Понятие статуса судьи и его составные элементы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие статуса судьи и его составные элементы



 

Слово «статус» происходит от латинского status, означающего «состояние, положение» (англ. status – правовое положение). Статус – правовое положение (совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей) гражданина или юридического лица и др»[1]. Исходя из такого понимания этого термина в юридической энциклопедической литературе рассматривается статус личности, предприятия, депутата и др., и, естественно, судьи. В юридической научной литературе слово «статус» чаще употребляется в связке со словами «конституционный» или «правовой». Слово «статус» применяется к статусу публичных субъектов, в число которых входит судья, считает Е.Б. Абросимова, отмечая, что понятие правового статуса публичного субъекта охватывает несколько элементов: первый элемент характеризует порядок формирования – назначение или избрание; второй элемент – порядок прекращения деятельности; третий элемент содержит компетенции субъекта, а также порядок и способы их реализации; четвертый элемент - особенности правового положения данного субъекта, отличающие его от других публичных субъектов – носителей государственной власти[2].

В юридической литературе также приводится немало определений понятия «статус судьи». Так, большая юридическая энциклопедия дает следующее: статус судьи – это «совокупность норм, которые закреплены в федеральном законе и определяют правовое положение судей как носителей судебной власти. Статус судей включает: порядок наделения полномочиями, основания приостановления и прекращения полномочий, принципы их деятельности, материальное обеспечение судей и меры социальной защиты»[3].

В.С. Авдонкин дает следующее определение правового статуса судьи – обусловленная профессиональным предназначением, правовой ролью судьи совокупность предусмотренных законодательством его прав и обязанностей, требований, предъявленных к нему, гарантий его деятельности, правовой регламентации привлечения судьи к уголовной, дисциплинарной и иной юридической ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей[4]. К. Ф. Гуценко ограничивается указанием на то, что под статусом судей, их правовым положением принято понимать совокупность их прав и обязанностей, которые появились у них в силу их должностного положения[5].

М.И. Клеандров в понятие «статус судьи» включает правовое положение судьи как носителя судебной власти, должностного лица высокого ранга, его права, обязанности, гарантии и иммунитеты, его место в судебной системе[6].

Из приведенных выше определений видно, что оно зависит от того, что автор берет за основу, что включает в состав элементов, характеризующих статус судьи. Видится возможным, дать следующее определение. Статус судьи – это совокупность прав и обязанностей судьи, характеризующих его правовое положение как носителя судебной власти. Исходя из данного определения можно выделить следующие элементы статуса судей:

· Права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования к кандидатам в судьи, порядок наделения кандидатов судейскими полномочиями);

· Права и обязанности судей, направленные на осуществление ими объективного, независимого и беспристрастного правосудия (порядок приостановления и прекращения полномочий судей, запрет на вмешательство в деятельность судьи, неприкосновенностью судьи и т.п.);

· Права и обязанности судей по осуществлению ими своей компетенции (характеризуются процессуальным законодательством);

· Права и обязанности судей, которые определяют его особое положение в обществе (материальные и социальные гарантии).

Необходимо отметить, что правовое закрепление в соответствующих актах тех или иных элементов статуса судьи является основой статуса судьи. Прежде всего, это положения Конституции РФ (ст.10, 119-122 и 124), которая закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей и порядку их назначения, гарантирует несменяемость, независимость и неприкосновенность судей. Тем самым обеспечивается самостоятельность судебной власти, гарантируется осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом.

Далее положения, определяющие статус судьи определены главой 2 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе РФ» с последующими изменениями и дополнениями и Законом РФ от 26 июня 1992г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» с последующими изменениями. В ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» дается определение судьи, говорится также о судьях в отставке, о предоставление за счет государства материального и социально-бытового обеспечения, соответствующего их высокому статусу, о единстве статуса судей, о порядке наделения полномочиями и сроке полномочий, о несменяемости и неприкосновенности судей. Наиболее полное правовое закрепление положений, характеризующих статус судей имеет место в законе «О статусе судей в Российской Федерации».

Помимо конституционного и федерального законодательного регулирования содержания статуса судьи в нашей стране весьма важную роль играют также региональное законодательство – законы субъектов РФ, определяющие статус мировых судей и статус судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также акты органов судейского сообщества, прежде всего Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004г.

Следует отметить, что законодательно определено, что статус всех судей в Российской Федерации един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей.

Особенности правового положения отдельных категорий судей, в частности судей военных судов, судей Конституционного Суда РФ определяются соответствующими федеральными законами, а в отношении мировых судей - также и законами субъектов РФ.

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

 

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, сформулированы в ст. 119 и 128 Конституции РФ, ст. 13 Закона «О судебной системе РФ», ст. 4-6 Закона «О статусе судей в РФ», ст. 8 и 9 Закона «О Конституционном суде РФ», ст. 27 Закона «О военных судах РФ», ст. 5 и 6 Закона «О мировых судьях в РФ».

Наиболее общие, базовые требования к кандидатам в судьи принято называть конституционными, поскольку они установлены ст. 119 Конституции РФ. Эти требования касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности. Статья119 Конституции РФ указывает, что «судьями могут быть граждане России, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет[7]», иные же требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральными законами.


Для судов различного уровня требования возраста кандидатов и опыта их работы неодинаковы.

 

 

Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов РФ (например, для судьи Конституционного Суда РФ – безупречная репутация и он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права).

Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов.

Судьей может быть только гражданин Российской Федерации.

Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство (подданство) иностранного государства.

К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей.

В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе.

Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий.

Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одному государству – Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса.

Следующее базовое требование — наличие высшего юридического образования. Речь идет о высшем профессиональном именно юридическом образовании по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения, полученном в вузе, имеющем государственную аккредитацию и подтвержденном дипломом государственного образца.

Сложнее определиться в вопросе о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра. Минобразование РФ[8] полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи. Органы судейского сообщества[9] России придерживаются иного мнения. Они считают, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин может претендовать на занятие должности судьи. Судебной же практики по данной коллизии нет.

Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция».

 Действующий механизм отбора кандидатов в судьи небезупречен и содержит ряд недостатков.

Во-первых, в этом механизме отсутствует «фильтр», гарантированно препятствующий проникновению в судейский корпус лиц, которые не могут быть судьей по общепринятым основаниям (например, кандидат связан с оргпреступными группировками или является любителем азартных игр, либо состоит в тоталитарной секте и пр.).

Ни Конституция РФ, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи. В России сегодня нет законодательного акта, регулирующего спецпроверку кандидата в судьи, естественно, с его согласия, на предмет наличия фактов и обстоятельств, препятствующих наделению его судейскими полномочиями. И хотя в отдельных актах упоминается о направлении запросов в соответствующие органы, и такие проверки в реалии проводятся, параметры, критерии и формы таких проверок, а также их конечные результаты законодательно не определены. За рубежом во многих государствах данный вопрос законодательно урегулирован, например, в США подобную проверку претендента и членов его семьи проводит ФБР.

Возможно, следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности, как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет.

Во-вторых, в этом механизме пока отсутствует обязательность обследования кандидата на должность судьи. Поскольку работа судьи сопряжена с высокими психоэмоциональными нагрузками, то подобное обследование должно отвечать на вопрос: может кандидат или нет в силу своих индивидуально-психологических особенностей занимать должность судьи. Необходимо отметить, что Судебный департамент Верховного Суда Российской Федерации провел специальное исследование и эксперимент по психодиагностическому обследованию кандидатов в судьи. Фактически обследование прошли 334 человека из 337. Предложение о прохождении обследования кандидатами в судьи воспринималось, в основном, положительно. Некоторые кандидаты высказывали мнение, что в психодиагностическом обследовании нет необходимости, что процедура не вполне обоснованна и унижает их человеческое достоинство. Любопытно, что в последующем психодиагностическое обследование показало, что у этих лиц заниженный интеллект, им свойственны социальная незрелость, эмоциональная неустойчивость, узкий кругозор и т.п. Полная информация о результатах обследования получена только в отношении 223 кандидатов. Из этого числа соответствует требованиям профессии 41 кандидат (18 %), соответствует в основном – 89 человек (39,9 %), соответствует частично (группа риска) – 69 человек (30,9 %), не соответствует – 24 кандидата (10,8 %)[10]. Проведенный эксперимент подтвердил целесообразность использования психодиагностики при отборе кандидатов на должность судьи. Президиум Совета судей Российской Федерации своим постановлением[11] от 26 июля 2002г. одобрил проделанную работу и предложил Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации решить вопросы организационно-методического обеспечения психодиагностического обследования при изучении личности претендентов на должность судьи. Такое психодиагностическое тестирование кандидатов на должности судей проводится в ряде регионов, в частности в Приморском крае на добровольной основе, квалифицированными специалистами Центра психодиагностики УВД Приморского края, на основе специально разработанных методик.

Важность этого вопроса понимается судейским сообществом, так VII Всероссийский съезд судей подчеркивает «…необходимость прохождения психодиагностического обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной зависимости, а также хронических затяжных психических расстройств[12]». Однако пока на законодательном уровне этот механизм не закреплен.

В-третьих, в п. 1 ст. 5 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» провозглашено, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Суть любого конкурса — определение победителя среди его участников по заранее зафиксированным критериям. Однако по каким параметрам и критериям выявляется победитель конкурса — также официально нигде не определяется.

В-четвертых, обозначенный механизм не включает в себя организацию прохождения профессиональной специальной подготовки кандидатами в судьи после получения ими рекомендации квалификационной коллегии судьей о назначении на должность судьи.

Таким образом, действующий механизм отбора кандидатов на должность судьи требует доработки, поскольку повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.015 с.)