Роль семьи в формировании семейных ценностей и воспитании молодежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль семьи в формировании семейных ценностей и воспитании молодежи



Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние (тип семьи, брачность, детность и пр.), являются своего рода значимыми социальными индикаторами, раскрывающими не только процессы смены поколений, но и общее положение дел в стране, а главное - реальные перспективы конкретного общества. Таким образом, проблема профилактики любого рода зависимости - это, прежде всего, проблема воспитания, обучения и раннего развития гармоничной, устойчивой личности в ребенке.

Многочисленные исследования психологов и педагогов говорят о том, что с самого рождения ребенок ориентирован на социальное взаимодействие с окружающими его людьми. На каждом возрастном этапе ему приходится преодолевать препятствия, связанные с все возрастающими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Поэтому неоценима роль матери и нормальных внутрисемейных отношений для благополучного будущего маленького человека. Многие семьи по разным причинам не могут дать своим детям все необходимое. В этой связи ответственность перепоручается образовательным учреждениям государственного и негосударственного уровней. Однако статистика все возрастающего числа зависящих от наркотических и других ПАВ молодых людей и детей говорит о том, что далеко не все образовательно-воспитательные учреждения нашей страны справляются с этой задачей.

Сегодняшние проблемы распадающихся семей, проблемы беспризорных детей, проблемы безнравственного отношения к детям в обществе не могут быть решены без четкой концепции семьи и понимания ее регулирующей роли в общественных процессах. Поэтому подготовка к жизни, становление семейных установок и формирование семейных ценностей у молодежи во многом зависят от воспитательных возможностей родительской семьи, которые обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:

· факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;

· структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная) и т.д.;

· материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

· личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

· психологический климат в семье, система и характер взаимоотношении между её членами, их совместная деятельность;

· помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

В современной литературе выделяются следующие факторы, способствующие формированию неадекватных брачно-семейных установок у молодого поколения:

· аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение);

· неполный состав семьи;

· недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;

· негативность отношений между родителями;

· конфликтность отношений в семье;

· вмешательство со стороны родственников в дела семьи и воспитание детей.

Следует особо подчеркнуть, что неверно организованные взаимоотношения детей и родителей часто выступают причиной возникновения разнообразных "психологических барьеров", которые мешают нормальному воспитательному процессу в семье, и приводят в дальнейшем к формированию неадекватных семейно-брачных установок молодого поколения. В их число входят: барьер "занятости", барьер "взрослости", барьер "старого стереотипа", барьер "воспитательных традиций", барьер "дидактизма".

На успешность воспитания ребенка в аспекте формирования необходимых семейных ценностей существенно влияет атмосфера в семье, которая, в свою очередь, зависит от многих факторов. Прежде всего, она определяется отношениями супругов, родственников, взрослых и детей, которые должны строиться на основе любви, доверия, искренности, уважения и достоинства каждого члена семьи, взаимном внимании друг к другу. Эффективными средствами создания благоприятной атмосферы являются совместная деятельность, труд, прогулки, посещения театра, обсуждения спектаклей, фильмов, книг, семейных проблем. Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции: празднование дней рождения, подготовка сюрпризов друг другу к праздникам, выпуск семейных газет и т.д.

Важнейшим условием эффективности семейного воспитания и подготовки к будущей семейной жизни является и разумная организация всей жизнедеятельности семьи: соблюдение общего режима дня, поддержание порядка, точности в семейном хозяйстве, плановое распределение семейного бюджета при участии детей, следование семейным правилам, совместная трудовая деятельность.

Процесс усвоения новых ролей и поиск собственной идентичности становится решающим фактором формирования человеческой личности. Ведь от успешности усвоения ценностей и норм социокультурной среды подрастающего поколения зависит здоровье и жизнеспособность семьи и общества.

В традиционном обществе будущее представляется: как повторение прошлого и задача решается путем простого воспроизводства тех знании и умении, которыми владеют его члены. В современном же обществе молодое поколение должно перенять все те навыки и умения, которыми обладает предшествующие поколения, а также подготовиться к встрече с будущим. Таким образом, современное подрастающее поколение как носитель семейных ценностей в процессе адаптации к нынешней социокультурной реальности вынуждено использовать семейную систему ценностей, многослойную и противоречивую, приспосабливая ее к современным условиям. То, что не удаётся приспособить, приходится изменять или даже заменять на принципиально иное, иногда альтернативное.

Но ценностные ориентации у молодежи могут быстро меняться, так как ещё нет тех ценностных ориентации, которые характеризуются устойчивостью и длительной стабильностью. Поэтому, в условиях социальной нестабильности, когда прежние ценности уже не работают, молодежь ищет новые ценности среди уже готовых ценностных систем и стремятся их адаптировать к своим условиям.

Подрастающее поколение в современных условиях, переживает процесс активного формирования и становления именно в семье. В тоже время семьи как социокультурная среда испытывает изменения, которые происходят в обществе на нынешнем этапе. Это ведет к тому, что на молодежь оказывают влияния, разнообразные нередко противоречивые друг другу социальные ценности как со стороны семьи, так и социокультурной реальности. Эта особенность формирования ценностных ориентации подрастающего поколения дополняется информацией, происходящей в российском обществе, что усиливает нестабильность и противоречивость ценностных ориентации молодежи.

Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на личность ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в семье требуют одно, а в других микросоциумах (детский сад, школа, детский коллектив в микрорайоне и т.д.) ребенка - другое. Психологи и педагоги выделяют три основных стиля взаимоотношений взрослых и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй - жесткая авторитарность, безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей и интересов каждого из участников взаимоотношений.

Стремление родителей поддерживать общение-диалог с детьми, предполагающее уважение к личности ребенка, его потребностям, интересам, будет способствовать созданию демократического стиля взаимоотношений в семье. Такой стиль, признающий ребенка полноправным членом семейного коллектива, ценность его внутреннего мира, воспитывает у него чувство собственного достоинства, помогает правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может понять, как это будет переживать другой.

Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка. Только в этом случае он будет охотно принимать советы и замечания взрослого. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае не унижать ребенка.

В хорошей дружной семье дети всегда советуются с родителями, а те, в свою очередь, рассказывают обо всех семейных делах. Залог успешности таких взаимоотношений лежит в психологической характеристике каждого из членов семьи. В такой семье у ребенка будут сформированы первые элементы рефлексивного поведения - он сможет объективно оценить себя, сможет считаться с мнением других и учитывать его в совместной деятельности. Все это является основой установления широких взаимодействий ребенка с окружающим миром и в его успешности в будущем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.008 с.)