Проблема информационной безопасности личности, общества и государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема информационной безопасности личности, общества и государства



 

Как уже отмечалось, информационное общество отнюдь не есть общество всеобщего благоденствия. Те же технологические факторы, которые порождают его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности. Рассмотрим некоторые из них.

По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность (т.е. секретность) определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред.

Проблемы нарушения информационной безопасности актуальны и для отдельных граждан, и для всевозможных фирм и организаций, и для страны в целом.

В последние годы мы имели возможность видеть, сколь тяжкими могут быть последствия нарушения информационной безопасности личности, связанные с использованием современных технологий.

Перечислим более конкретно некоторые опасности и проблемы, возникшие на пути к информационному обществу:

· реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;

· опасность все большего влияния на общество со стороны средств массовой информации, и тех, кто эти средства контролирует;

· проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;

· проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

· столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные, но явно неблагоприятные, психологические проблемы;

· переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, информационное неравенство может добавиться к существующим видам неравенства и, тем самым, усилить социальную напряженность;

· сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, может привести к опасному социальному недугу – массовой безработице.

Государственную политику России в обсуждаемой сфере отражает Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, принятая в 2000 г. Рассмотрим основные ее положения.

К объектам информационной безопасности РФ относятся:

· все виды информационных ресурсов;

· права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации и интеллектуальной собственности;

· система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии и т.д.

· информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей;

· система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношения между людьми), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.

Национальные интересы РФ включают в себя:

а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становления России, сохранение и укрепление ценностей общества;

б) информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ;

в) развитие современных информационных технологий отечественной индустрии информации;

г) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно-технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техники и др.

Особенно актуальной для современной России является проблема обеспечения информационной безопасности в области науки и техники, в частности, проблема «утечки мозгов». Дело в том, что многие отечественные, в основном, молодые ученые эмигрируют за границу, имея перспективой хорошо оплачиваемую научную деятельность. Часть этих ученых являются носителями важной научно-технической, экономической, оборонной информации. Ряд государств, в том числе и не дружественных России, прилагают специальные усилия, чтобы привлечь научных работников из стран, входивших ранее в СССР. В связи с этим, возникает проблема защиты научного потенциала нашей страны.

Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляет проблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими его группами населения; поэтому данная проблема имеет прямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление проявлений информационного неравенства в образовании, поскольку:

· появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;

· велико различие уровней доходов семей учащихся;

· значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.

Преодоление информационного неравенства является задачей первостепенной государственной важности.

 

 


2 Элективный курс "Проблемы социальной информатики"

 

Элективный курс «Проблемы социальной информатики» в профильном обучении образовательной области информатика занимает важное место в подготовке учеников к дальнейшему обучению, и предполагает повышение уровня образования за счет углубленного изучения материала по коммуникационным технологиям.

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. В этой связи решающее значение приобретают знания связанные с ИКТ.

Курс разработан для учащихся 10-11 классов, продолжительность обучения 1 года (30 аудиторных часов). Занятия проводятся по одному часу в неделю.

Элективный курс «Проблемы социальной информатики» рассчитан на углубленное изучение темы и не входит в обязательный минимум содержания основного среднего образования по дисциплине информатика. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.

При подготовке учащихся данного профиля приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей всего образовательного процесса. Т.к. основным направлением в изучении курса является информационное общество.

Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике.

Организация занятий курса происходит в виде бесед, диалогов, устных сообщений учащихся с последующей дискуссией, оформление сообщений по истории социального общества и разбор решения различных задач в виде творческих работ.

Для текущего контроля усвоения материала рекомендуется проводить небольшие зачетные работы, включая в них дифференцированные задания, а итоговый контроль провести в виде теста.

 

Цели и задачи

Задачи, предлагаемые в курсе интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и дает им возможность проверить свои способности по информатике.

Организация занятий курса происходит в виде бесед, диалогов, устных сообщений учащихся с последующей дискуссией, оформление сообщений.

Для текущего контроля усвоения материала рекомендуется проводить небольшие зачетные работы, включая в них дифференцированные задания, а итоговый контроль провести в виде теста.

Основная цель курса заключается в углублении имеющихся у учеников знаний по проблемам социальной информатики, формировании основы научного мировоззрения в области информатики и развитии интереса к информатике, как науке,расширение и углубление знаний полученных в школьном курсе информатики ИКТ на этапе старшей школы.

Задачи курса:

1)расширить представлений знаний учащихся о информационном обществе;

2)дать представление об истории возникновения информационного общества;

3) создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению математики и информатики; умение самостоятельно приобретать и применять знания;

4) развить творческие способности и коммуникативные навыки;

5) развить у учащихся логическое и алгоритмическое мышление;

После прохождения элективного курса, обучаемые овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

- умеют работать с литературой;

-имеют представление об информационном обществе;

- имеют представление об информационной безопасности.

-имеют представление об информационных революциях;

 

3.Тематический план курса

№ урока Тема урока

Вид урока



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.011 с.)