Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личностные результаты (жизненная компетентность) обучающихся:
• осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; • формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; • формирование общероссийских (? - В.К.) гражданских и патриотических ценностей; • формирование гуманистических ценностных ориентаций; • уважительное отношение к культуре и религии русского народа и других народов России; • знание основных моральных норм русского народа и других народов России; • формирование уважительного отношения к семейным ценностям, любви к природе, понимание важности здорового образа жизни; • развитие умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, избегать конфликтов; • овладение начальными навыками социокультурной адаптации в современном мире; • развитие духовных качеств и эстетических чувств; • использование средств русского языка для решения коммуникативных и познавательных задач. • владение речью, правильной в фонетическом и лексико-грамматическом отношении; • владение диалогической и монологической связной речью; • усвоение фонематических, лексических, морфологических и синтаксических обобщений; • овладение грамотным письмом и самостоятельной письменноречевой деятельностью. Классное чтение Круг детского чтения. Отбор и группировка литературных произведений для чтения основываются прежде всего на тематическом принципе, принципах жанрового разнообразия и целостного восприятия художественного произведения. Тексты должны быть доступными, обладать ярко выраженным воспитательным потенциалом, способствовать расширению кругозора об окружающем мире. Очень важно, чтобы во 2 -3 классах тексты были небольшими по объёму и несложными в языковом отношении. Предлагается значительное количество текстов, раскрывающих полиэтнический характер России, контакты русского народа с представителями других народов, населяющих Россию. Произведения должны показать детям мир литературы во всём его многообразии, поэтому изучается классика русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX века, доступные для детского чтения, современная детская литература.
За годы обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, В. Сутеева, К. Ушинского, Н. Носова, С. Михалкова, Н. Сладкова, Е. Чарушина, И. Соколова-Микитова, В. Бианки, Г. Скребицкого, А. Пушкина, Г. Сапгира, Э. Успенского, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Школьники читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. Наряду с художественными текстами на уроках чтения обучающимся должны предлагаться для изучения отдельные произведения научно-познавательного характера, предназначенные для младшего школьного возраста, а также статьи из детских газет и журналов (3-4 классы), справочная литература (4 класс).
Во 2 классе материал для чтения тесно связан с тематикой курса «Окружающий мир (развитие речи)», что позволяет целенаправленно и эффективно формировать представления учеников об окружающем их мире, опираясь при этом на имеющийся у них жизненный опыт, всесторонне развивать их познавательные и речевые способности. Через стихи и небольшие рассказы и сказки детских писателей ученики познают себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивают нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нём. Первоначально чтению статей и литературных произведений, в которых сообщаются сведения об окружающей природе, предшествует непосредственное знакомство с предметом и явлением, о котором говорится в тексте на уроках развития речи, экскурсиях и т. п. Постепенно школьники должны научиться получать новые знания непосредственно из читаемого текста. Однако на всех этапах обучения в начальной школе, прежде чем приступить к чтению текста, необходимо подготовить обучающихся к правильному его восприятию. Беседы и рассказы, предшествующие чтению, должны быть тесно связаны с содержанием читаемых текстов, но не пересказывать их, они должны возбуждать интерес к теме, эмоционально настраивать и помогать правильному восприятию произведений детьми. Полезно использовать на уроках чтения музыкальные и живописные произведения, что позволяет создать более цельный образ исторической эпохи или явления в сознании ребёнка.
Произведения группируются по следующим тематическим разделам: «Всё о человеке», «Уж небо осенью дышало...», «Осенняя ярмарка», «Животные и птицы — наши друзья», «Зимние узоры», «Праздник новогодний», «Вместе — дружная семья», «Чем пахнет весна», «Мамин праздник», «Почему нам бывает смешно», «Там чудеса...», «Скоро лето красное...». Помимо рекомендуемых в программе произведений, учитель может использовать другие тексты, самостоятельно отбирая их с учётом возрастных и речевых возможностей учеников.
В 3 классе продолжается формирование у детей представлений об окружающем мире, но произведения объединяются не только по тематическому принципу, но и по их жанровым особенностям. Дети открывают для себя мир литературы в его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: загадки, рассказы, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, басни. Здесь находит свою реализацию принцип жанрового разнообразия. Систематизация учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы позволяет через соответствующие вопросы и задания к текстам осуществлять элементарное литературное образование младших школьников.
В 4 классе (1-е полугодие) уточняются и расширяются представления обучающихся о жанровых особенностях литературных произведений. Целенаправленно дети знакомятся с произведениями устного народного творчества: былинами, загадками, сказками, пословицами, скороговорками, продолжают осваивать жанровые особенности басен. Знакомство с произведениями фольклора народов России и мира даёт возможность детям узнать о том, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло. Для этого дети знакомятся, например, со сказками разных народов, имеющими сходные названия, сюжет, главную мысль. Во 2-м полугодии 4 класса дети получают представление о писателях — классиках русской литературы, об основных темах и жанрах их литературного творчества, о многообразии творчества писателей.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают другие рассказы или стихи авторов конкретного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Отбор произведений и выбор темы этих уроков зависят от каждого конкретного учителя. В программе приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.
Помимо указанных в программе произведений, педагог может использовать и другие литературные тексты, самостоятельно определяя соответствие литературного материала возрастным и речевым возможностям учеников.
Читательские умения. Программой по литературному чтению предусмотрено закрепление и дальнейшее развитие читательских умений, сформированных в 1 классе в процессе работы с букварём. В этом разделе помещены требования к навыку чтения обучающихся, которые отрабатываются в течение каждого учебного года. Требования определены на основе учёта основных компонентов читательского навыка, включающего в себя техническую и смысловую стороны, психологических закономерностей его формирования, а также специфики овладения навыком обучающимися с нарушениями речи, осваивающими 3-й вариант СФГОС. В итоге к концу начальной ступени обучения обучающиеся должны овладеть чтением вслух — осмысленным, синтетическим, правильным и выразительным, а также осознанным чтением про себя. Для эффективного формирования навыка чтения программа также предусматривает систематизацию литературных произведений согласно ведущим учебным задачам по разделам: «Читаем целыми словами», «Читаем правильно», «Читаем выразительно», «Читая, думаем», «Читаем быстро», «Читаем про себя». Данные разделы носят коррекционно-пропедевтический характер, и тексты, задания, входящие в данные разделы, предполагают реализацию принципов коррекционно-развивающей и пропедевтической направленности. Конкретная постановка учебной задачи, сформулированная в названиях данных разделов, помогает и учителю, и обучающимся работать целенаправленно. Вопросы и задания к текстам дают возможность полноценно организовать эту работу, а доступные и интересные произведения позволяют развивать мотивационную основу чтения учеников.
В качестве компонентов навыка чтения принято выделять способ, правильность, темп (скорость), выразительность и осмысленность (осознанность) чтения.
1. Важнейшим компонентом читательского навыка является способ чтения, который может быть продуктивным и непродуктивным. К непродуктивному способу относится побуквенное и отрывистое слоговое чтение. К продуктивному — плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов. Непродуктивные способы чтения крайне нежелательны. Продуктивные способы необходимо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов. Поэтому на уроках чтения во 2 классе следует включать специальные задания и упражнения, способствующие более эффективному формированию продуктивного способа чтения (раздел «Читаем целыми словами»). В 3 классе эти задания могут уже носить индивидуальный характер.
2. Правильность чтения выражается в отсутствии ошибок на замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв, слогов и слов в читаемом тексте, а также ошибок ударения в словах. При этом на более ранних этапах формирования навыка правильным может считаться орфографическое чтение, а на более продвинутых — орфоэпическое. Это необходимо учитывать в требованиях к навыку чтения по классам. Раздел «Читаем правильно» программой предусмотрен со 2 по 4 класс. Начиная с 3 класса программой предусматривается формирование навыков чтения про себя. Этот навык формируется постепенно и должен опираться в своём развитии на сформированный навык громкого и осознанного чтения. Раннее введение чтения про себя, как правило, снижает понимание прочитанного. Переходной ступенью между громким чтением и чтением про себя является шёпотное чтение. В 1-м полугодии 3 класса, работая с произведениями раздела «Читаем правильно», учитель должен предусмотреть специальную работу по развитию функционального базиса чтения про себя, которая предполагает развитие зрительного восприятия стимула, предъявляемого на короткое время, и развитие зрительного запоминания стимулов в условии маскировки (стимулы: контурные предметные изображения, контурные геометрические фигуры, элементы букв и буквы, слоги, слова разной слоговой структуры). На этом же этапе обучения предлагается читать шёпотом сначала отдельные слова и предложения, прочитанные ранее вслух, а затем короткие отрывки и тексты. При этом обязательно осуществляется контроль за пониманием с помощью подбора картинного материала, объяснения значения прочитанного слова, демонстрации действия и т. п. Если у ученика не сформирован навык громкого беглого послогового чтения, ему нельзя предлагать чтение шёпотом, поскольку это провоцирует чтение по догадке. Во 2-м полугодии 3 класса можно перейти к отработке чтения про себя с контролем за пониманием со стороны учителя. Для этого вводится раздел «Читаем про себя». Обучающиеся переходят к самостоятельному чтению про себя отдельных отрывков произведений, коротких рассказов, вопросов к содержанию текстов; под руководством учителя находят в тексте главную мысль произведения, слова и выражения, которые характеризуют действующих лиц; обучаются устному рассказыванию, умению отвечать на вопросы, передавать содержание сказки, рассказа повествовательного характера или иллюстрации к ним с опорой на план, предложенный учителем.
3. Под темпом (скоростью) чтения понимают количество знаков, прочитываемых за единицу времени. Темп чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания, а также зависит от характера текста и целевой установки его прочтения. Следует отметить, что при рассмотрении соотношения темпа чтения и понимания правильнее говорить о скорости понимания, а не о скорости чтения. Поэтому отправным моментом в обучении чтению должно выступать традиционное чтение, учитывающее психофизиологические особенности ребёнка. В связи с этим в программе только с 4 класса предполагается целенаправленная работа по отработке скорости чтения. Поэтому добавляется раздел «Читаем быстро». Но, развивая у обучающихся навык беглого чтения, необходимо предупредить у них чтение по догадке, а также механическое чтение. Во 2 и 3 классах необходимо создать условия для наращивания скорости чтения: включать приёмы по развитию периферического зрения, увеличению объёма зрительного восприятия, развитию антиципирующего чтения (лексико-грамматического и смыслового предвидения). С детьми, имеющими аномалии строения и подвижности органов артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия), такая работа должна осуществляться индивидуально с учётом их речевых возможностей. Контроль за скоростью чтения также должен осуществляться индивидуально путём сопоставления результатов в начале и конце года. Данные о количестве слов в минуту, которые даны в программе, носят усреднённый характер. У отдельных детей, имеющих значительные затруднения при обучении чтению, а также у заикающихся этот показатель может быть ниже.
4. Выразительность как компонент навыка чтения проявляется в умении ученика обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические — при чтении стихотворений), делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно. Выразительность, с одной стороны, выступает как характеристика технической стороны чтения, а с другой — тесно связана с пониманием читаемого. Поэтому работу над выразительностью следует вести в двух направлениях: формирование навыка выразительности и формирование выразительного чтения. Целенаправленная работа над выразительностью чтения начинается уже во 2 классе и предполагает овладение обучающимися основными навыками, обеспечивающими техническую составляющую данного компонента (ориентация на знаки препинания в тексте, использование пауз, применение вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации). Данная работа осуществляется в рамках раздела «Читаем выразительно». Также выделяется выразительное чтение как высший тип чтения — художественное чтение, которое предполагает умение читающего использовать основные средства выразительности для выявления своего понимания, оценки содержания и смысла читаемого текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью донести всё это до слушателя. Выразительному чтению принадлежит значительная роль в развитии ребёнка. Оно помогает обучающимся усваивать больший объём смыслового и образного содержания текста. У ребёнка воспитывается эмоциональное отношение к слову, он легче преодолевает психологический барьер перед книжной речью. Программой предусмотрено овладение элементами выразительного чтения в 3 классе на заключительных этапах работы над текстом (раздел «Читаем выразительно»), когда он всесторонне проанализирован и понят учениками.
5. Ведущее место в навыке чтения отводится его осознанности (осмысленности), так как целью чтения является получение информации, заключённой в тексте, понимание содержания, осознание смысла. Понимание представляет собой познавательный мыслительный процесс, направленный на раскрытие свойств, связей, отношений между предметами и явлениями реального мира, а с позиций его результативности рассматривается как мысль или совокупность мыслей, адекватно раскрывающих какое-либо свойство, связь либо соотношение предметов или явлений реального мира. Понимание письменного текста является самой трудной формой импрессивной речи и в своём развитии проходит целый ряд этапов: - от понимания отдельных слов к усвоению синтаксических отношений, в которые эти слова вступают (лингвистический уровень чтения), - к пониманию предметного содержания текста (предметно-денотативный уровень) - и затем к выделению общего смысла сообщения (концептуально-оценочный уровень). Понимание зависит от характера объекта понимания, т. е. текста (литературного произведения), и мотивации, уровня подготовленности читателя, прежде всего от его когнитивно-языковых особенностей, сформированности технической стороны чтения, владения приёмами работы с текстом. Систематическая работа над текстом должна тесно увязываться с организацией словарной работы на уроках чтения. Словарная работа на уроках чтения включает в себя формирование правильного произношения слова, понимания его лексического и грамматического значения и употребления слова в связной самостоятельной речи, должна быть связана со словарной работой на уроках развития речи. Словарная работа на уроках чтения носит специфический характер, поскольку ограничена рамками прочитанного. При отборе лексики следует учитывать, какие слова поясняются лишь бегло, чтобы облегчить восприятие и понимание текста, а какие отрабатываются основательно для того, чтобы они вошли в активный словарь ученика. Значение отрабатываемых базовых слов, как правило, объясняет учитель либо во время предварительной беседы, либо непосредственно перед чтением текста. Закрепление их в речи детей предусматривается в процессе анализа содержания прочитанного, при проверке усвоения содержания, при пересказе. Словарь «ситуативный», не закрепляемый для дальнейшего употребления, поясняется в ходе чтения текста по мере необходимости. Особое внимание при пересказе уделяется формированию умения правильно отбирать слова в соответствии с жанровыми особенностями литературного образца. В процессе чтения ученик должен осознать не только лексическую, но и грамматическую форму слова с опорой на грамматические навыки, сформированные на уроках развития речи. Для пропедевтики и формирования осознанного чтения программой предусматривается специальный раздел «Читая, думаем», задачи и содержание которого усложняются по ступеням обучения. Программа ориентирует на включение данного раздела во 2 и 3 классах.
Во 2 классе объектом чтения становятся предложения, понимание которых зависит от учёта флективных отношений, тексты, небольшие по объёму, доступные в лингвистическом отношении, в которых предметно-денотативный (содержательный) план соотносится с концептуально-оценочным. Тексты и задания, предлагаемые в этом разделе, позволяют отрабатывать навыки смыслового восприятия читаемых произведений на предметно-денотативном и лингвистическом уровнях, учитывать индивидуальный темп формирования навыка чтения обучающихся. Данная работа носит коррекционно-пропедевтический характер и способствует созданию условий для осмысленного чтения более сложных текстов.
В 3 классе коррекционно-пропедевтическая направленность раздела «Читая, думаем» предполагает отработку навыков осмысленного чтения, позволяющих обучающемуся осознавать основную идею произведения, его подтекст. Так как степень и полнота осознания смысла читаемого определяется жанром произведения, то программой предусмотрено изучение произведений разных жанров: рассказов, стихотворений, басен, загадок, пословиц, сказок и др. При этом каждый жанр литературного произведения, имея свои особенности, определяет методику его изучения. В 3 классе планируется специальная работа над формированием жанрового сознания. Поэтому произведения для чтения группируются не только в соответствии с тематическим принципом, но и в соответствии с их жанровой спецификой.
В 4 классе работа над осознанностью продолжается в рамках работы с произведениями из основных разделов программы. Работа над осмысленностью чтения тесным образом связана с формированием навыков взаимодействия с текстом и книгой, к которым относятся следующие: • умение работать с заглавием текста; • умение прогнозировать содержание текста; • умение находить ключевые слова в тексте; • умение отвечать на вопросы по содержанию текста; • умение формулировать вопросы к прочитанному; • умение составлять план прочитанного текста (картинный, речевой) и осуществлять полный и выборочный пересказ в соответствии с ним; • умение формулировать главную мысль произведения; • умение правильно называть книгу (автора, заглавие); • умение определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окрашенность) по обложке, заглавию, рисунку; • умение работать с содержанием книги.
Во 2 классе учитель должен особое внимание уделить формированию умений находить ключевые слова в тексте, отвечать на вопросы по содержанию текста, составлять картинный план прочитанного, пересказывать с опорой на картинный план, называть автора и заглавие литературного произведения.
В 3 и 4 классах данные умения совершенствуются, выводятся на более сложный уровень, а также ведётся работа над формированием всех обозначенных выше умений взаимодействия с текстом и книгой.
Литературоведческая пропедевтика. В 3—4 классах при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работы с текстом внимание уделяется также начальному литературному образованию обучающихся. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. Объединение произведений одного литературного вида (жанра) позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов, творческие и практические виды освоения прочитанного. На уроках очерчивается круг литературоведческих понятий, с которыми обучающиеся встретятся при чтении художественных текстов, их осмыслении и обсуждении. Литературоведческие понятия знакомят в доступной форме с видами и жанрами литературы, средствами выразительности языка. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений и литературного развития обучающихся в средней школе.
Коммуникативное и речевое развитие. Данный раздел ориентирует педагога на решение коррекционно-развивающих задач в области преодоления первичного речевого нарушения у обучающихся начальных классов СКОУ V вида. Уроки литературного чтения наряду с уроками русского языка содержат значительный потенциал для работы над фонетическими, лексико-грамматическими трудностями, для формирования как речевых умений, связанных с аудированием (слушанием) и говорением, так и умений невербального общения. Особое место в этом отношении принадлежит работе с текстом. При этом текст произведения может использоваться в качестве зрительной опоры для формирования фонематических, лексических, морфологических и синтаксических обобщений параллельно с работой над смысловым компонентом чтения. Это требует от учителя правильного отбора, систематизации текстов в зависимости от решаемых задач и использования специальных методических приёмов и заданий. В раздел «Читая, думаем» вводятся тексты, в том числе и квазитексты, позволяющие отрабатывать грамматические обобщения на основе формирования операций морфемного анализа. Такие виды и приёмы работы на уроках литературного чтения, как слушание, пересказ, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям, ответы на вопросы по содержанию, самостоятельное формулирование вопросов обучающимися, высказывание собственной точки зрения по обсуждаемому произведению, передача впечатлений о прослушанном, прочитанном тексте, построение плана собственного высказывания, отбор и использование выразительных средств языка и паралингвистических средств и др., позволяют развивать важные для коммуникативного развития детей виды речевой деятельности — аудирование, говорение (культура речевого общения). Основным содержанием данного раздела выступает организация работы над восприятием на слух звучащей речи (высказывания собеседника, различных читаемых текстов), умением отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. На уроках литературного чтения в связи с тем, что коммуникативные ситуации «учитель — ученики», «учитель — ученик», «ученик — ученики», «ученик — ученик» организуются в процессе работы над конкретным литературным произведением, становится возможным отбирать и использовать определённый языковой материал, необходимый для решения задач общения по поводу прочитанного. Учителю следует организовывать диалогическое единство обучающихся с партнёрами по группе (классу), на начальных этапах предлагая готовые, устойчивые модели вопросов и ответов и создавая условия для репродуцирования их обучающимися.
Работа с текстом произведения над пониманием читаемого позволяет расширять, актуализировать и активизировать такие лингвистические средства, используемые в диалоге, как средства, выражающие субъективные намерения говорящего (собственная характеристика персонажей, отношение к прочитанному, к герою, ситуации и т. д.), и средства, необходимые для выражения объективных характеристик ситуации (использование авторских ремарок для характеристики персонажей, ответы на поставленные вопросы к прочитанному и т. п.). Постоянное присутствие текста произведения в виде опоры облегчает ситуацию общения, позволяет использовать готовые синтаксические конструкции, лексические средства для реализации диалогической формы устной разговорной речи. Таким образом, создаются условия для преодоления речевого негативизма, сниженной мотивации общения, характерных для детей с речевой патологией.
Виды и приёмы работы на уроках чтения: подробный пересказ прочитанного, пересказ от лица автора, героя, инсценирование эпизодов и целого произведения, формулирование вопросов к прочитанному, ответы на вопросы, обсуждение плана произведения и т. д. — всё это позволяет отрабатывать следующие группы коммуникативных умений: • информационно-коммуникативные (умения вступать в процесс общения, ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения, соотносить средства вербального и невербального общения); • регуляционно-коммуникативные (умения согласовывать действия, мнения, установки с потребностями партнёров по общению, применять индивидуальные способы при решении совместных задач, оценивать результат совместного общения); • аффективно-коммуникативные (умения делиться своими чувствами, настроениями с партнёрами по общению, проявлять сопереживание, заботу, оценивать эмоциональное поведение друг друга). Отработка навыков перцептивно-смысловой[4] обработки текста должна способствовать формированию у обучающихся представлений о неоднозначности формального построения высказывания (текста), его внешнего содержания и смысла, а также о возможностях различного понимания прочитанного каждым учеником.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ Внеклассное чтение рассматривается как обязательная часть подготовки младших школьников в области русского языка, как важное средство развития и воспитания обучающихся в процессе обучения. Цель внеклассного чтения — познакомить обучающихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного школьника младшего возраста, во всём её разнообразии, сформировать интерес к книге и положительное отношение к самостоятельному чтению, научить ориентироваться в книге. Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения. Внеклассное чтение выделяется в расписании из часов, отведённых на чтение, и фиксируется в классном журнале. Во 2 классе на занятия внеклассного чтения отводится 15—20 минут еженедельно. В 3—4 классах проводится один урок в неделю. В содержании программы уроков внеклассного чтения на каждом этапе обучения выделяются два основных раздела: «Круг детского чтения». В данном разделе содержатся указания на то, с каким кругом книг рекомендуется знакомить детей на данном этапе работы. «Работа с детской книгой». В разделе определяются предметные и личностные результаты обучающихся, достигаемые на этом учебном материале.
ПРОГРАММА. КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
2 КЛАСС (105 Ч) «Круг детского чтения» «Уж небо осенью дышало...». Произведения об осени. Жизнь животных осенью. Труд людей. Отношение человека к природе. Рекомендуемый список произведений: Н. Сладков. «Осень на пороге»; М. Пришвин. «Грибы тоже ходят»; И. Токмакова. «Сентябрь»; Я. Аким. «Осень»; И. Токмакова. «Осенние листья». «Всё о человеке». Рассказы и стихотворения о жизни детей, о честных, смелых, внимательных людях, о настоящих товарищах. Рекомендуемый список произведений: М. Пляцковский. «На уроке»; Б. Крекотин. «Пятёрка»; Н. Булгаков. «Старая кукла»; В. Сухомлинский. «Внучка старой вишни»; В. Пашов. «Герой»; С. Баруздин. «Сказка про лентяя», «Как Алёшке учиться надоело»; Г. Сапгир. «Рабочие руки»; В. Сутеев. «Кто лучше?»; А. Митта. «Шар в окошке»; В. Осеева. «Три товарища»; Я. Аким. «Жадина»; Е. Пермяк. «Торопливый ножик»; Г. Юдин. «Скучный Женя»; J 1. Ях- нин. «Пустяки»; Е. Пермяк. «Самое страшное», «Случай с кошельком». «Животные и птицы — наши друзья». Рассказы, стихотворения, сказки и загадки о животных. Отношение человека к животным. Рекомендуемый список произведений: С. Чёрный. «Жеребёнок»; Муса Джалиль. «Кукушка»; С. Кузьмина. «Квакушка»; Н. Сладков. «Птичий будильник», «Баня»; М. Пришвин. «Лесной доктор»; по Е. Чарушину. «Яшка»; Е. Чарушин. «Кролик»; К. Ушинский. «Скворец-молодец», «Кот Васька»; В. Бианки. «Ёж- спаситель». «Зимние узоры». Произведения о зиме, зимнем лесе, реке и пр. Зимние забавы. Труд людей зимой. Отношение людей к природе. Жизнь животных и птиц зимой. Рекомендуемый список произведений: Н. Полякова. «Первый снег»; 3. Александрова. «Зима»; К. Ушинский. «Мороз не страшен»; И. Соколов-Микитов. «Зима в лесу»; сказка «Дети Деда Мороза»; И. Суриков. «Детство»; И. Беляков. «О чём ты думаешь, снегирь?»; П. Воронько. «Снегирики-снегири»; Г. Скребицкий. «Как белочка зимует»; И. Соколов-Микитов. «Узоры на снегу». «Праздник новогодний». Произведения о встрече Нового года. Рекомендуемый список произведений: С. Михалков. «В снегу стояла ёлочка»; И. Токмакова. «На свете так бывает»; 3. Александрова. «Дед Мороз»; Б. Заходер. «Встречали звери Новый год». «Вместе — дружная семья». Произведения о семье. Рекомендуемый список произведений: С. Махотин. «Фотограф»; Григор Макунц. «Три сестры»; по Э. Ши- му. «Брат и младшая сестра»; по В. А. Сухомлинскому. «Кому идти за дровами»; А. Рубинов. «Ступенька»; В. Осеева. «Сыновья», «Печенье»; JI. Толстой. «Отец и сыновья»; Э. Успенский. «Разгром». «Мамин праздник». Произведения о женщинах — мамах, бабушках. Рекомендуемый список произведений: JI. Толстой. «Лучше всех»; Ю. Коринец. «Март»; Л. Воронкова. «Катин подарок»; П. Синявский. «Портрет». «Чем пахнет весна». Рассказы, стихотворения, сказки, пословицы и загадки о природе весной. Изображение картин пробуждающейся природы, жизнь животных и птиц весной. Бережное отношение к природе. Рекомендуемый список произведений: Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»; В. Суслов. «Тук да тук»; С. Маршак. «Весенняя песенка»; А. Барто. «Весна, весна на улице», «Жук», «Воробей»; С. Баруздин. «Ледоход»; С. Маршак. «Апрель»; И. Соколов-Микитов. «Май»; С. Есенин. «Черёмуха»; Э. Шим. «Чем пахнет весна»; О. Высотская. «Одуванчик»; М. Пришвин. «Золотой луг»; Н. Сладков. «Ящерица», «Весенний гам»; Г. Галина. «Весёлый бал»; Г. Цыферов. «Удивительная зима». «Почему нам бывает смешно». Весёлые рассказы и истории. Рекомендуемый список произведений: по Г. Осгеру. «Середина сосиски», «Меня нет дома», «Хорошо спрятанная котлета»; по Н. Носову «Живая шляпа». «Там чудеса...». Русские народные сказки, сказки народов мира, авторские сказки. Рекомендуемый список произведений: русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Три медведя» «Маша и медведь»; украинская сказка «Колосок»; татарская сказка «Три сестры»; С. Прокофьева. «Сказка о том, что надо дарить»; В. Сутеев. «Кораблик»; Г. Остер. «Эхо»; А. С. Пушкин «У лукоморья», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки). «Скоро лето красное...». Стихотворения, рассказы и сказки о лете. Труд людей летом. Отношение человека к природе. Рекомендуемый список произведений: И. Мазнин. «Отчего так много света?»; И. Токмакова. «Летний ливень», «Сенокос»; Т. Белозёров. «Летняя песенка», «Заколдованная роща»; В. Берестов. «Весёлое лето»; Ю. Коваль. «Удивительная грядка»; Э. Мошковская. «Большой день»; С Георгиев. «Маленький зелёный лягушонок»; В. Орлов. «Грибы», «Лето».
Читательские умения (2-е полугодие) Навык чтения Способ чтения: плавное послоговое чтение с переходом на синтетический способ чтения коротких слов, состоящих из 3—4 букв. Правильность чтения: правильное орфографическое чтение. Скорость чтения: темп чтения знакомого текста — 25—30 слов в минуту (указан минимум для выставления высшей отметки). Выразительность чтения: умение ориентироваться на знаки препинания в конце предложений и соблюдать паузы и интонацию, соответствующие знакам препинания в конце предложений. Осмысленность чтения: • понимание прочитанных слов с ориентацией на их лексическое и грамматическое значение (подбор соответствующей картинки, показ предмета, признака, действия, устного объяснения значения и т. п.); • понимание прочитанных предложений, в том числе и на основе учёта флективных отношений (подбор соответствующей картинки); • понимание простых в содержательном и языковом отношении, небольших по объёму текстов; • понимание текстов с ориентацией на морфемы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.099 с.) |