Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление и изучение агрессивности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента



 

Цель констатирующего этапа эксперимента: выявление уровня агрессивности дошкольников старшей группы.

Эмпирическая база исследования: старшая группа ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53».

Эксперимент проводился в период с декабря 2007 г. по март 2008 г. В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 5-6 лет: С целью диагностики уровня агрессивности дошкольников нами были использованы следующие четыре методики:

1) Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. (Приложение 3);

2) Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина) (Приложение 4);

3) Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.) (Приложение 5);

) Проективная методика “Рисунок несуществующего животного” (автор Колосова С.Л.) (Приложение 6).

Далее дадим краткое описание данных диагностик.

1. Анкета для родителей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. [1]

Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 16-20 баллов

·   Высокий уровень агрессивности- 11-15 баллов.

·   Средний уровень агрессивности - 6-10 баллов.

·   Слабый уровень агрессивности -1-5 баллов.

. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор» (авторская разработка В.Д. Пурина). [13]

Возраст испытуемых - 5-6 лет.

Испытатель (психолог или воспитатель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов - в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла - в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценки результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.

·   Высокий уровень агрессивности- 5-6 баллов.

·   Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.

·   Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.

. Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей Лаврентьевой Г.П.) [1]

Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель в течении учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).

Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).

Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18баллов

·   Высокий уровень агрессивности- 10 - 14 баллов.

·   Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.

·   Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.

4. Методика “Рисунок несуществующего животного” (автор - Колосова С.Л.) [24]

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.

Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

· Повышенный уровень агрессивности - 11-15баллов

·   Высокий уровень агрессивности- 7-10 баллов.

·   Средний уровень агрессивности -4-6 баллов.

·   Слабый уровень агрессивности -0-3 баллов.

Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности). По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:

) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 14% детей имеют слабый уровень агрессивности, 30% средний, 42% высокий и 14% повышенный уровень агрессивности (см. табл.1 и диагр.1).

 

Таблица 1 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

Ф.И. ребёнка Кол-во баллов

Уровень агрессивности

      Слабый Средний Высокий Повышенный
1. Костя А. 5        
2. Тимур Р. 11        
3. Аня Б. 13        
4. Виктор З. 13        
5. Игорь К. 16        
6. Катя Л. 7        
7. Коля Л. 10        
8. Артем Т. 17        
9. Никита П. 10        
10. Андрей П. 11        
11. Кирилл Р. 5        
12. Ксюша С. 11        
13. Аня С. 13        
14. Герман Х. 7        

ИТОГО

2 ребенка 14,29% 4 ребёнка 28,57%

6 детей 42,86%

2 ребёнка 14,29%

 

Диаграмма 1. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

 

2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»: 20% детей имеют слабый уровень агрессивности, 50% средний, 20% высокий и 10% повышенный уровень агрессивности (см. табл.2 и диагр.2):

 

Диаграмма 2. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»


Таблица 2 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»

Ф.И. ребёнка Кол-во баллов

Уровень агрессивности

      Слабый Средний Высокий Повышен-ный
1. Костя А. 4 б.        
2. Тимур Р. 4 б.        
3. Аня Б. 3 б.        
4. Виктор З. 6 б.        
5. Игорь К. 3 б.        
6. Катя Л. 2 б.        
7. Коля Л. 2 б.        
8. Артем Т. 8 б.        
9. Никита П. 4 б.        
10. Андрей П. 3 б.        
11. Кирилл Р. 2 б.        
12. Ксюша С. 4 б.        
13. Аня С. 5 б.        
14. Герман Х. 6 б.        

ИТОГО:

3 ребёнка 21,43% 7 детей 50% 3 ребёнка 21,43% 1 ребенок 7,14%

 

Диаграмма 3. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.

 

3) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем): 28,57% детей имеют слабый уровень агрессивности, 42,86% средний, 21,43% высокий и 7,14% повышенный уровень агрессивности (см. табл.3 и диагр.3):

 

Таблица 3 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.

Ф.И. Компоненты 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 И т о г

Костя А.

+ - - - + - + + - - + - - + - + - - 7

Тимур Р.

+ - - + + - + + - - + + + + - + - + 11

Аня Б.

- + - - - - - - - - + - + - - - - - 3

Виктор З.

- - + + + + + - - - + + + - + - + + 11

Игорь К.

- - - - - + - + - - - - - - - - - - 2

Катя Л.

- + - - - - - + - + + - + + + + - + 9

Коля Л.

- + - - - - - + - - - - - - - - - - 2

Артем Т.

+ + - + - + + + + + + + + + - + + + 15

Никита П.

- + - + + - - - - + - - + - + + - - 6

Андрей П.

- + - - + - - - - - + - - - - - - + 4

Кирилл Р.

- + + + - + - + - - + - + - - - + + 9

Ксюша С.

+ - - + + - + + - - + + + + - + - + 11

Аня С.

- + + + - + - + - - + - + - - - + + 9

Герман Х.

- + + - - + - + - - + - + - - - + + 8

 

4) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова): 28% детей имеют слабый уровень агрессивности, 28% средний, 35% высокий и 9% повышенный уровень агрессивности (см. табл.4 и диагр.4):

) По результатам четырёх методик: 0% детей имеют слабый уровень агрессивности, 71,43% средний, 21,43% высокий и 7,14% повышенный уровень агрессивности (см. табл.5 и диагр.5):


Таблица 4 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)

Ф.И. ребёнка Кол-во баллов

Уровень агрессивности

      Слабый Средний Высокий Повышен-ный
1. Костя А. 9 б.        
2. Тимур Р. 8 б.        
3. Аня Б. 3 б.        
4. Виктор З. 9 б.        
5. Игорь К. 1 б.        
6. Катя Л. 6 б.        
7. Коля Л. 4 б.        
8. Артем Т. 11 б.        
9. Никита П. 7 б.        
10. Андрей П. 2 б.        
11. Кирилл Р. 5 б.        
12. Ксюша С. 6 б.        
13. Аня С. 1 б.        
14. Герман Х. 8 б.        

ИТОГО:

4 ребёнка 28,57% 4 детей 28,57% 5 детей 35,71% 1ребенок7,14%

 

Диаграмма 4. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)

Примечание:

П - Повышенный уровень агрессивности

В - Высокий уровень агрессивности

СР - Средний уровень агрессивности

СЛ- Слабый уровень агрессивности

Таблица 5 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по четырём методикам на констатирующем этапе эксперимента

Ф.И. ребёнка

Результаты по методикам

Выводы об уровне агрессивности
    1 2 3 4  
1 Костя А. СЛ СР СР В СР
2 Тимур Р. В СР В В В
3 Аня Б. В СР СЛ СЛ СР
4 Виктор З. В В В В В
5 Игорь К. П СР СЛ СЛ СР
6 Катя Л. СР СЛ СР СР СР
7 Коля Л. СР СЛ СР СР СР
8 Артем Т. П П П П П
9 Никита П. СР СР СР В СР
10 Андрей П. В СР СЛ СЛ СР
11 Кирилл Р. СЛ СЛ СР СР СР
12 Ксюша С. В СР В СР В
13 Аня С. В В СР СЛ СР
14 Герман Х. СР В СР В СР

 

Диаграмма 5. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по четырём методикам на констатирующем этапе эксперимента

 

По результатам констатирующего этапа эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей у четверых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности.

Средний уровень агрессивности - у десятерых детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

Слабый уровень агрессивности по результатам четырёх используемых методик не был выявлен у детей экспериментальной группы.

Таким образом, по результатам констатирующего этапа эксперимента, мы выявили, что из 14 детей в особом внимании нуждаются 4 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Это следующие дети:

Р. Тимур (высокий уровень агрессивности)

З. Виктор (высокий уровень агрессивности)

Т. Артем (повышенный уровень агрессивности)

С. Ксения (высокий уровень агрессивности)

Психолого-педагогическая характеристика на каждого из четверых детей представлены в приложении 7.

Данным детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

Так, например, из беседы с воспитателем, мы выяснили, что Т.Артем (повышенный уровень агрессивности) часто в группе, если ему что-то не нравится, старается от всех отвернуться и играть самостоятельно, если ему начинают мешать, например, отнимают игрушку, он очень злится и может зачинить драку с обидчиком. Но в то же время он как-то хочет привлечь к себе внимание, если первым выполнил задание, непременно тут же хочет его показать (тянет руку), когда группа идёт на прогулку, всегда стремится пойти за руку с воспитателем, и если кто-то препятствует этому, он обязательно оттолкнет, постарается завладеть рукой.

Девочка С.Ксения (высокий уровень агрессивности) мало общается со сверстниками, бывает погружена в себя, задумчива. В игре со сверстниками ведет себя достаточно агрессивно, толкает детей, кричит, если ей что-то не нравится. Ксюша вообще довольно своеобразно ведет себя в группе. У нее свой особый мир, который открыт для окружающих, но многим не понятен. Она все делает по-своему, что подтверждается результатами оценок воспитателей: для нее характерны негативизм и раздражительность.

Мы предполагаем, что причинами агрессивного поведения детей являются в большей степени ситуация в семье ребенка. Родители практически не говорят детям о своих чувствах, детям мало «достается» теплых слов, нежных касаний, и поэтому соответственно сами дети с трудом вспоминали (а многие не могли назвать ни единого слова) теплые, хорошие слова, которые они говорили своим маме и папе. В семьях агрессивных детей дистанция между родителями и детьми огромна, родители мало интересуются развитием детей, детям не хватает тепла и ласки, отношение у родителей к проявлению детской агрессивности безразличное или снисходительное, в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения родители предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Также одной из причин агрессивного поведения детей может является и неограниченный просмотр телевизионных передач, особенно передач и художественных фильмов с элементами агрессии и насилия. Таким образом, обозначилась насущная необходимость обучения детей с агрессивным поведением открытому проявлению своих чувств, переживаний, показывая им способы как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.276 с.)