Анализ результатов экспериментальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов экспериментальной работы



 

Изучение склонности к отклоняющемуся поведению у девочек-подростков было проведено на базе "Брестского государственного профессионального лицея швейного производства им.Д.М. Карбышева".

Целью нашего исследования являлось выявление склонности к девиантному поведению у старших девочек-подростков (16-17 лет).

Выборка составила 30 человек. Для проведения исследования выбрана методика "Склонность к отклоняющемуся поведению" (Приложение А), автором методики является А.Н. Орел; "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей" (Приложение Б), авторами которой являются В.В. Синявского и Б.А. Федоришина, "Ценностные ориентации" (Приложение В), автором которой является М. Рокич.

Методика диагностики склонности к девиантному поведению является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм девиантного поведения. Объектом приложения методики являются социальные и личностные установки. Тест-опросник представляет из себя набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение склонности к реализации отдельных форм девиантного поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы. В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты.

 

Рисунок 1 - Склонность к социальной желательности

 

Больше половины девочек-подростков данной выборки склонны к умеренной тенденция при заполнении опросника давать социально желательные ответы. У девочек-подростков преобладает умеренная склонность к социальной желательности.

А это свидетельствуют о тенденции испытуемых демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования.

 

Рисунок 2 - Склонность к преодолению норм и правил

 

Согласно полученным результатам, 50% опрошенных девочек не склонны к преодолению норм и правил, это свидетельствуют о конформных установках испытуемых девочек, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. 38% - имеют умеренную тенденцию. Это свидетельствуют о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции "нарушать спокойствие", искать трудности, которые можно было бы преодолеть. А для 12% - характерна чрезвычайная выраженность нонконформистских тенденций, проявление негативизма. У девочек преобладают низкая и умеренная склонность к нонконформизму.

 

Рисунок 3 - Склонность к аддиктивному поведению

 

Для девочек-подростков данной выборки не характерна склонность к реализации аддиктивного поведения, что свидетельствует о хорошем социальном контроле поведенческих реакций. И только 22% опрошенных девочек имеют предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. У девочек данной выборки преобладает отсутствие склонности к аддиктивному поведению.

 

Рисунок 4 - Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

 

Из полученных ответов мы видим, что ровно половина опрошенных девочек не склонна к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. А остальным характерна заниженная ценность собственной жизни, склонность к риску. У девочек данной выборки практически одинаково распределены как отсутствие склонности к аутоагрессивному поведению, так и склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях. Это свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

 

Рисунок 5 - Склонность к агрессии и насилию

 

Исходя из результатов методики, можно сделать вывод, что склонность к агрессии и насилию не свойственна большинству девочек данной выборки. Однако 27% опрошенных имеют умеренную тенденцию и лишь 8% - склонности решать проблемы путем насилия. У девочек преобладают отсутствие склонности к агрессивному поведению и на втором месте - умеренная склонность. Это свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

 

Рисунок 6 - Волевой контроль эмоциональных реакций

 

Согласно ответам опрошенных девочек подросткового возраста, чуть больше половины опрошенных девочек имеют слабый волевой контроль эмоциональной сферы, а для остальных характерно наличие высокого самоконтроля любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений. Девочки обладают низким волевым контролем эмоциональных реакций, т.е. они склонны реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки.

 

Рисунок 7 - Склонность к делинквентному поведению

 

Проанализировав ответы испытуемых, мы сделали вывод, что для большинства опрошенных девочек-подростков характерна невыраженность данной тенденции, для 30% - наличие делинквентных тенденций, низкого уровня социального контроля. И лишь 3% имеют выраженную готовность к реализации делинквентного поведения. Это свидетельствует о низком уровне социального контроля. Низкая склонность к реализации делинквентного поведения преобладает среди девочек нашей выборки.

 

Рисунок 8 - Принятие женской социальной роли

 

Большая часть девочек адекватно воспринимают женскую социальную роль, стремятся реализовать специфически женские ценности. Однако 20% испытуемых (девочек) не принимают женской социальной роли, стремятся к реализации мужских поведенческих стереотипов, принятию мужской системы ценностей.

Для выявления коммуникативных и организаторских склонностей была использована методика "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей" В.В. Синявского и Б.А. Федоришина, цель данного опросника - исследование коммуникативных и организаторских склонностей. Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей.

Желание заниматься организаторской деятельностью и общаться с людьми зависит и от содержания соответствующих форм активности, и от типологических особенностей самой личности. Во многом они определяются субъективной ценностью и значимостью для человека будущих результатов его активности и отношением к лицам, с которыми он взаимодействует. Это следует учесть, составляя рекомендации для испытуемых с низким уровнем развития исследуемых склонностей. Достаточно часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере включения в них становятся значимыми. Здесь важны собственные усилия и преодоление коммуникативных барьеров, которые возможны, если человек ставит себе сознательную цель саморазвития.

В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты.

 

Рисунок 9 - коммуникативные склонности учащихся

 

Проанализировав ответы опрошенных девочек можно сделать вывод о том, что большинство из них стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение. Они нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных. Также многие девочки обладают высоким уровнем проявления коммуникативных склонностей. Они испытывают, потребность в коммуникативной деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе.

 

Рисунок 10 - организаторские склонности учащихся

 

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что большинство девочек проявляют организаторские склонности. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям. Девочки стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Также нами была проведена методика "Ценностные ориентации", автором которой является М. Рокич. Методика направлена на изучение ценностно-мотивационной сферы девочки-подростка. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Мы несколько упростили ее интерпретацию следующим образом: в таблицах будут отражены лишь ценности занимающие 1, 2, 18 места. Мы считаем это достаточным для критерия определения базовых ориентаций. Такой подход будет реализован как к блоку инструментальных, так и терминальных ценностей.

В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты. Результат по ценностям получившим ранг 1:


Таблица 1. Терминальные ценности

Ценность Выбор (в процентах)
свобода 30
продуктивная жизнь 15
любовь 15
развитие 10
познание 10
дружба 10
развлечения 5
материально обеспеченная жизнь 5

 

Из ответов девочек можно сделать вывод о том, что большинство из них выбрали такие терминальные ценности как свобода, продуктивная жизнь, любовь. Меньше всего девочки отдали предпочтение таким ценностям как развлечения и материально обеспеченная жизнь.

Среди инструментальных ценностей лидируют образованность, аккуратность, образованность и жизнерадостность:

 

Таблица 2. Инструментальные ценности

Ценность Выбор (в процентах)
образованность 25
независимость 20
честность 15
воспитанность 15
смелость 10
чуткость 10
аккуратность 5

 

По результатам опроса среди девочек подросткового возраста доминируют такие инструментальные ценности как образованность, аккуратность, воспитанность и честность.

Результат по ценностям получившим ранг 2.


Таблица 3. Терминальные ценности

Ценность Выбор (в процентах)
любовь 15
развлечения 15
материально обеспеченная жизнь 15
свобода 13
развитие 15
интересная работа 10
наличие хороших и верных друзей 12
продуктивная жизнь 5

 

Из ответов девочек видно, что большинство из них на второе место поставили такие терминальные ценности как любовь, развлечения, материально обеспеченная жизнь, свобода и развитие.

 

Таблица 4. Инструментальные ценности

Ценность Выбор (в процентах)
образованность 35
аккуратность 25
широта взглядов 25
исполнительность 15

 

По результатам анкет видно, что для большинства девочек подросткового возраста соответствуют такие инструментальные ценности как образованность, аккуратность, исполнительность, широта взглядов.

Результат по ценностям получившим ранг 18:

 

Таблица 5. Терминальные ценности

Ценность Выбор (в процентах)
счастье других 25
свобода 30
уверенность в себе 15
любовь 15
общественное признание 20

 

Проанализировав полученные ответы, можно сделать вывод о том, что для девочек в подростковом возрасте такие терминальные ценности как счастье других, свобода, уверенность в себе не являются превалирующими в данном возрасте.

 

Таблица 6. Инструментальные ценности

Ценность Выбор (в процентах)
нетерпимость к недостаткам других 25
чуткость 25
жизнерадостность 15
независимость 35

 

Из ответов девочек видно, что в подростковом возрасте не доминируют такие инструментальные ценности как: нетерпимость к недостаткам других, чуткость, жизнерадостность, независимость.

Таким образом, можно явно увидеть отсутствие согласованности между терминальными и инструментальными ценностями у девочек-подростков (в общем, среди терминальных преобладают ценности любви и свободы, а инструментальных - воспитанность и аккуратность). Несмотря на ярко выраженную тягу к свободе девочки не соотносят ее с такими ценностями как "широта взглядов", "смелость в отстаивании своего мнения" и тому подобное. Таким образом, подростки иногда маскируют свои терминальные ценности под более социально приемлемые - инструментальные.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод:

развитие ценностных ориентаций подростков является связанным с состоянием воспитательной системы школы в целом;

необходима выработка адекватных и эффективных навыков общения;

наиболее распространенными формами отклоняющегося поведения в данной выборке испытуемых являются склонность к нарушению норм и правил, аутоагрессивное поведение и слабость волевого контроля;

необходимо создание условий для формирования у девочек позитивного самоотношения.

В связи с этим, нами была разработана программа по социально-педагогической профилактике девиантного поведения среди девочек подросткового возраста. Направленная на преодоление актуальных для девочек жизненных проблем, а также освоение эффективных способов их разрешения в будущем. Содержание занятий составлено с учетом американской профилактической программы Гила Ботвина "Тренинг жизненных навыков" (Приложение Г).

Цель программы:

предоставление девочкам-подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков и актуализировать процесс социального самоопределения.

Задачи программы:

выработка адекватных и эффективных навыков общения;

формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях коллектива класса и школы;

предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков;

формирование осознанной позиции, расширение возможностей выбора альтернативных моделей сексуального поведения, актуализация представлений о полоролевой самоидентичности.

В рамках профилактической программы "Тренинг жизненных навыков" разработана серия тренинговых занятий с девочками подросткового возраста. Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие рассчитано на 1 час 45 минут. При режиме работы 2 раза в неделю продолжительность программы 8 недель.

Таким образом, согласно проведенному исследованию по методике "Склонность к девиантному поведению", можно выявить следующее:

девочки склонны ориентироваться на социально желательные ответы при заполнении опросника;

слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, несформированность волевого контроля своих потребностей;

наличие умеренных агрессивных тенденций у испытуемых данной выборки во взаимоотношениях с другими людьми;

низкий волевой контроль эмоциональных реакций;

умеренная склонность к делинквентному поведению;

отсутствие склонности к аутоагрессивному поведению, так и склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях;

адекватное восприятие женской социальной роли, стремление реализовать специфически женские ценности.

Заключение

Проблема подросткового девиантного поведения имеет психологические, педагогические, социальные, юридические и др. аспекты. Несмотря на все предпринимаемые сегодня государственные меры, воспитательный потенциал семьи недостаточно подкрепляется позитивными тенденциями в духовно-нравственном развитии и воспитании девочек в общественной сфере. Серьезного внимания по-прежнему требует повышение педагогической и психологической культуры родителей. Решение этих конкретных организационных задач позволит создать условия для выполнения важнейшей функции - предупреждение и коррекцию неблагоприятных явлений социальной дезадаптации девочек-подростков.

Девиантное поведения у девочек-подростков характеризуется особенностями подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, желание самоутвердиться и стать взрослым, ориентация на сверстников. Подросток - это ещё недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью.

Существует много личностных и поведенческих причин склонности к отклоняющемуся поведению: неблагополучие семьи, психологические особенности личности, роль социального окружения девочек-подростков, социально-культурные влияния на личность, депрессии. Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Изучили работу социального педагога по профилактике девиантного поведения среди девочек подросткового возраста и пришли к выводам о том, что результативность социально-педагогической профилактики девиантного поведения у девочек-подростков достигается определением и реализацией направлений работы социального педагога, которые направлены на информирование подростков, формирование у них адекватной самооценки, способности подростков критически относиться к самой себе, развитие у девочек-подростков эмоционально-волевой сферы, включение девочек-подростков в социально значимые виды деятельности, предоставляющие девочкам-подросткам возможность самоутверждения и самореализации, развитие благоприятных отношений сотрудничества между девочками подросткового возраста и сверстниками, обеспечивающими возможность позитивного личностного развития подростков. Данная работа может быть организована через различные формы и методы работы социального педагогами с девочками-подростками. Организуя работу при соблюдении всех условий успешности этой деятельности и заинтересованности самого социального педагога, он может добиться высоких результатов в профилактике девиантного поведения у девочек-подростков, что приведет к снижению числа девочек с девиантным поведением.

Как показало проведенное исследование, у девочек был низкий уровень развития ценностных ориентаций, который связан с состоянием воспитательной системы школы в целом. Необходимо было выработать адекватные и эффективные навыки общения. Также необходимо было создать условия по формированию позитивного самоотношения.

В связи с этим, нами была разработана и апробирована программа "Тренинг жизненных навыков" по социально-педагогической профилактике девиантного поведения среди девочек подросткового возраста. Направленная на преодоление актуальных для девочек жизненных проблем, а также освоение эффективных способов их разрешения в будущем. Целью данной программы было предоставление девочкам-подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков и актуализировать процесс социального самоопределения.

Чтобы бороться с ростом девиантного поведения среди девочек-подростков, требуются подходы, сочетающие работу на индивидуальном уровне с мерами, предпринимаемыми на организационном уровне школы, внешкольных спортивных, культурно-досуговых и других учреждений. Требуются меры, предпринимаемые на общесоциальном уровне, чтобы создать такой социальный климат, в котором признается вся серьезность подросткового девиантного поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.042 с.)