Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функциональная характеристика стилистического приёма умолчанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Функционально-семантическая категория умолчания представляет большой интерес для изучения лингвистами, литературоведами, психологами, культурологами Интерес лингвистов направлен на обнаружение и описание всех средств такой коммуникативной ситуации, при которой формально не выраженный денотат передается говорящим и осознается слушающим. То есть, умолчание связано как с заменой одних словоформ другими, так и с формальной непредставленностью языковых единиц в результате их пропуска. Многие современные манипулятивные коммуникативные техники интенциально направлены на изменения картины мира реципиента. Использование различных речевых стратегий и тактик способно склонить слушающего к желаемой для говорящего точке зрения. Стилистические приемы и фигуры, служащие для усиления образно-выразительной стороны высказывания, во многом способны формировать точку зрения адресата. В процессе произнесения и восприятия речи они привлекают внимание и возбуждают интерес слушателей к речи, активизируют у них логическое и образное мышление, воображение, логическую и образную память. При детальном рассмотрении особого по своей значимости приема выразительности - умолчания, оказывается важным вспомнить, что суть речевого воздействия, как известно, заключается не только в том, как говорить, но и во многом как не говорить и чего не говорить. Прием умолчания самим определением задает этот принцип - это оборот речи, которым автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю или слушателю самому догадаться о невысказанном. Умолчание есть сознательная незавершенность высказывания, которая порождает неопределенность смысла, и ведет к усилению выразительности (URL:http://www.ling-expert.ru/library/slovar) Общее структурное свойство фигур убавления, к которым относится и умолчание, состоит в том, что в них какие-то единицы плана содержания остаются без соответствующих единиц плана выражения. Речь, обращает на себя внимание пропуском каких-либо элементов. Эффект, который они создают, - это впечатление поспешности, быстроты, готовности, энергичности. Причем они способны передавать и темперамент говорящего, и объективную скорость протекания событий. «Умолчание» - одна из наиболее известных наряду с риторическим вопросом техник воздействия. Следует, однако, отметить, что под умолчанием понимают также и всевозможные недоговорки, не выраженные синтаксически [51, с. 34]. В лингвистической литературе выделяют общие признаки характерные для приема умолчания: . намеренность использования; . целенаправленность; .адресованность; . полиинтенциональность; . полное или частичное отсутствие словесного выражения (кроме вербализованного умолчания); . наличие скрытого смысла; . семантическое разнообразие; . конситуативная обусловленность. (М.Г. Ситдикова Электронный ресурс URL: tgspa.ru/info/science/action/docs/files_20/939.do). Данные признаки способствуют реализации основных функций речевого воздействия, они выполняют специфические функции в общении (фасцинативную, креативную, эмоционально-экспрессивную, оценочную, этическую, спекулятивную). Рассмотрим их более подробно. Фасцинативная функция. Фасцинацией называют некие «позывные», которые несет сообщение и которые заставляют адресата настроиться на его восприятие. Основной функцией коммуникативно значимого умолчания является именно привлечение внимания заинтересовать, заинтриговать собеседника (Ефимова Электронный источник) Креативная функция. Использование приема умолчания в некоторых ситуациях может активизировать творческую и мыслительную деятельность слушающего, стимулировать познавательный интерес, воображение, чувство юмора. Оценочная функция. Посредством умолчания можно более мягко, тактично, сдержанно выразить свое отношение, оценку чему- или кому-либо, сгладить негативную оценку, не причинив обиды собеседнику. Эмоционально-экспрессивная функция. С помощью умолчания можно передать или вызвать определенные эмоции, чувственные состояния у слушателя, которые помогут ему правильно оценить ситуацию и в конечном итоге, возможно, окажут влияние на формирование личностных качеств. Этическая функция. Данная функция сходна с оценочной, но охватывает более широкий спектр ситуаций. Использование умолчания в этой функции выступает способом проявлением такта, снятия возможной конфликтности, неловкости ситуации, сохранения авторитета. Спекулятивная функция. Встречаются ситуации, в которых говорящий использует прием умолчания для получения так называемой личной выгоды, пользы (т.е. как бы спекулирует этим приемом). Так, например, говорящий может прибегнуть к нему, чтобы сэкономить речевые и эмоциональные усилия, время. Они участвуют в создании различных жанров речи; актуализируют разнообразные интенции говорящего; являются «строительным» элементом некоторых приемов. Другие авторы указывают также, что умолчание как коммуникативная единица общения может выполнять в диалогическом дискурсе следующие функции: информативную, регулятивную, эмотивную, контактивную, дисконтактную, социокультурную. Этот стилистический прием, основанный на понимании общих свойств человеческой природы, был хорошо известен древним ораторам. Античный ритор Деметрий в трактате «О стиле» писал: «Ведь тот, кто понял недосказанное вами, тот уже не просто слушатель, но ваш свидетель, и притом доброжелательный. Ведь он самому себе кажется понятливым, потому что вы представили ему повод проявить свой ум» [Буробин 2003: 207]. На высокую эффективность умолчания для обеспечения действенного убеждающего воздействия, сопровождающегося эффектом убеждающего внушения, обращал внимание и Р. Гаррис: «Существует способ повлиять на ум…, и этот способ самый успешный из всех. Все люди более или менее склонны к самомнению, и каждый считает себя умным человеком. Каждый любит разобраться в деле собственными силами: всякому приятно думать, что он не хуже всякого другого умеет видеть под землею… Когда вы хотите произвести особенно сильное впечатление… каким-нибудь соображением, не договаривайте его до конца, если только можете достигнуть цели намеком; предоставьте … самим сделать конечный вывод» [там же]. Усечение (апозиопезис), или незавершенные, недоговоренные, прерванные предложения, возникают и функционируют в конкретных (устных или письменных) речевых актах и различаются степенью определенности невыраженной информации. Так, усеченные конструкции, во-первых, могут выражать вполне определенную информацию, вплоть до однозначной. Напр.: Сатира? Что ж, тоже ничего. На безрыбье, как говорится… (газ.); Утром деньги - вечером стулья. Вечером деньги - утром стулья. Нет денег… (Ильф, Петров); Разгадаешь мою загадку - возьму к себе в подмастерья. Не разгадаешь… (братья Гримм). Во-вторых, усеченные конструкции могут содержать информацию неопределенную, допускающую несколько вариантов осмысления: Я боюсь, Виктор, мы не сможем… Мне надо уйти от тебя (Гранин); Фирс. - В прежнее время вишню сушили, мариновали, варенье варили, и бывало… Гаев. - Помолчи, Фирс (Чехов). Такая особенность усеченных предложений делает их одним из основных средств художественного приема умолчания. Усеченные конструкции свойственны в основном разговорному и двум книжным стилям - художественному и публицистическому, где они выполняют характерологическую функцию, характеризуя говорящего с какой-либо определенной стороны: передают в речи прямую специфику устного говорения, выражают различные эмоции и эмоциональные состояния говорящего с точки зрения гнева, возмущения, негодования, досады, сожаления, смущения, неуверенности, замешательства, удивления, взволнованности, состояния раздумья, неосведомленности или, напротив, нежелания называть вещи своими именами или высказывать мысль до конца и т.д. Иногда введение в речь усеченных конструкций показывает не столько специфику говорения автора речи, сколько обстановку разговора или его восприятия. Такое использование усеченных конструкций связано с изобразительной (эстетической) функцией данного типа предложений. Усеченные конструкции способствуют также созданию в речи эффекта интимизации, рекламности, усилению в высказывании субъективно-модальных значений, оформлению в тексте композиционных стыков и переходов (в рамках диалога как реплика-стимул / реплика-реакция, введение перебивающей реплики, переход от реплики к паралингвистическому плану поведения персонажа (ср.: - Ты его не слушай! Он тебя обязательно обхитрит, обманет… - Иван Алексеевич махнул рукой (Шукшин), как средство динамического, не нарушающего естественности прямой речи перехода от одного субъектного плана к другому и др.). Для официально-делового и научного стилей усеченные конструкции практически не характерны; редко, в основном в качестве окказионального явления, употребляются в научно-популярном стиле.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.19 (0.011 с.) |