Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Произведения устного народного творчества ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Былины. Никита Кожемяка. Про прекрасную Василису Микулишну. Лихо одноглазое. Царевна-лягушка. Сивка-Бурка. Сказки народов России.
Русская литература XIX века для детей С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». И.А. Крылов. «Слон и Моська», «Мартышка и Очки». Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке». Л. Н. Толстой. «Филипок», «Акула». А.П. Чехов. «Каштанка».
Русская литература XX века для детей. Т.И. Александрова. «Домовёнок Кузя». В.В. Бианки. «Кто что поёт». А.А. Волков. «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». А.П. Гайдар. «Горячий камень», «Тимур и его команда», «Военная тайна». А.Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал». В. Ю. Драгунский. «Денискины рассказы». Б. В. Заходер. «Кит и кот». В.П. Катаев. «Цветик-семицветик». В.Г. Козлов. «Ёжик в тумане», «Львёнок и черепаха». А.И. Куприн. «Белый пудель». Л. И. Лагин. «Старик Хоттабыч». В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо». В. Медведев. «Капитан Сорвиголова», «Незаряженное ружьё». С. Михалков. «Праздник непослушания». Н.Н. Носов. «Весёлая семейка», «Живая шляпа», «Федина задача». Ю. К. Олеша. «Три толстяка». Г.Б. Остер. «Петька-микроб», «Котёнок по имени Гав». Е.А. Пермяк. «Бабушкины кружева». В.Г. Сутеев. «Мы ищем кляксу», «Палочка-выручалочка». И.П. Токмакова. «Сказочные повести», «И настанет весёлое утро». А.Н. Толстой. «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Э.Н. Успенский. «Следствие ведут колобки». К.И. Чуковский. «Бармалей», «Федорино горе», «Телефон». Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».
Литература народов России для детей Р. Гамзатов. «Надписи на дверях и воротах». М. Джалиль. «Красная ромашка», «Пташка» (перевод с татарского). Ю. С. Рытхэу. «Первый хлеб».
Зарубежная литература для детей Г. X. Андерсен. «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Принцесса на горошине». Л. Ф. Баум. «Лоскутушка из страны Оз», «Путешествие в страну Оз». А.Гауф. «Карлик-нос». Р. Д. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави». К. Коллоди. «Приключения Пиноккио». Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье». С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
А. Линдгрен. «Три повести о малыше и Карлсоне, который живёт на крыше». А.А. Милн. «Винни Пух и все-все-все». Ш. Перро. «Мальчик-с-пальчик», «Красная Шапочка», «Спящая красавица». Э.Р. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Дж. Родари. «Приключения Чиполлино». А.Сент-Экзюпери. «Маленький принц». М. Твен. «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна». П. Треверс. «Мери Поппинс с Вишнёвой улицы», «Мери Поппинс, до свидания».
Приключения и путешествия Г.Б. Адамов. «Тайна двух океанов». А.Г. Алексин. «Саша и Шура». А. Белянин. «Джек и тайна древнего замка». Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо». Дж. Лондон. «Зов предков». А.С. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля».
Исторические приключения С.П. Алексеев. «История крепостного мальчика», «Суворовские сапоги». А.О. Ишимова. «История России в рассказах для детей». Л. А. Кассиль. «Главное войско». Н. П. Кончаловская. «Наша древняя столица». А.Г. Ян. «Они защищали Москву».
Научно-популярная литература С.А. Баруздин. «Сказка о трамвае». А.Беляев. «Как человек научился летать». О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор». Л. Дуров. «Мои звери». Г. Дуров. «Мои артисты». Б. В. Зубков. «Из чего машины сделаны», «Как построить небоскрёб?». Б. Ю. Левин. «Астрономия в картинках». Е. П. Мар. «Воздух, которым мы дышим». С.Я. Маршак. «Как печатали вашу книгу». Н. Ф. Осипов. «В воде и у воды». Е. А. Пермяк. «От костра до котла». С. Сахарнов. «В мире дельфина и осьминога». А.В. Тихонов. «Про птиц. Моя первая книга о животных», «Про моря и океаны». А.А. Усачёв. «Прогулки по Третьяковской галерее». Г. Юрмин. «Про тетрадь и карту, карандаш и парту».
Оценка уровня учебных достижений Оценка уровня освоения программы должна учитывать индивидуальную динамику продвижения обучающегося, академическую успешность и жизненную компетенцию. Поэтому при выставлении итоговой оценки по разделу «Литературное чтение» должны оцениваться: • достижения обучающегося в развитии речевой деятельности; • освоение содержания обучения (академическая результативность); • достижения в личностном, познавательном и коммуникативном развитии (жизненная компетентность).
Основными критериями оценки выступают: состояние навыка чтения (всех его основных компонентов), умение работать с текстом, мотивационная основа чтения (наличие потребности в систематическом чтении), умение самостоятельно выбирать интересующую (жизненно необходимую) литературу, состояние коммуникативно-речевой компетентности.
Оценка выставляется строго индивидуально начиная со 2 класса и носит поощрительный характер. При этом особое внимание должно уделяться достижениям обучающегося в сфере жизненной компетентности. Для формализации оценивания достижений обучающихся в условиях образовательного процесса предлагается определение уровня достижений ребёнка в области выделенных компонентов. Академическая успешность: высокий уровень; средний уровень; допустимый уровень. Жизненная компетентность: высокий уровень; переходный уровень.
Схема комплексной оценки может выглядеть следующим образом:
Академическая успешность 2 класс Высокий уровень Ученик читает орфографически правильно, не допускает нарушений звуко-слоговой структуры слов (допускает не более 1—2 ошибок), повторов частей и слов, отчётливо произносит звуки и слова, использует послоговой способ чтения с переходом на чтение целыми словами. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Темп чтения знакомого текста соответствует 25—30 словам в минуту. Понимает простой в содержательном и языковом отношении, небольшой по объёму текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстрациями, составляет картинный план, называет автора и заглавие литературного произведения. Твёрдо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.
Средний уровень Ученик читает орфографически правильно, допускает не более 3—4 ошибок в словах (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы частей и слов). Использует преимущественно послоговой способ чтения, а знакомые и короткие слова читает целостно. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения, но может допускать единичные ошибки. Темп чтения знакомого текста соответствует 20—25 словам в минуту. Понимает простой в содержательном и языковом отношении, небольшой по объёму текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстрациями, составляет картинный план, называет автора и заглавие литературного произведения. Допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко исправляет их с помощью учителя. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.
Допустимый уровень Ученик читает по слогам, отмечается тенденция к плавному по- слоговому чтению, допускает 5—10 ошибок (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы частей и слов). Не всегда соблюдает паузы и интонацию в конце предложения, паузы между словами. Темп чтения знакомого текста соответствует 15—20 словам в минуту. Понимает простой в содержательном и языковом отношении, небольшой по объёму текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстрациями, испытывает трудности при составлении картинного плана (справляется с помощью учителя), называет автора и заглавие литературного произведения. При чтении наизусть отмечается нетвёрдое усвоение текста. Требования по внеклассному чтению для данного года обучения выполняет при условии индивидуально ограниченного задания.
Класс Высокий уровень Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в словах (допускает не более 1—2 ошибок). Читает целыми словами, а в единичных случаях по слогам (сложные по звуко-слоговому составу, малознакомые слова). Соблюдает интонацию перечисления при запятых, паузы и интонацию в конце предложения. Передаёт эмоциональный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует 40—50 словам в минуту. Понимает более объёмные и сложные в содержательном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль произведения и соотносит её с заглавием, отвечает на вопросы по смыслу прочитанного и самостоятельно их формулирует в процессе чтения, может определить эмоциональный характер текста. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Составляет простой речевой план. Умеет озаглавливать эпизоды произведения. Умеет охарактеризовать и дать собственную оценку событиям, героям произведений, представить образ автора. Умеет ориентироваться в книге и в её оглавлении. Осознаёт принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает и может назвать различные разновидности рассказов (о животных, детях, юмористические, исторические). Твёрдо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.
Средний уровень Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения, не допускает ошибок (допускает не более 1—2 ошибок), допускает не более 3—4 ошибок в выделении словесных ударений. Читает преимущественно целыми словами, но сложные по звуко-слоговому составу, малознакомые слова читает по слогам. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Иногда не соблюдает интонацию перечисления при запятых. Передаёт эмоциональный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует 35—40 словам в минуту. Понимает более объёмные и сложные в содержательном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль произведения и соотносит его с заглавием, но испытывает трудности при формулировке главной мысли. Может определить эмоциональный характер текста. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Составляет простой речевой план. Умеет озаглавливать эпизоды произведения. Испытывает трудности при характеристике и оценке событий, героев произведений, представлении образа автора. Умеет ориентироваться в книге и в её оглавлении. Осознаёт принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает и может назвать различные разновидности рассказов (о животных, детях, юмористические, исторические). Допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко исправляет их с помощью учителя. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года.
Допустимый уровень Ученик читает орфографически правильно, допускает не более 4 ошибок в словах (замены, перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы частей и слов), допускает не более 5—8 ошибок в выделении словесных ударений. Читает послоговым способом с переходом на чтение целыми словами. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Затрудняется передать эмоциональный тон произведения. Темп чтения знакомого текста соответствует 30—35 словам в минуту. Понимает объёмные и сложные в содержательном и языковом отношении тексты, понимает главную мысль произведения и соотносит её с заглавием, но не может сформулировать главную мысль, затрудняется определить эмоциональный характер текста (справляется с помощью учителя). Затрудняется прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части (справляется с помощью учителя). Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Составляет самостоятельно картинный план, а простой речевой план — с помощью учителя. С помощью учителя озаглавливает эпизоды произведения. Испытывает трудности при характеристике и оценке событий, героев произведений, представлении образа автора. Умеет ориентироваться в книге и в её оглавлении. Осознаёт принадлежность литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает различные разновидности рассказов (о животных, детях, юмористические, исторические). При чтении наизусть отмечается нетвёрдое усвоение текста. Требования по внеклассному чтению для данного года обучения выполняет при условии индивидуально ограниченного задания. Класс Высокий уровень
Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в словах. Читает целыми словами. Темп чтения знакомого текста соответствует 60—70 словам в минуту. Может определять темп чтения в зависимости от смысла читаемого. Соблюдает паузы, интонационно правильно оформляет предложения и использует логическое ударение. Передаёт характер произведения и выражает эмоциональное отношение к его содержанию. Понимает подтекст и основную идею художественного произведения и соотносит их с заглавием, самостоятельно формулирует главную мысль прочитанного. Осмысливает прямой и скрытый смысл заглавия и может самостоятельно подобрать заглавие к прочитанному тексту. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Составляет различные варианты простого речевого плана на основе использования повествовательных предложений, вопросов, предложений текста. Владеет навыками подробного, частичного и выборочного пересказа. Умеет составить представление о содержании, жанре, характере произведения по обложке книги. Ориентируется в группе книг. Различает и может назвать различные виды и жанры литературных произведений (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенды, лирика, эпические и лирические стихотворения и т. п.). Выделяет художественные особенности, структуру, лексику сказок, различных видов лирики, рассказов. Умеет отличить художественную литературу от познавательной на основе их сравнения. Имеет общие представления о наиболее известных писателях (А. С. Пушкин, JI. Н. Толстой, Г. X. Андерсен, И. А. Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.). Твёрдо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.
Средний уровень Ученик читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения, не допускает ошибок, правильно соблюдает ударения в словах. Читает целыми словами, а в единичных случаях — по слогам малоизвестные слова сложной слоговой структуры. Темп чтения знакомого текста соответствует 55—60 словам в минуту. Соблюдает паузы, интонационно правильно оформляет предложения и использует логическое ударение (может допускать 2—3 ошибки). Передаёт характер произведения и выражает эмоциональное отношение к его содержанию. Понимает подтекст и основную идею художественного произведения и соотносит их с заглавием, с помощью учителя формулирует главную мысль прочитанного. Осмысливает прямой и скрытый смысл заглавия и может выбрать из предложенных вариантов заглавие к прочитанному тексту. Умеет прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Составляет с помощью учителя различные варианты простого речевого плана на основе использования повествовательных предложений, вопросов, предложений текста. Владеет навыками подробного, частичного и выборочного пересказа. Умеет составить представление о содержании, жанре, характере произведения по обложке книги. Ориентируется в группе книг. Различает и может назвать различные виды и жанры литературных произведений (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения и т. п.). Выделяет художественные особенности, структуру и лексику сказок, различных видов лирики, рассказов. Умеет отличить художественную литературу от познавательной на основе их практического сравнения. Имеет общие представления о наиболее известных писателях (А. С. Пушкин, Jl. Н. Толстой, Г. X. Андерсен, И. А. Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.). Допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко исправляет их с помощью учителя. Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.
Допустимый уровень Ученик читает правильно (может допускать в единичных случаях повторы слогов, слов, 2—4 ошибки), в основном соблюдает нормы орфоэпического чтения, но возможен в сложных и малознакомых словах переход на орфографическое чтение, правильно соблюдает ударения в словах (допускается 2—3 ошибки). Читает преимущественно целыми словами, но допускается переход на послоговое чтение малознакомых и сложных по слоговой структуре слов. Темп чтения знакомого текста соответствует 50—55 словам в минуту. Соблюдает паузы, интонационно правильно оформляет предложения. Передаёт эмоциональный характер произведения и выражает эмоциональное отношение к его содержанию. Понимает подтекст и основную идею художественного произведения и соотносит их с заглавием. Может с помощью учителя подобрать заглавие к прочитанному тексту, прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Составляет простой речевой план на основе предложенных вразброс повествовательных предложений, вопросов к тексту, предложений из текста. Владеет навыками подробного и выборочного пересказа. Умеет составить представление о содержании, жанре, характере произведения по обложке книги. Ориентируется в группе книг. Различает и может назвать различные виды и жанры литературных произведений (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения и т. п.). Имеет общие представления о наиболее известных писателях (А. С. Пушкин, JI. Н. Толстой, Г. X. Андерсен, И. А. Крылов, С. Я. Маршак, К. Г. Паустовский и др.). При чтении наизусть отмечается нетвёрдое усвоение текста. Требования по внеклассному чтению для данного года обучения выполняет при условии индивидуально ограниченного задания.
Жизненная компетентность 2 класс Высокий уровень Сформирован интерес к чтению. Понимает правильность гуманного отношения к человеку, животным, природе. Владеет правильной в фонетическом отношении речью. Ориентируется в процессе общения на собеседника, внимательно его слушает и реагирует соответствующими действиями. Переходный уровень Сформирован интерес к чтению. Понимает правильность гуманного отношения к человеку, животным, природе. Допускаются неточности в фонетическом оформлении речи в процессе общения. Ориентируется в процессе общения на собеседника, внимательно его слушает и реагирует соответствующими действиями. 3 класс Высокий уровень Имеет потребность в систематическом чтении. Уважительно относится к семейным и культурным ценностям и традициям. Ориентирован на гуманное отношение к человеку, животным, природе. Разбирается н этических и эстетических категориях: «хорошо — плохо», «добро — зло», «красиво — уродливо» и т. п. В основном владеет правильной в фонетическом и лексико-грамматическом отношении выразительной диалогической речью (допустимы неточности в случае ринолалии, дизартрии, алалии, заикания). Владеет коммуникативными навыками, ориентируется в процессе общения на собеседника. Умеет правильно оценить содержательную и эмоциональную сторону высказывания собеседника. Умеет поддерживать беседу с помощью вопросов к собеседнику. Преимущественно адекватно использует лингвистические и паралинтеистические средства для решения коммуникативных задач. Переходный уровень Имеет потребность в систематическом чтении. Уважительно относится к семейным и культурным ценностям и традициям. Ориентирован на гуманное отношение к человеку, животным, природе. С помощью взрослых разбирается в этических и эстетических категориях: «хорошо — плохо», «добро — зло», «красиво — уродливо» и т. п. В основном владеет правильной в фонетическом и лексико-грамматическом отношении выразительной диалогической речью (допустимы неточности в случае ринолалии, дизартрии, алалии, заикания). Владеет коммуникативными навыками, ориентируется в процессе общения на собеседника. С помощью взрослого правильно оценивает содержательную и эмоциональную сторону высказывания собеседника. Умеет поддерживать беседу с помощью вопросов к собеседнику. Преимущественно адекватно использует лингвистические и паралингвистические средства для решения коммуникативных задач. 4 класс Высокий уровень Осознаёт значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. Имеет потребность в систематическом чтении. Умеет находить информацию в книгах и других источниках, а также использовать необходимую информацию для поддержания и укрепления своего здоровья, разрешения различных жизненных ситуаций. Уважительно относится к семейным и культурным ценностям и традициям. Ориентирован на гуманное отношение к человеку, животным, природе. Способен различать этические и эстетические категории: «хорошо — плохо», «добро — зло», «красиво — уродливо» и т. п. Владеет правильной в фонетическом и лексико-грамматическом отношении выразительной диалогической и монологической речью. Владеет коммуникативными навыками, ориентируется в процессе общения на собеседника. Адекватно использует языковые средства для решения коммуникативных задач. Может правильно выразить своё отношение к предмету обсуждения, используя соответствующие лингвистические и паралингвистические средства. Переходный уровень Осознаёт значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. Имеет потребность в систематическом чтении. Умеет с помощью взрослых находить информацию в книгах и других источниках, а также использовать необходимую информацию для поддержания и укрепления своего здоровья, разрешения различных жизненных ситуаций. Уважительно относится к семейным и культурным ценностям и традициям. Ориентирован на гуманное отношение к человеку, животным, природе. Способен различать этические и эстетические категории: «хорошо — плохо», «добро — зло», «красиво — уродливо» и т. п. В основном владеет правильной в фонетическом и лексико-грамматическом отношении выразительной диалогической и монологической речью (допустимы неточности в случае ринолалии, дизартрии, алалии, заикания). Владеет коммуникативными навыками, ориентируется в процессе общения на собеседника. Преимущественно адекватно использует языковые средства для решения коммуникативных задач. С помощью взрослого правильно выражает своё отношение к предмету обсуждения, использует при этом соответствующие лингвистические и паралингвистические средства.
[1] Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида: подготовительный класс. 1-4 классы: Коррекционный лингвистический курс: Развитие речи. Произношение. Обучение грамоте. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Изобразительное искусство. Физическая культура. - М.: Просвещение, 2013. 257 с. [2] См.: Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н. Н. Малофеев, О. И. Кукушкина, О. С. Никольская, Е. J1. Гончарова]. — М.: Просвещение, 2013.
[3] Материалы всех разделов сборника прошли многолетнюю апробацию в процессе опытно-экспериментальной работы Института коррекционной педагогики РАО, неоднократно обсуждались на педагогических чтениях и научно-практических конференциях. [4] апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.238 с.) |