Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления развития и пути выхода из проблемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Стратегические цели
Необходимо отметить, что социально-экономическое развитие, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе в настоящее время и в перспективе в значительной мере определяются её минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования. Учитывая это, руководители государства должны понять следующие обстоятельства. Нельзя говорить о развитии государства и общества, не имея прогнозов таких важнейших показателей, как валовой внутренний продукт, пропорции развития промышленности и сельского хозяйства, социальная ориентация общества и др. К этому следует добавить, что с начала реформ правительством ни разу не разрабатывался энергетический баланс страны на перспективу. Всё это в совокупности составляет основу национальной безопасности и должно являться предметом особой заботы правительства. Складывается мнение, что непонимание роли и значения минерально-сырьевого комплекса в экономике России - это отличительная черта, в том числе и нынешнего руководства страны. Для России с точки зрения экономических перспектив всегда была важна общенациональная система управления геологическими исследованиями территории государства. Разрушение государственной геологической службы привело к тому, что за последние годы геологоразведочные работы сократились в три раза. Если не будет наведен порядок в финансировании геологоразведочных работ, то в 2005 г. они сократятся еще как минимум на 30% от уровня 1997 г., а это приведет к снижению прироста запасов до 40%. Мы считаем, что нынешнее сокращение минерально-сырьевой базы страны является прямым следствием снижения финансирования геологоразведочных работ. Продолжающийся спад производства минеральных ресурсов и продуктов их переработки, ухудшение сырьевых баз действующих предприятий, ожидаемое выбытие добывающих мощностей в 2005-2010 гг., катастрофическое снижение объёмов геологоразведочных работ чреваты дальнейшими разрушительными последствиями для всей экономики. До 2025 г. произойдёт почти полное исчерпание разведанных запасов нефти, газа и свинца, трёх четвертей запасов молибдена, никеля, меди, олова. Запасы алмазов и золота могут оказаться полностью исчерпанными к 2015 г., а серебра и цинка - к 2020 г. Положение с обеспеченностью минеральными ресурсами может ухудшиться ещё больше, что, несомненно, скажется на снижении экономической и оборонной мощи Российского государства. Необходимо подчеркнуть, что стратегическое прогнозирование производства минерально-сырьевых ресурсов, несмотря на многие факторы неопределенности, имеет огромное значение. В частности, по прогнозным максимальному и минимальному вариантам добычи никеля и кобальта возникнет дефицит мощностей их производства в 2007-2012 гг., по коренному золоту - в 2005 г., мощности по добыче россыпного золота могут быть исчерпаны до 2010 г. Сроки возникновения дефицита мощностей по добыче других металлов оцениваются следующими годами (максимальные - минимальные варианты): серебро и медь - в 2005-2010 гг., цинк - в 2005-2007 гг., свинец - в 2008 г. Как следует из прогнозных оценок, по большинству основных полезных ископаемых Россия после 2005 г. может столкнуться с масштабной проблемой дефицита рентабельных запасов, если в ближайшее время не будут предприняты радикальные меры в сфере недропользования, в том числе созданием эффективных экономических механизмов. При разработке стратегии развития минерально-сырьевой базы следует учитывать временной фактор как определяющий. Опыт освоения территорий России показывает, что для подготовки ресурсной базы в объемах, рентабельных для промышленного освоения, требуется 10-15 лет при условии концентрации значительных средств. Современная ресурсная база даже в освоенных районах характеризуется сложной структурой, и при действующей налоговой системе не менее 50% подготовленных запасов оказываются нерентабельными для промышленного освоения. Существуют, естественно, проблемы объективного характера, которые в сложной экономической ситуации всегда проявляются особенно остро. Одна из них - неблагоприятное размещение запасов по регионам, которую можно решить, в том числе созданием полной картографической базы для проведения дальнейших поисково-разведочных работ. К настоящему времени содержимое недр только 20% территории страны отражено государственными геологическими картами масштаба 1: 200 000, отвечающими современным требованиям, 55% территории нуждается в геологическом доизучении, а 25% - в выполнении всего современного комплекса работ по геологическому картированию. Таким образом, для создания геологической основы развития сырьевой базы (это касается всех видов сырья) в период 2005 - 2015 гг. около 30% всей территории страны должно быть доизучено. Обобщая изложенное, можно констатировать следующее: 3.1.1. минерально-сырьевая база России вступила в фазу прогрессирующего кризисного состояния и с точки зрения государственных интересов используется неэффективно; 3.1.2. сохранение или дальнейшее наращивание дисбаланса в системе "производство-потребление-экспорт" добытого сырья и продуктов его переработки фактически закрепляет статус России как сырьевого придатка промышленно развитых стран Запада; 3.1.3. низкая эффективность действующей налоговой системы, не учитывающей уровня ликвидности полезных ископаемых, технического состояния действующих предприятий, приоритетности сохранения рабочих мест в дотационных северных районах, а также особых геополитических интересов страны, не обеспечивает максимально возможного использования имеющейся минерально-сырьевой базы и поэтому требует дальнейшего реформирования; 3.1.4. отсутствие государственной стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы, основанной на модели самообеспечения с необходимой долей экспорта и ограниченного импорта, угрожает национальной безопасности страны и ведёт к утрате геополитических приоритетов в минерально-сырьевом секторе мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.239 (0.009 с.) |