Навыки работы с текстом и книгой: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Навыки работы с текстом и книгой:



• умение определять связь заглавия с содержанием произведения, главной мыслью и разъяснять заглавие текста;

• умение прогнозировать содержание текста по заглавию, иллю­страциям, ключевым словам;

• умение делить текст на части, самостоятельно озаглавливать ча­сти, составлять простой речевой план;

• умение озаглавливать эпизод;

• умение отвечать на предварительные вопросы к тексту, постав­ленные учителем перед чтением;

• умение самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения;

• умение формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста;

• умение определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведётся повествование;

• умение выявлять роль авторского начала в произведении, по произведению представлять образ автора;

• умение использовать авторские ремарки для характеристики пер­сонажей;

• умение характеризовать персонажи, определять собственное от­ношение к их поступкам;

• умение ориентироваться в книге и работать с её содержанием (оглавлением).

 

Литературоведческая пропедевтика:

• накопление, обобщение и систематизация жанровых и темати­ческих литературных впечатлений;

• осознание принадлежности литературного произведения к народ­ному или авторскому творчеству;

• выявление общности одножанровых народных и авторских текстов;

• формирование представлений о различных разновидностях рас­сказов (о животных, о детях, философские, юмористические, исто­рические);

• введение в активный словарь терминов: персонаж, загадка, стихо­творение, рассказ, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня;

• обучение восприятию точности, богатства, выразительности, об­разности художественной речи (практическое знакомство со средства­ми выразительности: рифмой, звукописью, повтором слов, звукоподра­жанием, олицетворением, эпитетом, сравнением);

• формирование элементарных понятий о рифме и лирическом герое.

 

Коммуникативное и речевое развитие

Развитие устной речи:

• обучение подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

• обучение выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

• обучение составлению устных рассказов с использованием слов, выражений из текста;

• обучение составлению устных рассказов от имени одного из ге­роев по заданному плану;

• обучение выразительному чтению с соблюдением соответствую­щей интонации, громкости речи, темпа речи;

• заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших от­рывков прозы (3—7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста;

• работа над пониманием образных выражений, используемых в тексте, переносного значения слов и словосочетаний;

• толкование с помощью учителя непонятных слов и выражений через контекст, словообразовательный и морфемный анализ;

• совершенствование звуковой культуры речи, овладение литера­турным произношением слов.

 

Коммуникативное развитие:

• формирование умения формулировать вопросы и обращаться с ними к партнёру по общению, соблюдая речевой этикет;

• работа над умением выразить своё отношение к прочитанному, герою, ситуации, используя соответствующие лингвистические и паралингвистические средства;

• выработка умения оценивать содержательную и эмоциональную стороны высказывания других учеников, соотносить со своим мнением и отношением, дополнять их ответы или высказывать другую точку зрения;

• работа над умением отбирать необходимые факты, эпизоды, элементы характеристик героев для доказательства своего мнения по поводу прочитанного или прослушанного.

Развитие письменной речи:

• развитие умения писать работы по итогам чтения — сочинения- миниатюры о сказочных героях.

 

4 КЛАСС (105 Ч)

 

«Круг детского чтения»

Устное народное творчество

Былины.

Рекомендуемый список произведений: «Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич».

Загадки.

Рекомендуемый список произведений: загадки — описания свойств, признаков и действий предмета, загад- ки-противопоставления, загадки-вопросы, загадки-сравнения; В. Даль. «Старик-годовик».

Сказки.

Рекомендуемый список произведений: Ш. Перро. «Подарки феи»; П. Ершов. «Конёк-Горбунок»; В. Гар­шин. «Лягушка-путешественница»; С. Маршак. «Двенадцать месяцев» (пьеса-сказка).

Пословицы.

Рекомендуемый список произведений: пословицы о Родине, труде, человеке, природе и временах года, о смелости, знании и учении, книге, дружбе.

Басни.

Рекомендуемый список произведений: Эзоп. «Лисица и виноград»; И. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

Александр Сергеевич Пушкин.

Рекомендуемый список произведений: «У лукоморья дуб зелёный...», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Зимний вечер».

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Рекомендуемый список произведений: «Утёс», «Парус».

Иван Сергеевич Тургенев.

Рекомендуемый список произведений: «Воробей», «Перепёлка».

Лев Николаевич Толстой.

Рекомендуемый список произведений: «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня), «Как боролся русский богатырь» (былина), «Зайцы», «Лев и собачка», «Прыжок».

Николай Алексеевич Некрасов.

Рекомендуемый список произведений: «Мужичок с ноготок» (отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»), «Мороз-воевода».

Антон Павлович Чехов.

Рекомендуемый список произведений: «Ванька», «Каштанка».

Сергей Александрович Есенин.

Рекомендуемый список произведений: «Берёза», «С добрым утром!».

Константин Георгиевич Паустовский.

Рекомендуемый список произведений: «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Михаил Михайлович Пришвин.

Рекомендуемый список произведений: «Моя Родина», «Жаркий час», «Выскочка».

 

Читательские умения (2-е полугодие)

Навык чтения

Способ чтения: чтение текстов целыми словами.

Правильность чтения: правильное орфоэпическое чтение.

Скорость чтения: темп чтения знакомого текста — 60—70 слов в минуту.

Выразительность чтения:

• использование в знакомом тексте (предварительно разобранном в содержательном и смысловом отношении) длинных и коротких пауз в зависимости от смысла читаемого;

• использование ритмических пауз при чтении стихотворений;

• определение темпа чтения в зависимости от смысла читаемого;

• использование силы голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста;

• передача эмоционального отношения к содержанию текста.

Осмысленность чтения:

• понимание подтекста и основной идеи произведений, более сложных, чем прежде, по художественному и смысловому уровню;

• выявление отношения автора к тому, о чём ведётся речь, к ли­тературным персонажам, осознание и выражение собственного от­ношения к тому, что и как написано;

• полноценное восприятие и осмысливание доступных возрасту и речевым возможностям литературных произведений разных жанров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.008 с.)