Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Список использованных источников↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова - М.: Академия, 2001. - 192 с. . Алмазов, Б.Н. Методика и технология социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.Б. Мардахаева. - М.: Академия, 2002. - 192 с. . Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 208 с. . Ганишина, И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: учеб. пособие / И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО "МОДК", 2006. - 288 с. . Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2004. - 288 с. . Иванова, Л.К. Социально-педагогическая профилактика социальной дезадаптации подростков: Учеб. - методич. пособие / Н.Ю. Милованова. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - 63 с. . Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.А. Клейберг. - М.: Сфера, 2004. - 240 с. . Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для педагогов / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 252 с. . Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: диагностика, профилактика, коррекция: Учеб. пособие /В.Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. - М.: Аверсэв, 2004. - 365 с. . Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми / А.И. Кочетов, Н.Н. Вертинская. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с. . Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. - М.: АРГУС, 2004. - 276 с. . Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, Н.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2002. - 192 с. . Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 456 с. . Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: проблема "трудных" детей / В.И. Наумчик. - М.: Адукацыя i выхаванне, 2005 - 400 с. . Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности "Социальная педагогика" / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 339 с. . Перешеина, Н.В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева. - М.: Сфера, 2006. - 192 с. . Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: Учеб. - метод. Пособие / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2001. - 239 с. . Социальная педагогика: курс лекций / под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 416 с. . Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей/ В.Г. Степанов. - М.: Академия, 1997. - 320 с. . Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология / И.Д. Фельдштейн. - М.: МПСИ, 2002. - 427 с. . Хомич, А.В. Психология девиантного поведения: Учебн. пособие / А.В. Хомич - Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2007. - 672с. . Целуйко, В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи / В.М. Целуйко. - Ростов н / Д: Феникс, 2004. - 254 с. . Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с. . Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2002. - 272 с. . Шептенко, П.А., Воронина, Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2001. - 208 с. . Шишковец, Т.А. Осложненное поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция / Т.А. Шишковец. - М.: Знания, 2006. - 192 с. . Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект: Трик ста, 2005. - 336 с. Приложение А
Методика "Определение склонности к отклоняющемуся поведению" (А.Н. Орел) Назначение теста Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого Инструкция к тесту Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам. если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике поставьте цифру "1". если оно неверно, то поставьте цифру "0" если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Тестовый материал Женский вариант . Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать ее. . Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня. . Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием пошла служить в армию. . Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями. . Чтобы добиться своего, девушка иногда может и подраться. . Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за нее хорошо платили. . Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте. . Я иногда люблю немного посплетничать. . Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни. . Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего поколения. . Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и законы. . Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни. . Я всегда говорю только правду. . Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально. . Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать. . Я с удовольствием смотрю боевики. . Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить. . Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет. . Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие. . Мне часто бывает трудно сделать роботу к точно определенному сроку. . Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено. . Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно хочешь. . Бывало, что я не слушалась родителей. . В автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость. . Я думаю, что мне понравилось бы заниматься каратэ или похожим видом спорта. . Мне бы понравилась работа официантки в ресторане. . Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. . Иногда мне так и хочется сделать себе больно. . Моё отношении к жизни хорошо описывает пословица: "Семь раз отмерь, один раз отрежь". . Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте. . Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества. . Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно. . Бывает, что мне так и хочется выругаться. . Правы люди, которые в жизни следуют пословице: "Если нельзя, но очень хочется, то можно". . Бывало, что я случайно попадала в неприятную историю после употребления спиртных напитков. . Я часто не могу заставить себя продолжать какое-либо занятие после обидной неудачи. . Многие запреты в области секса старомодны и их можно отбросить. . Бывает, что иногда я говорю неправду. . Терпеть боль назло всем бывает даже приятно. . Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить. . Если бы я родилась в древние времена, то стала бы благородной разбойницей. . Добиваться победы в споре нужно любой ценой. . Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпила. . Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе. . Если в фильме нет ни одной приличной драки - это плохое кино. . Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям - это нормально. . Бывает я скучаю на уроках. . Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений. . Если человек раздражает меня, то я готова высказать ему все, что о нем думаю. . Во время путешествий и поездок я люблю отклонятся от обычных маршрутов. . Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей. . Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле. . Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования. . Бывает, что я с интересом слушаю неприличный, но смешной анекдот. . Мне нравится иногда смущать и ставить в неловкое положение окружающих. . Я часто огорчаюсь из-за мелочей. . Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко. . Мне больше нравится читать о кровавых преступлениях или о катастрофах. . Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты. . Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся. . Я считаю вполне нормальным, если девушка курит. . Мне нравится состояние, которые наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь. . Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не время и не место. . Сигарета в трудную минуту меня успокаивает. . Некоторые люди побаиваются меня. . Я бы хотела присутствовать при казни преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания. . Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни. . Если бы могла, то с удовольствием поучаствовала бы в автомобильных гонках. . Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить. . Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первым начать драку. . Я могу вспомнить случаи, когда я настолько разозлилась, что хватала первую попавшуюся под руку вещь и ломала ее. . Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права. . Мне бы хотелось из любопытства прыгнуть с парашютом. . Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают. . Счастливы те, кто умирают молодыми. . Я получаю удовольствие, когда немного рискую. . Когда человек в пылу спора прибегает к ругательствам - это допустимо. . Я часто не могу сдержать свои чувства. . Бывало, что я опаздывала на уроки. . Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом. . Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест. . Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной. . Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание. . Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения. . Бывают случаи, когда я могу ударить человека. . Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным. . Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки. . Наивные простаки сами заслуживаю того, чтобы их обманывали. . Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу. . Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя. . Я бы попробовала какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знала, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания. . Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз. . Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение. . Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать виновника моих неприятностей. . Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков. . Я бы с удовольствием покатилась бы на горных лыжах с крутого склона. . Иногда, если кто-то причиняет мне боль, то это бывает даже приятно. . Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыжками с вышки. . Мне иногда не хочется жить. . Чтобы добиться успеха в жизни, девушка должна быть сильной и уметь постоять за себя. . По-настоящему уважают только тех людей, кто вызывает у окружающих страх. . Я люблю смотреть выступления боксеров. . Я могу ударить человека, если решу, что он серьезно оскорбил меня. . Я считаю, что уступить в споре - это значит показать свою слабость. . Мне нравится готовить, заниматься домашним хозяйством. . Если бы я могла прожить жизнь заново, то я бы хотела стать мужчиной, а не женщиной. . В детстве мне хотелось стать актрисой или певицей. . В детстве я была всегда равнодушна к игре в куклы. Обработка данных тестирования. Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл Т. Шкала установки на социально-желательные ответы:
Шкала склонности к преодолению норм и правил:
Шкала склонности к аддиктивному поведению:
Шкала склонности самоповреждающему и саморазрушающему поведению:
Шкала склонности к агрессии и насилию:
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций:
Шкала склонности к делинквентному поведению:
Описание шкал и их интерпретация. . Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала). Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности. Показатели от 50 до 60 Т баллов свидетельствуют об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования. Результаты, находящиеся в диапазоне 70 - 89 баллов, говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. О восприятии ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим шкалам и повышение по шкале женской социальной роли. . Шкала склонности к преодолению норм и правил. Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонконформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции "нарушать спокойствие", искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале. Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов. . Шкала склонности к аддиктивному поведению. Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение. Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии "сенсорной жажды", о гедонистически ориентированных нормах и ценностях. Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства. Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о не выраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций. . Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3. Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4, свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских тенденциях. Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов. Показатели ниже 50 Т-баллов поданной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях. . Шкала склонности к агрессии и насилию. Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении. Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций. Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов. Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций. . Шкала волевого контроля эмоциональных реакций. Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. . Шкала склонности к деликвентному поведению. Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих "обычных" подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами. На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкала выявляет "деликвентный потенциал", который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка. Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения. Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыраженности указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля. Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики. . Шкала принятия женской социальной роли Шкала предназначена для измерения степени принятия испытуемой женской социальной роли. Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов свидетельствуют об адекватном уровне принятия испытуемой женской социальной роли, о возможности реализовывать как специфические женские, так и традиционно мужские поведенческие стереотипы, о нежесткой ориентации на специфические женские ценности. Результаты свыше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности (предрасположенности) к реализации традиционно женских форм полоролевого поведения, о неприятии открытой агрессии как способа достижения жизненных целей. Кроме того, такие результаты говорят о преобладании в системе ценностей традиционных женских ценностей, об ориентации на традиционное полоролевое разделение труда. В сочетании с высокими показателями по шкале №1, повышенные результаты свидетельствуют о конформности, выраженной установке на демонстрацию социально одобряемых форм поведения. Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о неприятии женской социальной роли, об отвержении традиционно женских ценностей и готовности (предрасположенности) к реализации мужских поведенческих стереотипов, о принятии мужской системы ценностей и относительно высокой степени принятия собственной и чужой агрессии.
Приложение Б
Методика "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей" Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей на этапах первичной профконсультации тщательно анализируются данные анкеты оптанта, разделы, касающиеся успешности обучения, опыта и успехов во внеучебной и внешкольной деятельности, а также используется анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федоришиным. Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сфере профессии "человек - человек", а также в других сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности. Обработка результатов: . Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений по коммуникативным и организаторским склонностям. . Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (К0) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадений (20). При анализе полученных результатов необходим учитывать следующие параметры: . Получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. . Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. . Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью . Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. . Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Вопросник КОС . Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? . Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения? . Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей? . Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? . Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми? . Нравится ли вам заниматься общественной работой? . Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми? . Ели возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них? . Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту? . Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? . Трудно ли вы включаетесь в новую для вас компанию? . Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня? . Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми? . Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением? . Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? . Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств? . Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком? . Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя? . Раздражают ли вас окружающие и хочется ли вам побыть одному? . Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке? . Нравится ли вам постоянно находиться среди людей? . Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело? . Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с человеком? . Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? . Любите ли вы участвовать в коллективных играх? . Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей? . Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей? . Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты? . Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию? . Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе? . Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? . Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами? . Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию? . Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? . Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей? . Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания? . Верно ли, что у вас много друзей? . Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей? . Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми? . Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей? Приложение В
Методика "Ценностные ориентации" М. Рокич Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич разливает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные уели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности - цели и ценности - средства. Инструкция: Вам предлагается два списка ценностей: список А (ценности-цели) и список Б (ценности-средства). Работайте с ними последовательно, не спеша, вдумчиво и внимательно. Присвойте каждой ценности списка определенный ранговый номер, соответствующий тому значению, которое вы придаете данной ценности в жизни по сравнению с другими. Стимульный материал Список А активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) здоровье (физическое и психическое) интересная работа красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) наличие хороших и верных друзей общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) счастливая семейная жизнь счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) творчество (возможность творческой деятельности) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий; сомнений). Список Б аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах воспитанность (хорошие манеры) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) жизнерадостность (чувство юмора) исполнительность (дисциплинированность) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) непримиримость к недостаткам в себе и других образованность (широта знаний, высокая общая культура) ответственность (чувство долга, умение держать слово) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) честность (правдивость, искренность) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) чуткость (заботливость) Интерпретация Закончив работу, проанализируйте результат ранжирования по каждому списку в отдельности. Определите главные для вас ценности, получившие первое, второе, третье ранговые места, сопоставьте их с тем, как они реализуются вами, что бы вы могли сделать для осуществления их в будущем. Обратите внимание и на ценности, которые оказались для вас менее значимыми, получили последние ранговые места. Сопоставьте результаты ранжирования по обоим спискам, рассмотрите, как соотносятся в вашем представлении ценности - цели и ценности-средства, каковы их сочетание и взаимосвязь. Вы многое можете узнать о себе, выполнив такую работу, она поможет вам сориентироваться в мире ваших собственных ценностей и решить, что вы сможете сделать для своего дальнейшего развития, самосовершенствования и личностного роста. Помните, что ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами, это то, чем человек живет, к чему стремится, как смотрит на себя и окружающий мир.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.240 (0.017 с.) |