Теоретические модели, функции, уровни и структура социальной установки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические модели, функции, уровни и структура социальной установки



 

Характеризуя позицию отечественных исследователей установки, следует отметить, что ими внесен значительный вклад в изучение общей проблемы этого сложнейшего психического образования. Основные идеи Д.Н. Узнадзе, высказанные им почти век назад, позволяют и сегодня плодотворно развивать изучение установки в оригинальном направлении. Особый вклад в это вносят ученики и последователи Д.Н. Узнадзе. Здесь необходимо назвать имена Ш.А. Надирашвили, И.Т. Бжалавы, И.С. Бериташвили, В.Г. Норакидзе, Д.А. Чарквиани, З.И. Ходжавы и многих других. Оригинальные концепции установки предложены А.Г. Асмоловым в общей психологии и В.А. Ядовым в социологии. Нам представляется, что позиции отечественных исследователей проблем установки, несомненно, вносят значительный вклад в дело изучения как проблемы установки, так и проблемы аттитюда.

В диспозиционной концепции регуляции социального поведения В.А. Ядова выделяются четыре уровня социальных установок:

1) простейшие ситуативные поведенческие установки;

2) социальные установки, действующие на уровне малых групп и в привычных ситуациях;

3) социальные установки, в которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности;

4) система высших ценностных ориентации личности, регулирующих целостность ее социального поведения и деятельности.

Как отмечал В.А. Ядов, на личностном уровне образуется субъективная иерархия социальных установок в соответствии с психологической значимостью объектов для конкретного человека. [30]

Рассматривая проблему влияния общественного мнения на личность человека, его поведение и поступки, значительное место отводится изучению опросов общественного мнения. Опросы общественного мнения представляют собой распространенные исследования социальных установок массового сознания. У социальной установки, по В.А. Ядову, в аспекте удовлетворения потребностей человека, есть четыре функции [22]:

– приспособительная (адаптивная) – направление деятельности на объект, удовлетворяющий потребности индивида;

– функция знания – дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к какому-либо объекту,

– функция выражения (саморегуляции) – как средство освобождения индивида от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

– функция защиты – способствует разрешению внутренних конфликтов личности. [22]

В свою очередь, Е.М. Торшинин выделяет следующие функции социальной установки: 1. Функция приспособления – связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде. 2. Энергозащитная функция – связана с необходимостью поддерживать внутреннюю устойчивость личности. 3. Ценностно-выразительная функция – связана с потребностями в личностной устойчивости. 4. Функция организации мировоззрения – Вырабатываются по отношению к знаниям о мире. [25]

Что касается структуры социальной установки, по мнению М. Хьюстона, В. Штребе структура социальной установки включает в себя осознание, оценку, готовность действовать, а это есть:

– когнитивный компонент – осознание объекта установки;

– аффективный компонент – эмоциональная оценка объекта;

– поведенческий компонент – последовательное поведение по отношению к объекту. [27]

Изучая понятие социальной установки, значительное внимание следует уделить процессу создания и изменения социальной установки. В процессе человеческого общения, социального взаимодействия установки преобразуются. В общении всегда есть элемент осознанного или неосознанного стремления изменить установки другого человека.

Как отмечал Е.М. Торшинин, установки образуют систему. Установки,

находящиеся в центре и образующие большое количество связей называются центральными установками (установки к знаниям, связанные с мировоззрением и моральным кредо личности). Главная центральная установка – это установка к собственному «Я», так как в процессе социализации мы всегда соотносим все значимые для нас явления с мыслью о себе. По мнению автора, установка самооценки собственного «Я» оказывается в пересечении всех связей системы. Изменение установки не возможно без разрушения целостности личности. [25]

В свою очередь, периферийные установки имеют мало связей и поэтому легче и быстрее поддаются изменению. Торшинин пишет, что при изменении установки возможны следующие ситуации:

1. соседние установки изменяются по направленности (с положительных на отрицательные);

2. может измениться степень важности установки;

3. может измениться принцип связи между соседними установками.

Как отмечает автор, в основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи. Более надежным и быстрым способом изменения установок является, отношение к проблеме. Логический способ изменения установки срабатывает не всегда, так как человек избегает сведений, которые могут доказать ошибочность его поведения. Существует зависимость между вероятностью изменения установки и объемом информации об установке (с увеличением количества информации вероятность изменения повышается, но существует предел насыщения). Вероятность изменения установки зависит от ее сбалансированности. [25]

Таким образом, человек стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс – несоответствие между установками или установками и реальным поведение человека. В случае сбалансированной системы установок речевое воздействие другого человека или группы действует по принципу ассимиляционного контрастного действия (Если мнение человека близко к мнению оратора, происходит объединение мнений (ассимиляция), если противоположно – человек еще больше убеждается в своей правоте (контраст)).

Исследователи социальной установки Л. Росс, Р. Нисбетт отмечали, что у индивида может существовать одновременно иерархия социальных установок. Кроме того, в конкретной ситуации может происходить конфликт между социальной установки на объект и социальной установки на ситуацию, а также в зависимости от ситуации может проявляться (доминировать) когнитивный или же аффективный компоненты структуры социальной установки. Изменение социальной установки может происходить под влиянием убеждения, массовой пропаганды, членства в новой социальной группе или же благодаря более глубокому знакомству с объектом установки. [19]

Таким образом, на личностном уровне образуется субъективная структура социальной установки, также, социальная установка объясняет, почему в определенных ситуациях люди ведут себя тем или иным образом, по какой причине они выбирают конкретный мотив своего поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.005 с.)