Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие социальной установки, ее структура, задачи и функцииСтр 1 из 8Следующая ⇒
Оглавление Введение 1. Понятие социальной установки, ее структура, задачи и функции 1.1 Понятие социальной установки 1.2 Теоретические модели, функции, уровни и структура социальной установки 2. Суицидальное поведение, причины и возрастной характер суицида 2.1 Понятие самоубийства. Причины суицидов 2.2 Суицид как форма девиантного поведения. Типологии самоубийств 2.3 Психологические особенности юношей и девушек. Возрастной характер суицидов 3. Эмпирическое исследование социальных установок юношей и девушек к суицидальному поведению 3.1 Описание хода исследования и характеристика методов 3.2 Анализ результатов исследования 3.3 Обсуждение результатов исследования Выводы Заключение Библиография Приложения Введение
Если опустить рассуждения о временах первобытного строя, античности, средневековья, и вернуться в наши дни, то приходиться констатировать, что сейчас человечество переживает буквально эру самоубийств. Проблема самоубийства в современном обществе, на данном этапе его развития, актуальна, как никогда. Согласно статистике 2008 года, самоубийство почти во всех странах мира занимает третье место, сразу же за смертью в результате болезни и за смертью от несчастного случая, обычно в дорожно-транспортных происшествиях. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно убивает себя 30 000 американцев, 25 000 японцев, 20 000 французов, 60 000 россиян … Число же тех, кто пытался совершить самоубийство, но у них не получилось, в 7–8 раз больше. По мнению психологов, социологов и криминалистов, статистика самоубийств всегда занижена, так как в неё попадают лишь явные случаи. На самом деле, самоубийств чуть ли не в два раза больше. Почти пол миллиона людей во всем мире каждый год сами ставят точку в своей жизни. Новизна данной работы заключается в том, что по сравнению с более ранним периодом развития человечества, произошли изменения причин, подвигших людей к совершению суицида. В нашем исследовании мы проследим современную тенденцию к явному росту причин, толкающих людей к самоубийству. Особенно данная проблема ярко выражена в огромных мегаполисах, где расстаться с жизнью заставляют постоянные стрессы, бешеный ритм жизни, неудовлетворенность материальным положением и собственным социальным статусом, а также неспособность справиться с кризисной жизненной ситуацией. Современные люди часто подвержены длительной депрессии, которая считается болезнью самоубийц.
Вызывает колоссальное опасение тот факт, что проблема самоубийств в обществе с каждым годом становится моложе. Это характерно для всех стран мира, не только для России. Психологи отмечают значительное увеличение роста подростковых суицидов за последние годы, что заставляет поставить проблему самоубийств наравне с такими явлениями, как наркомания, алкоголизм и никотиновая зависимость. Объект – девушки и юноши (15–23 лет). Предмет – социальные установки к суицидальному поведению. Цель – провести анализ особенностей установок юношей и девушек к суицидальному поведению. Задачи исследования: 1) рассмотреть понятие социальной установки, ее функции, структуру особенностей социальных установок юношей и девушек; 2) изучение суицида, его типологии, причин, возрастного характера; 3) проведение эмпирического исследования по выявлению особенностей социальных установок юношей и девушек к суицидальному поведению; 4) сравнительный анализ полученных данных. Гипотеза исследования – социальные установки юношей и девушек различны. Важной отраслью научных социально-психологических исследований самоубийства является поиск регуляторов социального поведения человека. В контексте данной проблемы исследования, традиционно теоретико-исследовательская мысль разворачивается вокруг ряда понятий, близких, но не тождественных по содержанию: аттитюд, социальная установка, ценностные ориентации, влияющие на формирование суицидального поведения. Очевидно, что самоубийства – явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или искать возможности снизить до минимума уровень суицидов, особенно в возрастных группах риска. Полученная информация, статистические данные и выводы, полученные в ходе нашего исследования, могут иметь практическую значимость для социальных служб, педагогов, психологов, использоваться при профилактической работе с подростками.
Выводы Социальная установка формируется на основании предварительного социально-психологического опыта, разворачивается на осознанном и неосознанном уровне и осуществляет регулятивные (направляет поведение или управляет ею) функцию в отношении поведения индивида, она также определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер поведения в ситуациях, которые изменяются. Социальная установка объясняет, почему в определенных ситуациях люди ведут себя тем или иным образом, по какой причине они выбирают конкретный мотив своего поведения. Суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого конфликта, в основном как результат разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит. Психологическая теория самоубийства, в свою очередь, основывается на нарушении личностной сферы личности, формировании девиантного поведения из-за влияния различных факторов. По результатам проведенного исследования особо высокий показатель социальных установок к суицидальному поведению наблюдается у девушек и юношей, относящихся к группе риска (проживающих в неполных семьях). Наряду с этим, наблюдается средняя тенденция к суицидальному поведению, что выражается у девушек и юношей, периодически употребляющих алкоголь, имеющих хотя бы единственный опыт употребления наркотических веществ. Наблюдаются явные различия между социальными установками юношей и девушек к суицидальному поведению. У юношей это – безработица, материальное неблагополучие, алкоголизм. У девушек – проблемы в семейных отношениях, зацикленность на проблемах с внешним видом. Заключение Учащенные факты суицидов подростков стали чрезвычайно актуальной проблемой в последние десятилетия. Их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад. У девушек и юношей, считающихся еще подростками, нередко долго еще сохраняются почти детские интересы, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых, слишком велика податливость случайным влияниям, эмоциональная неустойчивость. И нередко при этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других. Статистические данные, относительно табококурения, наркомании, злоупотребления и просто употребления алкоголя в подростковом возрасте пугают своими цифрами. Целью данной курсовой работы являлось исследование социальных установок юношей и девушек к суицидальному поведению. В процессе работы, в рамках решения поставленных задач, были проанализированы понятия социальной установки и суицида, изучены функции, структура, задачи социальной установки, а также типы суицидального поведения, возрастной фактор, подвергнуты анализу различные подходы исследователей данных проблем. Также рассмотрены психосоциальные особенности развития с точки зрения возрастного фактора.
Было проведено эмпирическое исследование. При помощи анкетного опроса и методики «Незаконченные предложения». Согласно гипотезе предлагалось подтвердить различие между социальными установками юношей и девушек. В результате проведенного исследования предложенная гипотеза нашла свое подтверждение. Юноши, принимающие участие в нашем исследовании, отметили среди установок, влияющих на формирование суицидального поведения – безработицу, уровень материального благосостояния, алкоголизм. В то время как девушки особенно выделяют проблемы в семейных отношениях (наряду с проблемами в отношениях с противоположным полом), несовершенство собственной внешности. Таким образом, социальные установки юношей и девушек к суицидальному поведению – различны. Полученные в ходе нашего исследования данные могут иметь практическую значимость для социальных служб, педагогов, психологов, использоваться при профилактической работе с подростками.
Библиография 1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности. // Психологический журнал. 1994. №4. 2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов. // Вопросы психологии. 1986. №1. 3. Анбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации. – М.: 1980. – 55 с. 4. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с. 5. Белинская Е.П. Взаимосвязь ценностных ориентаций и образа социального мира // Мир психологии. 2004. №3. 6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: 2001. – с. 7. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1968. – 112 с. 8. Василевский Ю.Л. Исследование ценностных ориентаций различных возрастных групп. // Журнал прикладной психологии. 1999. №3. 9. Весна Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок. // Мир психологии. 2001. №2. 10. Гусева Т.И. Психология личности. – М., 2004. 11. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. – Спб., 1998. 12. Ефимова Н.С. Социальная психология. – М., 2008. 13. Зинько Е.В. Особенности устойчивости социальных установок. // Вестник Московского Государственного университета. Серия 14. Психология. 2005. №3. 14. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – М., 2006.
15. Исаев Д.С., Шерстнев К.В., Психология суицидального поведения, – М., 2006. 16. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2004. 17. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. – М., 2004. 18. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. – М., 1987. 19. Парыгин Б.Д. Психология суицидального поведения. – М., 2005. 20. Погодин И.А. Психология суицидального поведения, – М., 2005. 21. Психология: Словарь\Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. – М., 1990. 22. Серова Л. Заметки о нашем поведении. // Наука и жизнь. 2000. №12. 23. Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление // Социологические исследования. – М., 2003. №2. 24. Степанов С. Становление человека. // Школьный психолог. 2002. №42. 25. Тихомандрицкая О.Е. Социальные изменения и изменения социальных установок. // Социальная психология в современном мире. – М., 2002. 26. Тихоненко В.А. Жизненный смысл выбора смерти // Человек. – М., 1992. №6. 27. Трегубов Л.З., Вагин Ю.С. Эстетика самоубийства. – Пермь. 1993. 28. Хьюстон М., Штребе В. Введение в социальную психологию: Европейский подход. – М., 2004. 29. Чудновский В.З. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности. // Психологический журнал. 2004. №6. 30. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999. 31. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996. 32. Ядов В. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.
Приложения Приложение 1 Уважаемые студенты!Институт психологии и педагогики приглашает Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием, проводимым с целью изучения социальных установок к суицидальному поведению девушек и юношей.Результаты исследования будут использованы в обобщенном виде.Инструкция к заполнению анкеты:Прочтите ниже различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением свой вариант. Кроме того, вы можете предложить свои варианты ответов, не предусмотренные нами.Заранее благодарим Вас за участие в нашем исследовании! ВОПРОСЫ АНКЕТЫ Пожалуйста, сообщите данные о себе:Фамилия, имя, отчество. Пол._____________________________________________________________ 1. Состав Вашей семьи: · Полная· Только мать· Только отец· Другое_____________________________________________________________ 2. Есть ли у вас родные братья и сестры? · Брат старший· Брат младший· Сестра старшая· Сестра младшая· Другое_____________________________________________________________ 3. Случалось ли так, что вы пропускали занятия в колледже не по уважительной причине? · Никогда· Время от времени· Часто_____________________________________________________________ 4. Часто ли вы посещаете вечеринки, где употребляют спиртные напитки? · Не посещаю совсем· Посещаю, но не употребляю· Время от времени· Часто_____________________________________________________________ 5. Ваше отношение к табакокурению? · Не курю· Пробовал(а)· Курю регулярно____________________________________________________________ 6. Пробовали ли вы когда-нибудь наркотические препараты? · Да, один раз· Да, изредка· Нет, никогда· Другое_____________________________________________________________ 7. Во сколько лет, на ваш взгляд, должны начинаться сексуальные отношения? _____________________________________________________________ 8. Часто ли вы конфликтуете с родителями? · Никогда, у меня полное взаимопонимание с родителями· Случалось· Регулярно, мои родители меня совсем не понимают_____________________________________________________________ 9. Случаются ли у вас ссоры с друзьями (сверстниками)? · Никогда· Случаются время от времени· Регулярно_____________________________________________________________ 10. Допускаете ли вы конфликты с преподавателями? · Не допускаю, я у всех «на хорошем счету»· Случается, но редко· Постоянно, они сами меня вынуждают_____________________________________________________________ 11. Относите ли вы себя к тем людям, которые считают, что должны попробовать в этой жизни всё? · Да· Нет· Сложно ответить Большое спасибо за участие в нашем исследовании!Приложение 2 Уважаемые студенты!Институт психологии и педагогики приглашает Вас принять участие в нашем исследовании. Ниже вы видите 15 незаконченных предложений. Инструкция к заполнению бланка:Прочтите следующие незаконченные утверждения. Вам необходимо дополнить предложения так, как Вы считаете необходимым.Заранее благодарим Вас за участие в нашем исследовании!
Бланк исследования по методике «Незаконченные предложения»
1. Моя жизнь – это …………………………………………………… 2. Чаще всего мое настроение………………………………………… 3. Плохое настроение у меня появляется, когда……………………… 4. Окружающий мир – это……………………………………………… 5. К своим друзьям я отношусь………………………………………… 6. Одиночество для меня это ………………………………………… 7. Работа/учеба для меня это ………………………………………… 8. Если я потеряю работу / учебу ……………………………………… 9. Я считаю, что уровень благополучия в моей семье ……………… 10. Под семейными отношениями я понимаю………………………… 11. Брак для меня это…………………………………………………… 12. Родители относятся к алкоголю…………………………………… 13. Мои родители употребляют алкоголь ……………………………… 14. Мысли о самоубийстве меня посещают …………………………… 15. Я считаю, что моя внешность ………………………………… Большое спасибо за участие в нашем исследовании!Оглавление Введение 1. Понятие социальной установки, ее структура, задачи и функции 1.1 Понятие социальной установки 1.2 Теоретические модели, функции, уровни и структура социальной установки 2. Суицидальное поведение, причины и возрастной характер суицида 2.1 Понятие самоубийства. Причины суицидов 2.2 Суицид как форма девиантного поведения. Типологии самоубийств 2.3 Психологические особенности юношей и девушек. Возрастной характер суицидов 3. Эмпирическое исследование социальных установок юношей и девушек к суицидальному поведению 3.1 Описание хода исследования и характеристика методов 3.2 Анализ результатов исследования 3.3 Обсуждение результатов исследования Выводы Заключение Библиография Приложения Введение
Если опустить рассуждения о временах первобытного строя, античности, средневековья, и вернуться в наши дни, то приходиться констатировать, что сейчас человечество переживает буквально эру самоубийств. Проблема самоубийства в современном обществе, на данном этапе его развития, актуальна, как никогда. Согласно статистике 2008 года, самоубийство почти во всех странах мира занимает третье место, сразу же за смертью в результате болезни и за смертью от несчастного случая, обычно в дорожно-транспортных происшествиях. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно убивает себя 30 000 американцев, 25 000 японцев, 20 000 французов, 60 000 россиян … Число же тех, кто пытался совершить самоубийство, но у них не получилось, в 7–8 раз больше. По мнению психологов, социологов и криминалистов, статистика самоубийств всегда занижена, так как в неё попадают лишь явные случаи. На самом деле, самоубийств чуть ли не в два раза больше. Почти пол миллиона людей во всем мире каждый год сами ставят точку в своей жизни. Новизна данной работы заключается в том, что по сравнению с более ранним периодом развития человечества, произошли изменения причин, подвигших людей к совершению суицида. В нашем исследовании мы проследим современную тенденцию к явному росту причин, толкающих людей к самоубийству. Особенно данная проблема ярко выражена в огромных мегаполисах, где расстаться с жизнью заставляют постоянные стрессы, бешеный ритм жизни, неудовлетворенность материальным положением и собственным социальным статусом, а также неспособность справиться с кризисной жизненной ситуацией. Современные люди часто подвержены длительной депрессии, которая считается болезнью самоубийц. Вызывает колоссальное опасение тот факт, что проблема самоубийств в обществе с каждым годом становится моложе. Это характерно для всех стран мира, не только для России. Психологи отмечают значительное увеличение роста подростковых суицидов за последние годы, что заставляет поставить проблему самоубийств наравне с такими явлениями, как наркомания, алкоголизм и никотиновая зависимость. Объект – девушки и юноши (15–23 лет). Предмет – социальные установки к суицидальному поведению. Цель – провести анализ особенностей установок юношей и девушек к суицидальному поведению. Задачи исследования: 1) рассмотреть понятие социальной установки, ее функции, структуру особенностей социальных установок юношей и девушек; 2) изучение суицида, его типологии, причин, возрастного характера; 3) проведение эмпирического исследования по выявлению особенностей социальных установок юношей и девушек к суицидальному поведению; 4) сравнительный анализ полученных данных. Гипотеза исследования – социальные установки юношей и девушек различны. Важной отраслью научных социально-психологических исследований самоубийства является поиск регуляторов социального поведения человека. В контексте данной проблемы исследования, традиционно теоретико-исследовательская мысль разворачивается вокруг ряда понятий, близких, но не тождественных по содержанию: аттитюд, социальная установка, ценностные ориентации, влияющие на формирование суицидального поведения. Очевидно, что самоубийства – явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или искать возможности снизить до минимума уровень суицидов, особенно в возрастных группах риска. Полученная информация, статистические данные и выводы, полученные в ходе нашего исследования, могут иметь практическую значимость для социальных служб, педагогов, психологов, использоваться при профилактической работе с подростками. Понятие социальной установки, ее структура, задачи и функции
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.045 с.) |