Развитие специальной выносливости борцов греко-римского стиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие специальной выносливости борцов греко-римского стиля



Развитие специальной выносливости борцов греко-римского стиля

 

   
Введение

выносливость подростковый борец

Борьба является древнейшим видом спорта, существующая со времен древнегреческого государства, входящая в программу Олимпийских игр древности, а также различных праздников, проводимых в Древней Руси и других государствах. Борьба имела огромное прикладное значение в физическом воспитании воинов древности, рыцарей, солдат.

Сейчас спортивная борьба - один из популярнейших видов спорта. Убеждать кого-либо в том, что борец физически силен, ловок, смел, вынослив, сообразителен вряд ли нужно. Итак, важнейшую роль в подготовке борца играет его физическая подготовка. В свою очередь, развитие выносливости является одной из главных задач, стоящих перед тренером, при физической подготовке борца. Развитию выносливости в борьбе придается большое значение, так как выносливость есть фундамент стабильности результатов, проявления других физических качеств, С.А. Преображенский, 1964. В настоящее время, с учетом приоритетного развития какого-либо из физических качеств, разрабатываются тактические схемы, подбираются технические приемы для высокой результативности и одержания побед в схватках. Существуют борцы, у которых выносливость, при относительно среднем развитии технических и других физических качеств играет ключевую роль в постановке тактики ведения поединка. Такие борцы навязывают темп, увеличивая его до предела, в результате, по истечении времени схватки добиваются истощения сил противника и одерживают победу, А.Г. Мазур, 1972.

В практике существует много методов развития выносливости, но каждый из них направлен на развитие какого-либо одного, либо двух ее видов. В борьбе, для достижения высоких результатов, борцу требуется более широкое развитие данного физического качества. Поэтому выносливость следует развивать в сочетании с другими физическими качествами, а именно силовую выносливость, скоростную выносливость, скоростно-силовую выносливость, и выносливость статических усилий.

При этом целесообразно применять средства, которые по своему характеру и структуре будут сходны с движениями, выполняемыми в борьбе.

Таким образом, целью данного исследования является усовершенствование методики развития специальной выносливости борцов.

Исследование включает решение следующих задач:

1. Изучить методики развития специальной выносливости борцов.

2. Усовершенствовать методику развития специальной выносливости борцов.

3. Экспериментально проверить и обосновать методику развития специальной выносливости борцов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в результате использования усовершенствованной методики, уровень развития специальной выносливости борцов будет выше.

Объект исследования - процесс формирования выносливости борцов.

Предмет исследования - методика развития выносливости борцов.

 


Развитие специальной выносливости борцов

Методы и организация исследования

Методы исследования

Для решения задач исследования использовались следующие методы:

. Анализ литературных источников.

. Метод педагогического наблюдения.

. Педагогический эксперимент.

. Метод контрольных упражнений.

. Метод статистической обработки данных.

. Этот метод был использован для изучения состояния вопроса в отечественной литературе. Анализ был направлен на изучение и сопоставление материалов по исследуемому вопросу.

. Основной метод, используется для анализа и оценки педагогического процесса, без вмешательства исследователя в процесс.

. Этот метод был направлен на развитие специальной выносливости с использованием усовершенствованной методики у борцов греко-римского стиля и являлся естественным, так как проходил в естественных условиях спортивного комплекса «Строитель»; формирующим, так как эксперимент предполагал внедрения усовершенствованной методики.

. Данный метод использовался с целью определения влияния физических упражнений на развитие специальной выносливости, таким образом, были применены следующие контрольные упражнения:

броски через спину за 15 секунд, В.Н. Платонов, Н.Н. Булатова, 1992, испытуемый разбиваются по парам, таким образом, чтобы их весовые категории были примерно равными, выполняют броски через спину (бедром) в течение 15 секунд в максимально быстром темпе. Учитывается количество раз выполненных бросков;

броски обратным поясом за 20 секунд В.С. Дахновский, 1968. Испытуемые разбиваются по парам, таким образом чтобы их весовые категории были примерно равными, выполняют броски обратным поясом (обратный) в течение 20 секунд в максимально быстром темпе. Учитывается количество раз выполненных бросков оцененных не менее чем в три балла;

наклоны вперед с партнером, в захвате за туловище сзади, В.И. Лях, 1998. Испытуемые разбиваются по парам, таким образом, чтобы их весовые категории были примерно равными. Далее, один из них становится на гимнастические скамейки (расположенные параллельно), стойка ноги врозь с захватом за туловище партнера сзади, совершает наклоны вперед до положения, когда его туловище становилось параллельно полу. После чего возвращается в исходное положение. Упражнение выполняется и учитывается максимальное количество раз;

вис на согнутых руках, В.И. Лях, 1998. Испытуемый удерживает вис на согнутых руках таким образом, чтобы угол в локтевом суставе составлял 90. Учитывается максимальное время удержания вышеуказанного положения;

соревновательная схватка, Н.И. Нестеренко, 1961. Испытуемые разбиваются по парам, таким образом, чтобы их весовые категории были примерно равны. После чего проводится схватка, соответствующая правилам греко-римской борьбы. В течение трех периодов по 3 минуты каждый, с 30 секундным перерывом после 1 и 2 периодов. Учитывается количество успешно проведенных технических действий в партере и в стойке.

. Данный метод проводился в несколько этапов. Первый этап: планомерный сбор данных, необходимых для характеристики интересующих качеств; второй этап: статистическая обработка данных заключалась в вычислении средних арифметических (х), темпа прироста (Р), стандартного отклонения (S), средней ошибки (m) и коэффициента вариации (V). Для определения достоверности различий использовался t - критерий Стюдента. Сводка статистических данных, их систематизация и организация проводилась на базе статистических таблиц; третий этап: анализ полученного материала.


Организация исследования

В спортивной борьбе поединки спортсменов изобилуют различными по характеру движениями, которые требуют высокой степени развития силовых, статических, скоростных способностей. Выносливость является гарантом проявления вышеперечисленных физических качеств, поэтому занимает фундаментальное значение. Особенно больших возможностей для совершенствования специальной выносливости имеются у спортсменов с 14 до 20 лет.

Специально отобранные упражнения, имеющие положительное влияние одновременно на развитие выносливости, а вместе с этим силы, быстроты, ловкости и на техническую подготовленность, были включены в программу экспериментальной методики. Эти упражнения и технические действия как основные средства являются связующим звеном между развитием выносливости и уровнем технического мастерства.

Педагогическое исследование проводилось в три этапа. На первом этапе проводился анализ всех имеющихся данных по интересующему вопросу. На втором этапе была разработана методика развития специальной выносливости борцов греко-римского стиля. На третьем этапе исследования разработанная методика была включена в состав тренировочного процесса, и были проанализированы полученные в ходе экспериментальной работы данные.

Во время эксперимента были подобраны идентичные по своему составу, физической подготовленности, две группы борцов (контрольная и экспериментальная) по 10 человек в каждой, 1987-1988 годов рождения на уровне спортивной подготовленности, соответствующему I разряду и званию КМС.

На тренировочных занятиях метод использовался два раза в неделю. Участники экспериментальной группы занимались по специально разработанной программе, а занимающиеся в контрольной группе использовали традиционные методы.

Исследование проводилось в СДЮШОР по греко-римской борьбе, в спортивном комплексе «Строитель», в период с 1 декабря 2003 по 1 декабря 2004 годов, в течение 1 года. Исходные контрольные испытания проводились 1 декабря 2003 года, в промежуточной стадии - 1 марта 2004, в конечной стадии - 1 декабря 2004 года.


Результаты исследования

С целью проверки эффективности усовершенствованной методики были использованы следующие контрольные тесты:

. Броски через спину за 15 секунд;

. Броски обратным поясом за 20 секунд;

. Наклоны вперед с партнером;

. Вис на согнутых руках;

. Соревновательная схватка.

Данные контрольные упражнения являются, во-первых, достаточно информативными и надежными, во-вторых, несложными по процедуре измерения результата и его оценке, в-третьих, отражают специфику проявления физического качества и его видов.

В начальной стадии эксперимента, тестирование борцов было проведено с целью определения исходного физического состояния и сравнения экспериментальной и контрольной групп.

В промежуточной и конечной стадиях эксперимента тестирование проводилось с целью выявления динамики развития физического качества и сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп.

Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп в начальной и промежуточной стадиях эксперимента представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп в начальной и промежуточной стадиях эксперимента

Показатель Единица измерения Группа

Х +- m

P(%)

V(%)

S

P (0,05)
      Исход. данные Промеж. данные   Исход. данные Промеж. данные Исход. данные Промеж. данные  
1) Броски через спину за 15 с. Раз Э 6,9+-0,4 8,1+-0,3 17,4 18,6 12,3 1,3 1,0 P < 0,05
    К 7,1+-0,4 7,3+-0,4 2,8 16,9 15,9 1,2 1,2 P > 0,05
2) Броски обратным поясом за 20 с. Раз Э 4,5+-0,3 5,4+-0,3 20,0 24,0 17,9 1,1 1,0 P > 0,05
    К 4,3+-0,3 4,8+-0,2 11,6 22,1 16,4 1,0 0,8 P > 0,05
3) Наклоны вперед с партнером Раз Э 15,5+-1,0 16,9+-1,0 9,0 20,5 18,2 3,2 3,1 P > 0,05
    К 14,2+-0,7 15,4+-0,7 8,5 15,1 14,1 2,2 2,2 P > 0,05
4) Вис на согнутых руках. Секунд Э 53,1+-4,0 58,1+-3,4 9,4 23,9 18,6 12,7 10,8 P > 0,05
    К 46,8+-3,6 47,7+-2,0 1,9 24,4 13,6 11,4 6,5 P > 0,05
5) Соревновательная схватка. Раз Э 4,5+-0,5 5,1+-0,5 13,3 35,1 32,6 1,6 1,7 P > 0,05
    К 4,2+-0,5 4,6+-0,4 9,5 38,6 27,5 1,6 1,3 P > 0,05

 

Из анализа показателей экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента можно сделать вывод, что их уровень статистически однороден: наибольшее совпадение наблюдается в тестах «броски через спину» 6,9 + - 0,4 в экспериментальной и 7,1 + - 0,4 в контрольной, «броски обратным поясом» 4, 5 + - 0,3 в экспериментальной и 4,3 + - 0,3 в контрольной, «соревновательная схватка» 4,5 + - 0,5 в экспериментальной и 4,2 + - 0,5 в контрольной группах.

Среднюю степень однородности можно наблюдать в экспериментальной группе только в тесте «броски через спину» (18,6%), в контрольной - «броски через спину» (16,9%) и «наклоны вперед» (15,1%). В остальных тестах, у обеих групп, высокая степень разброса результатов, что может свидетельствовать о неодинаковом уровне физической подготовленности борцов, как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

В ходе эксперимента под влиянием тренировочных нагрузок произошли позитивные изменения у борцов обеих групп по всем пяти измеряемым показателям.

Подробный анализ свидетельствует о достоверности различий между двумя группами в тесте вис на согнутых руках (Р < 0,05), в остальных тестах результаты являются недостоверными (Р > 0,05). Однако абсолютные числа свидетельствуют о росте результатов, прежде всего в экспериментальной группе, так исходные и промежуточные показатели среднего в экспериментальной группе в тесте «бросок через спину» равны 6,9 + - 0,4 и 8,1 + - 0,3 соответственно, а в контрольной 7,1 + - 0,4 и 7,3 + - 0,4 соответственно. В тесте «бросок обратным поясом» в экспериментальной группе исходные и промежуточные данные равны 4,5 + - 0,3 и 5,4 + - 0,3 соответственно, а в контрольной 4,3 + - 0,3 и 4,8 + - 0,2 соответственно. В тесте, «наклоны вперед с партнером» исходные и промежуточные данные в экспериментальной группе равны 15,5 + - 1,0 и 16, 9 + - 1,0 соответственно, а в контрольной 14,2 + - 0,7 и 15,4 + - 0,7 соответственно. В тесте «вис на согнутых руках» исходные и промежуточные данные в экспериментальной группе равны 53,1 + - 4,0 и 58,1 + - 3,4 соответственно, в контрольной 46,8 + - 3,6 и 47,7 + - 2,0 соответственно. В тесте «соревновательная схватка» исходные и промежуточные данные в экспериментальной группе равны 4,5 + - 0,5 и 5,1 + - 0,5 соответственно, в контрольной 4,2 + - 0,5 и 4,6 + - 0,4 соответственно.

На рисунке 1 изображены показатели уровня специальной выносливости в экспериментальной и контрольной группах в начальной и промежуточной стадиях эксперимента.

 

Рис. 1. Показатели уровня специальной выносливости в экспериментальной группе в начальной и промежуточной стадиях эксперимента


О росте результатов, прежде всего в экспериментальной группе, также свидетельствует показатель «темп прироста». Итак, темп прироста в тесте «броски через спину» в экспериментальной группе составил 17,4%, в то время в контрольной - 2,8%. В тесте «броски обратным поясом» темп прироста в экспериментальной группе равен 20,0%, а в контрольной - 11,6%. В тесте «вис на согнутых руках» темп прироста в экспериментальной группе составил 9,4%, а в контрольной - 1,9%. Наиболее схожие показатели темпа прироста можно наблюдать в тестах «наклоны вперед с партнером», в экспериментальной равен 9,0%, в контрольной - 8,5% и в «соревновательной схватке», в экспериментальной составляет 13,3%, в контрольной - 9,5%, однако темп прироста по всем показателям в экспериментальной группе превышает темп прироста контрольной.

Результаты повысились по всем показателям. Наибольший прирост виден в тесте «броски обратным поясом» (11,6%), а наименьший - «броски через спину» (2,8%) и «вис на согнутых руках» (1,9%).

Коэффициент вариации изменился по всем пяти показателям в обеих группах. Наибольшие изменения в экспериментальной группе произошли в тестах «броски через спину», исходные данные равны 18,6%, промежуточные - 12,3%; «броски обратным поясом» исходные - 24,0%, промежуточные - 17,9%, «вис на согнутых руках» исходные - 23,9%, промежуточные - 18,6%. В контрольной группе наибольшие изменения можно видеть в тестах «броски обратным поясом», исходные - 22,1%, промежуточные - 16,4%, «вис на согнутых руках» исходные - 24,4%, промежуточные - 13,6%, «соревновательная схватка» исходные - 38,6%, промежуточные - 27,5%. Таким образом, по всем измеряемым показателям, кроме «соревновательная схватка» в промежуточной стадии эксперимента, контрольную и экспериментальную группы можно отнести к средней степени однородности.

 

Таблица 2. Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп в промежуточной и конечной стадиях эксперимента

показатель Единица измерения Группа

Х +- m

P(%)

V(%)

S

P (0,05)
      Промеж. данные Конеч. данные   Промеж. данные Конеч. данные Промеж. данные Конеч. данные  
1) Броски через спину за 15 с. Раз Э 8,1+-0,3 8,6+-0,3 6,2 12,3 9,8 1,3 1,0 P > 0,05
    К 7,3+-0,4 8,1+-0,3 11,0 15,9 12,3 1,2 1,0 P > 0,05
2) Броски обратным поясом за 20 с. Раз Э 5,4+-0,3 6,2+-0,3 14,8 17,9 14,8 1,1 1,0 P > 0,05
    К 4,8+-0,3 5,6+-0,3 16,7 16,4 17,3 1,0 1,0 P < 0,05
3) Наклоны вперед с партнером Раз Э 16,9+-1,0 19,3+-1,1 14,2 18,2 18,3 3,2 3,5 P > 0,05
    К 15,4+-0,7 16,9+-0,8 9,7 14,1 14,1 2,2 2,4 P > 0,05
4) Вис на согнутых руках. Секунд Э 58,1+-3,4 63,1+-3,4 8,6 18,6 17,2 12,7 10,8 P > 0,05
    К 47,7+-2,0 51,3+-2,3 7,5 13,6 14,2 11,4 7,3 P > 0,05
5) Соревновательная схватка Раз Э 5,1+-0,5 5,7+-0,5 11,8 32,6 28,7 1,6 1,6 P > 0,05
    К 4,6+-0,4 4,8+-0,4 4,3 27,5 25,6 1,6 1,2 P > 0,05

 

В ходе эксперимента под влиянием тренировочных нагрузок произошли позитивные изменения у борцов обеих групп по всем пяти измеряемым показателям.

Результат анализа свидетельствует о достоверности различий между двумя группами в тесте «вис на согнутых руках» (Р < 0,05), в остальных тестах результаты не достоверны (Р > 0,05). Однако абсолютные числа свидетельствуют о росте результатов, прежде всего в экспериментальной группе. Так, показатели «среднего» промежуточного и конечного тестирования в экспериментальной группе в тесте «броски обратным поясом» равны 5,4 + - 0,3 и 6,2 + - 0,3 соответственно, в контрольной - 4,8 + - 0,3 и 5,6 + - 0,3 соответственно. В тесте «наклоны вперёд» показатели «среднего» промежуточного и конечного тестирования в экспериментальной группе равны 16,9 + - 1,0 и 19,3 + - 1,1 соответственно, в контрольной - 15,4 + - 0,7 и 16,9 + - 0,8 соответственно. В тесте «вис на согнутых руках» показатели «среднего» промежуточного и конечного тестирования в экспериментальной группе равны 58,1 + - 3,4 и 63,1 + - 3,4 соответственно, в контрольной - 47,7 + - 2,0 и 51,3 + - 2,3 соответственно. В тесте «соревновательная схватка» показатели «среднего» промежуточного и конечного тестирования в экспериментальной группе равны 5,1 + - 0,5 и 5,7 + - 0,5 соответственно, в контрольной - 4,6 + - 0,4 и 4,8 + - 0,4 соответственно. В тесте «броски через спину» наибольший прирост наблюдается в контрольной группе, где показатели «среднего» промежуточного и конечного тестирования в экспериментальной группе равны 8,1 + - 0,3 и 8,6 + - 0,3 соответственно, а в контрольной - 7,3 + - 0,4 и 8,1 + - 0,3 соответственно.

На рисунке 2 изображены показатели уровня специальной выносливости в экспериментальной и контрольной группах в промежуточной и конечной стадиях эксперимента.

 


Рис. 2. Показатели уровня специальной выносливости в экспериментальной группе в промежуточной и конечной стадиях эксперимента.

 

О росте результатов в экспериментальной группе также свидетельствует показатель «темп прироста», за исключением теста «броски через спину», где «темп прироста» в экспериментальной группе составил 6,2%, а в контрольной - 11,0%. Так, в тесте «наклоны вперёд» показатель «темп прироста» составил в экспериментальной группе 14,2%, а в контрольной - 9,7%. В тесте «соревновательная схватка» показатель «темп прироста» составил в экспериментальной группе 11,8%, а в контрольной - 4,3%. Наиболее схожие показатели можно наблюдать в тесте «броски обратным поясом», где «темп прироста» в экспериментальной группе составил 14,8%, а в контрольной - 16,7% и в тесте «вис на согнутых руках», где «темп прироста» в экспериментальной группе составил 8,6%, а в контрольной - 7,5%.

Результаты повысились по всем показателям. Наибольший прирост в тесте «броски обратным поясом» (16,7%) и «броски через спину» (11,0%), а наименьший прирост приходится на тесты «вис на согнутых руках» (7,5%) и «соревновательная схватка» (4,3%).

Наибольшие изменения «коэффициента вариации» в экспериментальной группе произошли в тестах «соревновательная схватка», где промежуточные данные равны 32,6%, а конечные - 28,7% и в тесте «броски через спину», промежуточные данные равны 12,3%, а конечные - 9,8%, после чего можно сделать вывод, что экспериментальная группа по данному показателю однородна. В контрольной группе наибольшие изменения можно наблюдать в тесте «броски через спину», где промежуточные данные равны 15,9%, а конечные - 12,3%.

В контрольной группе в тесте «наклоны вперёд» значение «коэффициента вариации» не изменилось. В остальных тестах изменения данного показателя носят незначительный характер.

Таким образом, по всем измеряемым показателям, за исключением «броски через спину» в экспериментальной группе и «соревновательная схватка» в конечной стадии эксперимента, контрольную и экспериментальную группы можно отнести к средней степени однородности.

Дальнейший анализ свидетельствует: в экспериментальной группе данные недостоверны по всем пяти измеряемым показателям (Р > 0,05). В контрольной группе данные достоверны в тесте «броски обратным поясом» (Р < 0,05), по остальным показателям данные недостоверны (Р > 0,05).

Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп в начальной и конечной стадиях эксперимента представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп в начальной и конечной стадиях эксперимента.

Показатель Единица измерения Группа

Х +- m

P(%)

V(%)

S

P (0,05)
      Исход. данные Конеч. данные   Исход. данные Конеч. данные Исход. данные Конеч. данные  
1) Броски через спину за 15 с. Раз Э 6,9+-0,4 8,6+-0,3 24,6 18,6 9,8 1,3 1,0 P < 0,05
    К 7,1+-0,4 8,1+-0,3 14,1 16,9 12,3 1,2 1,0 P < 0,05
2) Броски обратным поясом за 20 с. Раз Э 4,5+-0,3 6,2+-0,3 37,8 24,0 14,8 1,1 1,0 P < 0,05
    К 4,3+-0,3 5,6+-0,3 30,2 22,1 17,3 1,0 1,0 P < 0,05
3) Наклоны вперед с партнером Раз Э 15,5+-1,0 19,3+-1,1 24,5 20,5 18,3 3,2 3,5 P < 0,05
    К 14,2+-0,7 16,9+-0,8 19,0 15,1 14,1 2,2 2,4 P < 0,05
4) Вис на согнутых руках. Секунд Э 53,1+-4,0 63,1+-3,4 18,8 23,9 17,2 12,7 10,8 P > 0,05
    К 46,8+-3,6 51,3+-2,3 9,6 24,4 14,2 11,4 7,3 P > 0,05
5) Соревновательная схватка. Раз Э 4,5+-0,5 5,7+-0,5 26,7 35,1 28,7 1,6 1,6 P > 0,05
    К 4,2+-0,5 4,8+-0,4 14,3 38,6 25,6 1,6 1,2 P > 0,05

 

На протяжении всего эксперимента под влиянием тренировочных нагрузок происходили позитивные изменения у борцов обеих групп по всем пяти измеряемым показателям.

Как уже отмечалось, анализ полученных данных свидетельствует о достоверности различий между группами в конечной стадии эксперимента в тесте «вис на согнутых руках» (Р < 0,05), в остальных тестах результаты не достоверны (Р > 0,05). Однако подробный анализ абсолютных чисел свидетельствуют о значительном росте результатов, прежде всего в экспериментальной группе. Так, исходные и конечные показатели «среднего» в экспериментальной группе в тесте «бросок через спину» равны 6,9 + - 0,4 и 8,6 + - 0,3 соответственно, а в контрольной - 7,1 + - 0,4 и 8,1 + - 0,3 соответственно. В тесте «броски обратным поясом» в экспериментальной группе исходные и конечные показатели «среднего» равны 4,5 + - 0,3 и 6,2 + - 0,3 соответственно, а в контрольной - 4,3 + - 0,3 и 5,6 + - 0,3 соответственно. В тесте, «наклоны вперед» исходные и конечные показатели «среднего» в экспериментальной группе равны 15,5 + - 1,0 и 19,3 + - 1,1 соответственно, а в контрольной - 14,2 + - 0,7 и 16,9 + - 0,8 соответственно. В тесте «вис на согнутых руках» исходные и конечные показатели «среднего» в экспериментальной группе равны 53,1 + - 4,0 и 63,1 + - 3,4 соответственно, в контрольной - 46,8 + - 3,6 и 53,1 + - 2,3 соответственно. В тесте «соревновательная схватка» исходные и конечные показатели «среднего» в экспериментальной группе равны 4,5 + - 0,5 и 5,7 + - 0,5 соответственно, в контрольной - 4,2 + - 0,5 и 4,8 + - 0,4 соответственно.

На рисунке 3 изображены показатели уровня специальной выносливости в экспериментальной и контрольной группах в начальной и конечной стадиях эксперимента.

 


Рис. 3. Показатели уровня специальной выносливости в экспериментальной контрольной группах в начальной и конечной стадиях эксперимента.

 

О значительном росте результатов в экспериментальной группе также свидетельствует показатель «темп прироста». Наибольшие различия данного показателя можно наблюдать в следующих тестах: «броски через спину», «темп прироста» в экспериментальной группе составил 24,6%, а в контрольной - 14,1%; «броски обратным поясом», «темп прироста» в экспериментальной группе составил 37,8%, а в контрольной - 30,2%; «вис на согнутых руках», «темп прироста» в экспериментальной группе составил 18,8%, а в контрольной - 9,6%; «соревновательная схватка», «темп прироста» в экспериментальной группе составил 26,7%, а в контрольной - 14,3%. Наименьшее различие показателей в тесте «наклоны вперёд», где «темп прироста» в экспериментальной группе составил 24,5%, а в контрольной - 19,0%. Таким образом, «темп прироста» в экспериментальной группе по всем измеряемым показателям превысил «темп прироста» контрольной.

Результаты повысились по всем показателям. Наибольший прирост в тесте «броски обратным поясом» (30,2%), а наименьший прирост приходится на тест «вис на согнутых руках» (9,6%).

«Коэффициент вариации» изменился по всем пяти показателям в обеих группах. Наибольшие изменения в экспериментальной группе произошли в тестах: «броски через спину», исходные данные равны 18,6%, конечные - 9,8%, после чего можно сделать вывод, что экспериментальная группа по данному показателю однородна; «броски обратным поясом», исходные - 24,0%, конечные - 14,8%; «вис на согнутых руках», исходные - 23,9%, конечные - 17,2%; «соревновательная схватка», исходные - 35,1%, конечные - 28,7%. В контрольной группе наибольшие изменения можно видеть в тестах: «броски через спину», исходные данные равны 16,9%, конечные - 12,3%; «броски обратным поясом», исходные - 22,1%, конечные - 17,3%; «вис на согнутых руках», исходные - 24,4%, конечные - 14,2%; «соревновательная схватка», исходные - 38,6%, конечные - 25,6%. Наименьшие изменения показателей «коэффициент вариации» в обеих группах произошли в тесте «наклоны вперёд», где в экспериментальной группе исходные и конечные данные равны 20,5% и 18,3% соответственно, а в контрольной - 15,1% и 14,1% соответственно. Таким образом, как уже отмечалось, по всем измеряемым показателям, за исключением «броски через спину» в экспериментальной группе и «соревновательная схватка» в конечной стадии эксперимента, контрольную и экспериментальную группы можно отнести к средней степени однородности.

Дальнейший анализ свидетельствует: в экспериментальной группе данные достоверны в тестах: «броски через спину» (Р < 0,05), «броски обратным поясом» (Р < 0,05), «наклоны вперёд» (Р < 0,05). В контрольной группе данные достоверны в тестах: «броски через спину» (Р < 0,05), «броски обратным поясом» (Р < 0,05), «наклоны вперёд» (Р < 0,05). В тестах «вис на согнутых руках» и «соревновательная схватка» данные в обеих группах недостоверны (Р > 0,05).

Исходя из вышеизложенного необходимо отметить, что у борцов тренировавшихся по обычной методике, произошли изменения показателей в сторону их улучшения, однако, в экспериментальной группе, позитивные изменения показателей носили более значительный характер, что явилось следствием целенаправленной тренировки борцов на основе усовершенствованной методики развития специальной выносливости.

 

   
Выводы

 

.   Анализ методик формирования специальной выносливости показал, что в практике подготовки борцов содержания существующих методик, которые оказывали бы воздействие на развитие всех видов выносливости, недостаточно, что отражается на результативности борцов.

. В ходе работы была усовершенствована методика развития специальной выносливости борцов греко-римского стиля с помощью разработанного комплекса специально-подготовительных и соревновательных упражнений для развития скоростной, скоростно-силовой, силовой, статической и специальной видов выносливости и применения метода развития данного физического качества.

. В результате исследования выявлено, что применение специально разработанного комплекса физических упражнений, повышает уровень развития специальной выносливости борцов. Так, например показатель «среднего» свидетельствует: в тесте «броски через спину» в начальной стадии эксперимента в экспериментальной группе 6,9 + - 0,4, в контрольной - 7,1 + - 0,4, а в конечной стадии эксперимента, результаты экспериментальной группы равны 8,1 + - 0,3, контрольной - 7,3 + - 0,4; в тесте «броски обратным поясом» в начальной стадии эксперимента в экспериментальной группе результат составляет 4,5 + - 0,3, в контрольной - 4,3 + - 0,3, в конечной стадии эксперимента в экспериментальной группе 5,4 + - 0,3, в контрольной - 4,8 + - 0,2.

. В тесте «наклоны вперед» в начальной стадии эксперимента в экспериментальной группе «среднее» равно 15,5 + - 1,0, в контрольной - 14,2 + - 0,7, в конечной стадии эксперимента в экспериментальной группе - 16,9 + - 1,0 и в контрольной - 15,4 + - 0,7 соответственно; в тесте «вис на согнутых руках» результаты в начальной стадии эксперимента в экспериментально группе равны 53,1 + - 4,0, в контрольной - 46,8 + - 3,6 соответственно, в конечной стадии эксперимента в экспериментальной группе 58,1 + - 3,4, в контрольной - 47,7 +- 2,0; в тесте «соревновательная схватка» в начальной стадии эксперимента в экспериментальной группе показатель «среднего» равен 4,5 +- 0,5, в контрольной 4,2 + - 0,5, в конечной стадии эксперимента в экспериментальной группе 5,1 + - 0,5, в контрольной - 4,6 + - 0,4. Что доказывает эффективность усовершенствованной методики.

. Установлено, что у борцов экспериментальной группы тренировавшихся по усовершенствованной методике повысилась результативность соревновательной деятельности, о чем свидетельствует свидетельствуют успехи участников экспериментальной группы. Так В. Израэльсон, прежним достижением, которого являлись третьи места на первенстве Красноярского края, выполнил норматив КМС, заняв четвертое место на первенстве Федерального округа. В. Шулейкин и Ю. Требуш впервые стали победителями первенства Красноярского края.

Практические рекомендации

    Данный комплекс физических упражнений может использоваться тренерами для повышения уровня развития специальной выносливости борцов греко-римского стиля.

    Особенностью физических упражнений, входящих в комплекс, является то, что они могут проводиться без применения каких-либо дополнительных, вспомогательных средств в виде штанги, гантелей, тренажеров, что облегчает проведение учебно-тренировочных занятий. В комплекс включены специальные соревновательные упражнения, которые способствуют развитию не только физических качеств, но и повышению технического мастерства борцов. Данные физические упражнения позволяют, как избирательно воздействовать на каждый вид выносливости, так и развивать их в целом. В ходе применения физических упражнений, входящих в комплекс, помимо специальной выносливости развиваются такие физические качества, как сила, скорость, ловкость.

Комплекс физических упражнений, для развития специальной выносливости борцов греко-римского стиля.

1. Упражнения для развития скоростной выносливости:

1.1 Броски на скорость 15 с. (через спину, вертушкой).

Прыжки через скакалку 10-15 с.

Прыжки через партнера, стоящего в положении высокого партера, на скорость 20 раз.

Ускорение 30 метров, из различных исходных положений.

2. Упражнения для развития скоростно-силовой выносливости:

Выпрыгивание из низкого седа с продвижением вперед, 20 раз.

Выпрыгивание из низкого седа вверх, руки за головой, 20 раз.

Эстафета, переноска партнера, бегом.

Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, на скорость, 30 раз.

Эстафета, прыжки на руках, партнер удерживает ноги.

Сгибание, разгибание туловища в положении лежа, на скорость, 30 раз.

3. Упражнений для развития силовой выносливости:

Подъем из низкого партера (задний пояс, обратный пояс) 15-20 раз.

Приседания с партнером 15-20 раз.

Повороты в левую, правую стороны удерживая партнера на плечах 20 раз.

Подбрасывание партнера перед собой 15-20 раз.

Сгибание, разгибание рук в стойке на руках 10-15 раз.

4. Упражнения для развития статической выносливости.

При подъеме из низкого партера (в захвате обратного или заднего пояса) фиксация положения в стойке 20 с.

В стойке в захвате за туловище удержание партнера 20 с.

Сгибание, разгибание рук в упоре лежа, далее, 15 с. удержания положения, при котором угол в локтевом суставе должен составлять 90 и 15 с. сгибание, разгибание рук в упоре лежа.

Сгибание, разгибание туловища, в положении лежа, руки за головой, далее 15 с. удержания туловища под углом 45 и 15 с. сгибание, разгибание туловища.

Приседания с партнером, далее 10 с. удержание положения полуприседа и 10 с. приседания с партнером.

5. Упражнения для развития специальной выносливости: схватка по заданию. Проводится в три периода по три минуты с двумя 30-секундными перерывами.

Первый период:

мин. - борьба за активный захват рук;

сек. - борьба в партере, борцу находящемуся сверху провести переворот накатом;

30 сек. - поменявшись, борьба в партере, борцу находящемуся сверху провести переворот накатом;

1 мин. - демонстрация активности посредством теснения и швунгов;

сек. перерыв.

Второй период:

мин - борьба в крестовом захвате (захват за туловище с одной рукой);

сек. борьба в партере, борцу находящемуся сверху провести бросок обратным или задним поясом;

сек. - тоже самое поменявшись.

мин - борьба за захват и проведение коронного приема.

сек. перерыв.

Третий период:

мин. - соревновательная схватка.

. Методическое обеспечение. На учебно-тренировочных занятиях использовался метод круговой тренировки. Упражнения проводились в заданной последовательности:

) Упражнения для развития скоростной выносливости.

) Упражнения для развития скоростно-силовой выносливости.

) Упражнения для развития силовой выносливости.

) Упражнения для развития статической выносливости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.128 с.)