Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности использования материала сказок в работе с младшими умственно отсталыми школьникамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным. Младший школьный возраст - важный период в жизни ребенка. В это время происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование у детей основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры. Подражательная активность, характерная для ребёнка младшего школьного возраста, ведущая эмоция- интерес, несомненно, определяют выбор сказки, как основного средства нравственного воспитания ребёнка данного возраста. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, далее идет с ним на протяжении младшего, старшего школьного возраста и сопровождает его на протяжении всей жизни. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический, волшебный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственное поведение, которое регулирует желания и поступки ребенка. Для детей с нарушениями интеллекта характерно недоразвитие высших эмоций и трудно формируемые морально- этические качества. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические, волшебные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка с отклонениями в развитии, делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственной личности ребенка с нарушением интеллекта. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы, с упрощенным стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Родители, в целях экономии времени, показывают мультфильмы детям и занимаются своими делами, вместо того чтобы прочитать ребенку сказку. Особенности развития психики ребёнка с нарушением интеллекта таковы, что зачастую многое из мультфильма или сказки, услышанной по аудиоисточнику, он не в состоянии понять и запомнить. Умственно отсталому ребенку просто необходимо слушать сказку в живом исполнении, а лучше даже не в чтении, а в рассказывании. При прослушивании сказки ребенок будет представлять, стараться вообразить какие-то сказочные образы. В связи с этим у него будет развиваться мышление, воображение. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, ознакомление со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. А это является одной из главных задач олигофренопедагогов. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия. Вся литература заранее должна быть тщательно обработана. Вследствие своеобразия, которое наблюдается в формировании морального облика детей с нарушением интеллекта, необходимо выработать и применять к ним особый педагогический подход. Своеобразие заключается в том, что таким детям трудно общаться со сверстниками, имеющими нормальное развитие, и взрослыми из-за особого отношения к ним общества. Необходимо учитывать, что дети с нарушением интеллекта при неправильном воспитании проявляют недоверчивость и даже враждебность к другим людям из-за недостаточного понимания мотивов их поступков. Нередко такие дети стремятся изолироваться, замкнуться в себе или же ведут себя агрессивно по отношению к людям, не нашедшим правильного подхода к ним. Поэтому нужно, прежде всего, завоевать доверие ребенка, найти и устранить повод, мешающий контакту его с педагогом, заставить поверить в доброжелательное, справедливое отношение к себе. Излишняя жалость, оберегание от трудностей, чрезмерная опека лишают таких детей самостоятельности и активности. В результате у них, с одной стороны, углубляется чувство неполноценности, с другой - развиваются требовательность, деспотизм, эгоизм. Необходима разумная, тактичная и все возрастающая требовательность к детям с нарушением интеллекта с учетом их возможностей, повседневное воспитание у них все большей требовательности к себе и желания заботиться о других. [5] Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказке все как в сказке. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения - ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются. [6] Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии. [24. С. 5] Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям младших умственно отсталых школьников. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее. [26, с. 21] Сказкотерапия - один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказки (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь. [6] Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Евстигнеева. [7] Пути использования сказкотерапии Сказка может быть использована для того, чтобы: ) предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы; ) сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки их сближает; ) сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдаёт свои положения за что - то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии; ) сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов (формы поведения, режим функционирования душевных сил, похожие на инстинкты, смысл и значение которых выражается в реальных образах и действиях), первого впечатления; ) сказка несёт свободу; ) важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. [8] Сказкотерапия - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны… Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе. Выделяют 4 этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых этапов не заканчивается, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовал начало определенного процесса. [28, с. 85] Первый этап сказкотерапии - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного), творчества продолжается по сей день. Второй этап - собрание и исследование мифов и сказок. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К. Ю. Юнга, Б. Беттельхейма, В. Проппа и др. Третий этап - психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику. Как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности. Четвертый этап - интегративный. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков. Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики и философии разных культур - все это приобретает сказочную форму и форму метафор. В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой): ) художественные ) дидактические ) медитативные ) психотерапевтические ) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и др. И.В. Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет два вида: ) фольклорные ) авторские: в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю.Соколова, А.В.Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка) по мнению И.В.Вачкова призвана раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности. Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские (художественные). [25, с. 29] Народные сказки несут следующие чрезвычайно важные для нас идеи, изложенные первозданным образным языком: . Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами. . Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого. . Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему. . Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования мезанизма целеполагания и терпения. . Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием самостоятельно. Эта идея важна для формирования самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Существуют следующие разновидности народных сказок: бытовые; сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца); сказки-басни, проясняющие какую-либо ситуацию или моральную норму; сказки-страшилки, истории о нечистой силе; сказки о взаимодействии людей и животных; притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях); сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев); волшебные сказки, сказки с превращением. [27, с.84 ] К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Существуют следующие разновидности художественных сказок: . Художественные волшебные. Из названия понятно, что в них будет происходить что-то удивительное. Речь идет о различных вариантах превращений, могущественных старцах, ларцах и прочих волшебных вещах. Сюжет может быть очень извилистым, непредсказуемым, но в любой момент появятся помощники. . Художественные о животных. Главными персонажами здесь являются различные звери, птицы и насекомые. Они живут и действуют как люди. . Художественные бытовые. В них действие обычно происходит в домах, подвалах, пещерах. Главные герои очень хозяйственны по своей натуре либо разрушают собственный быт. Такие сюжеты заканчиваются неожиданными вариантами и перспективами, так как многое зависит от деятельности персонажей, хлопочущих по хозяйству на страницах сказки. Если они не поддаются никаким позитивным изменениям, то влачат жалкое существование и их жизнь - безрадостные будни. . Художественные страшные. Сказки про нечистую силу - ведьм, упырей, вурдалаков и прочих персонажей. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. Детская самотерапия - многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. . Психотерапевтические сказки. В них рассказывается о многих проблемах человека и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. Содержание сказки исцеляет своей неистребимой верой в добро - если есть яд, то всегда можно найти противоядие. В этих сказках говорится о том, что не следует торопиться с выводами, ждать скорейшего ответа на все вопросы и моментального обновления. . Дидактические сказки. Дидактические сказки создаются педагогами для приятной подачи учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. . Психокоррекционные сказки. Эти сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. [23. С. 24-27] Возможности работы со сказкой . Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются жизни ученика. . Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала. . Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человек и выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо. . Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность клиенту почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции. . Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой). [9] Существуют основные приемы работы со сказкой: . Анализ сказок. После прослушивания сказки детям задают вопросы: Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка? Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)? Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки? Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка? Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои), что это были за сказки? Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои? Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации. . Рассказывание сказок. Процедура рассказывания сказки состоит в следующем: Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица; - Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. 3. Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, коней сказки и т. д. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободится от внутреннего напряжения. Именно в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки. . Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через те эмоции, которые обычно ребенок по каким-либо причинам не может себе позволить проявить. . Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности. [9] Также необходимо создавать сказочно игровую среду. Для этого необходимо создать условия, где ребенок с ограниченными возможностями может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссорится, производить вокруг себя разрушение - сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и под давлением взрослого. [10] Анализ литературы показал, что общение является специфическим видом деятельности, оказывающим значительное влияние на психическое развитие. Общение является основой для формирования отношений личности. Общение определяется как взаимодействие людей, направленное на их усилие с целью налаживания отношений и достижение результата, как один из видов деятельности, выполняющий к другому виду деятельности функцию способа реализации. Феномен общения в исследовании рассматривается с позиции невербального аспекта, а восприятие и понимание выразительных движений является составными частями процесса взаимодействия. Экспериментальное изучение детей с легкой степенью умственной отсталости опиралось на данные, которыми располагает современная психология. Изучение особенностей восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с нарушением интеллектуального развития на материале сказок позволяет определить как характеристику личности в целом, так и её отдельные проблемные элементы. Коррекция выявленных нарушений восприятия и понимания невербальной информации указанной категорией детей с использованием материала сказок способствует усилению потенциальных возможностей испытуемых. Предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях, которые можно «прожить», «проиграть». Чем больше моделей, тем подвижнее социальный интеллект, тем успешнее процесс социализации. Использование в специальном образовании материала сказок полностью отвечает всё возрастающей потребности человека в мягком подходе к его проблемам. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой начинает дело, строить ее описание. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует настоящую действительность. В результате литературного обзора было установлено, что проблема восприятия и понимания невербальной знаковой информации в процессе работы со сказками остается открытой и требует дальнейших теоретических и экспериментальных исследований.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.150 (0.012 с.) |