ТОП 10:

Особенности структуры дохода руководителя предприятия в РБ.



 

Структура личного дохода руководителей в РБ формируется в основном, так же как и у других работников, но имеет свои особенности.

 

На основании положения об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий (в дальнейшем – Положение), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 1999 г. N 822, которое является обязательным для применения на государственных предприятиях, в объединениях, организациях, на которые распространяется действие Закона Республики Беларусь "О предприятиях". Наниматели предприятий негосударственной формы собственности, если это предусмотрено коллективными договорами, соглашениями, могут использовать Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий. 

 Оплата труда руководителей предприятий состоит из должностного оклада, надбавки за сложность и напряженность работы, надбавки за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы), премии по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия, специальных видов премий, вознаграждения по итогам работы за год и других выплат.

Размер, порядок и сроки оплаты труда руководителей предприятий являются обязательными условиями заключаемого с ними контракта. Должностные оклады руководителей предприятий, хозрасчетных научно-исследовательских и проектных организаций исчисляются в пределах максимальных размеров, предусмотренных шкалой кратности тарифной ставки первого разряда, установленной Советом Министров Республики Беларусь, в зависимости от списочной численности работников предприятия.  

Списочная численность работников предприятия определяется по состоянию на 1-ое число месяца, в котором заключается (продляется, перезаключается, изменяется) контракт. При последующем изменении списочной численности работников предприятия в сторону уменьшения за счет проведения организационно-технических мероприятий, способствующих повышению эффективности труда, либо в связи со снижением объемов производства из-за конверсии должностные оклады руководителей не пересматриваются. Органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, утверждают шкалу кратности с учетом списочной численности работников, но в пределах ее максимального значения по установленным Положением группам. Кроме показателя списочной численности работников в утверждаемой шкале предусматриваются дополнительные показатели: объем производства (работ, услуг), чистая прибыль и другие. 

При установлении должностных окладов руководителей учитываются их деловые и профессиональные качества. Должностной оклад руководителя объединения, имеющего в своей структуре предприятия, структурные единицы, повышается в размере до 15 процентов по сравнению с окладом, предусмотренным шкалой для соответствующего по показателям предприятия. При этом списочная численность работников определяется в целом по объединению. Должностные оклады руководителей государственных сельскохозяйственных предприятий, исчисленные согласно шкале, могут 

повышаться до 10 процентов. 

 В целях усиления материальной заинтересованности в увеличении объемов производства и повышении его эффективности должностные оклады руководителей, рассчитанные в установленном порядке, могут увеличиваться при условии: роста объемов производства (работ, услуг) нарастающим итогом с начала года в сопоставимых ценах по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года - до 20 процентов; 

создания дополнительных по сравнению с предыдущим годом рабочих мест - до 10 процентов; увеличение доли продукции (работ, услуг), экспортируемой за валюту, в объеме реализованной продукции (работ, услуг) до 20 процентов.

Выполнения показателей по увеличению соотношения стоимости введенных за отчетный год основных средств к общей стоимости основных средств по сравнению с указанным соотношением за предшествующий год при условии, что объем капитальных вложений, превышает сумму начисленной за этот период амортизации, до 20 процентов, а также за обновление оборудования на высокотехнологичное, предназначенное для экспортоориентированного или импортозамещающего производства, дополнительно до 5 процентов.   

Конкретные размеры, порядок и условия повышения должностного оклада руководителя за выполнение показателей по увеличению соотношения стоимости введенных за отчетный год основных средств к общей стоимости основных средств по сравнению с указанным соотношением за предшествующий год и за обновление оборудования на высокотехнологичное, предназначенное для экспортоориентированного или импортозамещающего производства, устанавливаются органом, уполномоченным управлять государственным имуществом на текущий год по данным годовой бухгалтерской от четности и представляемым организациями дополнительным данным.   

Устанавливается следующая дифференциация увеличения должностных окладов руководителей за рост объемов производства (работ, услуг) нарастающим итогом с начала года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года: при росте объемов производства (работ, услуг): до 5 процентов - на 10 процентов; свыше 5 процентов - на 15 процентов; свыше 10 процентов - на 20 процентов. Обязательными условиями увеличения должностного оклада руководителя за рост объемов производства являются рост объема реализованной продукции (работ, услуг) в фактических ценах на настающим итогом с начала года, наличие прибыли от ее реализации, рентабельности производства продукции (работ, услуг) в процентах нарастающим итогом с начала года. При невыполнении перечисленных показателей и (или) снижении темпов роста объемов производства по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года руководителю восстанавливается первоначальный оклад.  

При создании дополнительных рабочих мест с увеличением их до 10 процентов по сравнению с предыдущим годом, должностные оклады руководителей увеличиваются на 5 процентов, с увеличением их на 10 процентов и выше оклады увеличиваются на 10 процентов. 

Конкретные размеры, порядок и условия увеличения должностного оклада руководителя за увеличение доли продукции (работ, услуг), экспортируемой за валюту, определяются органом, уполномоченным управлять государственным имуществом. Размеры должностных окладов руководителей предприятий утверждаются приказом органа, уполномоченного управлять государственным имуществом.

Орган, уполномоченный управлять государственным имуществом, может устанавливать руководителям предприятий надбавки за сложность и напряженность работы в размере до 50 процентов его должностного оклада. Руководителям предприятий, имеющих приоритетное значение в развитии отрасли, указанные надбавки могут устанавливаться в размере до 75 процентов должностного оклада. Перечень таких предприятий утверждается органом, уполномоченным управлять государственным имуществом. Порядок установления надбавок за сложность и напряженность работы с учетом дифференциации их размеров, а также условия снижения надбавки либо ее отмена при невыполнении показателей определяются органом, уполномоченным управлять государственным имуществом. Руководителям предприятий могут устанавливаться надбавки за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы) в следующих размерах: от 1 до 5 лет -5 процентов; от 5 до 10 лет -10 процентов; от 10 до 15 лет -15 процентов; свыше 15 лет -20 процентов должностного оклада руководителя. Порядок исчисления стажа работы руководителей для выплаты им указанных надбавок (вознаграждений) определяется органом, уполномоченным управлять государственным имуществом. 

Премирование руководителя производится за выполнение следующих показателей: рост объема реализованной продукции - до 50 процентов; выполнение плана по прибыли - до 25 процентов; снижение себестоимости выпускаемой продукции - до 25 процентов должностного оклада руководителя. Конкретные размеры премии за выполнение каждого из перечисленных показателей устанавливаются органом, уполномоченным управлять государственным имуществом. Также данным органом могут быть установлены другие показатели премирования руководителя, связанные с эффективностью работы предприятия. При невыполнении объема реализации продукции 50 процентов премии, начисленной за другие основные показатели, резервируется и выплачивается при условии выполнения указанного показателя до конца текущего года. Общая сумма премии руководителя в определенном периоде не может превышать сумму выплат по его должностному окладу за этот период. Предельный размер премии за результаты финансово-хозяйственной деятельности не может превышать 50 процентов должностного оклада в месяц для руководителей следующих предприятий: получивших преференции по решениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь; получающих дотации из республиканского или местных бюджетов. Руководителям убыточных предприятий премия выплачивается при условии снижения убытков по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, и ее сумма не может превышать 4,8 должностного оклада в год. Общая сумма премии руководителю, включается в себестоимость продукции (работ, услуг).   

Дополнительно из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, руководителю может выплачиваться премия за перевыполнение плана по прибыли -10 процентов должностного оклада за каждый процент прироста прибыли (рентабельности), но не 

более 0,5 должностного оклада в месяц. Кроме того, из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, руководителю дополнительно выплачивается премия за выполнение установленных министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом заданий по сокращению товарообменных (бартерных) операций в размере до 25 процентов должностного оклада по итогам работы за квартал. Конкретные размеры, порядок и условия ее выплаты определяются органом, уполномоченным управлять государственным имуществом. В случае невыполнения указанных заданий все виды премий за результаты финансово-хозяйственной руководителю не начисляются и не выплачиваются.

Выплата премии руководителю предприятия производится с разрешения органа управления,  заключившего с ним контракт, по результатам работы за месяц, квартал или другой расчетный период. Премия за результаты финансово-хозяйственной деятельности выплачивается руководителю предприятия за фактически отработанное время и учитывается при определении его среднего заработка.  

Руководителям предприятий по решению органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, могут выплачиваться специальные виды премий за увеличение выпуска экспортной продукции, экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов, внедрение новой техники, другие премии и выплаты в размере не более шести должностных окладов в год. Специальные премии выплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Виды специальных премий и других выплат, размеры и условия их выплаты руководителям устанавливаются органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.  

Руководителям предприятий выплачивается вознаграждение по итогам работы за год в размере не более одного среднемесячного заработка в год за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При условии обеспечения эффективной работы организации в течение календарного года (прирост объема производства и реализации продукции, увеличение прибыли, отсутствие задолженности по заработной плате, платежам в бюджет и за энергоресурсы, снижение объемов бартерных операций, снижение дебиторской и кредиторской задолженности) руководителю организации выплачивается дополнительно единовременная премия в размере среднемесячной заработной платы за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

 Премия за результаты финансово-хозяйственной деятельности, специальные премии уменьшаются либо не выплачиваются руководителю при наличии просроченной задолженности по заработной плате, по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, расчетам за энергоресурсы, при росте дебиторской и кредиторской задолженности, невыполнении показателей контракта, других показателей, определенных органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.   

 Заработная плата руководителю предприятия выплачивается одновременно с выплатой заработной платы работникам этого предприятия, а в случае выплаты части ее - пропорционально заработной плате, выплаченной работникам предприятия.

Коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы по предприятию в целом не должен превышать 3,5. Орган, уполномоченный управлять государственным имуществом, устанавливает конкретный коэффициент соотношения в зависимости от значимости и масштабов производства, численности работников. Для руководителей стабильно работающих предприятий, имеющих высокую эффективность и приоритетное значение в развитии отрасли, коэффициент соотношения может быть установлен в размере до 4,5. Расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителя и работников производится нарастающим итогом с начала года. При этом заработная плата руководителя исключается из фонда заработной платы работников предприятия. При расчете соотношения в заработной плате руководителя 

не учитываются суммы материальной помощи в связи с лечением и отдыхом, единовременных премий в связи с юбилейными датами предприятия, профессиональными праздниками, юбилейной датой рождения руководителя, единовременные премии руководителям-женщинам к 8 марта.

Руководителю предприятия сверх установленных условиями контракта денежных сумм могут производиться дополнительные выплаты, порядок, условия и размеры которых определяются органом, уполномоченным управлять государственным имуществом. К числу таких выплат относятся: предоставление кредитов, ссуд, оплата представительских расходов, приобретение жилья за средства предприятия либо с частичной оплатой из средств предприятия, материальная помощь в связи с лечением и отдыхом, выплата единовременных премий в связи с юбилейными датами предприятия, профессиональными праздниками, юбилейной датой рождения руководителя, увольнением его в связи с уходом на пенсию. Названные выплаты руководителю предприятия производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.   

 Вопросы начисления и выплаты дивидендов по акциям и вкладам руководителя в имущество предприятия Положением не регулируются. Дивиденды выплачиваются руководителю, как и другим членам коллектива, с учетом законодательства и в порядке, установленном на предприятии.

В связи с той ролью, которую играют руководители и менеджеры в определении прибыльности отдельных подразделений и корпорации в целом, большинство рабо­тодателей выплачивают им значительные поощрения и премии.

Большинство компаний платят своим менеджерам и руководителям ежегодные премии, направленные на мотивацию текущей деятельности этих со­трудников. В отличие от зарплаты, которая редко отражает какие-либо срывы в результатах деятельности, премии могут увеличивать или уменьшать общую сумму вознаграждения. Существуют три основных момента, которые необходимо учиты­вать при разработке поощрительных схем: круг лиц, имеющих право на премию, определение фонда выплат и размеры индивидуальных премий.

Претендентов обычно определяют одним из трех способов. Первый — это клю­чевое положение. Для этого необходимо рассмотреть все должности с целью выявить те, которые имеют основное влияние на прибыльность. Второй заключается в опре­делении точки отсечения, связанной с уровнем зарплаты, то есть все сотрудники, получающие зарплату выше определенного уровня, автоматически считаются потен­циально пригодными для премировании. Наконец, пригодность может быть опре­делена через класс зарплаты. Это есть не что иное, как усовершенствованный метод отсечения, который допускает, что все служащие определенного класса являются потенциальными участниками краткосрочной поощрительной программы.

Долгосрочные поощрительные схемы внедряются с целью мотивировать и воз­наградить руководство за многолетний рост и процветание компании, а также при­дать долгосрочную перспективность управленческим решениям. Если принимать во внимание только краткосрочные цели, менеджер, например, может увеличить при­быльность предприятия, сократив расходы на содержание оборудования, что могло бы отрицательным образом сказаться через два-три года. Другая причина исполь­зования этих схем заключается в том, чтобы заставить руководителей работать в компании как можно дольше, давая им шанс накопить определенный капитал (такой, как акции компании), основанный на долгосрочном успехе компании. Существует шесть популярных схем долгосрочного поощрения или программ накопления капи­тала: право выкупа акций, право оценки акций, схема достижения определенного результата, акционерные схемы с ограничениями, схемы фантомных акций и схемы книжной стоимости. Популярность этих схем постоянно изменяется, что связано с экономическими условиями и тенденциями, обстановкой внутри фирмы, отношением к долгосрочным поощрениям и другими факторами.

Право выкупа акций заключается в возможности приобретения оговоренного количества акций компании по определенной цене в течение опреде­ленного периода времени. Руководители надеются получить прибыль, реализовав свое право в будущем, но по текущей цене. Предположение заключается в том, что цены акций пойдут вверх, а не упадут или останутся неизменными. К сожалению, это зависит не только от действий руководства, но и общих экономических условий.

Существует еще несколько типов долгосрочных поощрительных схем. Право на оценку акций обычно объединяют с правом выкупа. Это позволяет поощряемому либо реализовать свое право (выкупить акции), либо провести их оценку в денежном выражении (или в виде акций), либо осуществить некоторую комбинацию. Схема достижения определенной цели предполагает награждение акциями в случае дости­жения определенной финансовой цели, такой как рост прибыли или доходов на одну акцию. Акционерная схема с ограничениями предполагает, что акции передаются руководителю бесплатно, но с некоторыми ограничениями, которые определяются внутренними инструкциями компании. Например, акции могут быть изъяты у ме­неджера, если он покидает компанию ранее установленного периода времени. На­конец, в случае схемы с фантомными акциями руководитель получает не акции, а условные единицы, равные по стоимости акциям компании. Через некоторое время он получает их стоимость (обычно в виде наличности).

Необходимость привязать оплату труда руководителя к результатам деятель­ности фирмы с тем, чтобы сделать ее более рисковой, привело многие фирмы к внедрению схем оплаты по результатам. Схемы по результатам - это схемы, по которым оплата зависит от финансовых результатов, связанных с выполнением целей, поставленных в начале многолетнего периода.

На основании вышесказанного подводим итог: структура личного дохода руководителей в РБ формируется в основном, так же как и у других работников, но имеет свои особенности. В регулировании дохода большую значение имеет законодательство РБ, которое вносит свою корректирующую роль (особенно на государственных предприятиях) в формирование структуры оплаты труда, вознаграждений, льгот.

 

   







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.186.116 (0.011 с.)