Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Список использованных источников

Поиск

 

1. Аксенова, Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова - М.: Академия, 2001. - 192 с.

. Алмазов, Б.Н. Методика и технология социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.Б. Мардахаева. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 208 с.

. Ганишина, И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: учеб. пособие / И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО "МОДК", 2006. - 288 с.

. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

. Иванова, Л.К. Социально-педагогическая профилактика социальной дезадаптации подростков: Учеб. - методич. пособие / Н.Ю. Милованова. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - 63 с.

. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.А. Клейберг. - М.: Сфера, 2004. - 240 с.

. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для педагогов / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 252 с.

. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: диагностика, профилактика, коррекция: Учеб. пособие /В.Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. - М.: Аверсэв, 2004. - 365 с.

. Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми / А.И. Кочетов, Н.Н. Вертинская. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

. Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. - М.: АРГУС, 2004. - 276 с.

. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, Н.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 456 с.

. Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: проблема "трудных" детей / В.И. Наумчик. - М.: Адукацыя i выхаванне, 2005 - 400 с.

. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности "Социальная педагогика" / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 339 с.

. Перешеина, Н.В. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева. - М.: Сфера, 2006. - 192 с.

. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: Учеб. - метод. Пособие / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2001. - 239 с.

. Социальная педагогика: курс лекций / под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 416 с.

. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для учителей и родителей/ В.Г. Степанов. - М.: Академия, 1997. - 320 с.

. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология / И.Д. Фельдштейн. - М.: МПСИ, 2002. - 427 с.

. Хомич, А.В. Психология девиантного поведения: Учебн. пособие / А.В. Хомич - Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2007. - 672с.

. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи / В.М. Целуйко. - Ростов н / Д: Феникс, 2004. - 254 с.

. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.

. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

. Шептенко, П.А., Воронина, Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

. Шишковец, Т.А. Осложненное поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция / Т.А. Шишковец. - М.: Знания, 2006. - 192 с.

. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект: Трик ста, 2005. - 336 с.


Приложение А

 

Методика "Определение склонности к отклоняющемуся поведению" (А.Н. Орел)

Назначение теста

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого

Инструкция к тесту

Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам.

если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике поставьте цифру "1".

если оно неверно, то поставьте цифру "0"

если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению.

Тестовый материал

Женский вариант

. Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать ее.

. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня.

. Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием пошла служить в армию.

. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.

. Чтобы добиться своего, девушка иногда может и подраться.

. Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за нее хорошо платили.

. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

. Я иногда люблю немного посплетничать.

. Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни.

. Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего поколения.

. Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

. Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.

. Я всегда говорю только правду.

. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально.

. Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать.

. Я с удовольствием смотрю боевики.

. Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить.

. Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет.

. Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

. Мне часто бывает трудно сделать роботу к точно определенному сроку.

. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.

. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно хочешь.

. Бывало, что я не слушалась родителей.

. В автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость.

. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься каратэ или похожим видом спорта.

. Мне бы понравилась работа официантки в ресторане.

. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.

. Моё отношении к жизни хорошо описывает пословица: "Семь раз отмерь, один раз отрежь".

. Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте.

. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.

. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.

. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: "Если нельзя, но очень хочется, то можно".

. Бывало, что я случайно попадала в неприятную историю после употребления спиртных напитков.

. Я часто не могу заставить себя продолжать какое-либо занятие после обидной неудачи.

. Многие запреты в области секса старомодны и их можно отбросить.

. Бывает, что иногда я говорю неправду.

. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.

. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.

. Если бы я родилась в древние времена, то стала бы благородной разбойницей.

. Добиваться победы в споре нужно любой ценой.

. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпила.

. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

. Если в фильме нет ни одной приличной драки - это плохое кино.

. Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям - это нормально.

. Бывает я скучаю на уроках.

. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

. Если человек раздражает меня, то я готова высказать ему все, что о нем думаю.

. Во время путешествий и поездок я люблю отклонятся от обычных маршрутов.

. Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей.

. Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле.

. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

. Бывает, что я с интересом слушаю неприличный, но смешной анекдот.

. Мне нравится иногда смущать и ставить в неловкое положение окружающих.

. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

. Мне больше нравится читать о кровавых преступлениях или о катастрофах.

. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.

. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.

. Я считаю вполне нормальным, если девушка курит.

. Мне нравится состояние, которые наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не время и не место.

. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

. Некоторые люди побаиваются меня.

. Я бы хотела присутствовать при казни преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

. Если бы могла, то с удовольствием поучаствовала бы в автомобильных гонках.

. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.

. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первым начать драку.

. Я могу вспомнить случаи, когда я настолько разозлилась, что хватала первую попавшуюся под руку вещь и ломала ее.

. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

. Мне бы хотелось из любопытства прыгнуть с парашютом.

. Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают.

. Счастливы те, кто умирают молодыми.

. Я получаю удовольствие, когда немного рискую.

. Когда человек в пылу спора прибегает к ругательствам - это допустимо.

. Я часто не могу сдержать свои чувства.

. Бывало, что я опаздывала на уроки.

. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.

. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

. Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание.

. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

. Бывают случаи, когда я могу ударить человека.

. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.

. Наивные простаки сами заслуживаю того, чтобы их обманывали.

. Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу.

. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

. Я бы попробовала какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знала, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.

. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.

. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

. Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать виновника моих неприятностей.

. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

. Я бы с удовольствием покатилась бы на горных лыжах с крутого склона.

. Иногда, если кто-то причиняет мне боль, то это бывает даже приятно.

. Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыжками с вышки.

. Мне иногда не хочется жить.

. Чтобы добиться успеха в жизни, девушка должна быть сильной и уметь постоять за себя.

. По-настоящему уважают только тех людей, кто вызывает у окружающих страх.

. Я люблю смотреть выступления боксеров.

. Я могу ударить человека, если решу, что он серьезно оскорбил меня.

. Я считаю, что уступить в споре - это значит показать свою слабость.

. Мне нравится готовить, заниматься домашним хозяйством.

. Если бы я могла прожить жизнь заново, то я бы хотела стать мужчиной, а не женщиной.

. В детстве мне хотелось стать актрисой или певицей.

. В детстве я была всегда равнодушна к игре в куклы.

Обработка данных тестирования.

Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл Т.

Шкала установки на социально-желательные ответы:

 

Да Нет
13,30,32 2,4,6,21,23,33,38,47,54,79,83,87

 

Шкала склонности к преодолению норм и правил:

 

Да Нет
11,22,34,41,44,50,53, 80,88,91,59 1,10, 55,61,86,93

 

Шкала склонности к аддиктивному поведению:

 

Да Нет
14,18,22,26,27,31,34,35,43,46,59,60,62,63,64,67,74,81,91 95

 

Шкала склонности самоповреждающему и саморазрушающему поведению:

 

Да Нет
3,6,9,12,16,27,28,37,39,51,52,58,68,73,90,91,92,96,98 24,76

 

Шкала склонности к агрессии и насилию:

 

Да Нет
3,5,16,17,25,37,42,45,48,49,51,65,66,70,71,72,77,82,89,94,97 15,40,75,85

 

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций:

 

Да Нет
7, 19, 20,36,49,56,57,69,70,71,78,84,89,94 29

 

Шкала склонности к делинквентному поведению:

 

Да Нет
18,26,31,34,35,42,43,44,48,52,62,63,64,67,74,91,94 55,61,86

 

Описание шкал и их интерпретация.

. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала). Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности.

Показатели от 50 до 60 Т баллов свидетельствуют об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы.

Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования. Результаты, находящиеся в диапазоне 70 - 89 баллов, говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. О восприятии ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим шкалам и повышение по шкале женской социальной роли.

. Шкала склонности к преодолению норм и правил. Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.

Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонконформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции "нарушать спокойствие", искать трудности, которые можно было бы преодолеть.

Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале.

Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

. Шкала склонности к аддиктивному поведению.

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение. Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии "сенсорной жажды", о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.

Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства.

Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о не выраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3. Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4, свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских тенденциях. Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов. Показатели ниже 50 Т-баллов поданной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

. Шкала склонности к агрессии и насилию.

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении. Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.

Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов. Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.

Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений.

. Шкала склонности к деликвентному поведению.

Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих "обычных" подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.

На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкала выявляет "деликвентный потенциал", который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка.

Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения. Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыраженности указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.

Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики.

. Шкала принятия женской социальной роли

Шкала предназначена для измерения степени принятия испытуемой женской социальной роли. Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов свидетельствуют об адекватном уровне принятия испытуемой женской социальной роли, о возможности реализовывать как специфические женские, так и традиционно мужские поведенческие стереотипы, о нежесткой ориентации на специфические женские ценности.

Результаты свыше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности (предрасположенности) к реализации традиционно женских форм полоролевого поведения, о неприятии открытой агрессии как способа достижения жизненных целей. Кроме того, такие результаты говорят о преобладании в системе ценностей традиционных женских ценностей, об ориентации на традиционное полоролевое разделение труда. В сочетании с высокими показателями по шкале №1, повышенные результаты свидетельствуют о конформности, выраженной установке на демонстрацию социально одобряемых форм поведения.

Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о неприятии женской социальной роли, об отвержении традиционно женских ценностей и готовности (предрасположенности) к реализации мужских поведенческих стереотипов, о принятии мужской системы ценностей и относительно высокой степени принятия собственной и чужой агрессии.

 


Приложение Б

 

Методика "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей"

Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей на этапах первичной профконсультации тщательно анализируются данные анкеты оптанта, разделы, касающиеся успешности обучения, опыта и успехов во внеучебной и внешкольной деятельности, а также используется анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федоришиным.

Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сфере профессии "человек - человек", а также в других сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.

Обработка результатов:

. Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений по коммуникативным и организаторским склонностям.

. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (К0) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадений (20).

При анализе полученных результатов необходим учитывать следующие параметры:

. Получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью

. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

. Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Вопросник КОС

. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?

. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

. Ели возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

. Трудно ли вы включаетесь в новую для вас компанию?

. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

. Раздражают ли вас окружающие и хочется ли вам побыть одному?

. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с человеком?

. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию?

. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?

. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

. Верно ли, что у вас много друзей?

. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?


Приложение В

 

Методика "Ценностные ориентации" М. Рокич

Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич разливает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные уели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности - цели и ценности - средства.

Инструкция: Вам предлагается два списка ценностей: список А (ценности-цели) и список Б (ценности-средства). Работайте с ними последовательно, не спеша, вдумчиво и внимательно. Присвойте каждой ценности списка определенный ранговый номер, соответствующий тому значению, которое вы придаете данной ценности в жизни по сравнению с другими.

Стимульный материал

Список А

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

здоровье (физическое и психическое)

интересная работа

красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

наличие хороших и верных друзей

общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

счастливая семейная жизнь

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

творчество (возможность творческой деятельности)

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий; сомнений).

Список Б

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

воспитанность (хорошие манеры)

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

жизнерадостность (чувство юмора)

исполнительность (дисциплинированность)

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

непримиримость к недостаткам в себе и других

образованность (широта знаний, высокая общая культура)

ответственность (чувство долга, умение держать слово)

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

честность (правдивость, искренность)

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

чуткость (заботливость)

Интерпретация

Закончив работу, проанализируйте результат ранжирования по каждому списку в отдельности. Определите главные для вас ценности, получившие первое, второе, третье ранговые места, сопоставьте их с тем, как они реализуются вами, что бы вы могли сделать для осуществления их в будущем. Обратите внимание и на ценности, которые оказались для вас менее значимыми, получили последние ранговые места.

Сопоставьте результаты ранжирования по обоим спискам, рассмотрите, как соотносятся в вашем представлении ценности - цели и ценности-средства, каковы их сочетание и взаимосвязь. Вы многое можете узнать о себе, выполнив такую работу, она поможет вам сориентироваться в мире ваших собственных ценностей и решить, что вы сможете сделать для своего дальнейшего развития, самосовершенствования и личностного роста. Помните, что ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами, это то, чем человек живет, к чему стремится, как смотрит на себя и окружающий мир.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.240 (0.017 с.)