Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стилистический приём умолчания и его реализация в масс-медиальном дискурсе↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Стилистический приём умолчания и его реализация в масс-медиальном дискурсе
Понятие и характеристика масс-медиального дискурса
I. Познавательная функция. - Информационная - удовлетворение информационных потребностей личности, различных социально-демографических слоев общества, общественных организаций и проч., сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях; Образовательная - передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей; Утилитарная - помощь в решении различных практических задач; Инновационная - состоит в том, что масс-медиальный дискурс выполняет разъясняющую, подготовительную роль, создает предпосылки для адекватного принятия новых процессов, с целью избежания неприятия инноваций и скорейшей адаптации к возможным переменам. Данная функция важна ещё и потому, что общества в основном глубоко консервативны и всегда в той или иной степени оказывают сопротивление переменам, в то время как задача СМИ в данном вопросе по возможности ускорить их принятие и способствовать их институционализации. II. Регулятивная функция. - Консолидационная - стремление к выражению интересов всех групп населения, пропаганде терпимости, взаимоуважения, общественного примирения и консенсуса, уравновешивания и консолидации во имя всеобщего решения насущных проблем общества; Интеграционная - поиск и объединение единомышленников, сплачивание их общностью целей и убеждений, четко формулировка и представление в общественном мнении своих интересов; Комментарийно-оценочная - заключается в комментарии, оценке и анализе изложенных фактов; Воздействующая - прямая или косвенная пропаганда и агитация. Сюда входит не только формирование убеждений, идеологий, но и побуждение к действию, воспитание привычек. III. Нравственно-воспитательная функция. - Культурная - участие в распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитание людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека; Функция социализации - заключается в усвоении человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. Превентивная - предупреждает с целью предотвращения о последствии тех или иных поступков. Так зачастую демонстрация криминальной хроники и наказаний за содеянные преступления имеет целью удерживания дальнейших преступлений и факта неотвратимости возмездия. Стилистический приём умолчания. Основные подходы и характеристики Когнитивно-прагматический потенциал приёма умолчания в масс - медиальном дискурсе Заключение
В данной дипломной работе была рассмотрена проблема специфики функционирования стилистического приема умолчания в массмедиальном дискурсе. Стоящая перед нами цель - определение прагматического потенциала стилистического приема умолчания в масс-медиальном дискурсе - определила весь ход научной работы. В первой главе мы рассмотрели масс-медиальный дискурс как особую систему, его структуру, составляющие элементы, основные характеристики и функции, а также некоторые инструменты реализации данных функций. Вторая глава нашей дипломной работы посвящена непосредственно анализу стилистического приёма умолчания как выразительного средства языка, основных подходов к его изучению, а также его функциональных характеристик. Прежде всего, необходимо отметить, что умолчание как целенаправленный коммуникативный акт характеризуется стремлением говорящего максимально воздействовать на реципиента. Кроме того были выявлены важные моменты. С одной стороны, автор высказывания использует умолчание для привлечения и акцентирования внимания собеседника на своей мысли. С другой стороны, посредством умолчания говорящий стимулирует умственную деятельность адресата, побуждает его к поиску, направляет ход его мыслей. В результате, самостоятельность и осознанность вывода повышают силу воздействия. Следует отметить, что коммуникативная информация, передаваемая умолчанием, всегда имплицитна и обязательно декодируется реципиентом. Значение умолчания декодируется реципиентом с помощью комплекса семантико-прагматических факторов общения, к которым, в частности, относятся тема общения, темпоральный, локальный, культурный аспекты коммуникативной ситуации, тональность и регистр общения, а также коммуникативные роли, социальные статусы, личностные отношения участников коммуникации, их тезаурус, фоновые знания, стратегии и тактики общения. Декодирование умолчания слушателем часто происходит с опорой на макроконтекст, только он помогает правильно понять и интерпретировать данный стилистический прием. В третье главе мы проанализировали конкретные примеры, содержащие стилистический прием умолчания. В рассмотренных нами примерах печатных изданий российской и британской прессы были выделены следующие важные составляющие для интерпретации коммуникативно-прагматического потенциала стилистического приема умолчания: · макроконтекст, отражающий экстралингвистические параметры коммуникативной ситуации, · лингвистический микроконтекст, характеризующийся наличием разнообразных языковых средств, среди них можно назвать средства формальной когезии (к тому же, дабы, что, но, а, ведь, по-прежнему и т.д. / and, if, by which, but, when, so и т.д.), а также стилистически маркированную лексику, а также параллельно употребляемые стилистические приемы (бессоюзие, однородные члены, архаизмы и т.д.). В большинстве примеров в качестве финального компонента обрыва речевой цепи незавершенного высказывания выступает многоточие, но в некоторых случаях это может быть предложно-номинативная конструкция (без комментариев /without comments). В ходе исследования нами была выявлена интересная закономерность, характерная именно для британских изданий - это место употребления стилистического приема умолчания - в подписи к фото или в подзаголовке к статье, а не в основном тексте. При выявлении функций стилистического приема умолчания в рамках масс-медиального дискурса было важно обращать внимание на жанровую принадлежность текста - источника данного приема. Анализ показал, что в основном, прием умолчания характерен для таких жанров, как публицистический очерк, интервью, мнение колумниста, то есть для тех жанров, в которых автор может высказать свою оценку того или иного события или явления. Для пресс-релизов или новостных сообщений употребление данного стилистического приема нехарактерно. Что касается непосредственно функций приема умолчания, в ходе комплексного исследования было установлено, что в масс-медиальном дискурсе как в британской, так и в российской прессе авторы употребляют его в информативной, социокультурной, эмотивной, контактной и дисконтактной функциях. Таким образом, высокая коммуникативная информативность, насыщенность и многофункциональность умолчания обеспечивают его способность к отражению субъективного мира адресанта и реализации его коммуникативных интенций. Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что нам удалось решить поставленные цели и задачи: дать определения понятиям «дискурс», «масс-медиальный дискурс», «стилистический прием», «стилистический прием умолчания»; исследовать особенности стилистического приема умолчания; установить и описать основные условия и причины, побуждающие говорящего к выбору стилистического приема умолчания среди всего многообразия вербальных и невербальных средств коммуникации; проанализировать спектр значений, имплицируемых умолчанием в масс-медиальном дискурсе; выявить и описать основные функции, выполняемые умолчанием в масс-медиальном дискурсе. В то же время в данной теме существует целый ряд спорных вопросов, требующих дальнейшего уточнения.
Библиография медиальный дискурс умолчание стилистический 1. Александрова О.В. Язык средств массовой информации как часть коллективного пространства общества. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 99 с. 2. Арнольд И.В. Стилистика английского языка (стилистика декодирования). - М., 1981. - 295 с. 3. Артамонова Ю.Д., Кузнецов В.Г. Герменевтический аспект языка СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования - М.: Изд-во МГУ, 2003. - С. 32-49. . Бардина Н.Е. Аксиологические стратегии аргументативного дискурса современного английского языка: На материалах политической риторики и социально-бытового общения.Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол. н. - Иркутск, 2004. - 16 c. 5. Бернацкая А.А. Приём перечисления в стилистике и риторике // Риторика и синтаксические структуры: Тез. краев. науч.-практ. конф. - Красноярск, 1988. - С. 98-103 . Борисенко В.И. Эвфемизмы в языке буржуазной пропаганды США // Социальная лингвистика и общественная практика. - Киев: Вгаца шк., 1988. - С. 147-156. . Борисова Е.Г. Знаковые уровни в политической рекламе // Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. - М., 2000. - С. 209-214. . Борисова Е.Г., Пирогова Ю.К. Имплицитная информация в рекламе и пропаганде // Имплицитность в языке и речи. - М., 1999. - С. 145-151 . Буробин В.Н. (ред.) Адвокатская деятельность. Учебно-практическое пособие. - М.: «ИКФ «ЭКМОС», 2003. - 624 с. 10. Володина М.Н. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного - М.: Изд-во МГУ, 2003. - С. 9-31. . Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 4-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 448 с. 12. Ермоленко С.С. Язык тоталитаризма и тоталитаризм языка // Мова тоталитарного суспильства. - Киев, 1995. . Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: монография. - М.: Ин-т языкоз. РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003. - 656 с. . Желтухина М.Р. Политический и масс-медиальный дискурсы: воздействие - восприятие - интерпретация // Язык, сознание, коммуникация. - М., 2003. - Вып. 23. - С. 38-51. . Зарецкая Е.Н. Риторика - М.: Дело, 2001. - 480 c. . Зильберт Б.А. Языковая личность и «новояз» тоталитаризма // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28-30 сент. 1994 г. - Волгоград: Перемена, 1994. - С. 50. . Карабан В.И. Пропаганда в свете теории речевых актов - Киев: Вища школа, 1988. - 146 с. . Качалова Н.А. Намек как элемент речевого акта и речевого жанра // Известия Саратов. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. Т. 9. - Вып. 3. 2009. - С. 40-43. . Квятковский А.П. Поэтический словарь. - М.: Сов. Энцикл., 1966. - 376 с. . Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М., 2005. С. 22. . Кобозева И.М. Интенциональный и когнитивный аспекты смысла высказывания: Науч. докл. по опубликованным трудам, представленный к защите на соискание ученой степени доктора филологических наук. - М., 2003. . Конецкая В.П. Социология коммуникаций. Учебник. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. - 304 с. . Кочкин М.Ю. Политический скандал как лингвокультурный феномен. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Специальность 10.02.19 - теория языка. - Волгоград, 2003. - 184 с. . Красных, В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). Монография. - М.: Диалог-МГУ, 1998. - 352 с. . Леонтьев А.Н. Образ мира - М.: Академический Проект, 2008. - 784 с. . Леонтьев А.А. «Основы психолингвистики». - М., 1997. - 287 с. . Литовченко М.А. Парламентское общение как составная часть политического дискурса // От слова к тексту: Мат-лы докл. междунар. науч. конф. - Мн.: МГЛУ, 2000. - С. 172-173. . Луман Н. Реальность массмедиа. - М., 2005. - 250 с. . Макаров М.Л. Основы теории дискурса - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 280 с. . Маслова В.А. Онтологические и психолингвистические аспекты экспрессивности текста. Дис…. доктора филол. наук. - Минск, 1992. - 451 с. . Мелехова Н.А. Теоретические подходы к анализу телевизионного дискурса // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова в сфере гуманитарной науки. - Ярославль: Изд-во ЯрГУ, №4. 2009. - С. 90-92 . Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М., 2003. - С. 10. . Никитина С.Е., Васильева Н.В. Экспериментальный системный толковый словарь стилистических терминов. Принципы составления и избранные словарные статьи. - М., 1996. - 172 с. . Новиков Л.А. Противоречие как художественный прием // Филологический; сборник: (к 100-летию со дня рождения академика Виноградова В.). - М., 1995. - 153 с. . Олянич А.В. Коммуникативные стратегии в религиозном дискурсе // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации. Лингводидактические аспекты межкультурной коммуникации: Материалы Науч. сессии фак-та лингвистики и межкульт. коммуникации ВолГУ: Сб. науч. ст. Вып. 2. - Волгоград: Изд-во.: Волгоград, 2004. - С. 29-41. . Папченко М.Ю. Диалоговые структуры в языке немецкой телерекламы // Володина М.Н. Язык средств массовой информации. - М. 2003. - С. 644-654. . Пастухова В.Я. Парадигматическая и синтагматическая связанность компонентов оксюморонного сочетания. Дис…. канд. филол. наук. - Ростов н/Д., 1980. - 176 с. . Пеньковский А.Б. О семантической категории «чуждости» в русском языке // Структурная лингвистика. - М.: Наука, 1989. - С. 54-82. . Пекарская И.В. Конструкции синтаксической контаминации как экспрессивное средство современного русского языка (На материале художественных и публицистических текстов). - Красноярск, 1995. - 210 с. . Пищальникова В.А., Сонин А.Г. Общее языкознание. - М.: Академия, 2009. - 448 с. . Пирогова Ю.К. Речевое воздействие в рекламе. - М., 1996. - 478 с. . Попова Я.В. Межкультурный масс-медиально опосредованный дискурс как пространство функционирования эвфемизмов. - Красноярск, 2011. - С. 176-179. . Пономарева О.А. Автореферат. Актуализация политического имиджа В.В. Путина в российских и американских СМИ 10.02.19 - теория языка Волгоград - 2005. - 26 с. . Пузанова О.В. Прагматика и семантика умолчания: диссертация… кандидата филологических наук: 10.02.04 - Санкт-Петербург, 1998. - 201 c. . Ржевский Л.Д. К вершинам творческого слова. Изд. Норвичского ун-та. 1990. - 170 с. . Сальникова Ю.А. Социопрагматика оценки в дискурсе качественной прессы США: на материале современных информационно-аналитических газетных статей. Дис. кандидата филологических наук: 10.02.04 - Хабаровск, 2010. - 203 с. . Семен Г.Я. Лингвистическая природа и функционирование стилистического приема парадокса (на материале английского языка). Дис.к анд. филол. наук. - Одесса, 1985. - 197 с. 48. Сиривля М.А. Стилистические приемы манипуляции сознанием в политическом дискурсе. 2010. [Электронный ресурс] - URL: http://www.rusnauka.com/27_NPM_2012/Philologia/7_ 116640.doc.htm (дата обращения -18.05.2013) 49. Язык. Культура. Коммуникация: материалы VI Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов // Под ред. Е.В. Пономаревой. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. - 256 с. Стилистический приём умолчания и его реализация в масс-медиальном дискурсе
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.193.94 (0.012 с.) |