Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития детей подросткового возраста

Поиск

Характеризуя подростковый возраст В.М. Волков, 1973 отмечает следующие важнейшие черты.

Подростковый возраст - важный этап индивидуального развития, на который распространяются все общие правила и закономерности, характерные для растущего организма. Вместе с тем в нем много своеобразного, отличительного, свойственного только данному возрастному периоду. К подросткам В.П. Филин и Н.А. Фомин, 1972, относят детей 13-16 лет.

Значительное ускорение темпов роста, заметное увеличение веса тела, окружности груди, динамометрических и других антропометрических показателей - существенные особенности подросткового возраста.

Нейроэндокринные изменения: анатомическое строение всей ЦНС подростка существенно отличается от взрослого. Но функционально мозг еще продолжает формироваться: образуются новые временные связи, совершенствуется аналитическая и синтетическая деятельность, интенсивно «загружаются» кладовые памяти.

У подростка усиливается гормональная функция гипоталамуса, гипофиза, ослабляется функция вилочковой железы. Отмечается бурный рост щитовидной железы гормоны, которые определяют целую гамму поведенческих реакций: повышенную возбудимость, раздражительность, обидчивость, быструю смену настроений.

Подростковый возраст - период полового созревания, активизации гормональной функции половых желез. Половое созревание неразрывно связано с физическим развитием. Наблюдения показали, что подростки, опережающие в темпах полового созревания, обгоняют своих сверстников и в показателях физического развития, и наоборот.

В этом возрасте у спортсменов формируется устойчивый интерес, а немного позже и потребность в занятиях спортом. Нередко подростки переоценивают свои физические возможности, пытаясь скорее пробежать по ступеням спортивного мастерства. Для тренера активность подростков, желание тренироваться очень важно, но используемые на тренировках напряженные, предельные физические нагрузки могут быть итогом перетренированности, нарушения здоровья, преждевременный уход из спорта. Поэтому перед тренером стоит важная задача - использовать активность подростков, желание тренироваться, не навредив здоровью. Тренеру необходимо тактично сдерживать подобные увлечения тренировкой, умело управлять спортивной деятельностью подростка.

Для спортсменов подросткового возраста характерна частая смена настроений, их эмоциональная жизнь еще слабо контролируется рассудком. Они подчас не в меру раздражительны, болезненно относятся к замечаниям старших, нередко грубят. Тренеру необходимо помнить, что подобные проявления носят временный характер, они во многом связаны с нейроэндокринной перестройкой организма. Но вместе с этим развиваются познавательные процессы: восприятие, представление, внимание, ощущение.

Опорно-двигательный аппарат: в подростковом возрасте происходит энергичный рост костной ткани. К 15 годам микроструктура основных элементов ОДА все еще не стабилизируется, так как продолжаются процессы окостенения и анатомической перестройки костной ткани. Однако следует заметить влияние акцелерации на развитие костной ткани. Материалы научных исследований свидетельствуют, что в настоящее время формирование костного аппарата происходит на 1-2 года быстрее по сравнению с данными 30-50-летней давности.

Развитие мышц: процесс развития организма тесно связан с ростом мышечной ткани. Мышцы составляют 32-35% от веса тела подростков. Каждая мышца или группа мышц развиваются по-своему. Наиболее высокими темпами развиваются мышцы ног, меньшими - рук. Таким образом, неодновременное развитие мышц - это общая тенденция растущего организма, которая распространяется и на пубертатный период. У подростков большинство мышц укреплены всеми видами соединительных структур, но все же в меньшей степени, чем мышцы взрослого. Строение, тип ветвления иннервационного аппарата скелетных мышц приобретает черты законченности. Процессы же дифференцирования мышечных волокон продолжаются и в последующие годы.

В период завершения полового созревания повышается возбудимость мышц, возрастает скорость возбуждения. Учитывая все это, можно утверждать, что к 14-16 годам скелетные мышцы, суставно-связочный аппарат достигают высокого уровня развития. Вместе с тем продолжается увеличиваться поперечник мышечных волокон, вес мышц. А также к 15 годам стабилизируется способность двигательного анализатора.

Развитие силы у подростков происходит не одновременно. Взаимосвязь между возрастом и приростом силы отдельных групп мышц не постоянна. Так, прирост относительной силы (на 1 кг веса) является наибольшим для ряда мышц в возрасте 13-14 лет, а замедляется к 16-17 годам. В то же время наибольший прирост максимальной силы имеет место в период с 13-14 до 16-17 лет. При динамических движениях наиболее резкий скачок силовых показателей деятельности мышц происходит от 12 до 15 лет, а в период с 15 до 18 лет он значительно меньше.

Развитие быстроты. В зависимости от возраста на протяжении от 3 до 20 лет длительность двигательной реакции уменьшается, к 13-14 годам данные подростков уже приближаются к показателям взрослых, наибольший рост латентного периода реакции под влиянием систематической тренировки наблюдается с 9 до 11 и с 13 до 14 лет, затем показатели растут медленно. Наибольший прирост частоты движений отмечается только до 15-16 лет, а быстроты до 14-15 лет. В последующие годы происходит замедление, вплоть до полной остановки.

Развитие выносливости для различных групп мышц также происходит неодновременно, но все же установлено, что с возрастом выносливость повышается.

Итак, можно обозначить период с дошкольного возраста до 30 лет, утверждают Н.А. Фомин и В.П. Филин для развития выносливости, но в младшем возрасте необходимо аккуратное дозирование нагрузке. К 10-летнему возрасту дети способны неоднократно выполнять скоростную работу, а также малоинтенсивную работу в течение сравнительно продолжительного времени. Физиологическими предпосылками использования длительных, малоинтенсивных упражнений, способствующих развитию выносливости в подростковом и младшем юношеском возрасте, являются увеличение силы нервных процессов, повышение устойчивости организма к изменению внутренней среды, совершенствование гомеостаза.

Но все же благоприятным периодом развития выносливости является период с 14 до 20 лет, где выносливость увеличивается быстрыми темпами и на тренировочных занятиях можно применять значительные нагрузки.

Развитие ловкости. Существуют противоречивые мнения о развитии данного физического качества. Одни говорят, что к 14-15 годам у подростка гармония движения нарушается. Другие утверждают обратное.

Следует отметить, что тренеру необходимо учитывать не только паспортный возраст занимающихся, но и биологический, а также такую важную характеристику, как индивидуальный темп полового созревания, так как подростки, опережающие своих сверстников в половом созревании, опережают их и в физическом развитии.

Таким образом, учитывая выше сказанное необходимо сделать вывод: тренеру в работе с детьми подросткового возраста можно использовать достаточно большие физические нагрузки, акцентировать внимание на развитии выносливости, силы, координационных способностей. Спортсмены способны к более глубокому освоению вида спорта - техники, тактики, соревновательной деятельности, способны показывать высокие спортивные результаты.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.0.20 (0.008 с.)