Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональная характеристика стилистического приёма умолчания

Поиск

 

Функционально-семантическая категория умолчания представляет большой интерес для изучения лингвистами, литературоведами, психологами, культурологами Интерес лингвистов направлен на обнаружение и описание всех средств такой коммуникативной ситуации, при которой формально не выраженный денотат передается говорящим и осознается слушающим. То есть, умолчание связано как с заменой одних словоформ другими, так и с формальной непредставленностью языковых единиц в результате их пропуска.

Многие современные манипулятивные коммуникативные техники интенциально направлены на изменения картины мира реципиента. Использование различных речевых стратегий и тактик способно склонить слушающего к желаемой для говорящего точке зрения. Стилистические приемы и фигуры, служащие для усиления образно-выразительной стороны высказывания, во многом способны формировать точку зрения адресата.

В процессе произнесения и восприятия речи они привлекают внимание и возбуждают интерес слушателей к речи, активизируют у них логическое и образное мышление, воображение, логическую и образную память.

При детальном рассмотрении особого по своей значимости приема выразительности - умолчания, оказывается важным вспомнить, что суть речевого воздействия, как известно, заключается не только в том, как говорить, но и во многом как не говорить и чего не говорить. Прием умолчания самим определением задает этот принцип - это оборот речи, которым автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю или слушателю самому догадаться о невысказанном.

Умолчание есть сознательная незавершенность высказывания, которая порождает неопределенность смысла, и ведет к усилению выразительности (URL:http://www.ling-expert.ru/library/slovar)

Общее структурное свойство фигур убавления, к которым относится и умолчание, состоит в том, что в них какие-то единицы плана содержания остаются без соответствующих единиц плана выражения. Речь, обращает на себя внимание пропуском каких-либо элементов. Эффект, который они создают, - это впечатление поспешности, быстроты, готовности, энергичности. Причем они способны передавать и темперамент говорящего, и объективную скорость протекания событий.

«Умолчание» - одна из наиболее известных наряду с риторическим вопросом техник воздействия. Следует, однако, отметить, что под умолчанием понимают также и всевозможные недоговорки, не выраженные синтаксически [51, с. 34].

В лингвистической литературе выделяют общие признаки характерные для приема умолчания:

. намеренность использования;

. целенаправленность;

.адресованность;

. полиинтенциональность;

. полное или частичное отсутствие словесного выражения (кроме вербализованного умолчания);

. наличие скрытого смысла;

. семантическое разнообразие;

. конситуативная обусловленность. (М.Г. Ситдикова Электронный ресурс URL: tgspa.ru/info/science/action/docs/files_20/939.do).

Данные признаки способствуют реализации основных функций речевого воздействия, они выполняют специфические функции в общении (фасцинативную, креативную, эмоционально-экспрессивную, оценочную, этическую, спекулятивную). Рассмотрим их более подробно.

Фасцинативная функция. Фасцинацией называют некие «позывные», которые несет сообщение и которые заставляют адресата настроиться на его восприятие. Основной функцией коммуникативно значимого умолчания является именно привлечение внимания заинтересовать, заинтриговать собеседника (Ефимова Электронный источник)

Креативная функция. Использование приема умолчания в некоторых ситуациях может активизировать творческую и мыслительную деятельность слушающего, стимулировать познавательный интерес, воображение, чувство юмора.

Оценочная функция. Посредством умолчания можно более мягко, тактично, сдержанно выразить свое отношение, оценку чему- или кому-либо, сгладить негативную оценку, не причинив обиды собеседнику. Эмоционально-экспрессивная функция. С помощью умолчания можно передать или вызвать определенные эмоции, чувственные состояния у слушателя, которые помогут ему правильно оценить ситуацию и в конечном итоге, возможно, окажут влияние на формирование личностных качеств.

Этическая функция. Данная функция сходна с оценочной, но охватывает более широкий спектр ситуаций. Использование умолчания в этой функции выступает способом проявлением такта, снятия возможной конфликтности, неловкости ситуации, сохранения авторитета.

Спекулятивная функция. Встречаются ситуации, в которых говорящий использует прием умолчания для получения так называемой личной выгоды, пользы (т.е. как бы спекулирует этим приемом). Так, например, говорящий может прибегнуть к нему, чтобы сэкономить речевые и эмоциональные усилия, время.

Они участвуют в создании различных жанров речи; актуализируют разнообразные интенции говорящего; являются «строительным» элементом некоторых приемов.

Другие авторы указывают также, что умолчание как коммуникативная единица общения может выполнять в диалогическом дискурсе следующие функции: информативную, регулятивную, эмотивную, контактивную, дисконтактную, социокультурную.

Этот стилистический прием, основанный на понимании общих свойств человеческой природы, был хорошо известен древним ораторам. Античный ритор Деметрий в трактате «О стиле» писал: «Ведь тот, кто понял недосказанное вами, тот уже не просто слушатель, но ваш свидетель, и притом доброжелательный. Ведь он самому себе кажется понятливым, потому что вы представили ему повод проявить свой ум» [Буробин 2003: 207]. На высокую эффективность умолчания для обеспечения действенного убеждающего воздействия, сопровождающегося эффектом убеждающего внушения, обращал внимание и Р. Гаррис: «Существует способ повлиять на ум…, и этот способ самый успешный из всех. Все люди более или менее склонны к самомнению, и каждый считает себя умным человеком. Каждый любит разобраться в деле собственными силами: всякому приятно думать, что он не хуже всякого другого умеет видеть под землею… Когда вы хотите произвести особенно сильное впечатление… каким-нибудь соображением, не договаривайте его до конца, если только можете достигнуть цели намеком; предоставьте … самим сделать конечный вывод» [там же].

Усечение (апозиопезис), или незавершенные, недоговоренные, прерванные предложения, возникают и функционируют в конкретных (устных или письменных) речевых актах и различаются степенью определенности невыраженной информации. Так, усеченные конструкции, во-первых, могут выражать вполне определенную информацию, вплоть до однозначной. Напр.: Сатира? Что ж, тоже ничего. На безрыбье, как говорится… (газ.); Утром деньги - вечером стулья. Вечером деньги - утром стулья. Нет денег… (Ильф, Петров); Разгадаешь мою загадку - возьму к себе в подмастерья. Не разгадаешь… (братья Гримм). Во-вторых, усеченные конструкции могут содержать информацию неопределенную, допускающую несколько вариантов осмысления: Я боюсь, Виктор, мы не сможем… Мне надо уйти от тебя (Гранин); Фирс. - В прежнее время вишню сушили, мариновали, варенье варили, и бывало… Гаев. - Помолчи, Фирс (Чехов). Такая особенность усеченных предложений делает их одним из основных средств художественного приема умолчания.

Усеченные конструкции свойственны в основном разговорному и двум книжным стилям - художественному и публицистическому, где они выполняют характерологическую функцию, характеризуя говорящего с какой-либо определенной стороны: передают в речи прямую специфику устного говорения, выражают различные эмоции и эмоциональные состояния говорящего с точки зрения гнева, возмущения, негодования, досады, сожаления, смущения, неуверенности, замешательства, удивления, взволнованности, состояния раздумья, неосведомленности или, напротив, нежелания называть вещи своими именами или высказывать мысль до конца и т.д. Иногда введение в речь усеченных конструкций показывает не столько специфику говорения автора речи, сколько обстановку разговора или его восприятия. Такое использование усеченных конструкций связано с изобразительной (эстетической) функцией данного типа предложений. Усеченные конструкции способствуют также созданию в речи эффекта интимизации, рекламности, усилению в высказывании субъективно-модальных значений, оформлению в тексте композиционных стыков и переходов (в рамках диалога как реплика-стимул / реплика-реакция, введение перебивающей реплики, переход от реплики к паралингвистическому плану поведения персонажа (ср.: - Ты его не слушай! Он тебя обязательно обхитрит, обманет… - Иван Алексеевич махнул рукой (Шукшин), как средство динамического, не нарушающего естественности прямой речи перехода от одного субъектного плана к другому и др.).

Для официально-делового и научного стилей усеченные конструкции практически не характерны; редко, в основном в качестве окказионального явления, употребляются в научно-популярном стиле.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.19 (0.011 с.)