Деятельность пенсионного фонда в рамках пенсионной реформы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность пенсионного фонда в рамках пенсионной реформы



 

Пенсионный фонд РФ (ПФР) представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий; пенсий по инвалидности; компенсационных выплат.

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Создание Фонда решало две важнейшие задачи. Первая - средства пенсионной системы выводились из государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивали работодатели и наемные работники. Изначально ключевой функцией ПФР был сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца(5, с. 40).

Доходы и расходы ПФР можно условно разделить на следующие части, связанные: с функционированием обязательного пенсионного страхования, государственным пенсионным обеспечением, дополнительным пенсионным обеспечением. Состав и структура доходов и расходов бюджета ПФР определяются федеральным законом о бюджете ПФР на соответствующий финансовый год (14, с. 10).

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 год свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путём кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учётом требований включения бюджета ПФР в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применение принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решён основной вопрос социальной политики государства - стабилизация и значительный подъём материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 году был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР» (16, с. 50).

Однако уже через полгода после его утверждения изменение государственного строя страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского закона от 22.11.90 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями), которые в тоже время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы. Данный закон стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно чётко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета является полный отказ от бюджетных дотаций.

В 1992 году были сделаны первые шаги по организации процесса назначения и выплаты пенсий. В Московской области на базе регионального отделения ПФР впервые произошло объединение основных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий и назначение, перерасчет, выплата пенсий. Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба». Из пилотного этот проект вскоре стал массовым. В 2000 году единые пенсионные службы действовали в 22 субъектах Российской Федерации.

В 1995 году произошло создание системы индивидуального (персонифицированного) учета. Инновационный проект индивидуального (персонифицированного) учета сведений о пенсионных правах каждого гражданина был начат Пенсионным фондом Российской Федерации в 1995 году с согласия Правительства Российской Федерации в пяти субъектах Российской Федерации. Показатели, определяющие пенсионные права граждан, стали фиксироваться не в момент их обращения за назначением пенсии, как было до 1995 года, а в реальном времени их трудовой деятельности (21, с. 61).

В настоящий момент персональные данные накапливаются и хранятся в Пенсионном фонде Российской Федерации в электронной форме с применением современных средств защиты информации. Данные персонифицированного учета в «пилотном» режиме стали использоваться для назначения пенсий с 1998 года. К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным учетом. Система переучета стала информационной и технологической платформой всех последующих изменений в пенсионной системе.

Система персонифицированного учета позволила решить одну из главных задач пенсионной реформы - включение гражданина Российской Федерации в процесс формирования своей будущей пенсии путем его информирования о состоянии индивидуального лицевого счета и предоставления права на выбор перевода накопительной части в управляющую компанию или НПФ (30, с. 61).

С 1 января 2002 года запущен механизм преобразований пенсионной системы. Принятие пакета пенсионных законов открыло дорогу для формирования в стране современной и эффективной пенсионной системы, способной обеспечить старшему поколению достойные условия жизни. Впервые в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателем. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Принятыми законами было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. В его обязанности, наряду с индивидуальным учетом сведений о гражданах, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, вошло назначение, перерасчет, индексация всех видов пенсии и обеспечение ее своевременной выплаты, управление и контроль за инвестированием пенсионных накоплений граждан. Однако с введением ЕСН функция администрирования страховых взносов перешла к Министерству по налогам и сборам (32, с. 54).

Новые принципы работы пенсионной системы потребовали внедрения новых стандартов взаимодействия с гражданами. В отделениях ПФР начали создаваться самостоятельные отделы по работе с обращениями граждан, а в территориальных управлениях - специализированные группы по приему населения. Это позволило регламентировать сам процесс приема населения, повысить ответственность специалистов за консультацию и выданные рекомендации, организовать учет и ежедневный анализ обращений граждан.

В то же время Пенсионный фонд искал способы для повышения эффективности этой работы и новые варианты развития взаимодействия с населением. В результате было принято решение о создании клиентских служб, которые должны были существенно повысить качество и скорость обслуживания обратившихся граждан. В том числе - за счет использования современных технологий: информационные автоматы, электронные очереди, прием населения по принципу «одного окна» и т.д. Первые клиентские службы появились в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан и в Республике Бурятия. Уже в 2004 году начался процесс создания и развития клиентских служб во всех территориальных органах ПФР. К 2005 году клиентские службы действовали практически во всех регионах России (35, с. 92).

В 2005 года на Пенсионный фонд были возложены функции по начислению и выплате гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам. Для учета прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

В октябре 2008 года ПФР начал принимать заявления от граждан о вступлении в программу государственного софинансирования пенсии. С 1 января 2009 года стартовал второй этап Программы, в рамках которого участники приступить к платежам на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии. Все взносы, поступившие от граждан, взносы работодателей, уплаченные в пользу своих сотрудников, а также взносы государства на софинансирование Пенсионный фонд сначала разносит по индивидуальным лицевым счетам россиян-участников Программы, а затем передает их в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды по выбору граждан.

В марте 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации запустил «прямую линию» по вопросам участия в Программе государственного софинансирования пенсии. Цель проекта - предоставить гражданам максимально полную информацию о Программе, ответить на часто задаваемые вопросы как потенциальных, так и уже действующих участников Программы.

Летом 2009 года был приняты новые пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Перед Пенсионным фондом, получившим ряд дополнительных функций, встали новые серьезные задачи. Так, единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами в ПФР, Фонд социального страхования Российской Федерации, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (41, с. 130).

Новое законодательство определило ряд мер, направленных на искоренение бедности среди пенсионеров - валоризацию пенсий (переоценку расчетного пенсионного капитала с учетом «советского» трудового стажа) и введение социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе. ПФР в считанные месяцы произвел перерасчет пенсий пенсионеров в связи с валоризацией, причем у многих пенсионеров сведения о трудовом стаже были дополнены на основе индивидуальной работы с людьми и архивными документами. Совместно с органами социальной защиты регионов территориальные органы ПФР определили уровень материального обеспечения пенсионеров (с учетом всех видов регулярных социальных выплат). Большое количество пенсионеров получили федеральную либо региональную доплату к пенсии, в результате чего уровень их доходов стал не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

Подводя итог, следует еще раз упомянуть о том, что изначально выплата пенсий осуществлялась в полном объёме за счёт средств федерального бюджета. Но в дальнейшем в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения был создан специальный орган - Пенсионный фонд Российской Федерации. Его средства формируются за счёт страховых взносов работников и работодателя, а также ассигнований из федерального бюджета. Кроме Пенсионного фонда назначением и выплатой пенсий занимается Министерство социальной защиты. Министерство связи, доставляющее пенсию получателю, и Сберегательные банки, обеспечивающие пенсионеров наличными деньгами и безналичными переводами. Но в процессе деятельности Пенсионного фонда выявились многие недостатки существующей системы пенсионного обеспечения в РФ, в настоящее время предпринимаются решительные попытки её реформирования.

 

2.2 Результаты эмпирического исследования. Методические рекомендации для специалистов Пенсионного фонда Российской Федерации

Как уже отмечалось, в настоящее время в России, как и в других развитых странах, увеличивается старение населения. Пенсионеров становится все больше, в то время как количество работающих уменьшается. Эта тенденция сказывается на уровне жизни пенсионеров, в частности, на размере их пенсий. Как говорит мировой опыт, для обеспечения достойного уровня пенсий на каждого пенсионера должно приходиться не менее трех работающих граждан, а в России этот показатель уже ниже.

И прогноз выглядит тревожно: по данным различных демографических исследований через 20-30 лет количество работающих и пенсионеров в России может cравняться. Это означает, что в будущем станет невозможно выплачивать пенсии пожилым людям только за счет страховых взносов, собираемых с работающих. Поэтому для тех возрастных групп, которые, по прогнозу, столкнутся с этой проблемой, нужно уже сейчас начать накапливать средства, предназначенные персонально для них.

Старая пенсионная система - распределительная, основанная на принципе «солидарности поколений», когда работающие сейчас обеспечивают вышедших на пенсию. При распределительной системе пенсия состоит всего из двух частей - базовой и распределительной, и обе они выплачиваются за счет взносов работающего населения.

Нынешняя реформа вводит двухуровневую систему обязательного пенсионного обеспечения, при которой, помимо распределительной, появляется и накопительная часть пенсии. В будущем, как и теперь, распределительная часть пенсии будет формироваться из средств работающего населения.

Введение накопительной части пенсии и является главной и принципиальной особенностью реформы пенсионного страхования. Государство переходит от принципа выплаты пенсий полностью за счет работающей части населения и переводит работников и работодателей на систему, при которой пенсионный капитал начинает накапливаться в период трудовой деятельности работника.

Чтобы говорить об эффективности проведения пенсионной реформы в нашей стране, необходимо, прежде всего, выяснить изменилось ли положение пожилых граждан с проведением пенсионной реформы. Для этого нами было проведено социологическое исследование среди пожилых граждан, целью которого было определение отношения пожилых граждан к пенсионной реформе. В исследовании приняли участие 89 пожилых граждан, среди которых 69% - женщины и 31% - мужчины.

Как показало проведенное исследование, подавляющее большинство пожилых граждан (или 89%) знают или слышали о пенсионной реформе. Иными словами, практически все пожилые люди в курсе проводимой реформы. Хотя с последним высказыванием можно поспорить. Дело в том, что почти 49% респондентов выбрали ответ «что-то слышал» о том, что в России происходит пенсионная реформа, который, конечно же, не дает представлений о том, что конкретно знает пожилой человек о проводимых преобразованиях и насколько достоверной информацией он располагает. Интересно, что четкий ответ «знаю» выбрали только 40 % опрошенных. Подавляющее большинство пожилых граждан вообще не ощутили на себе действие пенсионной реформы.

Опрос показал, что больше половины пожилых граждан не удовлетворены качеством пенсионного обслуживания. Так, 58% опрошенных признали необходимость реформирования пенсионной системы. При этом наибольшую поддержку реформам выражают пожилые люди в возрасте до 60 лет. А пожилые люди старше 60-летнего возраста, напротив, в большинстве своем считают, что ничего менять не надо. Скорее всего, это связано со страхом пожилых людей потерять то, что они уже имеют. Известно, что старшее поколение очень дорожит стабильностью. Видимо, стремлением к стабильности можно объяснить и тот факт, что более половины пожилых граждан по-прежнему остаются сторонниками государственного регулирования размера пенсий.

Мы не могли оставить без внимания вопросы, связанные с введением накопительной составляющей. Мнения о целесообразности накопительной системы разделились практически поровну: 40% считают внедрение накопительной части пенсии хорошим нововведением, 37% не видят в этом положительных моментов. Точка зрения респондентов во многом зависела от возраста. Среди респондентов были и те, кто затруднился ответить на данный вопрос. По-видимому, это связано с тем, что пожилые граждане просто не владеют достаточной информацией о сущности накопительной части пенсии.

Интересно также, что 76% пожилых граждан доверили бы накопление денег на пенсию государственному пенсионному фонду. Подобное соотношение связано, прежде всего, с растущим доверием к стабильности государственных финансов - с одной стороны, и нестабильности даже самых процветающих частных компаний - с другой.

Возможно, такой высокий показатель обусловлен тем, что многие пожилые люди не хотят распространяться о том, что перевели пенсионные деньги в коммерческую структуру, и при ответе на вопрос просто предпочли выбрать государственный пенсионный фонд. Еще одной причиной такого показателя может являться негативный опыт многих пожилых граждан, столкнувшихся с мошеннической деятельностью негосударственных пенсионных фондов. Подобные ситуации способствуют тому, что пожилые люди теряют доверие к негосударственным структурам и, соответственно, начинают с большим доверием относиться к государственному пенсионному фонду.

В заключении стоит отметить, что в нашем обществе достаточно много оптимистов. Значительное число пожилых граждан, несмотря на расхождение по ряду принципиальных вопросов, верят в «светлое будущее» и считают, что пенсионная реформа позволит в итоге повысить размер пенсий. Наибольшее число сомневающихся в том, что реформа принесет существенные плоды, приходится на граждан старше 60 лет, а 20% считают, что пенсия по результатам реформы снизится. При этом почти половина (47%) граждан ответили, что никаких ожиданий с реформой не связывают.

При этом для большинства пожилых людей важнейшее значение в области пенсионного обеспечения имеет конкретизация их пенсионных прав в действующем законодательстве, поскольку пенсии являются основным источником средств существования после наступления пенсионного возраста.

В Российской Федерации пенсионные права ветеранов и пожилых людей представляют собой сложную систему. Она характеризуется множественностью нормативных правовых актов, сложной дифференциацией условий и норм пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан по различным критериям, существенными расходами на пенсионное обеспечение.

Не новость, что не достигнута главная цель пенсионной реформы - улучшение благосостояние пенсионеров. Некоторые эксперты полагают, что пенсионная реформа еще может совершить крутой вираж, если люди будут формировать добровольные пенсионные накопления на паритетных началах с государством.

С одной стороны, пенсии регулярно индексируют и даже повышают. С другой стороны, если сравнить величину средней пенсии со средней же зарплатой, то все выглядит уже не так радужно. Тут налицо явное ухудшение положения.

Подводя итог, стоит отметить, что пожилые люди - это одна из самых многочисленных социальных групп. Но при этом и одна из самых плохо обеспеченных. Несмотря на довольно пристальное внимание государства к проблемам пожилых, жизнь среднестатистического пенсионера не назовешь счастливой и безоблачной.

В предыдущем параграфе рассматривалась деятельность государственного пенсионного фонда с точки зрения пенсионной реформы. В связи с этим, стоит отметить, что деятельность пенсионного фонда напрямую зависит от работающих здесь специалистов. В условиях быстро изменяющейся и увеличивающейся информации, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения, специалистам пенсионного фонда достаточно трудно соответствовать самым высоким требованиям, приходится постоянно проходить курсы повышения квалификации, обновлять свои знания. Для более успешного обучения, повышения профессиональной компетенции без отрыва от рабочего места специалистов пенсионной системы, нами были разработаны методические рекомендации, которые могут быть применены в деятельности специалистов пенсионного фонда.

Одним из стратегических направлений кадровой политики ПФР является формирование высокопроизводительного коллектива, способного своевременно реагировать на меняющиеся требования общества и рынка труда и пенсионного обеспечения.

Необходимым качеством работника ПФР должно стать умение ориентироваться в юридических тонкостях нормативных документов, быстро реагировать на изменения в законодательной базе и преломлять их в свете тех проблем, с которыми приходится сталкиваться при проведении в жизнь пенсионной реформы.

ПФР - высокотехнологичная организация, в которой функции каждого сотрудника осуществляются на основе информационно-коммуникационных технологий, что также создает специальные требования к их подготовке и организации работы.

В рамках ПФР должна существовать система непрерывного внутреннего обучения персонала ПФР, которая представляет собой централизованный и целенаправленный образовательный процесс, связанный с целями и задачами пенсионной системы. Участие в нем начинается со дня поступления на работу специалистов и руководителей, продолжается на всем протяжении их трудовой деятельности в ПФР и является обязательным условием служебного роста.

С июля по сентябрь будет проведено обучение на курсах повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий 570-ти руководителей и специалистов подразделений назначения, перерасчета пенсий, оценки пенсионных прав, клиентских служб на тему

Основу внутреннего обучения должны составлять однодневные тематические семинары для руководителей и специалистов ПФР по направлениям деятельности, включающие «круглые столы». Подобные семинары должны проводиться с обязательным входным и выходным тестированием, анкетированием и видеозаписью с последующей возможностью изучения материалов семинара всеми сотрудниками ПФР.

Большое внимание должно уделяться обучению (стажировке) начинающих специалистов. Стажировка также должна заканчиваться выходным профессиональным тестированием.

Кроме тематических семинаров по направлениям деятельности необходимо проводить обучение вновь принятых руководителей среднего и высшего управленческого звена, а также специалистов, зачисленных в резерв кадров, направленное на развитие деловых и управленческих качеств, способствующих эффективному осуществлению профессиональной деятельности специалиста пенсионного фонда.

Отдельно можно выделить развитие курсов лекторского мастерства - обучение руководителей и специалистов ПФР, ведущих просветительскую работу по вопросам пенсионной системы в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях специфике публичных выступлений, риторике и культуре речи.

Определенную информационную и методическую поддержку обучению кадров должна оказывать специализированная библиотека. Для более успешной методической поддержки структуру библиотеки должны составлять не только библиотечный фонд, но и электронная библиотека, а также сеть Интернет.

С целью лучшего функционирования различных мероприятий, направленных на совершенствование личностных и профессиональных качеств специалистов пенсионного фонда, возможно назначение ответственных за осуществление данной деятельности.

Повышение качества обучения кадров - необходимое условие эффективной работы Пенсионного фонда Российской Федерации. Повышение подобного качества можно добиться посредством внедрения адаптационных программ корпоративного обучения для вновь принятых сотрудников системы ПФР, развития наставничества, применения дистанционных форм обучения с целью снижения затрат на подготовку специалистов и сокращения времени на «вхождение в должность», формирования навыков самостоятельного решения профессиональных задач. Данное обучение должно быть максимально приближено к рабочему месту новичка и не предусматривает выдачи каких-либо удостоверений, если даже количество учебных часов превысит нормативы, существующие для повышения квалификации. В результате этого обучения сотрудник приобретает ценность для системы Пенсионного фонда.


Выводы по Главе 2

 

. Пенсионный фонд РФ (ПФР) представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий; пенсий по инвалидности; компенсационных выплат.

2. Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В 1990 году был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно чётко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования.

.   В 1995 году произошло создание системы индивидуального (персонифицированного) учета. Система персонифицированного учета позволила решить одну из главных задач пенсионной реформы - включение гражданина Российской Федерации в процесс формирования своей будущей пенсии путем его информирования о состоянии индивидуального лицевого счета и предоставления права на выбор перевода накопительной части в управляющую компанию или НПФ.

.   С 1 января 2002 года запущен механизм преобразований пенсионной системы. Впервые в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

.   Чтобы говорить об эффективности проведения пенсионной реформы в нашей стране, необходимо, прежде всего, выяснить изменилось ли положение пожилых граждан с проведением пенсионной реформы. Для этого нами было проведено социологическое исследование среди пожилых граждан, целью которого было определение отношения пожилых граждан к пенсионной реформе. В исследовании приняли участие 89 пожилых граждан, среди которых 69% - женщины и 31% - мужчины.

.   Подавляющее большинство пожилых граждан (или 89%) знают или слышали о пенсионной реформе. При этом опрос показал, что больше половины пожилых граждан не удовлетворены качеством пенсионного обслуживания. Мнения о целесообразности накопительной системы разделились практически поровну: 40% считают внедрение накопительной части пенсии хорошим нововведением, 37% не видят в этом положительных моментов.

.   Для более успешного обучения, повышения профессиональной компетенции без отрыва от рабочего места специалистов пенсионной системы, нами были разработаны методические рекомендации, которые могут быть применены в деятельности специалистов пенсионного фонда.

.   Повышение качества обучения специалистов пенсионного фонда можно добиться посредством внедрения адаптационных программ корпоративного обучения для вновь принятых сотрудников системы ПФР, развития наставничества, применения дистанционных форм обучения с целью снижения затрат на подготовку специалистов и сокращения времени на «вхождение в должность», формирования навыков самостоятельного решения профессиональных задач.

 


Заключение

 

В России к настоящему времени сложилась сильно огосударствленная пенсионная система с крайне жесткими правилами инвестирования накоплений и небольшим набором стимулов для участников к выбору негосударственных схем пенсионного обеспечения. Внедряемая с 2009 года схема государственного софинансирования накопительной части пенсии несколько улучшила ситуацию. Финансово-экономический кризис 2008-2009 годов существенно подорвал доверие к негосударственным управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам. В результате в ближайшие годы пенсионная система может стать еще более законсервированной и зависимой от государственного финансирования. Ее коррекция может занять достаточно долгое время и потребовать существенных усилий от государства, финансовых институтов и работодателей. Однако такое изменение представляется необходимым для преодоления рисков несоответствия пенсионной системы демографической и социально-экономической ситуации в стране.

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30% населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает в настоящий момент свыше 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ. Согласно этому документу любой житель Российской Федерации имеет право на обязательную государственную пенсию, под которой понимается ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потери кормильца, а также по другим основаниям.

Стоит отметить, что реформирование пенсионной системы в целом требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в реальном секторе народного хозяйства. Реформа не должна осуществляться за счет пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, так как они не имеют возможности защитить себя. Ущемление же их прав катастрофически подорвет доверие населения как к пенсионной реформе, так и к государству.

Управление пенсионной системой должно основываться на четком разграничении функций. Причем сбор пенсионных средств и их расходование должны находиться в компетенции разных органов исполнительной власти. Изменение механизма финансирования и исчисления пенсий должно обеспечивать повышение устойчивости пенсионной системы, справедливое определение размера пенсий.

Россия стремится выполнить главный международный норматив пенсионного обеспечения - уровень пенсии должен быть не ниже 40% заработной платы квалифицированного работника. Пока этот стандарт недостижим, и, по признанию самих авторов реформы, положение нынешних пенсионеров вряд ли изменится к лучшему.

Таким образом, введение пенсионных накоплений и активное привлечение негосударственных структур наряду с жестким контролем за всем процессом позволят существенно изменить состояние пенсионной системы в России, дав ее гражданам возможность реально влиять на размер своей будущей пенсии.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапцов Сергей. Пенсионная реформа провалена // Социальная защита. - 2007. - N 1; 2007. - N 1 - С. 3-6;

2. Азарова, В. Дорогие старики // Новое время. - 2008. - N 41 (87). - С. 31-33;

.   Бабошкин, А.В. Социально-экономические проблемы формирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования// Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - Т. 2, N 6. - С. 33-35;

.   Биткина, И.К. Формирование и финансирование базовой части пенсии: направления и возможности совершенствования // Финансы и кредит. - 2008. - N 46. - С. 55-61;

.   Борисенко, Н.Ю. Этапы реформирования пенсионной системы России // Финансы и кредит. - 2010. - N 3. - С. 34-43;

.   Бровчак, С.В. Пенсионное обеспечение в Швейцарии // Финансы и кредит. - 2010. - N 22. - С. 68-71;

.   Волков, Я. Моделирование пенсионных реформ и оценка неявного пенсионного долга // Вопросы экономики. - 2009. - N 4. - С. 113-128;

.   Волков, Я. Результаты оценки неявного пенсионного долга России // Вопросы экономики. - 2010. - N 5. - С. 123-137;

.   Вульф, Л. Долгий путь к старости: заставят ли россиян "задержаться на работе"? // Социальная защита. - 2010. - N 5 (215); Пенсионное обеспечение. - 2010. - N 5 (162). - С. 3-6. - (Пенсионное обеспечение. -2010. -N 5 (162). -С. 3-6). - Окончание. Начало в N 4;

.   Выговская, И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. - 2009. - N 1. - С. 29-30;

.   Гонтмахер, Е. В стране готовится новая пенсионная реформа // Новое время. - 2008. - N 25 (71). - С. 20-23;

.   Гонтмахер, Е. Пенсионное самообслуживание // Новое время. - 2009. - N 26 (121). - С. 20-21;

.   Гурвич, Е. Перспективы российской пенсионной системы // Вопросы экономики. - 2007. - N 9. - С. 46-71;

.   Гусева, Т.С. Правовое обеспечение реформирования досрочных пенсий в профессиональные пенсионные системы в России // Социальное и пенсионное право. - 2009. - N 3. - С. 9-11;

.   Дашкина, А.Н. В защиту социальных прав и гарантий ветеранов Российской Федерации. Проблемы и реформы // Социальная работа. - 2008. - N 4. - С. 30-32;

.   Дмитриева, О. Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной: результаты и критерии эффективности // Вопросы экономики. - 2010. - N 4. - С. 43-60;

.   Долотов, В.А. О признаках финансовой устойчивости пенсионной системы // Финансы. - 2009. - N 5. - С. 64-66;

.   Заболоцкая, В.В. Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы промышленно развитых стран и возможность его применения в России // Финансы и кредит. - 2008. - N 8. - С. 73-79;

.   Ильин, В.В. К вопросу об эффективности пенсионной реформы // Финансы. - 2007. - N 5. - С. 47-51;

.   Красильникова, М.Д. Люди старшего возраста - новые возможности или еще одно ограничение? // Вестник общественного мнения. - 2008. - N 5 (сентябрь-октябрь). - С. 9-18;

.   Куропятник, Д.А. Реформа пенсионной системы: теоретические подходы, мировой опыт и перспективные пути реформы в России // Социальная политика и социология. - 2009. - N 2. - С. 55-65;

.   Кучер, Н. Пенсионное "ОСАГО" // Социальная защита. - 2010. - N 8 (218); Пенсионное обеспечение. - 2010. - N 8 (165). - С. 3-6. - (Пенсионное обеспечение. -2010. -N 8 (165). -С. 3-6);

.   Лельчук, А.Л. Пенсионная система России: реформа продолжается // Финансы. - 2009. - N 1. - С. 58-62;

.   Лескова, Ю.Г. Право пенсионера на достойную пенсию (в аспекте нового законодательства) // Социальное и пенсионное право. - 2010. - N 1. - С. 11-14;

.   Логинов, Д. До сих пор у большинства населения о пенсионной реформе - со всеми ее накопительными системами, письмами счастья и молчунами - представление самое смутное // Новое время. - 2008. - N 34 (80). - С. 38-40;

.   Ломтатидзе, О.В. Проблемы формирования эффективной пенсионной системы России // Финансы и кредит. - 2010. - N 23. - С. 14-18;

.   Михальчук, В.Ю. Пенсионная система России: перспективы развития // Финансы. - 2007. - N 7. - С. 59-62;

.   Павлова, И.В. Зарубежный опыт в реформировании системы финансирования социальной защиты // Социальная политика и социология. - 2009. - N 2. - С. 47-54;

.   Пастухов, Б.И. Долгосрочное страхование жизни в системе пенсионной реформы: аспект страхового законодательства // Финансы. - 2007. - N 9. - С. 38-42;

.   Пенсионная реформа: вопросы и ответы // Финансы. - 2007. - N 3. - С. 60-62;

.   Пенсионная реформа: вопросы и ответы // Финансы. - 2007. - N 5. - С. 52-55;

.   Пенсионная реформа, пенсия, достойная жизнь: ("круглый стол" в Институте экономики РАН) // Россия и современный мир. - 2008. - N 4. - С. 48-71;

.   Попов Александр. Деньги есть, инструментов нет // Социальная защита. - 2007. - N 2; 2007. - N 2 - С. 26-29;

.   Роик, В.Д. К формированию в стране современного института обязательного пенсионного страхования // Российский экономический журнал. - 2009. - N 1/2. - С. 26-33;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.075 с.)