Глава 1. Теоретическое обоснование пенсионной реформы в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретическое обоснование пенсионной реформы в Российской Федерации



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование пенсионной реформы в Российской Федерации

1.1 Пожилые как социально-демографическая группа

1.2 Сущность пенсионной реформы в Российской Федерации

Выводы по Главе 1

Глава 2. Практические аспекты исследуемой проблемы

2.1 Деятельность пенсионного фонда в рамках пенсионной реформы

Результаты эмпирического исследования. Методические рекомендации для специалистов Пенсионного фонда Российской Федерации

Выводы по Главе 2

Заключение

Список литературы

Приложение

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы пенсионного обеспечения занимают важное место в экономической и социальной политике любого государства. В России от величины пенсионных выплат зависит уровень жизни четверти населения, социальные взносы во многом определяют налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. За последние 20 лет в нашей стране проведено четыре реформы пенсионного законодательства, три раза принципиально изменяли налоговое законодательство или законодательство о социальных взносах. При этом проблемы пенсионного обеспечения не решены и коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате) остается одним из самых низких среди стран, где пенсионная система охватывает все население.

В системах пенсионного обеспечения используют два финансовых механизма - распределительный и накопительный. Распределительная система основана на договоре поколений: пенсия нетрудоспособным выплачивается из взносов работающих; когда нынешние работники станут нетрудоспособными, пенсию им будут платить из взносов следующих поколений. При этом расчет будущей пенсии может быть и условно-накопительным, когда она прямо зависит от взносов, которые были сделаны в период работы.

При накопительной системе взносы, которые отчисляет работник, накапливаются, а не направляются на выплату пенсий нынешнему поколению пенсионеров. По достижению пенсионного возраста пенсию работнику будут выплачивать из его накоплений.

Таким образом, объектом исследования выступают пожилые люди.

Предметом исследования является пенсионная реформа в Российской Федерации.

Итак, целью данной работы является изучение положения пожилых людей в условиях пенсионной реформы.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

изучить научную литературу по данной проблеме;

- выявить основные проблемы пожилых людей;

рассмотреть сущность и этапы пенсионной реформы;

изучить деятельность государственного пенсионного фонда в рамках пенсионной реформы;

провести эмпирическое исследование;

- разработать методические рекомендации для специалистов пенсионного фонда.

Гипотеза: проведение пенсионной реформы будет положительно восприниматься пожилыми людьми, если:

) будет осуществляться деятельности по информированию населения о преимуществах проводимой пенсионной реформы;

2) будут разработаны и применены на практике методические рекомендации для специалистов пенсионного фонда.

Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, обобщение опыта, беседа.

Базой исследования выступает Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Ленинского района города Магнитогорска.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в деятельности специалистов пенсионной системы, в том числе специалистов пенсионного фонда.

В структуру работы входят: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложение.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выводы по Главе 1

1. Пожилой возраст - это возраст, охватывающий периоды жизни мужчины от 61 до 71 лет и женщины от 56 до 74 лет. Вследствие невысокого уровня доходов, плохого самочувствия из-за ослабленного здоровья у пожилых людей накапливаются и социально-психологические проблемы. Маленькие пенсии, обеспечивающие существование стариков на грани выживания, являются одной из основ, определяющих столь низкое положение представителей пожилого возраста в современной России.

2. Социально-демографическая группа пожилых людей в современном обществе подвергается наибольшему социальному давлению. Особенность геронтологических стереотипов и социальных установок заключается в том, что они оказывают влияние на общественное мнение и на отношение к представителям позднего возраста в социуме.

.   Старость как возрастной период человеческой жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных для каждого человека проявлений его социальных, психологических и физиологических особенностей. Для того, чтобы в пожилом возрасте у людей не возникало чувство незащищенности, отчаяния и была возможность вести полноценный образ жизни, существуют государственные пенсии. Право на пенсию - одно из основных прав, установленных Конституцией РФ.

.   Современное пенсионное законодательство не позволяет решить задачу сохранения после выхода на пенсию уровня жизни, соизмеримого с доходом в период трудовой деятельности. Пенсионная система является одной из важных составляющих финансовой системы современного государства - ежегодно через нее перераспределяется существенная доля ВВП страны. В последние десятилетия многие страны столкнулись с необходимостью реформирования действующих пенсионных систем, вызванной изменением социально-экономических и демографических условий.

.   Российская пенсионная система за последние 15 лет также претерпела существенные изменения, связанные, в первую очередь, с проведением экономических реформ при переходе России к рыночным отношениям. Вместе с тем по-прежнему нерешенными остаются проблемы низкого уровня пенсий, уровня замещения пенсией ранее зарабатываемого дохода, не адекватной трудовому вкладу дифференциации размеров трудовых пенсий, низкой заинтересованности граждан в участии в пенсионной системе.

пенсионный реформа фонд персонифицированный


Выводы по Главе 2

 

. Пенсионный фонд РФ (ПФР) представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий; пенсий по инвалидности; компенсационных выплат.

2. Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В 1990 году был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно чётко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования.

.   В 1995 году произошло создание системы индивидуального (персонифицированного) учета. Система персонифицированного учета позволила решить одну из главных задач пенсионной реформы - включение гражданина Российской Федерации в процесс формирования своей будущей пенсии путем его информирования о состоянии индивидуального лицевого счета и предоставления права на выбор перевода накопительной части в управляющую компанию или НПФ.

.   С 1 января 2002 года запущен механизм преобразований пенсионной системы. Впервые в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

.   Чтобы говорить об эффективности проведения пенсионной реформы в нашей стране, необходимо, прежде всего, выяснить изменилось ли положение пожилых граждан с проведением пенсионной реформы. Для этого нами было проведено социологическое исследование среди пожилых граждан, целью которого было определение отношения пожилых граждан к пенсионной реформе. В исследовании приняли участие 89 пожилых граждан, среди которых 69% - женщины и 31% - мужчины.

.   Подавляющее большинство пожилых граждан (или 89%) знают или слышали о пенсионной реформе. При этом опрос показал, что больше половины пожилых граждан не удовлетворены качеством пенсионного обслуживания. Мнения о целесообразности накопительной системы разделились практически поровну: 40% считают внедрение накопительной части пенсии хорошим нововведением, 37% не видят в этом положительных моментов.

.   Для более успешного обучения, повышения профессиональной компетенции без отрыва от рабочего места специалистов пенсионной системы, нами были разработаны методические рекомендации, которые могут быть применены в деятельности специалистов пенсионного фонда.

.   Повышение качества обучения специалистов пенсионного фонда можно добиться посредством внедрения адаптационных программ корпоративного обучения для вновь принятых сотрудников системы ПФР, развития наставничества, применения дистанционных форм обучения с целью снижения затрат на подготовку специалистов и сокращения времени на «вхождение в должность», формирования навыков самостоятельного решения профессиональных задач.

 


Заключение

 

В России к настоящему времени сложилась сильно огосударствленная пенсионная система с крайне жесткими правилами инвестирования накоплений и небольшим набором стимулов для участников к выбору негосударственных схем пенсионного обеспечения. Внедряемая с 2009 года схема государственного софинансирования накопительной части пенсии несколько улучшила ситуацию. Финансово-экономический кризис 2008-2009 годов существенно подорвал доверие к негосударственным управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам. В результате в ближайшие годы пенсионная система может стать еще более законсервированной и зависимой от государственного финансирования. Ее коррекция может занять достаточно долгое время и потребовать существенных усилий от государства, финансовых институтов и работодателей. Однако такое изменение представляется необходимым для преодоления рисков несоответствия пенсионной системы демографической и социально-экономической ситуации в стране.

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30% населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает в настоящий момент свыше 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ. Согласно этому документу любой житель Российской Федерации имеет право на обязательную государственную пенсию, под которой понимается ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потери кормильца, а также по другим основаниям.

Стоит отметить, что реформирование пенсионной системы в целом требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в реальном секторе народного хозяйства. Реформа не должна осуществляться за счет пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, так как они не имеют возможности защитить себя. Ущемление же их прав катастрофически подорвет доверие населения как к пенсионной реформе, так и к государству.

Управление пенсионной системой должно основываться на четком разграничении функций. Причем сбор пенсионных средств и их расходование должны находиться в компетенции разных органов исполнительной власти. Изменение механизма финансирования и исчисления пенсий должно обеспечивать повышение устойчивости пенсионной системы, справедливое определение размера пенсий.

Россия стремится выполнить главный международный норматив пенсионного обеспечения - уровень пенсии должен быть не ниже 40% заработной платы квалифицированного работника. Пока этот стандарт недостижим, и, по признанию самих авторов реформы, положение нынешних пенсионеров вряд ли изменится к лучшему.

Таким образом, введение пенсионных накоплений и активное привлечение негосударственных структур наряду с жестким контролем за всем процессом позволят существенно изменить состояние пенсионной системы в России, дав ее гражданам возможность реально влиять на размер своей будущей пенсии.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапцов Сергей. Пенсионная реформа провалена // Социальная защита. - 2007. - N 1; 2007. - N 1 - С. 3-6;

2. Азарова, В. Дорогие старики // Новое время. - 2008. - N 41 (87). - С. 31-33;

.   Бабошкин, А.В. Социально-экономические проблемы формирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования// Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - Т. 2, N 6. - С. 33-35;

.   Биткина, И.К. Формирование и финансирование базовой части пенсии: направления и возможности совершенствования // Финансы и кредит. - 2008. - N 46. - С. 55-61;

.   Борисенко, Н.Ю. Этапы реформирования пенсионной системы России // Финансы и кредит. - 2010. - N 3. - С. 34-43;

.   Бровчак, С.В. Пенсионное обеспечение в Швейцарии // Финансы и кредит. - 2010. - N 22. - С. 68-71;

.   Волков, Я. Моделирование пенсионных реформ и оценка неявного пенсионного долга // Вопросы экономики. - 2009. - N 4. - С. 113-128;

.   Волков, Я. Результаты оценки неявного пенсионного долга России // Вопросы экономики. - 2010. - N 5. - С. 123-137;

.   Вульф, Л. Долгий путь к старости: заставят ли россиян "задержаться на работе"? // Социальная защита. - 2010. - N 5 (215); Пенсионное обеспечение. - 2010. - N 5 (162). - С. 3-6. - (Пенсионное обеспечение. -2010. -N 5 (162). -С. 3-6). - Окончание. Начало в N 4;

.   Выговская, И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. - 2009. - N 1. - С. 29-30;

.   Гонтмахер, Е. В стране готовится новая пенсионная реформа // Новое время. - 2008. - N 25 (71). - С. 20-23;

.   Гонтмахер, Е. Пенсионное самообслуживание // Новое время. - 2009. - N 26 (121). - С. 20-21;

.   Гурвич, Е. Перспективы российской пенсионной системы // Вопросы экономики. - 2007. - N 9. - С. 46-71;

.   Гусева, Т.С. Правовое обеспечение реформирования досрочных пенсий в профессиональные пенсионные системы в России // Социальное и пенсионное право. - 2009. - N 3. - С. 9-11;

.   Дашкина, А.Н. В защиту социальных прав и гарантий ветеранов Российской Федерации. Проблемы и реформы // Социальная работа. - 2008. - N 4. - С. 30-32;

.   Дмитриева, О. Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной: результаты и критерии эффективности // Вопросы экономики. - 2010. - N 4. - С. 43-60;

.   Долотов, В.А. О признаках финансовой устойчивости пенсионной системы // Финансы. - 2009. - N 5. - С. 64-66;

.   Заболоцкая, В.В. Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы промышленно развитых стран и возможность его применения в России // Финансы и кредит. - 2008. - N 8. - С. 73-79;

.   Ильин, В.В. К вопросу об эффективности пенсионной реформы // Финансы. - 2007. - N 5. - С. 47-51;

.   Красильникова, М.Д. Люди старшего возраста - новые возможности или еще одно ограничение? // Вестник общественного мнения. - 2008. - N 5 (сентябрь-октябрь). - С. 9-18;

.   Куропятник, Д.А. Реформа пенсионной системы: теоретические подходы, мировой опыт и перспективные пути реформы в России // Социальная политика и социология. - 2009. - N 2. - С. 55-65;

.   Кучер, Н. Пенсионное "ОСАГО" // Социальная защита. - 2010. - N 8 (218); Пенсионное обеспечение. - 2010. - N 8 (165). - С. 3-6. - (Пенсионное обеспечение. -2010. -N 8 (165). -С. 3-6);

.   Лельчук, А.Л. Пенсионная система России: реформа продолжается // Финансы. - 2009. - N 1. - С. 58-62;

.   Лескова, Ю.Г. Право пенсионера на достойную пенсию (в аспекте нового законодательства) // Социальное и пенсионное право. - 2010. - N 1. - С. 11-14;

.   Логинов, Д. До сих пор у большинства населения о пенсионной реформе - со всеми ее накопительными системами, письмами счастья и молчунами - представление самое смутное // Новое время. - 2008. - N 34 (80). - С. 38-40;

.   Ломтатидзе, О.В. Проблемы формирования эффективной пенсионной системы России // Финансы и кредит. - 2010. - N 23. - С. 14-18;

.   Михальчук, В.Ю. Пенсионная система России: перспективы развития // Финансы. - 2007. - N 7. - С. 59-62;

.   Павлова, И.В. Зарубежный опыт в реформировании системы финансирования социальной защиты // Социальная политика и социология. - 2009. - N 2. - С. 47-54;

.   Пастухов, Б.И. Долгосрочное страхование жизни в системе пенсионной реформы: аспект страхового законодательства // Финансы. - 2007. - N 9. - С. 38-42;

.   Пенсионная реформа: вопросы и ответы // Финансы. - 2007. - N 3. - С. 60-62;

.   Пенсионная реформа: вопросы и ответы // Финансы. - 2007. - N 5. - С. 52-55;

.   Пенсионная реформа, пенсия, достойная жизнь: ("круглый стол" в Институте экономики РАН) // Россия и современный мир. - 2008. - N 4. - С. 48-71;

.   Попов Александр. Деньги есть, инструментов нет // Социальная защита. - 2007. - N 2; 2007. - N 2 - С. 26-29;

.   Роик, В.Д. К формированию в стране современного института обязательного пенсионного страхования // Российский экономический журнал. - 2009. - N 1/2. - С. 26-33;

.   Роик, В.Д. Российские институты пенсионного и в целом социального страхования перед вызовом "старения населения" // Российский экономический журнал. - 2009. - N 6. - С. 90-94;

.   Руппель, И.А. Опыт реализации социального проекта «Нам рано жить воспоминаниями» // Социальное обслуживание. - 2010. - № 6. - С. 26-27;

.   Смирнова Т.В. Старшее поколение: нереализованные ресурсы // Общественные науки и современность. - 2008. - N 4. - С. 38-45;

.   Соколова, А.В. Социально-экономические и политические предпосылки пенсионного реформирования в России // История государства и права. - 2008. - N 1. - С. 2-3;

.   Соловьев, В.Н. О формах собственности в сфере социальных правоотношений в условиях реформирования пенсионной системы // Социальное и пенсионное право. - 2008. - N 4. - С. 2-3;

.   Стефанчук, Л. Экономические реформы в Новой Зеландии: почему их изучение и анализ могут оказаться полезными для России // Азия и Африка сегодня. - 2007. - N 12. - С. 42-46;

.   Табах, А. Накопительные пенсионные системы за рубежом и их внедрение в России // Вопросы экономики. - 2010. - N 5. - С. 138-148;

.   Тарасенко, О. Соцпакет на ладан дышит // Социальная защита. - 2009. - N 12 (210); Социономия (социальная работа). - 2009. - N 12. - С. 2-3. - (Социономия (социальная работа). -2009. -N 12. -С. 2-3);

.   Уточним свои представления о пенсионной реформе // Финансы. - 2007. - N 2. - С. 48-49;

.   Федотов, А.И. Модернизация пенсионной системы // Финансы. - 2007. - N 12. - С. 59;

.   Финансовые перспективы пенсионной системы России // Финансы. - 2007. - N 4. - С. 52-56;

.   Хмыз, О.В. Пенсионная реформа и демографическая ситуация // Финансы и кредит. - 2008. - N 30. - С. 54-60;

.   Хорунжая, Е.А. Пенсионная реформа и управление социальными изменениями // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2008. - N 4. - С. 124-125;

.   Черняева, Д.В. Повышение пенсионного возраста как элемент пенсионной реформы: сравнительно-правовой анализ // Трудовое право. - 2010. - N 6. - С. 23-29;

.   Шушков, В.В. Обобщение мирового опыта проведения пенсионных реформ // Трудовое право. - 2008. - N 6. - С. 48-53;

.   Ярбилова, С.М. Оценка современного состояния российской пенсионной системы и необходимости дальнейшего ее реформирования // Финансы и кредит. - 2008. - N 10. - С. 70-76;

.   Ясин, Е. Рублевка в неоплатном долгу // Новое время. - 2008. - N 5. - С. 32-33;

52. <http://www.medicinskaja-enciklopedija.ru>

.   <http://www.lipsky.ru>

.   <http://www.znanie.org>

.   <http://www.afkonline.ru>

.   <http://www.preobrazhenie.ru>

.   <http://atlas.socpol.ru>

.   <http://www.pensionobserver.ru>

.   <http://www.rg.ru>

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

Уважаемый респондент!

 

Просим Вас принять участие в нашем исследовании, целью которого является определение отношения пожилых граждан к пенсионной реформе.

Ниже приведен перечень вопросов, на которые Вам предлагается ответить. Выберите вариант ответа, отражающий Ваше мнение. Если среди предложенных вариантов отсутствует вариант, совпадающий с Вашей точкой зрения, напишите свой ответ в специальной строке. Исследование является анонимным, ответы будут использованы в обобщенном виде в научных целях. Заранее благодарим!

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование пенсионной реформы в Российской Федерации

1.1 Пожилые как социально-демографическая группа

1.2 Сущность пенсионной реформы в Российской Федерации

Выводы по Главе 1

Глава 2. Практические аспекты исследуемой проблемы

2.1 Деятельность пенсионного фонда в рамках пенсионной реформы

Результаты эмпирического исследования. Методические рекомендации для специалистов Пенсионного фонда Российской Федерации

Выводы по Главе 2

Заключение

Список литературы

Приложение

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы пенсионного обеспечения занимают важное место в экономической и социальной политике любого государства. В России от величины пенсионных выплат зависит уровень жизни четверти населения, социальные взносы во многом определяют налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. За последние 20 лет в нашей стране проведено четыре реформы пенсионного законодательства, три раза принципиально изменяли налоговое законодательство или законодательство о социальных взносах. При этом проблемы пенсионного обеспечения не решены и коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате) остается одним из самых низких среди стран, где пенсионная система охватывает все население.

В системах пенсионного обеспечения используют два финансовых механизма - распределительный и накопительный. Распределительная система основана на договоре поколений: пенсия нетрудоспособным выплачивается из взносов работающих; когда нынешние работники станут нетрудоспособными, пенсию им будут платить из взносов следующих поколений. При этом расчет будущей пенсии может быть и условно-накопительным, когда она прямо зависит от взносов, которые были сделаны в период работы.

При накопительной системе взносы, которые отчисляет работник, накапливаются, а не направляются на выплату пенсий нынешнему поколению пенсионеров. По достижению пенсионного возраста пенсию работнику будут выплачивать из его накоплений.

Таким образом, объектом исследования выступают пожилые люди.

Предметом исследования является пенсионная реформа в Российской Федерации.

Итак, целью данной работы является изучение положения пожилых людей в условиях пенсионной реформы.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

изучить научную литературу по данной проблеме;

- выявить основные проблемы пожилых людей;

рассмотреть сущность и этапы пенсионной реформы;

изучить деятельность государственного пенсионного фонда в рамках пенсионной реформы;

провести эмпирическое исследование;

- разработать методические рекомендации для специалистов пенсионного фонда.

Гипотеза: проведение пенсионной реформы будет положительно восприниматься пожилыми людьми, если:

) будет осуществляться деятельности по информированию населения о преимуществах проводимой пенсионной реформы;

2) будут разработаны и применены на практике методические рекомендации для специалистов пенсионного фонда.

Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, обобщение опыта, беседа.

Базой исследования выступает Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Ленинского района города Магнитогорска.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в деятельности специалистов пенсионной системы, в том числе специалистов пенсионного фонда.

В структуру работы входят: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложение.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.083 с.)