Фонд Реконструкции и развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фонд Реконструкции и развития



 

Согласно действующему законодательству. Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан[26] должен направлять часть ресурсов на финансирование инвестиционных проектов. Такой подход позволяет использовать аккумулированные деньги как для целей макроэкономической стабилизации, так и для целей экономического роста. Создание фонда Реконструкции и развития в Узбекистане. В конце 90-х годов Узбекистан перенес тяжелый внешний шок в связи с резким падением конъюнктуры мировых цен на основные экспортные товары: золото, медь и хлопок-волокно. Последовала естественная реакция на это в краткосрочном периоде.

В долгосрочном периоде экономическая политика строилась на ослаблении зависимости экономики от экспорта сырьевых ресурсов и расширении производства конкурентоспособной на мировом рынке готовой продукции. Одновременно в стране проводилась макроэкономическая политика, направленная на обеспечение устойчивости на денежном, финансовом рынках и во внешней торговле.

О том, что цели были достигнуты, говорит значительный рост экспорта несырьевых товаров за последние годы. По итогам 2006 года доля готовой продукции и услуг в объеме экспорта превысила 53%) В результате платежный баланс значительно окреп, и на фоне роста мировых цен на две крупные статьи узбекского экспорта - золото и медь - появилась необходимость и возможность использования новых инструментов макроэкономического регулирования.

В отличие от других стран, где уже созданы стабилизационные фонды, в Узбекистане доля указанных двух товаров в экспорте страны не является доминирующей. Даже при повышенных мировых ценах на них, она занимала в 2006 году не более 30% в общем объеме экспорта (Для сравнения: доля нефти и газа в экспорте России составляет 68,3%, Казахстана - 75%, Норвегии - 60,5%).

Еще одной причиной создания Фонда в Узбекистане явилась необходимость значительного расширения инвестиций в экономику в целях ускорения экономического роста. Это связано с тем, что умеренные темпы экономического роста (в 2000-2004 гг. в среднем 4%) не отвечали стратегии правительства. Страна нуждалась в устойчиво вы-

Цели фонда. В отличие от фондов, созданных в России и других государствах-членах СНГ, созданный в Узбекистане Фонд выполняет как стабилизационные, так и инвестиционные функции. Согласно действующему законодательству, Фонд должен не менее 30% своих ресурсов направлять на финансирование инвестиционных проектов [27] Такой подход позволяет использовать аккумулированные деньги как для целей макроэкономической стабилизации, так и для целей экономического роста. Эта дилемма в большинстве стабилизационных фондов других стран так гармонично не решается: деньги часто вкладываются не в собственную экономику, а в ликвидные активы других государств. Причем не всегда удачно.

Одновременно Фонд не стимулирует и повышение реального обменного курса национальной валюты, поскольку предлагает отечественным инвесторам финансовые инвестиционные ресурсы в иностранной валюте, снижая тем самым их потребность в конвертировании средств на приобретение импортной техники и технологий.

 

Таблица 6. Динамика среднемировых цен на золото и медь[28]

1996 1997  387,31 3 31,02 2 293,39 2 275, 19
1998 294,24 1 653,71
1999 278,98 1 572,53
2000 279,11 1 814,52
2001 271,04 1 580,17
2002 309,73 1 560,29
2003 363,38 1 779,36
2004 409,72 2 863,47
2005 444,74 3 676,49
2006 603,46 6 731,35
2007, март 679,37 7 753,34
Средняя цена за последние 5 лет 426,21 3 322, 19
Минимальная цена за последние 5 лет 309,73 1 560,29
Средняя цена за последние 10 лет 397,2 2777
Минимальная цена за последние 10 лет 271,04 1 560

 

Формирование средств Фонда. Объявленный уставный капитал Фонда составляет 1 млрд. долларов США, подлежащий формированию в течение 2006-2009 годов. Есть все основания считать, что уже в начале 2008 года Фонд сумеет аккумулировать средства, составляющие объявленный уставный капитал. Вместе с тем необходимо сформировать более четкий, прозрачный и понятный механизм аккумулирования конъюнктурных доходов, основанный на следующих принципах:

В Фонде должны аккумулироваться только конъюнктурные доходы, но в максимально возможной величине. Это также будет побуждать экономику и государство более эффективно работать с несырьевым сектором экономики. • Аккумулирование средств в Фонд не должно приводить к образованию дефицита государственного бюджета.

Учитывая изменчивость мировой конъюнктуры цен в последние годы, определение цены отсечения на период до относительной стабилизации мировых цен предлагается осуществлять ежегодно.

При этом для определении оптимальной цены отсечения на 2008 год предлагается принимать в расчет средние цены за 10 лет в зависимости от среднего цикла мировой конъюнктуры на сырьевой ресурс (см. таблицу 6). Исходя из этого, наиболее оптимальная цена отсечения на 2008 год по золоту - 390-400 долл. за унцию, по меди - 2700-2800 долл. за тонну.

Целесообразно также использовать для аккумулирования средств в Фонд и часть доходов, поступающих от экспорта природного газа, что будет полностью соответствовать идеологии, целям и задачам Фонда. Кроме того, следует разработать механизм формирования Фонда за счет дополнительных источников, предусмотренных, но пока не применяемых в настоящее время: доходов от СРП, приватизации государственного имущества.

Расходы и доходы. Необходимо найти правильные пропорции использования средств Фонда и на инвестиции, и на сохранение в высоколиквидной форме "страхового резерва" на случай образования структурного бюджетного дефицита при изменении конъюнктуры мировых цен или истощения сырьевых ресурсов (см. таблицу 3). При анализе расходных операций необходимо оценивать более долгосрочные результаты - через оценку эффективности инвестиционных проектов, в которые вкладываются средства Фонда. Финансирование проектов технического перевооружения и модернизации особенно

важны в отраслях, которые могут в последующем обеспечить стране высокую конкурентоспособность продукции с высокой добавленной стоимостью. Однако нужно учесть, что каждый доллар, вложенный в инвестиционное перевооружение других, более трудоемких, отраслей, будет более эффективен с точки зрения обеспечения дополнительной занятости. Кроме того, возможен "кластерный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.006 с.)