![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Укрепление экономики как основа успехаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Значительный прирост запасов по различным видам полезных ископаемых был обеспечен в советское время именно существовавшей тогда системой исследования недр и в первую очередь опережающими геологическими исследованиями. Сейчас в России практически исчерпан прежний поисковый задел, являющийся единственной научной основой для наращивания разведанных запасов. Известно, что зарубежный подход к решению проблем воспроизводства минерально-сырьевой базы характеризуется долевым участием государства в финансировании программ поисковых и геологоразведочных работ. Такой долевой вклад составляет в Австралии 30-40%, Великобритании - 33-35%, Канаде - 38-40%, США - 50-70%, Японии - 75-80%. Восстановление роли государства в вопросах финансирования - это настоятельная необходимость, которая, к сожалению, ещё не получила признания нашего правительства. Обеспечение устойчивого развития России в условиях глобализации ресурсных и экологических проблем требует незамедлительного осмысления места и роли минерально-сырьевой базы в этом процессе. Можно считать, что к началу 2003 г. Россия достигла объективных пределов своей минерально-сырьевой внешнеторговой специализации. Главным фактором, обеспечивающим большой объём рентных доходов топливно-сырьевых отраслей, является возможность продавать их продукцию за рубеж по ценам, намного превосходящим затраты и внутренние цены. Такая ситуация складывается в нефтегазовом секторе в результате низкого курса рубля и высоких мировых цен на топливо. Так, средние экспортные цены на газ в 2000-2002 годах удерживались на уровне 61-65 долл. за тыс. куб. м, в то время как затраты на производство и транспортировку составляли 10-13 долл. за тыс. куб. м. Экспортная цена сырой нефти в 2000-2002 годах составляла 155-178 долл. за тонну, а затраты на добычу и транспортировку 37-42 долл. за тонну. Но экспортные цены на нефть и газ в несколько раз превосходят их внутренние цены, благодаря существенному отличию валютного курса рубля от паритета его покупательной способности по отношению к доллару. В условиях гипертрофированной зависимости от внешних рынков, при сохраняющемся низком внутреннем спросе, резкие колебания мировой конъюнктуры крайне чувствительны для отраслей минерально-сырьевого комплекса. Это вынуждает при падении мировых цен поставлять на внешний рынок дополнительную продукцию, что дестабилизирует рынок и порождает разорительный рост экспорта, при котором каждое последующее увеличение его объемов ведет к еще большему снижению цен и уменьшению общей стоимости продаж. Такое наблюдалось в 1993 г. и 1998 г., когда при росте отгрузок нефти в страны дальнего зарубежья на 21% и 4% ее стоимость из-за падения мировых цен снижалась на 2% и 35% соответственно. Сырьевая специализация российского экспорта носит временный характер, может привести к падению экспортных доходов и, в конечном итоге, снижению эффективности экономики России по мере выработки месторождений полезных ископаемых. По оценкам экспертов, мировые запасы ряда высоколиквидных полезных ископаемых могут быть исчерпаны на 50% уже к 2006-2015 гг. И всё же главным вопросом остаётся вопрос собственности на природные ресурсы. От того, насколько справедливо будет оценён природоресурсный потенциал России и решены вопросы управления им, зависит судьба нашей страны в будущем. Ведь по совокупному природному потенциалу на душу населения Россия опережает ведущие промышленно развитые страны мира, в том числе США - в 2-3 раза, Германию - в 5-6 раз, Японию - в 18-20 раз. В теории исследования операций имеется основополагающий принцип: если вы собираетесь вложить в бизнес значительную сумму денег, то есть смысл потратить хотя бы 1% этих средств на оптимизацию расходов остальных 99%. Когда речь идёт об экономике целой страны, этот вопрос приобретает особое звучание.
Заключение
Природные богатства Российской Федерации дают ей возможность преодолеть затянувшийся кризис, достичь высоких темпов роста и восстановить необходимый индустриальный и технологический уровень. Но, к сожалению состояния минерально-сырьевой политики не дает раскрыть весь потенциал на благо страны. Основные проблемы которые влияют на развитие России в этой области: а) минерально-сырьевая база России с точки зрения государственных интересов используется неэффективно; б) сохранение или дальнейшее наращивание дисбаланса в системе "производство-потребление-экспорт" добытого сырья и продуктов его переработки фактически закрепляет статус России как сырьевого придатка промышленно развитых стран Запада; в) низкая эффективность действующей налоговой системы, не учитывающей уровня ликвидности полезных ископаемых, технического состояния действующих предприятий, приоритетности сохранения рабочих мест в дотационных северных районах, а также особых геополитических интересов страны, не обеспечивает максимально возможного использования имеющейся минерально-сырьевой базы и поэтому требует дальнейшего реформирования; г) отсутствие государственной стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы, основанной на модели самообеспечения с необходимой долей экспорта и ограниченного импорта, угрожает национальной безопасности страны и ведёт к утрате геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира. Ситуация, сложившаяся в недропользовании, весьма тревожная, что в значительной мере объясняется самоустраненностью правительства от разработки механизма лицензирования. Можно смело утверждать, что законодательная инициатива в области недропользования принадлежит добывающим компаниям. Большой вклад в разработку Закона «О соглашениях о разделе продукции» внес Нефтяной совещательный форум (НСФ) – руководимое американцами объединение иностранных компаний, осваивающих природные ресурсы России. Неудивительно, что этот закон защищает права только инвестора проекта, оставляя чиновникам, а не закону, представлять и защищать интересы государства. Во всех странах, богатых природными ресурсами, проблема недропользования находится под жестоким контролем правительства. Прежде всего, там заботятся о будущих поколениях и топливной национальной безопасности. Поэтому правительства этих стран, как например США, всегда имеют в стратегическом резерве разведанные месторождения с доказанными запасами, которые в кризисной ситуации могут быть введены в эксплуатацию в относительно короткое время. У нас же лицензии уже выданы на все перспективные участки недр, а на очереди – в рамках проектов соглашений о разделе продукции (СРП) – весь Дальневосточный шельф. Особую тревогу вызывает тот факт, что в рамках СПР громадные перспективные нефтегазовые провинции на российском шельфе и в районах Восточной Сибири фактически передаются под контроль иностранных компаний на 40-60 лет. Стоит особо подчеркнуть – наше законодательство по СПР практически выводит эти проекты из поля российской юрисдикции. Правительство на весь срок действия соглашения, то есть пока из недр хоть что-то еще извлекается, лишается возможности что-нибудь изменить в ходе реализации проекта. Будет ли принят закон о лицензировании? Для повышения эффективности распоряжения природными ресурсами нужно принять соответствующий закон, проект которого уже долгие годы пылиться на полках в Госдуме. Несомненно, что это должен быть закон прямого действия, чтобы как можно меньше оставалось возможности для уточняющего нормотворчества чиновников и как следствие для взяток. Если при разработке закона о лицензировании учесть опыт наиболее развитых стран, а не развивающихся, к которым у нас любят апеллировать, то станет очевидной необходимость зафиксировать в нем ряд принципиальных моментов. Прежде всего, необходимо ликвидировать форму единой лицензии на разведку и добычу. Лицензию на добычу выдавать исключительно на участки недр с доказанными запасами, что позволит государству в полной мере защитить свои интересы через лицензионные обязательства. Необходимо законодательно определить лицензионные требования и обеспечить механизм неукоснительного их исполнения, разработать эффективную систему санкций за нарушение договорных обязательств. Ликвидировать правовую двойственность и четко зафиксировать гражданско-правовой характер всего пакета документов, составляющих неотъемлемую часть лицензии. Непременно введением в действие закона должна быть проведена перерегистрация всех лицензий в соответствии с новыми требованиями. Исследуя все проблемы нашей страны в этой области можно выделить основные пути развития: а) необходимо разработать энергетический баланс страны на перспективу; б) осуществлять целенаправленное финансирования геологоразведочных работ; в) необходимо улучшение сырьевых баз действующих предприятий; г) увеличение и финансирование геологоразведочных работ, т. к.55% территории нуждается в геологическом доизучении, а 25% - в выполнении всего современного комплекса работ по геологическому картированию. д) необходимо постоянное стратегическое прогнозирование производства минерально-сырьевых ресурсов И всё же главным вопросом остаётся вопрос собственности на природные ресурсы. От того, насколько справедливо будет оценён природоресурсный потенциал России и решены вопросы управления им, зависит судьба нашей страны в будущем. Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.1. от 30 ноября 1944 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1994 г. № 32. Ст.3301. 2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2001 г. № 44. Ст.4147 3. Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. – М.: Приор, 2001. – 32 с. 4. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1997 г. № 5. СТ.610. 5. О недрах: федер. закон от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 // собр. законодательства РФ. – 1995 г. № 10. Ст.823. 6. О разграничении государственной собственности на землю: федер. закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2001 г. № 30. Ст.3060. 7. Вдовин, А.В. К вопросу о некоторых проблемах природопользования в РФ / А.В. Вдовин // Известия Оренбургского государственного аграрного университета – М., 2006 г. - № 2 – 176 с. 8. Ибрагимов, К.Х. Публично-правовое регулирование управления землями сельскохозяйственного назначения в России / К.Х. Ибрагимов // Аграрное и земельное право – М., 2007 г. - № 8 – 152 с. 9. Макарин, Ю.Н. Экономические предпосылки развития отношений недропользования / Ю.Н. Макарин // Финансы и кредит – М., 2006 г. - № 9 – 80 с. 10. Незамайкин, В.Н. Экономические основы управления природно-экономическими комплексами / В.Н. Незамайкин // Экономический анализ: теория и практика – М., 2007 г. № 7 – 67 с. 11. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – 349 с. 12. Бринчук, М.М. Экологическое право / М.М. Бринчук // Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юрист, 1998. – 469 с 13. Семенова, Е. Экономико-правовое развитие рынка земли в Российской Федерации / Е. Семенова, Т. Борзунова – М., 2004 г. № 4 – 93 с. 14. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М.: Гардарика, 1998. – 420 с. 15. Фролов Н.М., Балаганский Н.М., Болтрушко В.М. Природопользование. Природные ресурсы и природопользование в Российской Федерации и в Хабаровском крае: Учебное пособие для вузов. – Хабаровск. 2000. – 576 с. Лист нормоконтроля
Дата ______________ Нормоконтролер ____________ ____________________ подпись фамилия, инициалы [1] Незамайкин, В. Н. Экономические основы управления природно-экономическими комплексами / В. Н. Незамайкин // Экономический анализ: теория и практика – М., 2007 г. № 7 – 53 с. [2] Ибрагимов, К. Х. Публично-правовое регулирование управления землями сельскохозяйственного назначения в России / К. Х. Ибрагимов // Аграрное и земельное право – М., 2007 г. - № 8 – 152 с.
[3] Ибрагимов, К. Х. Публично-правовое регулирование управления землями сельскохозяйственного назначения в России / К. Х. Ибрагимов // Аграрное и земельное право – М., 2007 г. - № 8 – 98 с.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.121 (0.011 с.) |