Литературоведческая пропедевтика: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературоведческая пропедевтика:



расширение базы видожанровых и тематических литературных впечатлений и накопление разнообразных видожанровых представлений об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения);

• формирование представлений об условности литературного тво­рения, его отличии от реальности (за счёт внимания к личности ав­тора);

• выделение художественных особенностей сказок, их структуры (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексики, умение отличать сказку от рассказа и элементарно классифицировать сказки;

• использование в речи элементарных понятий (эпизод, олицетво­рение, сравнение);

• формирование представлений о своеобразии лирики: пейзажной, юмористической, философской, романтической;

• выработка умения отличить художественную литературу от по­знавательной на основе их практического сравнения;

предоставление первоначальных сведений о наиболее извест­ных писателях (А. Пушкин, JI. Толстой, Г. X. Андерсен, И. Крылов, С. Маршак, К. Паустовский и др.) на основе знакомства с их твор­чеством.

 

Коммуникативное и речевое развитие

Развитие устной речи:

• систематическое обогащение и активизация словаря;

• обучение подробному, краткому и выборочному пересказу текста по самостоятельно составленному плану;

• обучение составлению устных рассказов к художественным текстам;

• обучение составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

• обучение составлению устных рассказов от имени одного из героев;

• обучение составлению устных описаний-миниатюр;

• заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей инто­нации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения;

• дальнейшее развитие точности и выразительности речи;

• творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений.

 

Коммуникативное развитие:

• работа над умением формулировать уточняющие вопросы, на­правленные на оценку понимания партнёрами по общению представ­ленной позиции;

• формирование умения выразить своё чувство, настроение по поводу прочитанного или прослушанного, используя соответствующие лингвистические и паралингвистические средства;

• выработка умения оценивать авторскую позицию, отношение к героям произведения и соотносить её с собственной, выражать это, используя соответствующие лингвистические и паралингвистические средства;

• формирование умения подвести итог беседы по прочитанному, прослушанному, обобщив высказывания других обучающихся и сфор­мулировав основные выводы.

 

Развитие письменной речи:

• обучение составлению письменных описаний-миниатюр;

• развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли со­чинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

 

Список произведений для отработки навыка чтения

Читаем правильно

В. Бардадым. «Мы читаем!»; В. Гусев. «Вот так кот»; И. Бурсов. «Кот и крот»; Д. Биссет. «Орёл и овечка»; В. Драгунский. «Заколдован­ная буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; Н. Носов. «Находчивость»; Дж. Родари. «Машинка для приготовления уроков»; Б. Заходер. «Муравей».

М. Бородицкая. «Первое сентября»; В. Берестов. «Читалочка», «Если хочешь пить», «Гололедица», «Посадили игрушку на полку...»; К. Ушинский. «Наше отечество»; В. Орлов. «Родное»; П. Воронько. «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков. «Скворец на чужбине»; О. Дриз. «Загадка»; Б. Заходер. «Два и три», «Как волк песни пел», «Петя мечтает»; Р. Сеф. «Считалочка»; М. Юдалевич. «Три плюс пять»;

В. Левин. «Чудеса в авоське»; С. Иванов. «Какой сегодня весёлый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...»; А. Шибаев. «Кто слово найдёт»; С. Прокофьева. «Сказка о том, как зайцы испугали серо­го волка», «Когда можно плакать?»; В. Зотов. «За двумя зайцами»;

Э.Шим. «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива»; Л. Толстой. «Косточка»; В. Сухомлинский. «Пусть будут Соловей и Жук»; С. Коз­лов. «В сладком морковном лесу»; В. Осеева. «Сторож», «Кто наказал его?», «Плохо»; А. Барто. «Рыцари»; Д. Хармс. «Удивительная кошка»; русские народные сказки «Лиса и журавль», «Самое дорогое», «Два Мороза»; индийская сказка «Ссора птиц»; Э. Мошковская. «Всего труднее дело...»; С. Баруздин. «Кузнец».

 

Читаем выразительно

В.Лившиц. «Белым-бело!»; Г. Лагздынь. «Аккуратные зайчата»;

В.Луговой. «Забыл»; Г. Сапгир. «Пчела»; А. Шибаев. «Переполох», «Медвежье ухо»; В. Орлов. «Ворона»; Г. Бойко. «Рыбак и червяк»; Н. Сладков. «Сорока и Волк», «Сорока и Медведь»; Е. Чеповецкий. «В тихой речке»; Н. Костыря. «В пенале»; А. Барто. «Разведчица», «Пе­ред сном»; Л. Яхнин. «В пруду», «Капустный листок», «Поросёнок»; М. Джалиль. «Кукушка»; Во Куанг. «Заходите!»; В. Протасов. «Петух»; Г. Виеру. «Ёжик и барабан», «Медведь»; Н. Матвеева. «Дуб и ве­тер», «Девочка и пластилин»; В. Суслов. «Тук да тук»; И. Михайлова. «А почему дом растёт»; А. Прокофьев. «Как на горке, на горе»;

А. Фет. «Чудная картина...»; С. Воронин. «Храбрый клоун»; С. Мар­шак. «Жадина»; О. Григорьев. «Яма»; Э. Успенский. «Всё в порядке»;

В. Осеева. «Три товарища»; Ю. Ермолаев. «Два пирожных»; Э. Мош­ковская. «Обида», «Трудный путь», «Говорящая кошка»; Е. Благини­на. «Посидим в тишине»; И. Дик. «Красные яблоки»; С. Козлов. «За­яц и Медвежонок»; И. Пивоварова. «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский. «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху», «Спор де­ревьев»; Н. Юсупов. «Серый волк»; Дж. Родари. «Рыбы»; Б. Заходер. «Кискино горе»; А. Фройденберг. «Великан и мышь»; Д. Биссет. «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски».

 

Читаем быстро

Скороговорки; И. Мазнин. «Шла лисица»; Е. Благинина. «У Вари на бульваре...»; М. Бородицкая. «Были галчата в гостях у волчат...»; Р. Сеф. «Бесконечные стихи»; Э. Мошковская. «Болельщик»; Ю. Ер­молаев. «Угодили»; В. Осеева. «Просто старушка»; В. Голявкин. «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик».

 

Принципы

2 класс

3 класс

4 класс

 

1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие   2 полугодие

Тематический, жанрового разнообразия

Все о человеке Вместе - дружная семья Стихотворения и рассказы об осени Стихотворения и рассказы о зиме Устное народное творчество: былины, загадки, сказки, пословицы, скороговорки   Александр Сергеевич пушкин
«Уж небо осенью дышало…» Чем пахнет весна Сказки о животных и птицах Стихотворения и очерки о Родине   Басни Михаил Юрьевич Лермонтов
Животные и птицы - наши друзья Мамин праздник Стихи и загадки о животных и птицах Стихотворения и рассказы о весне     Иван Сергеевич Тургенев
Зимние узоры Весенние заботы Рассказы о животных и птицах   Басни   Лев Николаевич Толстой
Праздник новогодния Почему нам бывает смешно   Стихотворения и рассказы о лете     Николай Алексеевич Некрасов
  «Там чудеса…»       Антон Павлович Чехов  
    «Скоро лето красное…»       Сергей Алексеевич Есенин

 

 

Принципы

2 класс

3 класс

4 класс

 

1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие 2 полугодие 1 полугодие   2 полугодие

Коррекционно-развивающий, пропедевтический

          Константин Георгиевич Паустовский, Михаил Михайлович Пришвин
Читаем целыми словами   Читаем выразительно   Читая, думаем   Читаем целыми словами   Читаем правильно   Читаем выразительно   Читая, думаем Читаем правильно   Читаем выразительно   Читая, думаем Читаем правильно   Читаем выразительно   Читая, думаем   Читаем про себя Читаем правильно   Читаем про себя   Читаем выразительно   Читаем быстро Читаем про себя   Читаем быстро

 

 

ПРОГРАММА. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

2 класс (35 ч)

Круг детского чтения: небольшие художественные произведения (1—2 страницы текста), заглавия и иллюстрации которых точно соот­ветствуют их содержанию. Отбираются произведения о временах года, животных, птицах и растениях, о детях, семье, человеческих взаимо­отношениях, приключениях и волшебстве.

Работа с детской книгой: привитие интереса к детским книгам; формирование умения рассматривать иллюстрации; соблюдение пра­вил гигиены и сохранности книг, формирование умения различать основные элементы книги: переплёт (обложка), корешок, страницы. Знакомство с книжной выставкой и рекомендательным плакатом. Зна­комство с правилами гигиены чтения и сохранности книг.

 

3 класс (35 ч)

Круг детского чтения: детская художественная книга объёмом 8—20 страниц. Отбираются произведения для коллективного и самостоятельно­го чтения, а также для выборочного перечитывания вслух (стихи, сказки, рассказы о животных, птицах, временах года, Родине и т. п.), предна­значенные для детей младшего школьного возраста, ведущих отечествен­ных и зарубежных писателей (С. Маршака, С. Михалкова, В. Бианки, М. Пришвина, К. Паустовского, Н. Сладкова, К. Ушинского, А. Че­хова, В. Сутеева, Е. Пермяка, Н. Носова, Б. Заходера, А. Пушкина, Г. X. Андерсена, А. Линдгрен, Ш. Перро и др.), сказки разных народов.

Работа с детской книгой. Ориентировка в одной книге: опре­деление содержания по названию (автор, заглавие) и иллюстрациям; умение дать правильный ответ на вопрос, о ком или о чём слушали, читали. Закрепление читательских навыков, связанных с работой над текстом, особенно умения выделить законченную по смыслу часть (эпизод) текста и передать её, воспользовавшись любым освоенным видом пересказа (с помощью учителя).

Ориентировка в группе книг (2—4); выбор книги по заданным признакам. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков ге­роев. Знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисло­вие, послесловие. Умение определять примерное содержание незнако­мой книги по её элементам (с помощью учителя); прочитать за неделю произведение объёмом 3—8 страниц (1-е полугодие) и 10—15 страниц (к концу 2-го полугодия); правильно назвать книгу или произведение по памяти и воспроизвести содержание прочитанного, опираясь на во­просы учителя.

Знакомство с картотекой обложек и простейшей каталожной кар­точкой; формирование умения пользоваться рекомендательным спи­ском и тематической картотекой.

Знакомство с доступными литературными играми и формирование интереса к занятиям литературными играми во внеурочное время.

 

4 класс (35 ч)

Круг детского чтения', детская книга (художественная, научно-по­знавательная, справочная) для младшего школьного возраста объёмом 30—100 страниц (свыше 100 страниц могут быть только книги-сбор­ники, включающие несколько произведений сравнительно небольшого объёма). Детские газеты и журналы по выбору учителя. Детям предла­гаются сказки и мифы народов мира, литературные сказки, художествен­ ная и справочная литература по истории России и мировой истории; книги о науке и технике, о машинах и вещах, об их творцах — учё­ных, изобретателях, народных умельцах; книги о родном городе, его прошлом и настоящем; книги о ратном подвиге народа от былин­ных богатырей до наших дней; книги о путешествиях — настоящих и сказочных; приключенческая и научно-фантастическая детская книга; книги-справочники для детей.

Работа с детской книгой: знание приёмов выбора нужной книги для чтения на определённую тему (использование книжной выставки, рекомендательного указателя или открытого доступа к книжным пол­кам детской библиотеки).

Умение соотносить знакомые произведения с фамилиями писате­лей, детские книги которых обучающиеся неоднократно читали или рассматривали в течение предыдущих лет обучения.

Умение самостоятельно выбрать и прочитать детскую книгу (худо­жественную и научно-познавательную); прочитывать за неделю произ­ведение объёмом 10—15 страниц (1-е полугодие) и 20—30 страниц (к концу 2-го полугодия). Отработка умений кратко передать содержание прочитанного (в целом или отдельных эпизодов), а также составить рассказ о герое, пользуясь планом, предложенным учителем. Умение пользоваться доступными справочниками.

Формирование умения целенаправленно читать детскую периодику и использовать её на уроках и во внеурочное время.

Отработка навыка самостоятельного определения содержания не­знакомой книги по её элементам (титульный лист, оглавление, преди­словие, послесловие, иллюстрации) и умения правильно записать на карточку нужную книгу.

Знакомство с новыми видами литературных игр.

 

Рекомендуемый список литературы для самостоятельного чтения

Учитель по желанию может выбрать из предложенного списка лите­ратуры произведения для самостоятельного чтения обучающимся дома вместе с родителями. Произведения даны по разделам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.130.130 (0.017 с.)