимание на предметную, понятийную неточность, речевую недостаточность. Отметьте случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Исправьте предложения и запишите их.

1. Выставка юных художников в Доме культуры имела такой успех потому, что Карпенко Н.И. на уроках рисования сумела воспитать прекрасное в своих учениках.

2. Студент Белов занял первое место   по английскому языку.

3. За ошибки и недостатки председатель совхоза заслуживает взыскания.

4. Они окончили училище, но, чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка.

5. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в тёплые варежки всю семью.

6. Касса получает за товары ясельного возраста.

7. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках.

8. Сдаётся комната с ребёнком.

9. В помещении проходной фабрики санэпидемстанция будет готовить отравленную приманку для населения.

10. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.

11. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа.

12. Продажа сока прекращена по техническим причинам: застрял в лифте.

13. Доставка грузов производится вертолётом по бездорожью.

14. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность.

15. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.

16. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учёными.

17. На фабрику требуется два рабочих: один для начинки, другой для обёртки.

18. День рождения начнётся в три часа. (Празднование дня рождения).

19. Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить.

20. Если посмотреть на город с птичьего полёта, то дома кажутся маленькими островами среди зелёного моря.

21. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почёта.

22. Опытный охотник всегда держит палец на мушке.

23. В субботу в нашем клубе состоится лекция для бездетных родителей.

24. Подвиги совершают не только молодые, но и пожилые люди, например, космонавты.

25. По уровню знаний нынешний абитуриент превосходит какого-нибудь профессора XIX века.

26. Никогда не поверю в то, что Пушкин умер.

Задание 2. Сравните пары предложений. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений.

Эти функции поручаются отделам рекламы. Эти функции возлагаются на отделы рекламы.

В музее выставлены реликвии, преподнесённые делегациями. В музее выставлены подарки, преподнесённые делегациями.

Главная сила Сибири – в её обильной минерально-сырьевой базе. Сила Сибири – в её богатейшей минерально-сырьевой базе.

Они работают как самые отъявленные специалисты.   Они работают как самые опытные специалисты.

Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев. Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодёжного покроя.

В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не воспринимали мороза. В шубах, валенках, тёплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.

Выиграв этот матч, «Зенит» сделал шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почёта. Выиграв этот матч, «Зенит» поднялся на одну ступеньку на пьедестале почёта.

Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности.    Сейчас наши дети начинают преодолевать первые школьные трудности.

Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. Под тенистыми деревьями удобно разместились пенсионеры.

В этом бою осколки прострелили ему обе ноги. В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

Задание 3. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Античный, классический. Мифология, языки.

Врождённый, прирождённый.  Талант, ум.

Гостеприимный, радушный, хлебосольный. Приём, хозяин, человек.

Губительный, пагубный. Влияние, действие.

Единый, один. Миг, момент.

Длинный, длительный, долгий, продолжительный, долговременный. + Воздействие, период, путь, сборы, кредит.

Выдвинуть, высказать, исправить, устранить.    +

Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.

Найти, обрести. Опора, поддержка.

Обнаружить, открыть. Закон, закономерность.

Доказать, обосновать. Теорема, теория.

Предвещать, предсказать. Поражение, успех.

Расширить, увеличить, повысить. Возможности, потенциал, уровень.

 

Задание 4. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта.

2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году.

3. В парке запрещён выпас собак.

4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов.

5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи.

6. Рекорды продолжаются.

7. Дети читают стих, стоя врассыпную.

8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах.

9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан.

10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов.

11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу.

12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи.

13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку.

14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров.

15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру.

16. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня.

17. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков.

18. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом.

19. Уровень несчастных случаев на шахте увеличился.

Практическое занятие Тема 1.2. Язык и речь.

                                     План

1. Язык и общество. Язык – универсальная знаковая система. Формы существования языка.

2. Функции языка.

3. Речь, ее особенности. Формы существования общенародного языка. Три диалекта.

4. Литературный язык и его формы, свойства и признаки.

   5. Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов.

6. Смешение частично совпадающих по значению слов.

7. Смешение неоднородных понятий.

                              Практические задания

Задание 1. С приведёнными ниже паронимами составьте словосочетания. Укажите, в чём специфика каждого паронима (разное значение, лексическая сочетаемость, участие в устойчивых сочетаниях, постоянный или временный характер признака и т.д.).

Диктат – диктант; демократичный – демократический; запасный – запасливый; осудить – обсудить; генеральный – генеральский; скрытый – скрытный; экономия – экономика; безответный – безответственный; злой – злостный; явный – явственный; остатки – останки; рыбий – рыбный; логичный – логический; покупательный – покупательский; представить – предоставить; оклик – отклик; эффектный – эффективный; невежа – невежда.

Например: демократичный закон – демократический строй; запасный выход – запасливый человек.

Задание 2. Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Составьте с этими сочетаниями предложения.

Поиски – происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные); абонент – абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный); дипломант – дипломат (хладнокровный, юный, конкурса); описка – отписка (возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная); советник – советчик (технический, ближайший, тайный, непрошеный); фабрикат – фабрикант (дешё- вый, богатый, зарубежный, высококачественный); кожный – кожаный (портфель, заболевание); классный – классовый (характер, руководитель, строй); удачный – удачливый (день, охотник, намёк, операция); расчётный – расчётливый (человек, книжка, характер, система); экономичный – экономический (базис, машина, метод, закон, затраты); нетерпимый – нестерпимый (холод, поведение, боль, обычай, блеск, положение); исполнительный – исполнительский (работник, стиль, мастерство, лист, талант, комитет, орган, манера).

Например: поиски музейных экспонатов – вражеские (тайные, скрытые, возмутительные) происки.

Задание 3. Объясните разницу в значении словосочетаний, составьте с ними словосочетания.

Молодой советник – молодой советчик; опасный человек – опасливый человек; кардинальное решение – кардинальское решение; осудить поступок – обсудить поступок; соседний дом – соседский дом; хозяйские интересы – хозяйственные интересы; мелкие придирки – мелочные придирки; абсолютный невежа – абсолютный невежда; годовой отпуск – годичный отпуск.

Например: молодой советник (лицо, занимающее такую должность) – молодой советчик (тот, кто даёт советы). Молодой советник приступил к работе. Молодой советчик оказался достаточно мудрым.

 

Задание 4. Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Мотивируйте свой выбор. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты. Запишите десять предложений.

1. В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу. Он сразу решил (пойти, пройти) на (рыбью, рыбную) ловлю, надеясь на (удачный, удачливый) лов. (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится на (опасном, опасливом) обрыве. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце. Ожидание (поглотило, проглотило) мальчика. 2. На ковровом предприятии в (прошлом, прошедшем, минувшем) году производство наладилось. (Экономичный, экономический) эффект (перешёл, превзошёл) все ожидания! Уже (выпущено, изготовлено, произведено, сделано) 867 кв. метров (продукции, ковров и дорожек, ковровых изделий). 3. На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. Уже в начале будущего года он сможет (отгружать, сдавать) продукцию потребителям. 4. Известно (любому, каждому, всякому), что даже самые (хорошие, отличные, великолепные, превосходные) условия работы ещё не (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 5. Как показывает многолетний (учёный, учительский) опыт, в (доверчивой, доверительной) беседе дети рассказывают о своих (проблемах, задачах) с (большей откровенностью, большим откровением). 6. Этот (недостаток, порок, дефект) в детали можно (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооружённым (глазом, взглядом). 7. Победителю конкурса (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 8. В новом отеле (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей. 9. В этом романе М. Булгакову удалось (раскрыть, вскрыть, изобразить, описать, воспеть, представить) (трагичные, трагические) события в жизни (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 10. Весьма (эффектными, эффективными) оказались меры, (принятые, предпринятые) заводоуправлением для (повышения, увеличения) уровня рентабельности производства. 11. Идти одному по ночному городу (боязно, боязливо, страшно). 12. При старом руководстве в нашем коллективе (бытовали, происходили, случались) срывы в работе. 13. В (будние, будничные) дни я обычно встаю около шести часов. 14. Оратор уже (вошёл, взошёл) на трибуну, но говорить не смог: ему мешали (окрики, выкрики) из зала. 15. На общем собрании было решено (возвести, построить, сдать в эксплуатацию) новый курятник. 16. Кони пошли шагом и (встали, стали). 17. Мать (воспретила, запретила) детям играть со спичками. 18. После недельной оттепели завтра из-за резкого похолодания на дорогах (возможен гололёд, возможна гололедица). 19. (Дискуссия, диспут) о школьной реформе продолжается и после того, как на специальном заседании Правительства (обсуждался, осуждался) этот вопрос. 20. Спорные вопросы (доложит, расскажет, разъяснит, пояснит) мой заместитель. 21. В городе активно ведётся (жилое, жилищное) строительство. 22. (Главную, заглавную) роль в пьесе «Маскарад» исполнит молодой артист. 23. О работе мне пока думать рано, надо сначала (закончить, кончить, получить) среднее образование. 24. Минеральные и витаминные добавки, введённые в рацион, очень (калорийны, полезны). 25. Платиновые термометры сопротивления (применяются, работают) в сложных условиях. 26. Мы заботимся (о развитии, об улучшении) качества продукции.

Задание 5. Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного использования слова исправьте предложения.

1. Череда первоклашек теснилась у крупного аквариума. 2. Чашка выпала из рук матери и раскололась на мелкие кусочки. 3. Наш город характерен старинными парками, за что его уважают все жители. 4. Наш завод славится возделыванием комфортабельных троллейбусов. 5. В транспортировке кормов участвует семь подвод. 6. Декада французской музыки продлится две недели. 7. Нерадивых водителей неизменно встречает авария. 8. Мой брат увлекается мифами Древней Греции и знает фамилии всех античных героев и богов. 9. Наша спортсменка явно устала, а у неё впереди – бо́льшая половина дистанции. 10. С конца VI века до н. э. поток туристов устремился в Египет. 11. Неуютно в нашем цехе, он находится в аварийном состоянии. 12. Благодаря майским заморозкам урожай был уничтожен почти полностью. 13. Где-то в горах слышались одинокие выстрелы. 14. Аншлаги о наборе учащихся в наше профтехучилище уже развешаны по всему городу. 15. Заседание оперативного штаба намечено на 1 октября. Именно с этой даты традиционно начинается отопительный сезон в нашем регионе. 16. Медики бьют тревогу: заболевание туберкулезом возросло в несколько раз, а противотуберкулезный диспансер – один на весь регион. 17. Какие только чудеса не вытворяет современная наука! 18. У нас ещё довлеет ошибочное мнение, что без реконструкции всей экономики можно выйти из кризиса. 19. У Базарова нет сообщников – он трагически одинок. 20. Татьяна воспитывалась в глуши, и её выходки просты и естественны, только в конце романа она приобретает аристократические замашки. 21. Закоренелого петербуржца сразу узнаешь по какой-то врождённой сдержанности и интеллигенции. 22. Островский задумывал «Грозу» как комедию, но впоследствии прозвал пьесу драмой. 23. Мы вышли к лесистому озеру. 24. Наша спортсменка бежала в паре с канадкой. Свою напарницу она обошла почти на полкруга. 25. И стоят наши дальневосточные берёзки в своём подвенечном саване. 26. Нам рассказали о жизни писателя и прочитали отрывки из его творчества. 27. Новогодняя ёлка стала любимым праздником нашего детства.

Точность речи

1. Дайте определение «точности речи».

2. Охарактеризуйте условия точности речи.

3. Что представляют собой лексические нормы?

4. Назовите виды лексической сочетаемости, прокомментируйте их.

6. Что такое плеоназм и тавтология?

7. Какие речевые ошибки встречаются при неправильном употреблении фразеологических оборотов и устойчивых сочетаний?

8. Какие факторы приводят к нарушению стилистической сочетаемости?

10. Какие слова называются паронимами? Приведите примеры слов-паронимов.

12. Назовите ошибки, связанные с употреблением синонимов.

Чистота речи

1. Назовите коммуникативные условия чистоты речи.

2. Что представляет собой жаргон? Назовите виды жаргона.

3. Что представляют собой слова-паразиты?

4. В какой речевой ситуации употребление диалектизмов является стилистически неоправданным?

5. Какова сфера использования в речи заимствованных слов?

6. В каких ситуациях употребление иностранных слов является немотивированным?

Уместность речи

1. Что учитывается при стилистической характеристике слова?

2. Охарактеризуйте функционально-стилевое расслоение лексики.

3. Что такое «смешение стилей»?

4. Что такое диалектизмы?

5. Какова роль диалектизмов в художественной речи?

6. В чём состоит стилистически неоправданное употребление диалектизмов?

7. Что такое устаревшая лексика? Назовите её виды.

8. Каковы правила использования устаревших слов?

9. Дайте стилистическую оценку неологизмов. Назовите ошибки, вызванные их употреблением.

                         Практические задания

Уместность речи

Задание 1. Приведены фразы, взятые из научных работ, докладов, газетных публикаций. Учитывая официальный характер речевых ситуаций, укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (случаи «смешения стилей»), прокомментируйте их, исправьте ошибки в предложениях, запишите.

1. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать аж 33. 2. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 3. Днями в Кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России». 4. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 5. Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с несогласованностью именно этих процессов. 6. Подвижки могут появиться уже к следующему году. 7. Не убоявшись прессинговой политики, депутаты дали отбой центру, приняв специальное постановление, подтверждающее суверенизацию субъекта России.

Точность речи

Задание 2. Заполните пропуски в тексте наиболее подходящим словом из предлагаемых.

1) а) народных; б) национальных; в) индивидуальных; г) этнографических;

2) а) народа; б) нации; в) национальности; г) коллектива;

3) а) предлагают; б) выдвигают; в) придумали; г) дают;

4) а) сильных; б) своих; в) детских; г) младенческих;

5) а) кажется; б) считается; в) вероятно; г) разумеется;

6) а) баллады; б) былины; в) колыбельные; г) легенды;

7) а) няни; б) отцы; в) бабушки; г) дедушки;

8) а) муравей; б) дельфин; в) бобер; г) журавль;

9) а) загадочные; б) таинственные; в) необычные; г) необыкновенные;

10) а) напряженной; б) изнурительной; в) постоянной; г) утомительной;

11) а) ситуацией; б) сказкой; в) тайной; г) загадкой;

12) а) вовсе; б) абсолютно; в) совсем; г) как раз;

13) а) характера; б) психики; в) нации; г) темперамента;

14) а) долгим; б) многолетним; в) продолжительным; г) тяжелым;

15) а) изменить; б) перестроить; в) обмануть; г) принять.

Возникновение и формирование (1)... черт этнографы, социологи ищут в истории (2)..., в его образе жизни. Вот одно интересное объяснение русского характера, которое (3)... биологи и психологи. Речь идет о явлении «импринтинга», т.е. первичного запечатления, тех самых первых (4)... впечатлений, которые ребенок получает и которые, (5)..., оказывают влияние на формирование тех или иных национальных черт. Сказки, песни, (6)..., которые поют своим детям матери и (7)..., по мнению ученых, формируют главные нравственные идеалы, правила будущего поведения. Знаете ли вы, например, что у трудолюбивых японцев любимый герой детских сказок - (8)...? Логично, правда? Излюбленный герой русских сказок - это Иванушка-дурачок, возле которого всегда находятся (9)... вещи или фантастические животные: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, конек-горбунок, серый волк. С помощью этих чудес герою без всякого труда достаются всевозможные блага. Вот, оказывается, какой была народная мечта - без тяжелой, (10)... работы достичь желаемого.

Но почему? За какие заслуги в сказках герой получает все это? И тут мы сталкиваемся с новой (11)… Оказывается, Иванушка (12)... не дурачок. Он только прикидывается глупым. Ему почему-то выгодно до поры, до времени казаться дурачком, чтобы затем выйти победителем, поймать свою жар-птицу - богатство, счастье, красавицу-невесту. Корни такого свойства (13)... лежат, видимо, в российской истории с ее (14)... монголо-татарским нашествием, междоусобными войнами, крепостным правом, страданиями и несчастьями недалекого прошлого. Чтобы выжить в этих условиях, (15)... судьбу, не пасть духом, надо было быть осторожным, терпеливым, больше надеяться на чудо, чем на себя, на свои руки и голову. Вот и появились пословицы и поговорки: «Тише едешь - дальше будешь», «Поспешишь - людей насмешишь» и т.п.

Краткость речи

Задание 3. Укажите, какое слово лишнее. Исправьте предложения.

1. Ошибки чтеца неприятно режут слух. 2. В тачке везли железный лом: старый примус, старый водопроводный кран, сплющенный и негодный чайник. 3. В этом стихотворении Маяковского есть вновь созданные поэтом слова. 4. Не может быть и речи о том, что способности человека объясняются якобы только его наследственностью. 5. Вдруг Софья теряет свое сознание. 6. Всегда спокойный, неизменно корректный, он заметно выделялся на фоне своего класса и пользовался большим авторитетом среди своих однокурсников.

Чистота речи

Задание 4. Прочитайте предложения и прокомментируйте употребление в них иностранных слов. Всегда ли оно оправдано? Исправьте предложения.

1. Необходимо собрать лучшие идеи от всех политических сил, но не делать из них конгломерат, а составить цельный документ, который был бы близок каждому. 2. Бестселлером нового сезона стала стиральная машина «Макс». 3. Деятельность редакции по уточнению текстов лимитирована утратой части манускриптов. 4. Победителями тендера стал консорциум западных и российских банков, который возглавил CS First Boston. Имидж РАО серьезно пострадал, как и престиж его главного акционера – государства. 5. Можно было бы привести армады цифр, характеризующих экономику страны...

Ясность речи

Задание 5. Найдите ошибочную смысловую связь слов. Отредактируйте предложения.

1. Андрей Болконский считал, что он добьется славы, сидя не в кабинете, а на поле сражения. 2. Стачечный комитет получил официальное предложение в письменной форме представить дирекции фабрики свои требования. 3. На-чата подготовка охотников для истребления волков и лиц, руководящих облавой. 5. Этот завод имеет бродильные установки, компрессоры, ферментеры, котлы, в которых прорастают микробы, лаборатории и подготовленные кадры.

Задание 6. Спишите, расставляя знаки препинания.

1. Тишина была первозданная и вспомнилось майору его детство. 2. Дорога изрытая глубокими колеями шла темным хвойным лесом петляя между могучими деревьями. 3. Мое сердце то замирало то стучало. 4. Как можно прервала она речь с негодованием. 5. Я смотрел на освещенный луной сад и крышу и вдыхал живительный воздух ночи. 6. Вот луна она не тускла не задумчива не туманна как у нас а чиста и прозрачна как хрусталь. 7. Он пел и от звуков его голоса веяло чем-то родным. 8. Лизонька в большом пуховом платке покрывавшем ее белые плечи неподвижно сидела опустив голову на грудь. 9. Словарь отражает то что происходит в мире и литератору это надо знать. 10. Выбирать книги для чтения не только наука но и искусство. 11. Павел сказал Нам это не нужно. 12. Чаще думай о других и даже если тебе сейчас нелегко ты не забывай о том что кому-то может потребоваться твое участие.

Словари и справочники

1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: КомКнига, 2007. – 571 с.

2. Большой толковый словарь русского языка: около 60000 слов / под

ред. Д.Н. Ушакова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 1268 с.

3. Клобуков, Е.В. Краткий справочник по современному русскому языку: учебное пособие; под ред. П.А. Леканта. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2006. – 407 с.

4. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов: свыше 25 000 слов и словосочетаний / Ин-т русского языка РАН. – М.: Эксмо, 2008. – 944 с.

5. Малый академический словарь. Словарь русского языка: в 4-х т. / АНСССР, Ин-т рус.яз.; под. ред. Евгеньевой. – М.: Рус. яз., 1981–1984.

6. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. – 703 с.

7. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского

языка: пособие для учащихся. – М.: Цитадель, 2002. – 575 с.

8. Этимологический словарь русского языка. Вып. 10 / под ред. А.Ф. Журавлева, Н.М. Шанского. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 400 с.

9. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Г.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 2001.

Периодическая

1. Международный научный журнал «Гуманитарный трактат»

Россия, Кемерово (РИНЦ)

Тематика: Филология, Культурология, Гуманитарные науки, Философия, Журналистика, Социология, Иностранные языки

2. Сборник научных трудов «Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе»

Россия, Воронеж (РИНЦ)

Тематика: Филология

3. Известия Российской Академии наук. Серия литературы и языка.

Интернет – ресурсы

1. Режим доступа: http://il.rsuh.ru/ Русский филологический портал – попытка компактно представить в интернете различную информацию, касающуюся филологии как теоретической и прикладной науки. Центральным разделом портала является библиотека филологических текстов (монографий, статей, методических пособий) – Институт лингвисти



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.156.226 (0.015 с.)