Экономика и структура труда в информационном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика и структура труда в информационном обществе



 

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и промышленного) производства на оказание услуг, включая информационные.

Вторая половина ХХ века, благодаря информатизации, сопровождалась перетеканием людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют «белые воротнички» – люди наемного труда, но не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском хозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности – 20%, в сфере обслуживания – 30%, и 48% людей было занято в информационной сфере.

Более того, информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение элементов микропроцессорной техники является основной причиной этого явления. Приведем разительный пример: в станкостроительной отрасли в США в 1990 г. было занято 330 тыс. человек, а к 2015 г., по официальным прогнозам, останется 14 тыс. человек. Эго произойдет за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.

Важнейшей стороной экономики информационного общества стала ее глобализация. Глобальная экономика, в отличие от той взаимосвязанной мировой экономики, которая реально существует уже несколько веков, способна работать как целостная система в режиме, говоря принятым в информатике языком, «реального времени», в масштабах всей планеты. Термин «режим реального времени» означает, что принятие и реализация решений об управлении системой, работающей в этом режиме, происходит со скоростью, превышающей скорость технологических процессов в этой системе. Глобальность экономики реализуется на основе новых информационных и коммуникационных технологий и была совершенно невозможна до их создания и широкого внедрения. Новые технологии позволяют за очень короткое время реально перемещать капиталы по миру, из одной национальной или региональной экономики в другую, связывая национальные и транснациональные финансовые институты в единую сеть.

Экономике информационного общества соответствуют новые формы организации производства. Информационные технологии сделали возможным, так называемые, гибкие производства, перенастраиваемые в короткий срок на выпуск измененной продукции. Поскольку такие системы позволяют много быстрее, чем традиционные, реагировать на изменения спроса на рынке, они экономически эффективнее. Другое следствие информатизации – изменения в структурах крупных корпораций, рост числа и повышение жизнеспособности средних и мелких фирм, наблюдаемое в конце ХХ века в развитых странах. Такие фирмы создают сети производителей, обмениваются заказами и товарами в темпе, недоступном традиционной крупной корпорации середины ХХ века со сложно организованным иерархически выстроенным управлением, неспособным быстро принимать решения. Разумеется, гигантские корпорации типа IBM существуют, но уже в наши дни они образуют работающие в режиме on-line сети с огромным количеством мелких и средних фирм.

В целом, в процессе перехода к информационному обществу возникла форма организации, которую называют «сетевое предприятие». Известный американский социолог М.Кастельс определяет ее следующим образом: специфическая форма предприятия, система средств которого составлена путем пересечения сегментов автономных систем целей. Поясняя это определение, заметим, что отдельные элементы такого обобщенного предприятия могут работать как в автономном режиме, так и, в различных проектах, в различных фрагментах сети. Огромное число таких малых и средних предприятий уже есть во всех развитых странах.

Еще одна характерная черта экономики информационного общества – появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Этот рынок включает секторы:

· деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);

· профессиональной информации (по отдельным профессиям, научно-технической информации, доступа к первоисточникам);

· потребительской информации (новости, всевозможные расписания, развлекательной информации);

· услуг образования

и другие.

Рынок товаров и услуг при движении по пути к информационному обществу также становится все более глобальным, несмотря на сохраняющиеся проявления государственного протекционизма. Уже в наши дни доминирующие в мировой экономике сегменты тесно связаны с мировым рынком; достаточно посмотреть на рынки энергоресурсов, важнейших видов сырья, транспортных услуг, в глобализации которых Россия принимает самое непосредственное участие.

При движении по пути к информационному обществу меняется и структура занятости населения. При этом утверждения типа того, что мир движется к «обществу мудрецов», и ему подобные, не имеют под собой никаких реальных оснований. Вновь напомним: не следует делать из информационного общества очередную утопическую сказку. Даже среди лиц, занятых в так называемой информационной сфере, немало тех, кто имеет не очень высокий уровень образования и квалификацию.

Реальный анализ изменений в структуре занятости населения в развитых странах, более всего продвинувшихся по пути к информационному обществу в конце ХХ века, приводит к следующим результатам:

· продолжает уменьшаться доля населения, занятого сельскохозяйственным и традиционным промышленным трудом;

· увеличивается доля населения, занятого в сфере услуг, нарастает разнообразие видов деятельности в этой сфере;

· быстро растет число управленческих и технических рабочих мест;

· уменьшается доля работников со средней профессиональной квалификацией с одновременным ростом на верхнем и нижнем уровнях квалификации;

· доля занятий, которые требуют высокого уровня образования, растет быстрее, чем для категории низкого уровня.

Различия по этим показателям в разных развитых странах существенны, но влияние на каждый из них массового внедрения информационных технологий несомненно.

Не подтверждаются, к счастью, предсказания о том, что массовое внедрение информационных технологий приведет к массовой безработице. В конце ХХ века в развитых странах в этой сфере не происходило никаких драматических событий; напротив, во многих из них безработица была ниже, чем в середине века. Наблюдался естественный для быстро меняющегося общества переток рабочей силы из одного сегмента экономики в другой. Появились такие новые формы организации труда как гибкий рабочий день, работа на дому (в том числе и интеллектуальная) и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.005 с.)