Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактика девиантного поведения у девочек-подростков
Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т.е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного и делинквентного поведения - профилактическая и реабилитационная. Под профилактикой в социальной педагогике понимаются научно-обоснованные и своевременно направленные действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или детей группы риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала. В соответствии с вышесказанным, профилактика девиантного поведения среди девочек-подростков - это система мероприятий, направленная на предотвращение причин возникновения девиантного поведения у девочек-подростков, и последующая помощь им в реализации себя в положительной активности. Профилактика девиантного поведения у девочек-подростков должна быть комплексной, этиологичной, дифференцированной и поэтапной, что обуславливает ее успешность и эффективность [12, с.16]. Комплексность профилактики проявляется во взаимной заинтересованности и согласованной работе различных организаций и специалистов. Успешное решение обозначенной проблемы возможно только при совместных координированных усилиях педагогов, социальных педагогов, психологов, юристов, сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН), журналистов и других государственных и общественных организаций. Этиологичность профилактики заключается в определении основных условий, причин, мотивов (социальных, психологических), которые способствуют возникновению девиантного поведения у девочек-подростков.
Профилактику девиантного поведения у девочек подросткового возраста целесообразно проводить дифференцированно в отношении девочек и взрослых. Также следует учитывать психическое и психологическое состояние девочек, их возраст и степень вовлеченности в какой-то вид девиации. Профилактика девиантного поведения должна быть последовательной, поэтапной [6, с.24]. Выделим основные направления работы социального педагога по профилактике девиантного поведения у девочек-подростков: . Информирование девочек подросткового возраста; . Формирование у девочек адекватной самооценки, способности критически относиться к самой себе; . Развитие эмоционально-волевой сферы; . Включение девочек-подростков в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном виде деятельности; . Развитие благоприятных отношений сотрудничества и кооперации между девочками-подростками и сверстниками, обеспечивающими возможность позитивного личностного развития. Рассмотрим реализацию обозначенных направлений работы социального педагога в контексте профилактики девиантного поведения у девочек-подростков более подробно. Одно из направлений в профилактической работе социального педагога по предупреждению девиантного поведения у девочек-подростков является информирование девочек. Суть этого направления заключается в воздействии на когнитивные процессы личности с целью повышения способности личности к принятию конструктивных решений. Информирование целесообразно сопроводить беседами, в ходе которых можно обсудить возможные последствия различных видов девиаций [2, с.39]. С целью информирования девочек подросткового возраста социальный педагог может использовать следующие формы работы: беседе, брейнсторм (брейнсторминг), дискуссию, диспут, дебаты, информационный час, конференцию, просмотр и обсуждение фильмов. Наиболее распространенной формой информирования девочек-подростков служит беседа, которую можно организовать с социальным педагогом, с инспектором ИДН, психологом и пр. беседа может проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. Тематика бесед по профилактике девиантного поведения у девочек-подростков может быть следующей: "Эмоционально-личностная дезадаптация и ее профилактика", "Девиантное поведение: причины, особенности, формы проявления и меры воздействия", "Стресс. Формы и методы снятия стрессового напряжения", "Семейные ценности".
Одной их форм организации совместной деятельности, помогающей выбрать общее решение, я является дискуссия. В профилактической работе с девочками-подростками целесообразно рассмотреть такие темы, как: "Курить или не курить", "Семья. Современные взгляды" и т.п. Интересной формой работы социального педагога по заполнению информационных пробелов в знаниях девочек-подростков является диспут, который предполагает столкновение различных точек зрения и удовлетворяет потребность участников в общении, позволяет компетентно и плодотворно обсуждать проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Темами для диспута могут выступить такие вопросы, как: "Чем рискуют девочки-подростки, употребляя алкоголь и наркотики", "Я в мире людей", "Половой вопрос" и др. Социальный педагог может применять и такие формы работы как дебаты (на которых подростки обмениваются мнениями, обсуждают проблемы девиантного поведения) и конференции (на которых девочки-подростки могут выступить с докладами). Темами дебатов могут быть: "Самоубийство - это трусость", "Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним девочкам: реакция власти и общества" и пр. Темой конференции может стать: "Я будущая мама", "Особенности девиантного поведения у девочек-подростков" и др. На конференцию также можно пригласить инспектора ИДН, психолога. Традиционно используемые в работе с девочками подросткового возраста информационные часы можно провести в новой нетрадиционной для девочек форме: "Информация +" (ознакомление с информацией по темам: "Агрессия - причины, формы и профилактика", "Психологические аспекты семейной жизни", "Профилактика наркомании и таблеткомании"), "Информ-дайджест" (каждый участник в течении 5 минут значимыми материалами СМИ, посвященными проблеме девиантного поведения среди девочек-подростков), "Спрашивали - отвечаем" (предварительно проводится опрос девочек-подростков, выясняются интересующие их темы, по актуальным темам готовятся выступления, объяснения), "Встречи с молодежными журналами" (обзорный час по материалам молодежной прессы, содержащий материал по проблеме девиантного поведения среди девочек-подростков),"Пресс-конференция" (форма ролевой игры, участники которой принимают роли журналистов, фотокорреспондентов, обозревателей газет и журналов, которые пишут о проблеме девиантного поведения среди девочек-подростков, задают вопросы докладчикам, которые выступают в роли политика, ученого, общественного деятеля). Наиболее яркой и наглядной формой работы социального педагога по информированию девочек-подростков может стать просмотр и обсуждение фильмов. Сейчас существует множество фильмов на тему девиантного поведения с хорошим воспитательным потенциалом. Например, фильм "Все умрут, а я останусь", в котором рассказывается про трех девочек, которые страдают от обилия всяких комплексов, легко поддаются влиянию.
Сюда также можно отнести просмотр различной социальной рекламы и небольших видео-блоков на тему девиантного поведения у девочек подросткового возраста. Большое значение в этом методе имеет то, что он несет в себе большое количество наглядной информации, которая действует более эффективно, чем словесная. Еще одним направление работы социального педагога по профилактике девиантного поведения у девочек-подростков является формирование у них адекватной самооценки, способности критически относиться к самой себе. Адекватная самооценка обеспечивает благоприятной эмоциональное состояние несовершеннолетних девочек, стимулирует их деятельность, вселяет в них уверенность в достижении намеченных целей. Девочка-подросток с адекватной самооценкой обладает полноценной рефлексией себя и своих поступков, умеет адекватно и гармонично реализовывать себя во взаимоотношениях со сверстниками и в социально полезной деятельности. Поэтому особенно важно для социального педагога помочь девочкам-подросткам избавиться от ложного представления о себе, которое часто возникает под влиянием микросреды, стимулировать формирование адекватной самооценки; помочь девочкам увидеть свои достоинства, сильные стороны характера, оценить способности, которые в совокупности могут стать в дальнейшем стержнем ее личности, определить ее жизненный путь и помочь найти ей пути самовыражения. Социальный педагог должен помочь девочкам-подросткам укрепить свою самооценку, научить их переживать конфликты и справляться с ними, предоставлять им возможность осознать собственный и чужие чувства [12, с.67]. В результате такой целенаправленной деятельности у девочек-подростков формируются здоровые ценности и здоровое отношение к окружающему миру. Кроме того, дети обретают навыки выражать и отстаивать свое мнение, осознавать собственные потребности, способности, достоинства и недостатки, конструктивно к ним относиться, бороться со своими слабостями. В данном направлении работы целесообразно использовать активные методы и формы работы: метод ролевой игры, тренинг, открытый микрофон. метод ролевой игры позволяет отражать модели жизненных ситуаций через небольшие сценки спланированного или произвольного характера. Большим потенциалом в вопросе формирования адекватной самооценке девочек-подростков и способности критически относиться к самому себе обладает тренинг. Тренинг - особая разновидность обучения через непосредственное "проживание" и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, который не сводится ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. Можно использовать такие авторские тренинги как "Тренинг личностного роста" (автор С.Ф. Савченко), тренинг "Выработка адекватной самооценки" (автор Е.И. Холостова), "Тренинг уверенности в межличностных отношениях" (автор В.Г. Ромек), "Тренинг уверенности в себе" (автор М. Смит). Интересной формой работы, развивающей умения публицистической деятельности девочек-подростков, умения выступать перед аудиторией, критически оценивать себя и социум яв-ляется открытый микрофон. Примерная тематика "открытого микрофона" может быть следующей: "Я для себя, я для других", "Наши чувства, желания, настроения" и т.п.
Еще одно направление по решению рассматриваемой проблемы - развитие эмоционально-волевой сферы личности: развитие волевых качеств, умение управлять собой, своим эмоциональным состоянием, адекватно реагировать на педагогические воздействия. У девочек подросткового возраста следует формировать такие волевые качества как: тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу; концентрировать усилия на главном, наиболее важным в настоящее время; ставить перед собой продуманные не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения. Девочка-подросток с несформированными волевыми качествами легко идет на нарушение общественных норм, подчиняясь чужой воле, чужим нравственным идеалами. Галагузова М.А. отмечает, что у подростков, допускающих аморальные выходки, поступки и преступления, отсутствуют сформированные волевые качества [12, с.78]. Одной из форм работы в контексте данного направления является тре-нинг. Для развития эмоционально-волевой сферы девочки-подростка можно использовать "Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний" (автор Г.И. Макартычева), "Тренинг развития жизненных целей" (автор Е.В. Сидоренко), "Тренинг по формированию позитивных жизненных целей" (автор Г.И. Макартычева), "Тренинг влияния и противостояния влиянию" (автор Е.В. Сидоренко) и другие авторские тренинги. Следующее направление в деятельности социального педагога - это включение девочек-подростков в социально значимые виды деятельности, со-здание ситуации успеха в избранном виде деятельности. По мнению, А.Д. Гордеева, важнейшая человеческая потребность - быть активным, сто-то совершать, действовать, реализовывать. Взрослые по-разному сдерживают активность ребенка, которому приходится мирится "с превосходящими силами взрослых". Однако, подрастая, у девочек возрастает потребность проявить себя в деятельности. Впоследствии эта потребность может быть удовлетворена разными способами - через созидание или через разрушение [14, с.291].
О включении девочек-подростков в социально значимые виды деятельности говорил А.С. Макаренко, понимая их, как виды деятельности, направленные на удовлетворение каких-либо общественных потребностей, будь то потребности школы, дошкольных учреждений, предприятий и организаций, находящихся в социальном окружении школы. Будучи универсальной по многообразию содержания, форм и методов, социально значимая деятельность воздействует на нравственные и эстетические, умственные и физические силы и свойства учащихся, расширяет возможности приложения их девочек на позитивные виды деятельности. Данное направление социальный педагог может реализовывать через включение девочек-подростков в различные кружки, конкурсы. Можно организовать кружки творческой и правовой направленности, например "Юный театрал", "Начинающий художник", "Кружок правовых знаний". Также полезным будет участие девочек-подростков в конкурсах творческой и спортивной направленности. В своей работе социальный педагог может использовать и такую форму работы как коллаж. Это способ создания новых иллюстраций из фрагментов журналов, газет, реклам, буклетов, календарей, создание нового произведения. Девочкам можно предложить создать коллаж не только на тему: "Здоровое питание", "Здоровый образ жизни", но и организовывать их участие в создании коллажей на актуальные для несовершеннолетних темы: "Я и мода", "Мой выбор" и т.д. Не менее важным направлением работы социального педагога по профилактике девиантного поведения является развитие отношений сотрудничества и кооперации между девочками-подростками и сверстниками, обеспечивающими возможность позитивного личностного развития. Развитие личности, степень уверенности в себе, эмоциональное благополучие в целом определяется в значительной степени сложной системой взаимодействия отдельных подсистем личностной микросреды, в процессе взаимодействия с которой и активной деятельности в ней формируются личностные качества девочек-подростков. Одной из таких подсистем является группа сверстников. Для девочек очень важно принадлежать к какой-либо группе, но когда они не могут контролировать процессы, в которые включены, лишены возможности стремиться к общей цели и ощущать собственное назначение в группе и организации не сформированы отношения к деятельности ведущей для коллектива, как к средству самовыражения, то следствием этого становится отчуждение. Отчуждение девочек-подростков от позитивно ориентированной группы может привести к серьезным последствиям: начиная с замкнутости и заканчивая переходом девочек-подростков в криминальную группу [16, с.87]. Данное направление работы социального педагога по профилактике девиантного поведения у девочек-подростков можно реализовать через следующие формы работы: деловая игра, дискуссия, диспут, проект и т.п. Тематика деловых игр может быть самой разнообразной: "Суд над сигаретой", "Аукцион ценностей" и др. Темы для дискуссий могут быть следующие: "Алкоголь: за и против". Во время диспута можно обсудить следующие спорные вопросы: "Мое отношение и отношение моих друзей к наркотикам", "Мои друзья курят. Я с ними или нет". Еще одной интересной для подростков формой работы является проект - комплексная исследовательская форма внеаудиторной деятельности, ролевая игра, участники которой представляют и защищают прогноз (проект) о будущем какого-либо явления. Тематика проекта может быть следующей: "Причины возникновения девиантного поведения у девочек-подростков", "Девиации среди девочек как социально-педагогическая проблема". Таким образом, результативность социально-педагогической профилактики девиантного поведения у девочек-подростков достигается определением и реализацией направлений работы социального педагога, которые направлены на информирование подростков, формирование у них адекватной самооценки, способности подростков критически относиться к самой себе, развитие у девочек-подростков эмоционально-волевой сферы, включение девочек-подростков в социально значимые виды деятельности, предоставляющие девочкам-подросткам возможность самоутверждения и самореализации, развитие благоприятных отношений сотрудничества между девочками подросткового возраста и сверстниками, обеспечивающими возможность позитивного личностного развития подростков. Данная работа может быть организована через различные формы и методы работы социального педагогами с девочками-подростками. Организуя работу при соблюдении всех условий успешности этой деятельности и заинтересованности самого социального педагога, он может добиться высоких результатов в профилактике девиантного поведения у девочек-подростков, что приведет к снижению числа девочек с девиантным поведением.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.021 с.) |