Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль семьи в формировании семейных ценностей и воспитании молодежи
Положение семьи, тенденции, характеризующие ее состояние (тип семьи, брачность, детность и пр.), являются своего рода значимыми социальными индикаторами, раскрывающими не только процессы смены поколений, но и общее положение дел в стране, а главное - реальные перспективы конкретного общества. Таким образом, проблема профилактики любого рода зависимости - это, прежде всего, проблема воспитания, обучения и раннего развития гармоничной, устойчивой личности в ребенке. Многочисленные исследования психологов и педагогов говорят о том, что с самого рождения ребенок ориентирован на социальное взаимодействие с окружающими его людьми. На каждом возрастном этапе ему приходится преодолевать препятствия, связанные с все возрастающими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Поэтому неоценима роль матери и нормальных внутрисемейных отношений для благополучного будущего маленького человека. Многие семьи по разным причинам не могут дать своим детям все необходимое. В этой связи ответственность перепоручается образовательным учреждениям государственного и негосударственного уровней. Однако статистика все возрастающего числа зависящих от наркотических и других ПАВ молодых людей и детей говорит о том, что далеко не все образовательно-воспитательные учреждения нашей страны справляются с этой задачей. Сегодняшние проблемы распадающихся семей, проблемы беспризорных детей, проблемы безнравственного отношения к детям в обществе не могут быть решены без четкой концепции семьи и понимания ее регулирующей роли в общественных процессах. Поэтому подготовка к жизни, становление семейных установок и формирование семейных ценностей у молодежи во многом зависят от воспитательных возможностей родительской семьи, которые обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся: · факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят; · структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная) и т.д.; · материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);
· личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей); · психологический климат в семье, система и характер взаимоотношении между её членами, их совместная деятельность; · помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения. В современной литературе выделяются следующие факторы, способствующие формированию неадекватных брачно-семейных установок у молодого поколения: · аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение); · неполный состав семьи; · недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей; · негативность отношений между родителями; · конфликтность отношений в семье; · вмешательство со стороны родственников в дела семьи и воспитание детей. Следует особо подчеркнуть, что неверно организованные взаимоотношения детей и родителей часто выступают причиной возникновения разнообразных "психологических барьеров", которые мешают нормальному воспитательному процессу в семье, и приводят в дальнейшем к формированию неадекватных семейно-брачных установок молодого поколения. В их число входят: барьер "занятости", барьер "взрослости", барьер "старого стереотипа", барьер "воспитательных традиций", барьер "дидактизма". На успешность воспитания ребенка в аспекте формирования необходимых семейных ценностей существенно влияет атмосфера в семье, которая, в свою очередь, зависит от многих факторов. Прежде всего, она определяется отношениями супругов, родственников, взрослых и детей, которые должны строиться на основе любви, доверия, искренности, уважения и достоинства каждого члена семьи, взаимном внимании друг к другу. Эффективными средствами создания благоприятной атмосферы являются совместная деятельность, труд, прогулки, посещения театра, обсуждения спектаклей, фильмов, книг, семейных проблем. Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции: празднование дней рождения, подготовка сюрпризов друг другу к праздникам, выпуск семейных газет и т.д.
Важнейшим условием эффективности семейного воспитания и подготовки к будущей семейной жизни является и разумная организация всей жизнедеятельности семьи: соблюдение общего режима дня, поддержание порядка, точности в семейном хозяйстве, плановое распределение семейного бюджета при участии детей, следование семейным правилам, совместная трудовая деятельность. Процесс усвоения новых ролей и поиск собственной идентичности становится решающим фактором формирования человеческой личности. Ведь от успешности усвоения ценностей и норм социокультурной среды подрастающего поколения зависит здоровье и жизнеспособность семьи и общества. В традиционном обществе будущее представляется: как повторение прошлого и задача решается путем простого воспроизводства тех знании и умении, которыми владеют его члены. В современном же обществе молодое поколение должно перенять все те навыки и умения, которыми обладает предшествующие поколения, а также подготовиться к встрече с будущим. Таким образом, современное подрастающее поколение как носитель семейных ценностей в процессе адаптации к нынешней социокультурной реальности вынуждено использовать семейную систему ценностей, многослойную и противоречивую, приспосабливая ее к современным условиям. То, что не удаётся приспособить, приходится изменять или даже заменять на принципиально иное, иногда альтернативное. Но ценностные ориентации у молодежи могут быстро меняться, так как ещё нет тех ценностных ориентации, которые характеризуются устойчивостью и длительной стабильностью. Поэтому, в условиях социальной нестабильности, когда прежние ценности уже не работают, молодежь ищет новые ценности среди уже готовых ценностных систем и стремятся их адаптировать к своим условиям. Подрастающее поколение в современных условиях, переживает процесс активного формирования и становления именно в семье. В тоже время семьи как социокультурная среда испытывает изменения, которые происходят в обществе на нынешнем этапе. Это ведет к тому, что на молодежь оказывают влияния, разнообразные нередко противоречивые друг другу социальные ценности как со стороны семьи, так и социокультурной реальности. Эта особенность формирования ценностных ориентации подрастающего поколения дополняется информацией, происходящей в российском обществе, что усиливает нестабильность и противоречивость ценностных ориентации молодежи. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на личность ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в семье требуют одно, а в других микросоциумах (детский сад, школа, детский коллектив в микрорайоне и т.д.) ребенка - другое. Психологи и педагоги выделяют три основных стиля взаимоотношений взрослых и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй - жесткая авторитарность, безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей и интересов каждого из участников взаимоотношений.
Стремление родителей поддерживать общение-диалог с детьми, предполагающее уважение к личности ребенка, его потребностям, интересам, будет способствовать созданию демократического стиля взаимоотношений в семье. Такой стиль, признающий ребенка полноправным членом семейного коллектива, ценность его внутреннего мира, воспитывает у него чувство собственного достоинства, помогает правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может понять, как это будет переживать другой. Важно, чтобы ребенок чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка. Только в этом случае он будет охотно принимать советы и замечания взрослого. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае не унижать ребенка. В хорошей дружной семье дети всегда советуются с родителями, а те, в свою очередь, рассказывают обо всех семейных делах. Залог успешности таких взаимоотношений лежит в психологической характеристике каждого из членов семьи. В такой семье у ребенка будут сформированы первые элементы рефлексивного поведения - он сможет объективно оценить себя, сможет считаться с мнением других и учитывать его в совместной деятельности. Все это является основой установления широких взаимодействий ребенка с окружающим миром и в его успешности в будущем.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.008 с.) |