Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I . Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Чита - 2009 Содержание
Введение Глава I. Теоретические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста Научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления Психолого-педагогическая характеристика проявления агрессивности у детей дошкольного возраста Сущность и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста Глава II. Практические аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста Примерная программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности Результаты контрольного этапа эксперимента Заключение Список литературы Приложение
Введение Актуальность исследования. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Многоплановое психолого-педагогическое исследование проблемы детской агрессивности в отечественной психологии и педагогике привлекло внимание многих авторов и нашло отражение в ряде работ (Г.М. Андреевой, В.В. Знакова, С.В. Еникополова, Н.Д. Левитова, С.Е. Рощина, Т.Г.Румянцевой); также вопрос изучения агрессии и агрессивного поведения привлекло внимание многих зарубежных авторов, т.к. К. Бютнер, Г. Парренс, М. Ратнер, Р. Кэмпбэл и др. Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но исамому себе. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме. В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов, но в общих чертах агрессивность понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции. Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении превентивных и коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, специально организуемая психологом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка. Исследование вопросов профилактики агрессивности детей позволило выделить противоречие между традиционным пониманием необходимости подавления агрессивного поведения у детей как деструктивной формы поведения и современными подходами к профилактике агрессивности, понимаемой как совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам конструктивного взаимодействия. Актуальность разрешения данного противоречия обусловила проблему нашего исследования, которая состоит в определении сущности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста, обосновании наиболее эффективных путей и условий ее осуществления. Объектом нашего исследования является детская агрессивность как социокультурное явление. Предмет исследования - особенности профилактики агрессивности детей дошкольного возраста. Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей дошкольного возраста и определение организационно-содержательных аспектов ее профилактики. Задачи: 1. Раскрыть научные предпосылки изучения агрессивности как социокультурного явления. . Дать психолого-педагогическую характеристику проявления агрессивности детей дошкольного возраста. . Выявить и обосновать сущностные и современные подходы к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста. . Раскрыть возможности выявления и изучения агрессивности детей дошкольного возраста. .Рассмотреть организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста. . Составить примерную программу работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности. Гипотеза исследования. Процесс профилактики агрессивности детей дошкольного возраста - это система педагогических действий, направленных на предупреждение деструктивных форм поведения детей, данный процесс будет эффективным, если реализуются следующие педагогические условия: выявляются и изучаются предпосылки возникновения агрессивности у дошкольников; реализуется программа работы с детьми дошкольного возраста, основанная на научении детей способам конструктивного взаимодействия. Методы исследования: для решения поставленных задач и доказательства гипотезы нами были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.; эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, эксперимент, специальные методики. Наше исследование проводилось на базе ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53». В исследовании принимало участие 14 детей старшей группы детского сада, возраст детей на момент обследования 5-6 лет. Исследование проводилось в течение 2006-2009 гг. и осуществлялось в три этапа: этап (2006-2007 гг.) - выбор темы, обоснование научного аппарата исследования, формулирование гипотезы, анализ степени изученности проблемы профилактики агрессивности детей дошкольного возраста и т.д.; этап (2007-2008 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы, обобщение полученных результатов, составление программы профилактики агрессивности, применение данной программы в работе с детьми; этап (2008-2009 гг.) - проведение контрольного этапа опытно-экспериментальной работы, обобщение полученных результатов и формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы. Новым в исследовании проблемы профилактики агрессивности явилась идея осуществления профилактики посредством научения детей способам конструктивного общения. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации взглядов по проблеме профилактики агрессивности детей дошкольного возраста; в описании современных подходов к профилактике агрессивности детей дошкольного возраста; в уточнении и конкретизации понятия «профилактика агрессивности детей дошкольного возраста». Практическая значимость состоит в том, что была разработана и частично апробирована программа работы с детьми 5-6 лет по профилактике агрессивности. Получены положительные результаты опытно-экспериментальной работы. Материалы и результаты исследования были представлены в рамках методического объединения ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» и получили положительную оценку. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. программа профилактика агрессивность дошкольник
Примерная программа работы с детьми по профилактике агрессивности После проведения констатирующего этапа нашего эксперимента обозначилась насущная необходимость обучения детей с агрессивным поведением открытому проявлению своих чувств, переживаний. Необходимо научить детей как способам общения детей друг с другом, так и способам выхода из разных негативных эмоциональных состояний. Нами была разработана примерная программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения. В основу данной программы было положено пособие для практических работников дошкольных учреждений «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры», М., 1999, автор - Минаева В.М. [38] Приведенные ниже занятия рекомендуется проводить один раз в неделю со всеми детьми или в триаде, начиная со знакомства детей с положительными эмоциями. Цель данных занятий: · знакомить детей с разными эмоциями: радостью, любовью, злостью, гневом, страхом, завистью; · учить детей различать эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам); · учить понимать свои чувства и чувства других людей, уметь говорить об этом; · учить детей активно воспринимать предложения «инициатора»: высказывать свое отношение к предложению, соглашаться словами благодарности или в корректной форме выражать свое несогласие и объяснять его, то есть формировать позицию партнера; · формировать заинтересованное отношение к деятельности партнеров как участников общего дела (оказать помощь, дать совет и т.д.); · формировать умение высказывать и отстаивать свое мнение; · развивать эмпатию. Занятие 1. Радость. Дети! Вам бывает грустно или весело? А как узнать - плохо или хорошо вашему другу? Да, у человека может быть хорошее или плохое настроение, и это видно по выражению лица человека. Сегодня на занятии мы попробуем разобраться в том, что ощущаем мы сами, и что чувствуют ваши друзья. Разное настроение можно отразить и в музыке. Русский композитор П.И.Чайковский написал несколько произведений о кукле. В каждом из этих произведений он рассказал о разных чувствах. Сейчас мы послушаем одно из них. Я пока не скажу, как оно называется. А вас попрошу не просто слушать, а попробовать понять, о каких чувствах хотел рассказать композитор звуками, что хочется делать под эту музыку, что вы ощущаете. Если хотите, можете закрыть глаза, чтобы лучше сосредоточиться на музыке - (звучит пьеса П.И.Чайковского “Новая кукла”). После прослушивания пьесы детей просят вспомнить, о чем они думали, когда слушали музыку, что чувствовали. Да, композитор хотел рассказать о радости, которую испытывала девочка, когда ей подарили новую куклу. Пьеса так и называется: “Новая кукла”. Дети! Представьте себе, что каждому из вас подарили новую игрушку: девочкам куклу, а мальчикам машину или робота. Наверное, это очень приятно - получить новую игрушку. Обращаюсь к нескольким детям: что вы испытываете, получив в подарок игрушку? Да, это радость. Чувство радости можно показать не только музыкальными звуками, но и движением, а также выражением лица. Дети встают в круг, взявшись за руки. Им предлагается сказать друг другу какие-то хорошие, добрые слова. Психолог обращается к рядом стоящему ребенку и говорит: “Я рада тебя видеть!”, а затем каждый ребенок говорит рядом стоящему какой-либо комплимент. А теперь давайте ваше чувство радости покажем в танце. Попробуйте сочинить свой танец. Сначала девочки исполнят свой танец, а мальчики будут внимательно наблюдать, какие лица у девочек, что они выражают. А потом мальчики станцуют свой танец ощущения радости, а девочки по их лицам будут судить, радостно ли мальчикам. Психолог делает акцент на то, что каждый ребенок во время танца выражал свою радость по-своему. Как вы думаете, отчего зависит, как человек выражает свою радость? Объясняю, что степень радости зависит и от события, и от других особенностей. Подумайте, когда нам бывает радостно? (Приблизительные ответы детей: “Когда приходит мама”, “Когда праздник”, “Когда получаешь подарок”). Затем дети встают в круг. Психолог обращает внимание детей на мягкий, из ярких ниток, мячик, и предлагает детям дать свое определение радости, а затем передать мячик своему соседу. (Например: радость - это пение птиц и шум моря, и т.д.). Как вы думаете, какое чувство противоположно чувству радости? Да, это горе, - давайте вспомним сказки, где герои испытывают горе (“Волк и семеро козлят”, “Лиса и заяц” и др.). Когда герои этих сказок переживали горе? (Когда с ними происходило что-то страшное. Зайчика из собственной избушки выгнала лиса, и он остался без дома. К козлятам залез волк и съел их. Мама-Коза испытала горе, когда узнала, что произошло). Как герои этих сказок боролись, справляясь со своим горем? (Зайчик попросил помощи у зверей, Мама-Коза пошла спасать своих деток). Дети! Как звери узнали, что у зайчика горе? (Он плакал). Предлагаю детям показать на своем лице то чувство горя, которое испытал зайчик. (Вызываю 2-3-х детей). Ребята! Послушайте отрывок произведения К. И. Чуковского “Федорино горе”. (Читается отрывок произведения, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем - отрывок, где описывается радость Федоры). Вопрос к детям: “Какие эмоции испытывает Федора, когда от нее уходит посуда, и когда посуда к ней возвращается?” (Приблизительные ответы детей: “Когда посуда уходит, Федора испытывает горе, а когда возвращается - радость”). На доску вывешиваются два панно с изображением детских лиц с разным эмоциональным состоянием: горя, радости, удивления, любознательности и рисунки гномов с пустыми кружочками вместо лиц. Детям предлагается внимательно рассмотреть лица в кружочках. “Что чувствует каждый герой, что с ним происходит? Помогите гномам понять, что случилось, подставив в кружочек лицо так, чтобы совпало настроение, изображенное на лице, с настроением гномов”. “Здесь кто-то смеется, а там кто-то плачет. Попробуйте выяснить, что это значит” (Л. Стрелкова.) Дети выполняют задание. Ребята! Мы говорили о том, что люди испытывают разные эмоции: радости, горя. Получая подарки, мы испытываем радость. И когда человек дарит подарок другому, он тоже испытывает удовольствие, радость. Дети! А наша речь, слова могут вызывать чувство радости или горя? Занятие 3. Любовь. Дети! На прошлых занятиях мы с вами говорили о радости. А сегодня рассмотрим приятное для всех людей чувство - чувство любви. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется “Пирамида любви”. Мы построим пирамиду любви из наших рук. Дети сидят в кругу. Психолог говорит им: “Мы с самого рождения знаем и ощущаем любовь. Но выражаем любовь по-разному. Сейчас я расскажу вам о своей любви, а потом - вы. Например, я люблю кошек. А теперь вы расскажите, кого и что вы любите”. (Дети рассказывают). А сейчас я предлагаю вам построить “пирамиду любви” из наших с вами рук. Помните, мы говорили о своей радости и передавали мячик стоящему рядом? А теперь я называю что-то любимое для себя и кладу свою руку ладошкой вверх, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку сверху. (Дети выстраивают пирамидку из ладоней). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Что вы ощущаете? У нас получилась высокая пирамида любви. Дети! А теперь давайте закроем глаза и мысленно пошлем друг другу любовь. Любовь воспевали художники, поэты, композиторы. Дети! Вы сегодня рассказали, кого и что вы любите. А сейчас сядьте удобно, закройте глаза и, вспоминая свои ощущения любви, попробуйте увидеть, ощутить, почувствовать, где именно в теле находится любовь. Посмотрите, какого она цвета, какой формы. (Дети выполняют задание) Ребята! Мы уже умеем свои чувства и ощущения превращать в образы. Кто напомнит, как это делать? Психолог обращается к каждому ребенку и выясняет его образ любви. У Артема образ любви - сказочная, необычная птица, а у Ани - черепаха. Анечка очень любит черепах, это ее любимый питомец. А у Ксюши образ любви - красивый дом и дуб. Дети! Вы уже умеете рисовать втроем на одном листе, придумав сюжет общей картины с учетом образа любви каждого из вас. Кто скажет, что для этого нужно? Правильно, - надо договориться! О чем будем договариваться? Если дети затрудняются - помогаем: . Выбрать наиболее интересное предложение по сюжету. . Для этого надо спросить мнение всех участников. . Затем договориться, кто, что и где расположит на полотне. В процессе работы помните, что вы работаете втроем и, если возникнет идея еще что-то дорисовать, надо спросить мнение своих товарищей. Вы втроем отвечаете за качество и красоту вашей картины. Будьте внимательны друг к другу, и, если кто-то что-нибудь не так сделал, вместе можно подумать, как исправить, посоветовать, помочь. Если принимаешь совет, надо обязательно поблагодарить за подсказку или, напротив, убедить друга в своей правоте. Например, Артем рисует птицу с красными крыльями, а Ксюша говорит: “Не бывает таких птиц, ты все испортил!”. А Артем отвечает Ксюше: “Образ моей любви - именно такая волшебная птица”. Артем! Ты сумел отстоять свое мнение, я рада за тебя! А Ксюша проявила внимание. Приятно работать с дружными детьми! В конце занятия дети рассматривают свою картину. Психолог просит рассказать, как им удалось нарисовать такую красоту. Занятие 4. Злость. Раньше мы с вами говорили о радости, о дружбе, а сегодня поговорим о злости. На доске вы видите пиктограммы. Попробуйте определить эмоциональное состояние на каждой карточке (показываю пиктограммы “Радость”, “Гнев”, “Грусть”.) Радость, гнев, ярость - это все состояние человека, которое мы называем эмоцией. Эмоциональное состояние и проявляется через выражение лица, мимику и жесты человека. При взгляде на человека мы можем определить его эмоциональное состояние. Любое эмоциональное состояние можно выражать по-разному - через литературные произведения - например, сказки, через музыку, через изобразительное искусство. Я сейчас зачитаю вам отрывок из произведения Корнея Ивановича Чуковского “Мойдодыр”, который вы наверняка знаете, где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила. Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает Умывальник, И качает головой. А теперь посмотрите на доску и скажите, какое эмоциональное состояние изображено на этих иллюстрациях. Как вы узнали? Опишите. (На доске - иллюстрации: портреты людей, отражающие разные эмоциональные состояния). Дети! Эмоции можно выражать еще и в музыке. Послушайте, как композитор передал через музыку состояние гнева, ярости, злости (предлагаю закрыть глаза и послушать фрагмент музыкального произведения (Э. Григ, Р. Вагнер). А теперь попробуйте вспомнить ситуацию, когда вы испытали злость. Закройте на мгновение глаза и ощутите злость в своем теле. Где именно она находится? Какого цвета злость? Что вы делаете, когда ощущаете злость в животе (руке, и т.д.)? Попробуйте представить образы своей злости, которые мы прорисуем. Когда человек в состоянии злости, у него в организме выделяется вещество адреналин. Любое животное в подобной ситуации мгновенно начинает действовать: угрожает, нападает, убегает, если противник сильнее, благодаря чему нормализуется уровень адреналина в крови. Ярость, злость, гнев - совершенно нормальные чувства, каждый так или иначе их испытывал. Проблема не в них самих, а то, как мы с ними справляемся. Можно в таком состоянии ударить одноклассника и прослыть драчуном, и с тобой никто не будет дружить, можно мучить кошку и причинять страдания живому существу, которое заведомо слабее тебя и не в силах дать отпор. Но можно избавиться от злости, проделав легкое упражнение и прорисовав свои чувства. Я сейчас предлагаю вам проделать упражнение, которое поможет нам избавиться от бесконтрольной злости. (Прошу детей встать). «Мы вместе глубоко вдыхаем и запасаемся доброй, новой энергией, бодростью, а при выдохе выпускаем из себя весь яд злости, при этом делая руками движения прочь от себя». Для полноты жизни надо прожить все эмоциональные состояния без исключения. Рано или поздно мы кроме положительных эмоций - радости, любви, хорошего настроения, - испытываем и гнев, злость, ненависть. Их надо пережить и поскорее с ними расстаться, так как находится в таких эмоциях долго нежелательно - это приводит к утрате здравомыслия. Дети! А сейчас каждый из вас вспомнит ситуацию, когда вы испытывали злость, и те чувства, что вы пережили когда-то, превратите в образы. А затем втроем на одном листе вы прорисуете их так, чтобы получилась картина, будто ее рисовал один художник. Что для этого надо? (Психолог способствует активизации детей и помогает им, по необходимости напоминая, что когда люди что-то делают вместе, они помогают друг другу, советуют, думают все вместе, как исправить, если случилась неудача). В конце занятия рассматриваем рисунки и подводим итог: “Если я в ярости, то не должен ей подчиняться. Не надо и сдерживать ее, как не надо слепо выплескивать ее на окружающих. Можно выразить свою ярость голосом, движением. Надо самим управлять своими эмоциями”. Занятие 5. Зависть. Предварительная работа: 1. Чтение “Сказки о царе Салтане” А.С.Пушкина. 2. Ознакомление с пословицами и поговорками о зависти. Дети! Раньше мы с вами говорили о радости, любви, дружбе, о гневе и злости. Сегодня поговорим о новом для вас чувстве, которое испытывают и взрослые люди, и дети - это зависть. Радость, гнев, злость, зависть - это состояния человека, которое мы называем эмоциями. Любое эмоциональное состояние можно выразить по-разному - через литературное произведение - например, сказку, через музыку, изобразительное искусство. Мы читали с вами “Сказку о царе Салтане” А.С.Пушкина. Сейчас я напомню некоторые моменты этой чудесной сказки в стихах, а вы внимательно слушайте, и попробуйте затем сказать - хорошее это чувство - зависть, или плохое. Читается фрагмент сказки. Как вы помните, когда у царевны родился сын, она послала к царю гонца с радостной вестью. А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой… Отправляют царю другой текст: “Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь: Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку”. Царь наказал ждать его возвращения, а завистницы снова подменили гонцу бумагу. Дети! Кто помнит, что написали ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой? Да, они придумали, как извести царевну с сыном, посадив их в бочку, и бросили в океан. Кто хочет сказать, какое это чувство - хорошее или плохое? А кто из вас знает пословицы или поговорки о зависти? (Если дети затрудняются, то я говорю две-три пословицы). · Злой плачет от зависти, а добрый - от радости. · Завистью ничего не сделаешь. · В зависти нет ни проку, ни радости. Да, зависть - плохое чувство. Но человек для полноты жизни должен прожить все эмоциональные состояния без исключения. Кроме положительных эмоций - любви, радости, просто хорошего настроения, - мы испытываем и отрицательные - злость, гнев, зависть. Проблематично не само их существование, а то, как мы умеем с ними справляться. Испытывать долго эти эмоции вредно для здоровья - можно даже заболеть. Кроме того, завистники вызывают у других людей неприязненное к себе отношение, их не любят и стараются с ними не дружить. Зависть - не просто неприятное чувство. Завидующий человек рано или поздно обязательно за это расплачивается. Кстати, в “Сказке о царе Салтане” об этом очень смешно написано: Царевич, превратившись в шмеля, услышал завистливые речи бабы Бабарихи, и наказал её, больно нажалив своим шмелиным жалом. Композитор Римский-Корсаков написал по этой сказке оперу, и в ней эпизод со шмелём звучит так интересно, что сразу можно понять, что шмель кружит над завистницей, то поднимаясь ввысь, то молнией опускаясь на голову и сердито поражает её своими жгучими укусами. (Звучит фрагмент оперы “Сказка о Царе Салтане” под названием “Полет шмеля”). А вам когда-нибудь приходилось испытывать самим зависть? Или, может быть, вы вспомните, когда вам кто-то позавидовал? Попробуйте сейчас представить ситуацию, когда вы испытывали чувство зависти, и попробуйте увидеть, почувствовать, ощутить, где именно в теле это находится. (Спрашиваю каждого ребенка). Какого оно цвета? А какой формы? А теперь закройте глаза и попробуйте представить образы своей зависти, или зависти, которую испытывал кто-то. Дети! Сегодня мы научимся снимать с себя это отрицательное эмоциональное состояние. Есть два простых и даже веселых способа избавления от зависти. . Это упражнение. Оно называется “Трюк Тарзана”. Сначала посмотрите и послушайте, как это сделаю я, а затем мы проделаем это вместе. (Показываю упражнение). Встаньте. Спина прямая. Глубоко вдыхаем и запасаемся новой, доброй энергией, а при выдохе громко кричим, колотя себя кулачками по груди: “А-а-а!!” (как Тарзан в фильме). Второй способ избавления от зависти - превращение её в образы и прорисовывание. Вы уже умеете рисовать втроем, договариваться, что, где и как вы нарисуете. Сегодня я предлагаю вам нарисовать образ своей зависти, но втроем на одном листе, так, чтобы получилась одна картина. Что для этого надо? . Спросить мнение каждого, кто и что хочет нарисовать. . Договориться, кто и где расположит свой образ. В процессе работы помните, что вы отвечаете не только за себя, но и за то, как старается ваш друг - советуйте, помогайте. В конце занятия рассматриваем рисунки и подводим итог: “Если я почувствовал зависть, то не должен ей подчиняться. Не надо сдерживать ее, как и не слишком открыто ее выражать. Я могу выразить свою зависть смешным упражнением “Трюк Тарзана” или прорисовать свою зависть на бумаге, избавившись, таким образом, от отрицательных эмоций. Таким образом, можно заключить, что через упражнения и прорисовывание своих негативных эмоциональных состояний, дети учатся не загонять глубоко в подсознание свою злость, а знают, как освободиться и не копить в душе негатив. Дети порой приходят в замешательство, когда испытывают бесконтрольную злость по отношению к людям. Прорисовывая и исполняя упражнения на снятие негативных эмоций, дети учатся не только освобождаться, но при этом еще и правильно понимать и принимать себя такими, какие они есть - сердитыми, злыми. Умение принимать и прощать себя важно для психического здоровья детей. Этого не умеют делать даже многие взрослые. Поэтому очень важно начинать обучать принятию себя, начиная уже с дошкольного возраста. Итак, мы рассмотрели примерную программу по профилактике агрессивности с детьми старшего дошкольного возраста, целями которой являлись: знакомить детей с разными эмоциями: радостью, любовью, злостью, гневом, страхом, завистью; учить детей различать эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам); учить понимать свои чувства и чувства других людей, уметь говорить об этом; учить детей активно воспринимать предложения «инициатора»: высказывать свое отношение к предложению, соглашаться словами благодарности или в корректной форме выражать свое несогласие и объяснять его, то есть формировать позицию партнера; формировать заинтересованное отношение к деятельности партнеров как участников общего дела (оказать помощь, дать совет и т.д.); формировать умение высказывать и отстаивать свое мнение; развивать эмпатию. Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы. Агрессивность - это способ поведения человека, через которое он выражает свое отношение к окружающим. Это может быть способ защиты или способ отношения человека к негативным параметрам жизни, но наиболее настораживает детская агрессивность. Детская агрессивность есть комплексное, личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально-психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания). Обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства, отношений родителей к ребенку и агрессивным поведением позволяет прийти к заключению, что это факторы, которые предопределяют агрессивное поведение ребенка. Особенно это будет сказываться на детях младшего дошкольного возраста, т.к. семья (до прихода ребенка в детское учреждение) является первым этапом социализации ребенка. Агрессивные дети, как правило вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Отсюда, работу по коррекции и профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста следует начинать не только с самим ребенком, но и с его родителями. Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей. Профилактическая работа с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских просоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития. Таким образом, актуальной проблемой на сегодняшний день в воспитании агрессивных детей, при определенной несформированности у них навыков коммуникации, является обучение их умению эффективно общаться, снижение агрессивных тенденций в поведении, снятие защитных реакций, обособленности, включение в жизнь группы, накопление опыта положительного взаимодействия. Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов - констатирующий этап, формирующий этап и контрольный этап эксперимента. В результате было выявлено, что после проведения занятий по составленной нами примерной программе профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, результаты улучшились и мы выявили снижение уровней агрессивности. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. Исследование можно считать завершенным. Но, учитывая актуальность проблемы по профилактике агрессивного поведения дошкольников, ее изучение может быть продолжено, например, по такому направлению, как изучение причин агрессивности у детей дошкольного возраста. Список литературы
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2004 - 336 с. . Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер. - М., 1995. - 36 с. . Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: 1996. - 232 с. . Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 1988. . Берон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Берон, Д. Ричардсон. - СПб., 2008. . Бодалев, Л.А. Восприятие человека человеком [Текст] / Л.А. Бодалев. - М.: Изд-во ЛГУ, 1965. . Божович, Л.И. Психология формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М., 1995. . Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1995. . Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. - М., 1991. - 88 с. . Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии [Текст] / М.И. Буянов. - М., 2008. - 255 с. . Буянов, М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи [Текст] / М.И. Буянов. - М., 2008. - 207 с. . Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций [Текст] / Ю.В. Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. . Ватова, Л. Как снизить агрессивность детей [Текст] // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 6.- с.55-58. . Волкова, Е.В. Скажем «нет!» агрессии! [Текст] / Психологическая газета.- 2007.- №5-6.- с.17-21. . Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития [Текст] // Вопросы психологии. - 1972. - №2. . Выготский, Л.С. Собр.соч. [Текст] / Л.С. Выготский. В 6 т. - М.,1982 - Т.1. . Давыдов, В.В. Принципы развития в психологии [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Изд-во АНН СССР, 1987. . Детский психолог [Текст] / Под ред. Е.И.Рогова. - Вып.1. - Ростов на Дону, 2008. . Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Харвест, М.: АСТ, 2007. . Зотова, О.И. Проблемы отклоняющегося поведения: Психологические проблемы социальной регуляции поведения [Текст] / О.И. Зотова. - М.: Наука, 1996. . Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношение к их проявлениям [Текст] / Л.Ю. Иванова. - М., 1993. . Исследования по проблемам возрастной и педагогической науки [Текст] / Под ред. М.И.Лисиной. - М., 1980. - 214 с. . Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. . Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с. . Кон, И.С. Открытие «Я» [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. . Копченова, Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников [Текст] // Психолог в детском саду.- 2009.- №1.-с.64-66. . Корнеева, Е.Н. Если в семье конфликт [Текст] / Е.Н. Корнеева.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2007. . Краткий психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Политиздат, 1990. . Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие [Текст] / С.В. Крюкова, Н.П.Слободяник.- М.: Генезис, 2003. . Крич, Д. Несправедливость, агрессия, справедливость [Текст] // Вопросы психологии. - 1992. - №112. . Куликов, Л.В. Психические состояния [Текст] / Л.В. Куликов. - М.: Просвещение, 1990. . Лазурс, Р.С. Теория стресса и психологические исследования. Эмоциональный стресс [Текст] / Р.С. Лазурс. - Л., 1990. . Левитов, Н.Д. Фрустрации как один из видов психических состояний [Текст] // Вопросы психологии. - 2008.- №6. . Левитов, Н.Д. Психологическое состояние агрессии [Текст] // Школьный психолог. - 2007. - №6. . Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. В 2 т.- М.: Просвещение, 1989. . Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.- М.: Генезис, 2006. . Майерс, Д. Социальн
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.21 (0.014 с.) |