Для судебной системы заочной формы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для судебной системы заочной формы обучения



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

(ЗАОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

Кафедра Организации судебной и правоохранительной деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Правоохранительные органы»

Статус судьи в Российской Федерации. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи

Выполнила:

Студентка 1 курса

заочной формы обучения

Дата предоставления работы:

 

 

Москва 2009 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение......................................................................................................... 3

1. Статус судьи................................................................................................. 5

1.1 Понятие статуса судьи и его составные элементы............................... 5

1.2 Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи............................. 8

2.Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи........... 15

2.1 Основания и порядок приостановления полномочий судьи............. 15

2.2 Основания и порядок прекращения полномочий судьи................... 18

Заключение................................................................................................... 28

Список литературы......................................................................................... 30

 


Введение

 

Центральной фигурой в судопроизводстве, безусловно, является судья. Именно деятельность судьи олицетворяет деятельность судебной системы в целом. Поскольку, задачи, возлагаемые на этих лиц весьма серьезны, от них могут зависеть судьбы людей и страны в целом, то законодательно закреплено особое правовое положение судей, их права, обязанности, гарантии их деятельности, также порядок назначения на должность, ответственность судей и прочие элементы, составляющие правовой статус судьи.

Правовой статус судьи в РФ регулирует, прежде всего, Конституция РФ, закон «О судебной системе РФ» и закон «О статусе судей в РФ», другие федеральные законы. В них неоднократно вносились изменения и дополнения, но, несмотря на это, на сегодняшний день статус судьи – как главного лица, осуществляющего правосудие, до сих пор окончательно не определен. В законодательстве по этому вопросу имеется ряд упущений и противоречий. Вопросы, затрагивающие различные элементы статуса судьи на сегодняшний день крайне актуальны, что находит свое отражение в юридической научной и специальной литературе, а также неоднократно обсуждается на Всероссийском съезде судей.

Интерес к заявленной теме настоящей курсовой работы обусловлен, с одной стороны, недостаточной разработанностью проблемы в юридической науке, с другой - необходимостью совершенствования действующего законодательства и повышения эффективности его применения.

Целью настоящей курсовой работы является изучение правового статуса судей в Российской Федерации и организационно-правовых основ их деятельности. Однако объем работы не позволяет остановиться на всех элементах правового статуса судьи, и будут рассмотрены лишь некоторые.

Качественный уровень правосудия в решающей степени зависит от кадрового состава судей, их профессиональной подготовки, добросовестности и ответственности. Видится возможным формирование достойного и профессионального судейского корпуса двумя путями: это изначально формирование судейского сообщества только лучшими кадрами, чему будет способствовать качественный обор кандидатов на должность судьи и второй путь – это очищение судейской среды от лиц, умаляющих авторитет судебной власти. Поэтому в данной курсовой работы рассмотрены такие элементы статуса судьи, как требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и основания приостановления и прекращения деятельности судей.

Достижению поставленной цели способствует решение следующихосновных задач:

· исследование определения и составных элементов статуса судьи в юридической литературе;

· выявление требований, предъявляемых к кандидатам в судьи и порядка формирования судейского корпуса;

· определение и изучение оснований и порядка приостановления и прекращения деятельности судей;

· определение основных направлений и актуальных перспектив совершенствования законодательства о статусе судей в Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере определения особенностей правового статуса судьи в Российской Федерации, а именно порядок формирования судейского корпуса и основания и порядок прекращения (приостановления) полномочий действующего судьи.

статус судья полномочие юридическое


Статус судьи

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи

 

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, сформулированы в ст. 119 и 128 Конституции РФ, ст. 13 Закона «О судебной системе РФ», ст. 4-6 Закона «О статусе судей в РФ», ст. 8 и 9 Закона «О Конституционном суде РФ», ст. 27 Закона «О военных судах РФ», ст. 5 и 6 Закона «О мировых судьях в РФ».

Наиболее общие, базовые требования к кандидатам в судьи принято называть конституционными, поскольку они установлены ст. 119 Конституции РФ. Эти требования касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности. Статья119 Конституции РФ указывает, что «судьями могут быть граждане России, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет[7]», иные же требования к кандидатам на должность судьи устанавливаются федеральными законами.


Для судов различного уровня требования возраста кандидатов и опыта их работы неодинаковы.

 

 

Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов РФ (например, для судьи Конституционного Суда РФ – безупречная репутация и он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права).

Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов.

Судьей может быть только гражданин Российской Федерации.

Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство (подданство) иностранного государства.

К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей.

В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе.

Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий.

Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одному государству – Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса.

Следующее базовое требование — наличие высшего юридического образования. Речь идет о высшем профессиональном именно юридическом образовании по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение» вне зависимости от формы обучения, полученном в вузе, имеющем государственную аккредитацию и подтвержденном дипломом государственного образца.

Сложнее определиться в вопросе о праве быть судьей юристу, имеющему диплом бакалавра. Минобразование РФ[8] полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи. Органы судейского сообщества[9] России придерживаются иного мнения. Они считают, что только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции гражданин может претендовать на занятие должности судьи. Судебной же практики по данной коллизии нет.

Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция».

 Действующий механизм отбора кандидатов в судьи небезупречен и содержит ряд недостатков.

Во-первых, в этом механизме отсутствует «фильтр», гарантированно препятствующий проникновению в судейский корпус лиц, которые не могут быть судьей по общепринятым основаниям (например, кандидат связан с оргпреступными группировками или является любителем азартных игр, либо состоит в тоталитарной секте и пр.).

Ни Конституция РФ, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи. В России сегодня нет законодательного акта, регулирующего спецпроверку кандидата в судьи, естественно, с его согласия, на предмет наличия фактов и обстоятельств, препятствующих наделению его судейскими полномочиями. И хотя в отдельных актах упоминается о направлении запросов в соответствующие органы, и такие проверки в реалии проводятся, параметры, критерии и формы таких проверок, а также их конечные результаты законодательно не определены. За рубежом во многих государствах данный вопрос законодательно урегулирован, например, в США подобную проверку претендента и членов его семьи проводит ФБР.

Возможно, следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности, как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет.

Во-вторых, в этом механизме пока отсутствует обязательность обследования кандидата на должность судьи. Поскольку работа судьи сопряжена с высокими психоэмоциональными нагрузками, то подобное обследование должно отвечать на вопрос: может кандидат или нет в силу своих индивидуально-психологических особенностей занимать должность судьи. Необходимо отметить, что Судебный департамент Верховного Суда Российской Федерации провел специальное исследование и эксперимент по психодиагностическому обследованию кандидатов в судьи. Фактически обследование прошли 334 человека из 337. Предложение о прохождении обследования кандидатами в судьи воспринималось, в основном, положительно. Некоторые кандидаты высказывали мнение, что в психодиагностическом обследовании нет необходимости, что процедура не вполне обоснованна и унижает их человеческое достоинство. Любопытно, что в последующем психодиагностическое обследование показало, что у этих лиц заниженный интеллект, им свойственны социальная незрелость, эмоциональная неустойчивость, узкий кругозор и т.п. Полная информация о результатах обследования получена только в отношении 223 кандидатов. Из этого числа соответствует требованиям профессии 41 кандидат (18 %), соответствует в основном – 89 человек (39,9 %), соответствует частично (группа риска) – 69 человек (30,9 %), не соответствует – 24 кандидата (10,8 %)[10]. Проведенный эксперимент подтвердил целесообразность использования психодиагностики при отборе кандидатов на должность судьи. Президиум Совета судей Российской Федерации своим постановлением[11] от 26 июля 2002г. одобрил проделанную работу и предложил Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации решить вопросы организационно-методического обеспечения психодиагностического обследования при изучении личности претендентов на должность судьи. Такое психодиагностическое тестирование кандидатов на должности судей проводится в ряде регионов, в частности в Приморском крае на добровольной основе, квалифицированными специалистами Центра психодиагностики УВД Приморского края, на основе специально разработанных методик.

Важность этого вопроса понимается судейским сообществом, так VII Всероссийский съезд судей подчеркивает «…необходимость прохождения психодиагностического обследования на предмет отсутствия наркотической, алкогольной зависимости, а также хронических затяжных психических расстройств[12]». Однако пока на законодательном уровне этот механизм не закреплен.

В-третьих, в п. 1 ст. 5 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» провозглашено, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Суть любого конкурса — определение победителя среди его участников по заранее зафиксированным критериям. Однако по каким параметрам и критериям выявляется победитель конкурса — также официально нигде не определяется.

В-четвертых, обозначенный механизм не включает в себя организацию прохождения профессиональной специальной подготовки кандидатами в судьи после получения ими рекомендации квалификационной коллегии судьей о назначении на должность судьи.

Таким образом, действующий механизм отбора кандидатов на должность судьи требует доработки, поскольку повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду.

 


Заключение

 

Ключевой фигурой судопроизводства является Судья. Судьи, как и иные граждане, обладают широким кругом прав и обязанностей. Но сверх этого у них есть права и обязанности, которых нет у обычных граждан, это права и обязанности, которые вытекают из их высокого положения по осуществлению правосудия и составляют их правовой статус. Поэтому правовой статус судьи – это совокупность предусмотренных законом прав и обязанностей, требований, предъявленных к нему, гарантий его деятельности, правовой регламентации привлечения судьи к ответственности и иные элементы, характеризующие правовое положение судьи как носителя судебной власти.

В действующий механизм отбора кандидатов следует внести некоторые поправки:

· Законодательно решить вопрос двойного гражданства кандидата на должность судьи, а также степень квалификации, необходимой кандидату;

· Предусмотреть возможность проверки прошлого кандидата на наличие компрометирующих сведений с целью недопущения в судейские ряды недостойных;

· Ввести обязательное проведение психодиагностического обследования кандидатов в судьи;

· Четкое определение критериев выбора победителя в конкурсе на должность судьи среди кандидатов;

· Введение специальной профессиональной подготовки кандидатов на должность судьи.

Подобные изменения в действующем механизме отбора кандидатов позволят не допустить в судейскую среду лиц недостойных и сформировать квалифицированный, профессиональный и морально устойчивый судейский корпус.

При характеристике оснований для прекращения полномочий судьи следует дополнительно проработать вопрос дисциплинарной ответственности. То есть, более четко законодательно определить по каким основаниям, в каком порядке должна применяться к судьям дисциплинарная ответственность в виде досрочного прекращения полномочий.

Также видится необходимым доработка вопроса ответственности судьи за судейские ошибки. С одной стороны, однажды достигнутый уровень независимости судебной власти, иммунитета судейского корпуса нельзя снижать. То есть расширение оснований привлечения судей к дисциплинарной ответственности можно рассматривать как противоречащее действующему законодательству.

С другой стороны, нельзя оставлять безнаказанными случаи совершения тем или иным судьей серийных судебных ошибок, грубые нарушения дисциплины, несоблюдение установленного запрета на занятие определенными видами деятельности, нарушение норм законодательства и Кодекса судейской этики и прочее, в случае, если это умаляет авторитет судебной власти.

 


Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.)// Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001г., 4 июля 2003г., 5 апреля 2005г.)// СЗ РФ, 1997. 6 января. №1, ст.1.

3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (в ред. от 8 февраля 2001г., 15 декабря 2001г.,7 июня 2004г.)// СЗ РФ 1994, № 13, ст. 1447.

4. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999г. №1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации»// Российская газета. 1999. 29 июня.

5. Федеральный закон от 17 декабря 1998г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ 1998, № 51, ст. 6270.

6. Федеральный закон от 20 апреля 1995г. №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (с изм. и доп. от 21июля 1998г., 6 января 1999г., 29 февраля 2000г., 18 июня 2001г., 29 ноября 2001г., 11 декабря 2002г., 30 июня 2003г., 29 июня 2004г, 22 августа 2004г.)// Российская газета. 1996. 26 апреля.

7.  Федеральный закон от 14 марта 2002г. №30-ФЗ. «Об органах судейского сообщества в РФ» (с изм. и доп. от 14 августа 2004г., от 05 апреля 2005 г., от 25 декабря 2008 г.)//Российская газета. 2004. 25августа.

8. Закон РФ от 26 июня1992. №3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 14 апреля, 24 декабря 1993г., 21 июня 1995г., 17 июля 1999г., 20 июня 2000г., 15 декабря 2001г., 22 августа 2004г., 5 апреля 2005г., 2 марта 2007г., 24 июля 2007г., 25 декабря 2008г.) //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30, ст. 1792

9. Закон республики Карелия от 7 июля 2004 г. N 790-ЗРК «О Конституционном Суде Республики Карелия» // www.gov.karelia.ru

10. Письмо Минобразования РФ от 1 сентября 2003 г. N 14-52-1018ин/15 "О праве на занятие должности судьи лицом, имеющим степень бакалавра"// www.consultant.ru

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

(ЗАОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.048 с.)