Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешние проявления эмоциональных состояний при повышении физической нагрузки
Переживание острых и хронических неблагоприятных функциональных состояний приводит к ухудшению таких объективных характеристик труда, как надежность, продуктивность, быстродействие, качество работы, а подчас является причиной несчастных случаев, аварий, травм по вине "человеческого фактора". При этом для современного производства характерен рост "цены ошибки", сделанной человеком при выполнении трудового задания. Строгому количественному учету с трудом поддаются потери производительного времени, появление сбоев в работе, брака, снижение качества продукции, возникающие как непосредственное следствие снижения работоспособности человека. Однако значимость этого фактора отчетливо осознается на практике и рассматривается как один из мощных резервов повышения эффективности труда в целом.
Не менее важна и другая характеристика оптимальности функционального состояния, выделяемая по отношению к внутренней стоимости затрачиваемых на выполнение деятельности усилий. Состояния, возникающие у человека в процессе работы, всегда характеризуются определенной степенью затраты внутренних ресурсов. Естественное рабочее напряжение приводит к формированию таких обычных состояний, как мобилизация, эмоциональное возбуждение, компенсируемое утомление и пр. Их появление закономерно и предполагает рациональное отношение к возможностям отдельных людей. В принципе они не являются источниками серьезных неприятностей. Однако слишком высокая цена деятельности - реальная угроза здоровью человека. Этот аспект рассмотрения проблемы находится в центре внимания специалистов разных профессий: медиков, эргономистов, физиологов, психологов. Характерно даже появление таких новых научно-прикладных направлений, как, на примере "профессиональная эпидемиология", рассматривающая причины и формы возникновения различных патологий в зависимости от конкретных особенностей труда. Болезни "стрессовой этиологии - сердечно-сосудистые расстройства, заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушения обменных процессов, невротические состояния - легко обнаружить в перечне типичных для разных современных профессий заболеваний. Причины этого кроются з несоответствии адаптационных возможностей человека тем-лам развития производства, недостаточной эффективности приспособления новой техники к особенностям человека, в быстрой изменчивости форм коллективного взаимодействия и социального общения. Существует и менее заметная внешне, но весьма существенная для нравственного здоровья личности тенденция к изменению индивидуально-психологических свойств и качеств характера в результате переживания тех или иных состояний. Замкнутость, нерешительность, тревожность, апатичность, повышенная истощаемость нередко возникают как следствие воздействия разного рода "сверхнагрузок".
Факторы, регулирующие надежность водителей Физические и психологические требования к водителю определяются его деятельностью. Водитель должен воспринимать большие объемы информации об участниках движения, средствах регулирования, о состоянии дороги и окружающей среды, а также о работе систем и агрегатов автомобиля. Кроме того, ему необходимо непрерывно анализировать эту информацию и принимать соответствующие решения, часто в условиях жесткого дефицита времени. Нередко только последнее обстоятельство становится причиной ДТП, обусловленных перечисленными выше ошибками водителя. Ошибки могут оказаться также следствием психического состояния водителя в данный момент. Вот почему при управлении автомобилем важно уметь длительное время сохранять оптимальное психическое состояние, при котором быстро и качественно воспринимается и обрабатывается информация. Отклонения психического состояния от нормы (возбуждение или, напротив, депрессия) увеличивают вероятность ошибочных действий водителя. Психические свойства людей неодинаковы. На психическом состоянии человека в большой степени оказывает влияние окружающая среда, которая, воздействуя на нервную систему, изменяет глубину и скорость протекания психических процессов. К этому же приводит влияние факторов, изменяющих функции организма. Как показали исследования, водители, систематически нарушающие Правила дорожного движения, в большинстве своем люди эгоистичные, легкомысленные, часто нарушающие нормы общественной жизни. Напротив, водители, не совершающие аварий, как правило, дисциплинированны, уравновешенны, рассудительны, отличаются более широким кругозором, находчивостью и другими положительными чертами. В процессе движения зрение - основной источник информации об окружающей обстановке. Снижение объема этой информации влечет за собой повышение риска возникновения ДТП. Бинокулярное зрение человека воспринимает объемность предмета, позволяет определить дистанцию до него, взаимное расположение в пространстве ряда предметов и т.п. Угол четкого зрения обоих глаз в горизонтальной плоскости составляет 120°, но с ростом скорости он уменьшается. При скорости около 30 км/ч угол четкого зрения составляет уже 100°, а при скорости 100 км/ч поле зрения ограничено углом всего в 40°. Четкое видение объектов на дороге, определение их параметров, направления и скорости движения возможны только при определенной освещенности. При резком изменении освещенности органы зрения человека некоторое время приспосабливаются к новым условиям - происходит адаптация глаз. Переход от темноты к свету и обратно вызывает у людей довольно устойчивое ослабление зрения. Раздражение сетчатки глаза ярким пучком света может вызвать ослепление - полную потерю зрения на время от нескольких секунд до нескольких минут. Способность глаза видеть форму объекта, четко различать его очертания и особенности называется остротой зрения. Область острого зрения охватывается конусом, имеющим угол всего в 3 - 4° (рис.1). хорошая острота зрения имеет конус в 7 - 8°, удовлетворительная - в 12-14°.
Для рассмотрения предмета, находящегося в периферическом (боковом) поле зрения, человек рефлекторно переводит на этот предмет глаза так, чтобы он попал в зону острого зрения. Это требует времени. Так, при проезде перекрестка водитель может затратить на перевод взгляда с фиксацией с одной стороны пересечения на другую от 0,5 до 1,16 с. Определение расстояния до предмета, находящегося в поле зрения - возможно, когда оба глаза нацелены на этот предмет. Нацеливание обоих глаз на одну точку называется конвергенцией и производится совместно глазными мышцами и хрусталиком глаза. Среднее время конвергенции составляет около 0,16 с. Таким образом, восприятие формы, удаленности и размеров предметов обеспечивается остротой зрения, конвергенцией и аккомодацией хрусталика (изменением его кривизны). Точность зрительного восприятия крайне важна для уверенного управления автомобилем.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.009 с.) |