Нормативно-правовое обеспечение реализации национального 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовое обеспечение реализации национального



проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России»

Развитие приоритетных национальных проектов, озвученных Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, продиктовано сложившейся социально-экономической ситуацией в стране.

Исторический опыт показывает, что разрешение социальных проблем в обществе во многом предопределяет результативность его дальнейшего развития. Дает импульс созданию эффективной системы управления, повышает конкурентоспособность национальной экономики, обеспечивает конструктивное взаимодействие бизнеса, гражданского общества и власти, и в итоге, гарантирует рациональное встраивание страны в мировую экономику.

Национальные проекты представляют собой ряд приоритетных мероприятий, нацеленных на повышение качества жизни каждого гражданина Российской Федерации. Они отличаются от федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ тем, что охватывают все субъекты Федерации, все население России, а не отдельные регионы.

Срок реализации проектов рассчитан на период до 2010 года и работают они в сфере образования, здравоохранения, жилищной Политики и агропромышленного комплекса. Именно они, в первую очередь, работают на наращивание человеческого потенциала[3].

Основными направлениями развития в рамках проектов в сфере жилищной политики являются следующие:

- создание условий для увеличения объемов жилищного строительства;

- увеличение объемов долгосрочного жилищного кредитования граждан.

Уже в 2008 году был очевиден значительный эффект от реализации национальных проектов[4].

Помимо финансовых вложений реализация национальных проектов требует проведения масштабной работы исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Правительством субъектов разработаны и утверждены планы мероприятий по реализации поручений Президента Российской Федерации в разрезе приоритетных национальных проектов, сетевые планы-графики, содержащие детализацию работы конкретных ответственных исполнителей, контрольные показатели, сроки исполнения.

В некоторых субъектах (например, в Свердловской области) сформированы штабы, работающие в оперативном режиме, по контролю исполнения сетевых планов-графиков по реализации приоритетных национальных проектов, в состав, которых входят представители государственных органов исполнительной власти, законодательной власти субъектов (Законодательного Собрания Свердловской области), а также представители общественности.

Результативность проектов и объемы привлекаемого капитала при грамотной и четкой организации работы по их реализации являются побудительным импульсом социально-экономического развития Российской Федерации. При чем не сиюминутным, конъюнктурным, а долговременным и эффективным.

Именно с помощью национальных проектов обеспечивается устойчивый качественный экономический рост в стране, базирующийся на известных в мировой экономике трех факторах роста: труд, капитал и научно-технический прогресс.

Таким образом, необходимость реализации национальных проектов неоспорима. В то же время существует ряд ограничений по полнообъемному и эффективному выполнению задач, поставленных Президентом Российской Федерации.

В первую очередь, не отработаны порядок и механизм распределения средств, предусмотренных на финансирование проектов.

В стадии решения находится вопрос объема и источников финансирования реализации национальных проектов. Не определено, будет ли достаточной текущая и перспективная, с учетом удвоения валового внутреннего продукта, финансовая возможность экономики страны в целом и каждого региона в отдельности, либо возникнет необходимость вводить в оборот средства из резервных фондов (то есть, из стабилизационного фонда, золотовалютных резервов).[5]

Предлагается финансирование национальных проектов выделить в рамках федерального бюджета в отдельную статью. Это позволит обеспечить прозрачность их формирования и использования.

К сожалению, приходится констатировать, что в России пока не сформированы адекватные механизмы перераспределения доходов, тогда как грамотно выстроенные финансовые отношения при реализации национальных проектов могли бы стать одним из эффективных инструментов выполнения задач Президента страны и в значительной степени снизить существующие диспропорции социально-экономического развития регионов.

В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня и продолжают углубляться.

Необходима разработка прогноза социально-экономического развития страны, адекватного требованиям проводимых социальных реформ и реализации национальных проектов Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством регионального развития Российской Федерации.

Еще одним ограничением может стать отсутствие методики оценки результативности проектов, а также системы мониторинга, позволяющей оценивать целевое использование выделяемых средств, эффективность производимых затрат и осуществляемых вложений.

Должны быть разработаны и установлены конкретные социальные индикаторы, позволяющие оценить не только результативность выполнения каждого национального проекта, но и качество жизни населения, как на ближайшую перспективу, так и на долгосрочный период.

Кроме того, необходимо разработать законопроект о качестве жизни населения Российской Федерации, активно связанный с критериями человеческого потенциала и социального капитала, отслеживающимися мировым сообществом, по которым Россия значительно уступает позиции развитым странам.

Тем не менее, перечисленные ограничения являются разрешимыми и реализация социальных инициатив Президента Российской Федерации должна стать началом формирования долгосрочной единой целостной стратегии социальной политики и реформы социальной сферы, реального улучшения качества жизни населения. Работа над национальными проектами должна стать системной.

Кроме того, в рамках реализации проектов будет обеспечено не только вертикальное, но и горизонтальное распределение полномочий и ответственности, осуществление усиленного контроля над ходом их выполнения. Таким образом, национальными проектами, можно усовершенствовать программно-целевой метод планирования социально-экономического развития страны и перейти к матричному или проектно-программному управлению. Данная методология планирования, благодаря сопровождению составлением сетевых планов-графиков выполнения поставленных задач, является более прогрессивной.

Данные проекты поддержаны общественностью и всеми ветвями власти Российской Федерации. Нужна политическая воля и консолидация совместных усилий, направленных на безусловное выполнение планов и намерений.[6]

Современные преобразования в области обеспечения жильем были начаты в рамках государственной целевой программы «Жилище», одобренной постановлением Совета министров — Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 595. В результате осуществления намеченных мер созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы их реализации. За прошедший период принято более 230 законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с жилищным строительством и ЖКХ, обеспечением прав собственности и сделками в данной сфере.[7]

Проведенные мероприятия позволили осуществить поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении социальных гарантий жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных российским законодательством. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений жизни граждан. При этом кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда по формам собственности — создан новый слой собственников как социальная база реформы в данной сфере. Кроме того, в рамках реализации централизованной политики в других областях (демографической, миграционной и т.д.) государством принимаются обязательства по содействию в улучшении жилищных условий некоторым категориям граждан.

В период с 2004 года по настоящее время были приняты: новый Жилищный кодекс, законы «О жилищных накопительных кооперативах», «О кредитных историях», «О внесении изменений Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах», «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделке с ним», «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и другие, определяющие правовые, экономические и организационные основы деятельности по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение или строительство жилых помещений.

Указанные законы можно разделить на 5 блоков:

первый (базовый) блок — новый Жилищный кодекс предлагает три варианта использования жилья: частная собственность, коммерческий и социальный наем;

второй направлен на создание условий для развития ипотеки и других форм жилищного финансирования;

третий нацелен на формирование условий для увеличения объемов жилищного строительства;

четвертый касается отмены налога на добавленную стоимость операций по реализации жилых помещений и земельных участников, а также снижения налогов на прибыль подоходного налога при инвестициях в ипотечные ценные бумаги;

пятый блок законов сориентирован на упрощение сделок с недвижимостью.

Принятие этих законов позволит увеличить ввод жилья до 70-80 млн. м; ежегодно довести обеспеченность им до 21,7 м2 на человека. По прогнозным оценкам правительства к 2010 г. в 30 раз вырастут и объемы жилищного кредитования (до 350 млрд. руб.).

На сегодня главная задача высших руководителей государства состоит в том, чтобы эти нормативные акты заработали эффективно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.008 с.)