Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности восприятия и понимания невербальной информации детьми с нарушением интеллекта

Поиск

 

Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали - это язык жестов, мимики и телодвижений человека.

Невербальная коммуникация является важнейшим наряду со звуковой речью средством общения людей. Невербальная коммуникация - это выразительные движения (мимика и пантомимика), жесты (например, поклон, поворот к собеседнику или от него и др.), использование предметов. Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможности общения, часто выразительны и лаконичны. В процессе воспитания и обучения, а затем в профессиональном развитии каждый человек овладевает определенной системой вербальной и невербальной коммуникации и использует ее в общении. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Через жесты осуществляется обратная связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Эти данные заставляют нас задуматься над значением "невербалики" для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого.

Наше поведение целиком направлено на удовлетворение потребностей, обретая в этом свой смысл. Мы можем считать поведение разумным в том случае, если оно определяется потребностями и мотивами, к тому же если оно целенаправленно.

Под нормальным поведением мы подразумеваем поведение, адекватное реальности. Большой области нормального поведения противостоит такая же большая область поведения, отклоняющегося от нормы. Мы считаем поведение нормальным в том случае, если оно находится в рамках ожиданий окружения. Эти ожидания и определяют, является ли демонстрируемое поведение нормальным, аномальным или нарушенным. [31, с.184]

Любая активная деятельность, любое поведение того или иного индивида вызывают различную реакцию у окружающих: терпимость, поощрение, осуждение. Терпимое поведение в большинстве случаев сохраняется. Поощряемое поведение усиливается, поскольку человек стремиться к признанию со стороны своего социального окружения. Осуждаемое поведение подавляется (лишь в редких случаях забывается и исключается) или практикуется в таком окружении, где его терпят или поощряют. [3]

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим: «Я не знаю как выразить это словами,» имея ввиду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее, чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Невербальный язык скажет о том, что люди думают в действительности. Собеседник, который указывает пальцем, смотрит пристально и постоянно перебивает, испытывает совершенно другие чувства, чем человек, который улыбается, ведет себя непринужденно.

Невербальный язык понимается всеми людьми одинаково. Например, скрещенные на груди руки соответствуют защитной реакции. [4]

Невербальная коммуникация имеет принципиальные отличия от вербального общения и характеризуется следующим:

· реализуется одновременно через разные органы чувств (полисенсорная природа);

· эволюционно-исторической древностью (существовала задолго до появления речи);

· непроизвольностью и подсознательностью;

· независимостью от языковых барьеров;

· особенностями психофизиологических механизмов восприятия;

· особенностями акустических средств кодирования.

Невербальное общение позволяет передать обширный спектр информации. Так, с помощью невербальных средств можно получить представление о расовой, национальной и социальной принадлежности человека о физическом и психологическом состоянии, об эмоциональном отношении человека, о психологическом климате в группе.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает «да» или утверждение. Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь. [1]

Мимика, поза, взгляд, жесты, пространства общения - все это элементы структуры невербального взаимодействия.

Анализ литературы показал, что в теоретических и экспериментальных исследованиях постоянно обсуждается вопрос о статусе невербального языка, о тех явлениях, которые объединяет это понятие. (Г. М. Андреева, А. Кендон, А. А. Леонтьев, Э. Л. Мартина, X. Миккин, Р. Харрисон, М. Эфрос).

Общение является основным фактором социальной жизни, одним из условий ее возникновения, существования и развития. В процессе общения усваиваются общественные отношения, реализуется взаимосвязь общества, само общение выступает в качестве основного условия человека, формирования его личности.

Анализ литературы показал, что по проблемам общения существует много работ, выходящих за предмет психологической науки, т. к. сфера общения привлекает исследователей. Природа общения, индивидуальные и возрастные механизмы, протекания и изменения являются предметом исследования философов и социологов.

Наибольшее количество приходиться на психологическую науку. И сама проблема является одной из глобальных проблем психологии.

Значимость общения в значительном виде подготавливает еще в раннем возрасте. На основе контакта со взрослым, в этом возрасте у ребенка формируется первая человеческая потребность, потребность в общении, и становится основой других человеческих потребностей. [15]

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно отклонение в становлении перцептивной сферы, нарушение взаимоотношений в коллективе, слабое наполнение эталонных образований, недоразвитие способностей к обобщению, отвлечение от конкретного и вербализации социально-перцептивных знаков, что влечёт дезадаптацию в общении. [30, с. 39]

Причиной перемещения проблемы общения в круг вопросов, изучаемых представителями социальных и поведенческих наук, становится неприятие «рационального человека» в обществе (Е. И. Фейгенберг, А. Г. Асмолов).

Заканчивая специальное (коррекционное) образовательное учреждение, выпускник коррекционной школы вступает в новую социальную общность, успешность интеграции в которой зависит от начальной стадии этого процесса - адаптации. [34, с. 17]

Причинами плохой адаптации и, как следствие, невозможности занять определенное место в жизни, включиться в систему человеческих взаимоотношений становятся неразвитые возможности налаживания интеракции (несловесное взаимодействие, неречевой контакт), первичным элементом которой является неадекватность опознания невербального поведения человека.

«Диалогичность общения» с умственно отсталыми в обществе в основном нарушена по причине отсутствия такого компонента как взаимопонимание. Проблема понимания другого остро стоит в нашем обществе, где центрированность на собственных проблемах мешает познанию другого. [32, с 151]

Неусвоение информации, отставания и затруднения в ведущей деятельности, как в дошкольном учреждении, так и в массовой школе, ведут к изменению статуса ребенка в коллективе сверстников. Постоянно испытывая тревожность, настороженность, готовность к отражению агрессии, ведет к колебаниям самооценки умственно отсталых и заставляет неадекватными ассоциативными методами добиваться изменения отношения к себе. Естественным является отражение всех этих особенностей как на эмоциональной сфере умственно отсталого, так и на средствах, несущих эту информацию невербально. Поэтому актуальным для умственно отсталых детей становится «снятие напряжения посредством углубленного изучения своего невербального языка, чувств и эмоций, ощущений своего тела» (Л. С. Выготский).

Необходимость формирования у умственно отсталых школьников адекватных способов опознания невербальных коммуникативных знаков базируется на понимании значения общения в целом для развития личности.

Понимание общения как деятельности, направленной на другого человека, подводит к мысли о необходимости развития умственно отсталых школьников возможности учета эмоционального и функционального состояния человека, интеллектуальных и личностных характеристик партнеров по общению. Направленность на другого - это еще и способность адаптировать инициативные акты к нуждам другого человека. Умственно отсталый ребенок оказывается неуспешным в данной области по причине недостаточности информации об этих нуждах, большую часть которых несет невербальное поведение партнера. [35, с.64]

Повышение адекватности опознания невербального поведения человека умственно отсталыми становиться возможным решать путем «пробуждения чувства своего тела», развивая луче понимание своих эмоциональных состояний, помогая приобретению способности владения и управления ими. Это становится основой адекватного понимания других людей, формирования способности к их правильному отражению, видению чувств и эмоций других.

Рациональное зерно в обращении к формированию опознания эмоциональных состояний через выразительные движения видится именно в рассмотрении сферы чувств умственно отсталого ребенка, как наиболее сохранной. Умственно отсталые «пусть не очень глубоко и четко, но понимают свои чувства и чувства окружающих людей, в той или иной степени регулируют свои внутренние переживания, устанавливают определенные дружеские отношения и контакты, в основном правильно ведут себя в коллективе». [33, с. 53]

Наличие опорных элементов опознания невербального поведения другого человека умственно отсталыми делает его предметом общения. Внимательность умственно отсталого к эмоциональному состоянию другого станет основой налаживания межличностных контактов, порождая ответное внимание к школьнику с ограниченными интеллектуальными возможностями, терпимость к особенностям его личностной сферы, проявляющимся в ответном самовыражении.

Невербальное поведение другого становится для умственно отсталого носителем оценочных критериев партнера по общению, что позволяет скорректировать не только сферу действий с предметами, но и самооценку, основанную на оценке другого и его отношения к умственно отсталому. [37, с. 18]

Прерывание порочного круга «особенности личности умственно отсталого - неприятие в социальной среде - нарастание негативных тенденций в личности умственно отсталого» требует не только привнесения гуманистического отношения к умственно отсталым, но и коррекции их мотивационно - потребностной сферы. Необходимым элементом последней становится развитие коммуникативной компетентности умственно отсталых в области невербального общения, создание ситуации успеха при опознании невербального поведения человека, закрепление интереса к сфере общения с другими, обогащение собственных выразительных возможностей.

Большое значение приобретают коммуникативные ситуации, предлагаемые умственно отсталыми детьми для решения, формирование культуры общения через понимание выразительных возможностей своей экспрессии, создание в ходе коррекционных занятий условий для реализации основных функций невербального общения: репрезентации эмоциональных состояний и налаживания межличностного взаимопонимания. [2]

школьник эмоциональный сказочный невербальный общение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.161 (0.013 с.)