Профилактика девиантного поведения у девочек-подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика девиантного поведения у девочек-подростков



 

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т.е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и делинквентного поведения - профилактическая и реабилитационная.

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются научно-обоснованные и своевременно направленные действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или детей группы риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. В соответствии с вышесказанным, профилактика девиантного поведения среди девочек-подростков - это система мероприятий, направленная на предотвращение причин возникновения девиантного поведения у девочек-подростков, и последующая помощь им в реализации себя в положительной активности. Профилактика девиантного поведения у девочек-подростков должна быть комплексной, этиологичной, дифференцированной и поэтапной, что обуславливает ее успешность и эффективность [12, с.16].

Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной работе различных организаций и специалистов. Успешное решение обозначенной проблемы возможно только при совместных координированных усилиях педагогов, социальных педагогов, психологов, юристов, сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), журналистов и других государственных и общественных организаций.

Этиологичность профилактики заключается в определении основных условий, причин, мотивов (социальных, психологических), которые способствуют возникновению девиантного поведения у девочек-подростков.

Профилактику девиантного поведения у девочек подросткового возраста целесообразно проводить дифференцированно в отношении девочек и взрослых. Также следует учитывать психическое и психологическое состояние девочек, их возраст и степень вовлеченности в какой-то вид девиации. Профилактика девиантного поведения должна быть последовательной, поэтапной [6, с.24].

Выделим основные направления работы социального педагога по профилактике девиантного поведения у девочек-подростков:

. Информирование девочек подросткового возраста;

. Формирование у девочек адекватной самооценки, способности критически относиться к самой себе;

. Развитие эмоционально-волевой сферы;

. Включение девочек-подростков в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном виде деятельности;

. Развитие благоприятных отношений сотрудничества и кооперации между девочками-подростками и сверстниками, обеспечивающими возможность позитивного личностного развития.

Рассмотрим реализацию обозначенных направлений работы социального педагога в контексте профилактики девиантного поведения у девочек-подростков более подробно.

Одно из направлений в профилактической работе социального педагога по предупреждению девиантного поведения у девочек-подростков является информирование девочек. Суть этого направления заключается в воздействии на когнитивные процессы личности с целью повышения способности личности к принятию конструктивных решений. Информирование целесообразно сопроводить беседами, в ходе которых можно обсудить возможные последствия различных видов девиаций [2, с.39].

С целью информирования девочек подросткового возраста социальный педагог может использовать следующие формы работы: беседе, брейнсторм (брейнсторминг), дискуссию, диспут, дебаты, информационный час, конференцию, просмотр и обсуждение фильмов. Наиболее распространенной формой информирования девочек-подростков служит беседа, которую можно организовать с социальным педагогом, с инспектором ИДН, психологом и пр. беседа может проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. Тематика бесед по профилактике девиантного поведения у девочек-подростков может быть следующей: "Эмоционально-личностная дезадаптация и ее профилактика", "Девиантное поведение: причины, особенности, формы проявления и меры воздействия", "Стресс. Формы и методы снятия стрессового напряжения", "Семейные ценности".

Одной их форм организации совместной деятельности, помогающей выбрать общее решение, я является дискуссия. В профилактической работе с девочками-подростками целесообразно рассмотреть такие темы, как: "Курить или не курить", "Семья. Современные взгляды" и т.п.

Интересной формой работы социального педагога по заполнению информационных пробелов в знаниях девочек-подростков является диспут, который предполагает столкновение различных точек зрения и удовлетворяет потребность участников в общении, позволяет компетентно и плодотворно обсуждать проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Темами для диспута могут выступить такие вопросы, как: "Чем рискуют девочки-подростки, употребляя алкоголь и наркотики", "Я в мире людей", "Половой вопрос" и др.

Социальный педагог может применять и такие формы работы как дебаты (на которых подростки обмениваются мнениями, обсуждают проблемы девиантного поведения) и конференции (на которых девочки-подростки могут выступить с докладами). Темами дебатов могут быть: "Самоубийство - это трусость", "Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним девочкам: реакция власти и общества" и пр. Темой конференции может стать: "Я будущая мама", "Особенности девиантного поведения у девочек-подростков" и др. На конференцию также можно пригласить инспектора ИДН, психолога.

Традиционно используемые в работе с девочками подросткового возраста информационные часы можно провести в новой нетрадиционной для девочек форме: "Информация +" (ознакомление с информацией по темам: "Агрессия - причины, формы и профилактика", "Психологические аспекты семейной жизни", "Профилактика наркомании и таблеткомании"), "Информ-дайджест" (каждый участник в течении 5 минут значимыми материалами СМИ, посвященными проблеме девиантного поведения среди девочек-подростков), "Спрашивали - отвечаем" (предварительно проводится опрос девочек-подростков, выясняются интересующие их темы, по актуальным темам готовятся выступления, объяснения), "Встречи с молодежными журналами" (обзорный час по материалам молодежной прессы, содержащий материал по проблеме девиантного поведения среди девочек-подростков),"Пресс-конференция" (форма ролевой игры, участники которой принимают роли журналистов, фотокорреспондентов, обозревателей газет и журналов, которые пишут о проблеме девиантного поведения среди девочек-подростков, задают вопросы докладчикам, которые выступают в роли политика, ученого, общественного деятеля).

Наиболее яркой и наглядной формой работы социального педагога по информированию девочек-подростков может стать просмотр и обсуждение фильмов. Сейчас существует множество фильмов на тему девиантного поведения с хорошим воспитательным потенциалом. Например, фильм "Все умрут, а я останусь", в котором рассказывается про трех девочек, которые страдают от обилия всяких комплексов, легко поддаются влиянию.

Сюда также можно отнести просмотр различной социальной рекламы и небольших видео-блоков на тему девиантного поведения у девочек подросткового возраста. Большое значение в этом методе имеет то, что он несет в себе большое количество наглядной информации, которая действует более эффективно, чем словесная.

Еще одним направление работы социального педагога по профилактике девиантного поведения у девочек-подростков является формирование у них адекватной самооценки, способности критически относиться к самой себе. Адекватная самооценка обеспечивает благоприятной эмоциональное состояние несовершеннолетних девочек, стимулирует их деятельность, вселяет в них уверенность в достижении намеченных целей. Девочка-подросток с адекватной самооценкой обладает полноценной рефлексией себя и своих поступков, умеет адекватно и гармонично реализовывать себя во взаимоотношениях со сверстниками и в социально полезной деятельности. Поэтому особенно важно для социального педагога помочь девочкам-подросткам избавиться от ложного представления о себе, которое часто возникает под влиянием микросреды, стимулировать формирование адекватной самооценки; помочь девочкам увидеть свои достоинства, сильные стороны характера, оценить способности, которые в совокупности могут стать в дальнейшем стержнем ее личности, определить ее жизненный путь и помочь найти ей пути самовыражения. Социальный педагог должен помочь девочкам-подросткам укрепить свою самооценку, научить их переживать конфликты и справляться с ними, предоставлять им возможность осознать собственный и чужие чувства [12, с.67].

В результате такой целенаправленной деятельности у девочек-подростков формируются здоровые ценности и здоровое отношение к окружающему миру. Кроме того, дети обретают навыки выражать и отстаивать свое мнение, осознавать собственные потребности, способности, достоинства и недостатки, конструктивно к ним относиться, бороться со своими слабостями.

В данном направлении работы целесообразно использовать активные методы и формы работы: метод ролевой игры, тренинг, открытый микрофон. метод ролевой игры позволяет отражать модели жизненных ситуаций через небольшие сценки спланированного или произвольного характера. Большим потенциалом в вопросе формирования адекватной самооценке девочек-подростков и способности критически относиться к самому себе обладает тренинг. Тренинг - особая разновидность обучения через непосредственное "проживание" и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, который не сводится ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. Можно использовать такие авторские тренинги как "Тренинг личностного роста" (автор С.Ф. Савченко), тренинг "Выработка адекватной самооценки" (автор Е.И. Холостова), "Тренинг уверенности в межличностных отношениях" (автор В.Г. Ромек), "Тренинг уверенности в себе" (автор М. Смит). Интересной формой работы, развивающей умения публицистической деятельности девочек-подростков, умения выступать перед аудиторией, критически оценивать себя и социум яв-ляется открытый микрофон. Примерная тематика "открытого микрофона" может быть следующей: "Я для себя, я для других", "Наши чувства, желания, настроения" и т.п.

Еще одно направление по решению рассматриваемой проблемы - развитие эмоционально-волевой сферы личности: развитие волевых качеств, умение управлять собой, своим эмоциональным состоянием, адекватно реагировать на педагогические воздействия. У девочек подросткового возраста следует формировать такие волевые качества как: тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу; концентрировать усилия на главном, наиболее важным в настоящее время; ставить перед собой продуманные не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.

Девочка-подросток с несформированными волевыми качествами легко идет на нарушение общественных норм, подчиняясь чужой воле, чужим нравственным идеалами. Галагузова М.А. отмечает, что у подростков, допускающих аморальные выходки, поступки и преступления, отсутствуют сформированные волевые качества [12, с.78].

Одной из форм работы в контексте данного направления является тре-нинг. Для развития эмоционально-волевой сферы девочки-подростка можно использовать "Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний" (автор Г.И. Макартычева), "Тренинг развития жизненных целей" (автор Е.В. Сидоренко), "Тренинг по формированию позитивных жизненных целей" (автор Г.И. Макартычева), "Тренинг влияния и противостояния влиянию" (автор Е.В. Сидоренко) и другие авторские тренинги.

Следующее направление в деятельности социального педагога - это включение девочек-подростков в социально значимые виды деятельности, со-здание ситуации успеха в избранном виде деятельности. По мнению, А.Д. Гордеева, важнейшая человеческая потребность - быть активным, сто-то совершать, действовать, реализовывать. Взрослые по-разному сдерживают активность ребенка, которому приходится мирится "с превосходящими силами взрослых". Однако, подрастая, у девочек возрастает потребность проявить себя в деятельности. Впоследствии эта потребность может быть удовлетворена разными способами - через созидание или через разрушение [14, с.291].

О включении девочек-подростков в социально значимые виды деятельности говорил А.С. Макаренко, понимая их, как виды деятельности, направленные на удовлетворение каких-либо общественных потребностей, будь то потребности школы, дошкольных учреждений, предприятий и организаций, находящихся в социальном окружении школы. Будучи универсальной по многообразию содержания, форм и методов, социально значимая деятельность воздействует на нравственные и эстетические, умственные и физические силы и свойства учащихся, расширяет возможности приложения их девочек на позитивные виды деятельности.

Данное направление социальный педагог может реализовывать через включение девочек-подростков в различные кружки, конкурсы. Можно организовать кружки творческой и правовой направленности, например "Юный театрал", "Начинающий художник", "Кружок правовых знаний". Также полезным будет участие девочек-подростков в конкурсах творческой и спортивной направленности. В своей работе социальный педагог может использовать и такую форму работы как коллаж. Это способ создания новых иллюстраций из фрагментов журналов, газет, реклам, буклетов, календарей, создание нового произведения. Девочкам можно предложить создать коллаж не только на тему: "Здоровое питание", "Здоровый образ жизни", но и организовывать их участие в создании коллажей на актуальные для несовершеннолетних темы: "Я и мода", "Мой выбор" и т.д.

Не менее важным направлением работы социального педагога по профилактике девиантного поведения является развитие отношений сотрудничества и кооперации между девочками-подростками и сверстниками, обеспечивающими возможность позитивного личностного развития. Развитие личности, степень уверенности в себе, эмоциональное благополучие в целом определяется в значительной степени сложной системой взаимодействия отдельных подсистем личностной микросреды, в процессе взаимодействия с которой и активной деятельности в ней формируются личностные качества девочек-подростков. Одной из таких подсистем является группа сверстников. Для девочек очень важно принадлежать к какой-либо группе, но когда они не могут контролировать процессы, в которые включены, лишены возможности стремиться к общей цели и ощущать собственное назначение в группе и организации не сформированы отношения к деятельности ведущей для коллектива, как к средству самовыражения, то следствием этого становится отчуждение. Отчуждение девочек-подростков от позитивно ориентированной группы может привести к серьезным последствиям: начиная с замкнутости и заканчивая переходом девочек-подростков в криминальную группу [16, с.87].

Данное направление работы социального педагога по профилактике девиантного поведения у девочек-подростков можно реализовать через следующие формы работы: деловая игра, дискуссия, диспут, проект и т.п.

Тематика деловых игр может быть самой разнообразной: "Суд над сигаретой", "Аукцион ценностей" и др. Темы для дискуссий могут быть следующие: "Алкоголь: за и против". Во время диспута можно обсудить следующие спорные вопросы: "Мое отношение и отношение моих друзей к наркотикам", "Мои друзья курят. Я с ними или нет".

Еще одной интересной для подростков формой работы является проект - комплексная исследовательская форма внеаудиторной деятельности, ролевая игра, участники которой представляют и защищают прогноз (проект) о будущем какого-либо явления. Тематика проекта может быть следующей: "Причины возникновения девиантного поведения у девочек-подростков", "Девиации среди девочек как социально-педагогическая проблема".

Таким образом, результативность социально-педагогической профилактики девиантного поведения у девочек-подростков достигается определением и реализацией направлений работы социального педагога, которые направлены на информирование подростков, формирование у них адекватной самооценки, способности подростков критически относиться к самой себе, развитие у девочек-подростков эмоционально-волевой сферы, включение девочек-подростков в социально значимые виды деятельности, предоставляющие девочкам-подросткам возможность самоутверждения и самореализации, развитие благоприятных отношений сотрудничества между девочками подросткового возраста и сверстниками, обеспечивающими возможность позитивного личностного развития подростков. Данная работа может быть организована через различные формы и методы работы социального педагогами с девочками-подростками. Организуя работу при соблюдении всех условий успешности этой деятельности и заинтересованности самого социального педагога, он может добиться высоких результатов в профилактике девиантного поведения у девочек-подростков, что приведет к снижению числа девочек с девиантным поведением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.021 с.)