Произведения устного народного творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произведения устного народного творчества



Былины. Никита Кожемяка. Про прекрасную Василису Микулишну.

Лихо одноглазое. Царевна-лягушка. Сивка-Бурка.

Сказки народов России.

 

Русская литература XIX века для детей

С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек».

И.А. Крылов. «Слон и Моська», «Мартышка и Очки».

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети».

А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».

А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Л. Н. Толстой. «Филипок», «Акула».

А.П. Чехов. «Каштанка».

 

Русская литература XX века для детей.

 Т.И. Александрова. «Домовёнок Кузя».

В.В. Бианки. «Кто что поёт».

А.А. Волков. «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

А.П. Гайдар. «Горячий камень», «Тимур и его команда», «Военная тайна».

А.Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал».

В. Ю. Драгунский. «Денискины рассказы».

Б. В. Заходер. «Кит и кот».

В.П. Катаев. «Цветик-семицветик».

В.Г. Козлов. «Ёжик в тумане», «Львёнок и черепаха».

А.И. Куприн. «Белый пудель».

Л. И. Лагин. «Старик Хоттабыч».

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо».

В. Медведев. «Капитан Сорвиголова», «Незаряженное ружьё».

С. Михалков. «Праздник непослушания».

Н.Н. Носов. «Весёлая семейка», «Живая шляпа», «Федина задача».

Ю. К. Олеша. «Три толстяка».

Г.Б. Остер. «Петька-микроб», «Котёнок по имени Гав».

Е.А. Пермяк. «Бабушкины кружева».

В.Г. Сутеев. «Мы ищем кляксу», «Палочка-выручалочка».

И.П. Токмакова. «Сказочные повести», «И настанет весёлое утро».

А.Н. Толстой. «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

Э.Н. Успенский. «Следствие ведут колобки».

К.И. Чуковский. «Бармалей», «Федорино горе», «Телефон».

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

 

Литература народов России для детей

Р. Гамзатов. «Надписи на дверях и воротах».

М. Джалиль. «Красная ромашка», «Пташка» (перевод с татарского).

Ю. С. Рытхэу. «Первый хлеб».

 

Зарубежная литература для детей

Г. X. Андерсен. «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Принцесса на горошине».

Л. Ф. Баум. «Лоскутушка из страны Оз», «Путешествие в страну Оз».

А.Гауф. «Карлик-нос».

Р. Д. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави».

К. Коллоди. «Приключения Пиноккио».

Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье».

С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

А. Линдгрен. «Три повести о малыше и Карлсоне, который живёт на крыше».

А.А. Милн. «Винни Пух и все-все-все».

Ш. Перро. «Мальчик-с-пальчик», «Красная Шапочка», «Спящая красавица».

Э.Р. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена».

Дж. Родари. «Приключения Чиполлино».

А.Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

М. Твен. «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».

П. Треверс. «Мери Поппинс с Вишнёвой улицы», «Мери Поппинс, до свидания».

 

Приключения и путешествия

Г.Б. Адамов. «Тайна двух океанов».

А.Г. Алексин. «Саша и Шура».

А. Белянин. «Джек и тайна древнего замка».

Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо».

Дж. Лондон. «Зов предков».

А.С. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля».

 

Исторические приключения

С.П. Алексеев. «История крепостного мальчика», «Суворовские сапоги».

А.О. Ишимова. «История России в рассказах для детей».

Л. А. Кассиль. «Главное войско».

Н. П. Кончаловская. «Наша древняя столица».

А.Г. Ян. «Они защищали Москву».

 

Научно-популярная литература

С.А. Баруздин. «Сказка о трамвае».

А.Беляев. «Как человек научился летать».

О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор».

Л. Дуров. «Мои звери».

Г. Дуров. «Мои артисты».

Б. В. Зубков. «Из чего машины сделаны», «Как построить небо­скрёб?».

Б. Ю. Левин. «Астрономия в картинках».

Е. П. Мар. «Воздух, которым мы дышим».

С.Я. Маршак. «Как печатали вашу книгу».

Н. Ф. Осипов. «В воде и у воды».

Е. А. Пермяк. «От костра до котла».

С. Сахарнов. «В мире дельфина и осьминога».

А.В. Тихонов. «Про птиц. Моя первая книга о животных», «Про моря и океаны».

А.А. Усачёв. «Прогулки по Третьяковской галерее».

Г. Юрмин. «Про тетрадь и карту, карандаш и парту».

 

Оценка уровня учебных достижений

Оценка уровня освоения программы должна учитывать индивиду­альную динамику продвижения обучающегося, академическую успеш­ность и жизненную компетенцию.

Поэтому при выставлении итоговой оценки по разделу «Литера­турное чтение» должны оцениваться:

достижения обучающегося в развитии речевой деятельности;

освоение содержания обучения (академическая результативность);

достижения в личностном, познавательном и коммуникативном развитии (жизненная компетентность).

Основными критериями оценки выступают: состояние навыка чте­ния (всех его основных компонентов), умение работать с текстом, мо­тивационная основа чтения (наличие потребности в систематическом чтении), умение самостоятельно выбирать интересующую (жизненно необходимую) литературу, состояние коммуникативно-речевой компе­тентности.

 

Оценка выставляется строго индивидуально начиная со 2 класса и носит поощрительный характер. При этом особое внимание должно уде­ляться достижениям обучающегося в сфере жизненной компетентности.

Для формализации оценивания достижений обучающихся в усло­виях образовательного процесса предлагается определение уровня до­стижений ребёнка в области выделенных компонентов.

Академическая успешность: высокий уровень; средний уровень; допустимый уровень.

Жизненная компетентность: высокий уровень; переходный уровень.

 

Схема комплексной оценки может выглядеть следующим образом:

 

 

Уровень достижений

 

Академическая успешность   высокий высокий  средний средний средний допустимый
Жизненная компетентность высокий переходный высокий переходный высокий переходный

 

Академическая успешность

2 класс

Высокий уровень

Ученик читает орфографически правильно, не допускает на­рушений звуко-слоговой структуры слов (допускает не более 1—2 ошибок), повторов частей и слов, отчётливо произносит звуки и слова, использует послоговой способ чтения с перехо­дом на чтение целыми словами. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Темп чтения знакомого текста соответствует 25—30 словам в минуту. Понимает простой в содержательном и язы­ковом отношении, небольшой по объёму текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстраци­ями, составляет картинный план, называет автора и заглавие лите­ратурного произведения. Твёрдо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.

 

Средний уровень

Ученик читает орфографически правильно, допускает не более 3—4 ошибок в словах (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы частей и слов). Использует преимуще­ственно послоговой способ чтения, а знакомые и короткие слова чи­тает целостно. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения, но может допускать единичные ошибки. Темп чтения знакомого текста соответствует 20—25 словам в минуту. Понимает простой в содержа­тельном и языковом отношении, небольшой по объёму текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с ил­люстрациями, составляет картинный план, называет автора и заглавие литературного произведения. Допускает при чтении наизусть единич­ные ошибки, но легко исправляет их с помощью учителя. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.

 

Допустимый уровень

Ученик читает по слогам, отмечается тенденция к плавному по- слоговому чтению, допускает 5—10 ошибок (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы частей и слов). Не всегда соблюдает паузы и интонацию в конце предложения, па­узы между словами. Темп чтения знакомого текста соответствует 15—20 словам в минуту. Понимает простой в содержательном и язы­ковом отношении, небольшой по объёму текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстрациями, испытывает трудности при составлении картинного плана (справляется с помощью учителя), называет автора и заглавие литературного произ­ведения. При чтении наизусть отмечается нетвёрдое усвоение текста. Требования по внеклассному чтению для данного года обучения вы­полняет при условии индивидуально ограниченного задания.

 

Класс

Высокий уровень

Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чте­ния, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в сло­вах (допускает не более 1—2 ошибок). Читает целыми словами, а в единичных случаях по слогам (сложные по звуко-слоговому составу, малознакомые слова). Соблюдает интонацию перечисления при запя­тых, паузы и интонацию в конце предложения. Передаёт эмоциональ­ный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует 40—50 словам в минуту. Понимает более объёмные и сложные в со­держательном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль произведения и соотносит её с заглавием, отвечает на вопросы по смыслу прочитанного и самостоятельно их формулирует в процессе чтения, может определить эмоциональный характер текста. Умеет про­гнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Со­ставляет простой речевой план. Умеет озаглавливать эпизоды произ­ведения. Умеет охарактеризовать и дать собственную оценку событиям, героям произведений, представить образ автора. Умеет ориентировать­ся в книге и в её оглавлении. Осознаёт принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает и может назвать различные разновидности рассказов (о животных, детях, юмористические, исторические). Твёрдо знает наизусть текст стихотво­рения, читает его выразительно. Выполняет требования по внекласс­ному чтению для данного года обучения.

 

Средний уровень

Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения, не допускает ошибок (допускает не более 1—2 ошибок), допускает не более 3—4 ошибок в выделении словесных ударений. Читает преиму­щественно целыми словами, но сложные по звуко-слоговому составу, малознакомые слова читает по слогам. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Иногда не соблюдает интонацию перечисления при запятых. Передаёт эмоциональный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует 35—40 словам в минуту. Понимает более объёмные и сложные в содержательном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль произведения и соотносит его с заглавием, но испытывает трудности при формулировке главной мысли. Может определить эмоциональный характер текста. Умеет прогнозировать со­держание текста по его заглавию и прочитанной части. Использует ав­торские ремарки для характеристики персонажей. Составляет простой речевой план. Умеет озаглавливать эпизоды произведения. Испытывает трудности при характеристике и оценке событий, героев произведений, представлении образа автора. Умеет ориентироваться в книге и в её оглавлении. Осознаёт принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает и может назвать раз­личные разновидности рассказов (о животных, детях, юмористические, исторические). Допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко исправляет их с помощью учителя. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года.

Допустимый уровень

Ученик читает орфографически правильно, допускает не более 4 ошибок в словах (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы частей и слов), допускает не более 5—8 ошибок в выделении словесных ударений. Читает послоговым способом с переходом на чтение целыми словами. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Затрудняется передать эмоциональ­ный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует 30—35 словам в минуту. Понимает объёмные и сложные в содержа­тельном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль про­изведения и соотносит её с заглавием, но не может сформулировать главную мысль, затрудняется определить эмоциональный характер тек­ста (справляется с помощью учителя). Затрудняется прогнозировать со­держание текста по его заглавию и прочитанной части (справляется с помощью учителя). Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Составляет самостоятельно картинный план, а простой речевой план — с помощью учителя. С помощью учителя озаглавливает эпизоды произведения. Испытывает трудности при характеристике и оценке событий, героев произведений, представлении образа автора. Умеет ориентироваться в книге и в её оглавлении. Осознаёт принад­лежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает различные разновидности рассказов (о живот­ных, детях, юмористические, исторические). При чтении наизусть отмечается нетвёрдое усвоение текста. Требования по внеклассному чтению для данного года обучения выполняет при условии индиви­дуально ограниченного задания.

Класс

Высокий уровень

Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чте­ния, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в словах. Читает целыми словами. Темп чтения знакомого текста соответствует 60—70 словам в минуту. Может определять темп чтения в зависимо­сти от смысла читаемого. Соблюдает паузы, интонационно правильно оформляет предложения и использует логическое ударение. Передаёт характер произведения и выражает эмоциональное отношение к его содержанию. Понимает подтекст и основную идею художественного произведения и соотносит их с заглавием, самостоятельно формули­рует главную мысль прочитанного. Осмысливает прямой и скрытый смысл заглавия и может самостоятельно подобрать заглавие к прочи­танному тексту. Умеет прогнозировать содержание текста по его загла­вию и прочитанной части. Составляет различные варианты простого речевого плана на основе использования повествовательных предло­жений, вопросов, предложений текста. Владеет навыками подробного, частичного и выборочного пересказа. Умеет составить представление о содержании, жанре, характере произведения по обложке книги. Ориен­тируется в группе книг. Различает и может назвать различные виды и жанры литературных произведений (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенды, лирика, эпические и лирические стихотворе­ния и т. п.). Выделяет художественные особенности, структуру, лексику сказок, различных видов лирики, рассказов. Умеет отличить художе­ственную литературу от познавательной на основе их сравнения. Име­ет общие представления о наиболее известных писателях (А. С. Пуш­кин, JI. Н. Толстой, Г. X. Андерсен, И. А. Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.). Твёрдо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по внеклассному чте­нию для данного года обучения.

 

Средний уровень

Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чте­ния, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в словах. Читает целыми словами, а в единичных случаях — по слогам малоиз­вестные слова сложной слоговой структуры. Темп чтения знакомого текста соответствует 55—60 словам в минуту. Соблюдает паузы, инто­национно правильно оформляет предложения и использует логическое ударение (может допускать 2—3 ошибки). Передаёт характер произве­дения и выражает эмоциональное отношение к его содержанию. По­нимает подтекст и основную идею художественного произведения и соотносит их с заглавием, с помощью учителя формулирует главную мысль прочитанного. Осмысливает прямой и скрытый смысл заглавия и может выбрать из предложенных вариантов заглавие к прочитанному тексту. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Составляет с помощью учителя различные вариан­ты простого речевого плана на основе использования повествователь­ных предложений, вопросов, предложений текста. Владеет навыками подробного, частичного и выборочного пересказа. Умеет составить представление о содержании, жанре, характере произведения по об­ложке книги. Ориентируется в группе книг. Различает и может назвать различные виды и жанры литературных произведений (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпиче­ские и лирические стихотворения и т. п.). Выделяет художественные особенности, структуру и лексику сказок, различных видов лирики, рассказов. Умеет отличить художественную литературу от познаватель­ной на основе их практического сравнения. Имеет общие представле­ния о наиболее известных писателях (А. С. Пушкин, Jl. Н. Толстой, Г. X. Андерсен, И. А. Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.). Допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко ис­правляет их с помощью учителя. Выполняет требования по внекласс­ному чтению для данного года обучения.

 

Допустимый уровень

Ученик читает правильно (может допускать в единичных случаях повторы слогов, слов, 2—4 ошибки), в основном соблюдает нормы ор­фоэпического чтения, но возможен в сложных и малознакомых словах переход на орфографическое чтение, правильно соблюдает ударения в словах (допускается 2—3 ошибки). Читает преимущественно целыми словами, но допускается переход на послоговое чтение малознакомых и сложных по слоговой структуре слов. Темп чтения знакомого текста соответствует 50—55 словам в минуту. Соблюдает паузы, интонаци­онно правильно оформляет предложения. Передаёт эмоциональный характер произведения и выражает эмоциональное отношение к его содержанию. Понимает подтекст и основную идею художественного произведения и соотносит их с заглавием. Может с помощью учи­теля подобрать заглавие к прочитанному тексту, прогнозировать со­держание текста по его заглавию и прочитанной части. Составляет простой речевой план на основе предложенных вразброс повество­вательных предложений, вопросов к тексту, предложений из текста. Владеет навыками подробного и выборочного пересказа. Умеет со­ставить представление о содержании, жанре, характере произведения по обложке книги. Ориентируется в группе книг. Различает и может назвать различные виды и жанры литературных произведений (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпиче­ские и лирические стихотворения и т. п.). Имеет общие представле­ния о наиболее известных писателях (А. С. Пушкин, JI. Н. Толстой, Г. X. Андерсен, И. А. Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.). При чтении наизусть отмечается нетвёрдое усвоение текста. Требова­ния по внеклассному чтению для данного года обучения выполняет при условии индивидуально ограниченного задания.

 

Жизненная компетентность

2 класс

Высокий уровень

Сформирован интерес к чтению. Понимает правильность гуманного отношения к человеку, животным, природе. Владеет правильной в фонети­ческом отношении речью. Ориентируется в процессе общения на собесед­ника, внимательно его слушает и реагирует соответствующими действиями.

Переходный уровень

Сформирован интерес к чтению. Понимает правильность гуманного отношения к человеку, животным, природе. Допускаются неточности в фонетическом оформлении речи в процессе общения. Ориентируется в процессе общения на собеседника, внимательно его слушает и реагирует соответствующими действиями.

3 класс

Высокий уровень

Имеет потребность в систематическом чтении. Уважительно относится к семейным и культурным ценностям и традициям. Ориентирован на гуманное отношение к человеку, животным, природе. Разбирается н этических и эстетических категориях: «хорошо — плохо», «добро — зло», «красиво — уродливо» и т. п. В основном владеет правильной в фоне­тическом и лексико-грамматическом отношении выразительной диало­гической речью (допустимы неточности в случае ринолалии, дизартрии, алалии, заикания). Владеет коммуникативными навыками, ориентируется в процессе общения на собеседника. Умеет правильно оценить содержательную и эмоциональную сторону высказывания собеседника. Умеет поддерживать беседу с помощью вопросов к собеседнику. Пре­имущественно адекватно использует лингвистические и паралинтеисти­ческие средства для решения коммуникативных задач.

Переходный уровень

Имеет потребность в систематическом чтении. Уважительно от­носится к семейным и культурным ценностям и традициям. Ориен­тирован на гуманное отношение к человеку, животным, природе. С помощью взрослых разбирается в этических и эстетических катего­риях: «хорошо — плохо», «добро — зло», «красиво — уродливо» и т. п. В основном владеет правильной в фонетическом и лексико-грамма­тическом отношении выразительной диалогической речью (допустимы неточности в случае ринолалии, дизартрии, алалии, заикания). Владеет коммуникативными навыками, ориентируется в процессе общения на собеседника. С помощью взрослого правильно оценивает содержа­тельную и эмоциональную сторону высказывания собеседника. Умеет поддерживать беседу с помощью вопросов к собеседнику. Преимуще­ственно адекватно использует лингвистические и паралингвистические средства для решения коммуникативных задач.

4 класс

Высокий уровень

Осознаёт значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. Имеет потребность в систематическом чтении. Умеет находить информацию в книгах и других источниках, а также использовать необходимую информацию для поддержания и укрепле­ния своего здоровья, разрешения различных жизненных ситуаций. Уважительно относится к семейным и культурным ценностям и тра­дициям. Ориентирован на гуманное отношение к человеку, животным, природе. Способен различать этические и эстетические категории: «хорошо — плохо», «добро — зло», «красиво — уродливо» и т. п. Вла­деет правильной в фонетическом и лексико-грамматическом отноше­нии выразительной диалогической и монологической речью. Владеет коммуникативными навыками, ориентируется в процессе общения на собеседника. Адекватно использует языковые средства для решения коммуникативных задач. Может правильно выразить своё отношение к предмету обсуждения, используя соответствующие лингвистические и паралингвистические средства.

Переходный уровень

Осознаёт значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. Имеет потребность в систематическом чтении. Умеет с помощью взрослых находить информацию в книгах и дру­гих источниках, а также использовать необходимую информацию для поддержания и укрепления своего здоровья, разрешения различных жизненных ситуаций. Уважительно относится к семейным и культур­ным ценностям и традициям. Ориентирован на гуманное отноше­ние к человеку, животным, природе. Способен различать этические и эстетические категории: «хорошо — плохо», «добро — зло», «краси­во — уродливо» и т. п. В основном владеет правильной в фонетическом и лексико-грамматическом отношении выразительной диалогической и монологической речью (допустимы неточности в случае ринолалии, дизартрии, алалии, заикания). Владеет коммуникативными навыками, ориентируется в процессе общения на собеседника. Преимущественно адекватно использует языковые средства для решения коммуникатив­ных задач. С помощью взрослого правильно выражает своё отношение к предмету обсуждения, использует при этом соответствующие линг­вистические и паралингвистические средства.

 


[1] Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида: подготовительный класс. 1-4 классы: Коррекционный лингвистический курс: Развитие речи. Произношение. Обучение грамоте. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Изобразительное искусство. Физическая культура. - М.: Просвещение, 2013. 257 с.

[2] См.: Концепция Специального Федерального государственного образова­тельного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. J1. Гончарова]. — М.: Просвещение, 2013.

 

[3] Материалы всех разделов сборника прошли многолетнюю апроба­цию в процессе опытно-экспериментальной работы Института коррек­ционной педагогики РАО, неоднократно обсуждались на педагогиче­ских чтениях и научно-практических конференциях.

[4] апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.238 с.)