Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные результаты и их обсуждение ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Для участия в эксперименте мы выявляем девочек-подростков, имеющих подружек и не имеющих их. Из сверстниц были составлены пары: . Девочки, не имеющие друзей. 2. Девочки, одна из которых имеет подругу, а другая нет. . Девочки, имеющие подружек, но не подружки между собой. Такая комбинация была выбрана для сравнения поведения девочек, имеющих подруг и не имеющих их, в конфликтной ситуации, в частности проявления способности к рефлексии в ситуации совместной деятельности, то есть проследить способность к рефлексии во взаимодействии в зависимости от наличия или отсутствия дружеского общения. Опишем взаимодействие в ситуации эксперимента на примере пары девочек, первая из которой имеет подругу, а другая - нет. Таблица. Отраженные само - и взаимоописания "Я глазами партнера", "Партнер моими глазами" в паре сверстниц 2.3 Даша - Таня до и после экспериментального воздействия методикой "Конфликт понимания".
Таблица. Самоописание и описание партнера, сделанное Дашей.
Таблица. Самоописание и описание партнера, сделанное Таней.
Для определения признаков рефлексии во взаимодействии каждой участницы мы провели: анализ самоописания "Я глазами подруги" каждой из участниц для определения представленности "отраженного" образа "Я" в самосознании подростков, как важного компонента рефлексии; сличение образов "Я" участниц, установление взаимосвязи между образом "Я" и образом, составленным партнером; интерпретация поведения в конфликтной ситуации по схеме; интерпретация ответов участниц, полученных на вопросы постигрового интервью. Самоописание "Я глазами партнера" у Даши не вызвало затруднений как до, так и после конфликтной ситуации. Наблюдается взаимосвязь "отраженного" образа "Я" Дашей и образа, составленного партнером, Таней. Нет точных повторений определений, но общая характеристика образа, его смысловая окраска близки. Даша думает, что Таня видит ее общительной, сообразительной, скромной, доброй, с чувством юмора. На самом же деле Таня описывает ее красивой, умной, исполнительной, наблюдательной, веселой, стройной и т.п. Как мы видим, составленный девочками образ имеет положительную окраску, совпадает смысловая окраска характеристик: с чувством юмора - веселая, сообразительная - умная, наблюдательная. После конфликтной ситуации в описании партнера Дашей появляются характеристики, связанные с конфликтным взаимодействием: хорошо может объяснить, может понять человека, что свидетельствует об ориентации на партнера в ситуации взаимодействия и оценке его поведения.
Самоописание "Я глазами партнера" у Тани вызвало трудности, появлялись обращения к экспериментатору: "Я не знаю, что она думает обо мне", "Что писать о себе?". Характеристика "отраженного" образа "Я" сжата, не содержательна, отсутствует четкое описание: ну не знаю, что она думает обо мне, наверно что-нибудь хорошее. Подтверждается предположение Тани о положительной окраске представления Даши о ней. Несмотря на трудности, вызванные самоописанием, в образе себя Тани и составленном образе ее партнером совпадают смысловые значения двух характеристик: красивая, например - симпатичная, хорошая - хороший человек, но после конфликтной ситуации опять наблюдаются трудности в описании себя "глазами партнера". После конфликтной ситуации в описании образа партнера не появляется характеристик, связанных с взаимодействием. Поведение девочек в игровой процедуре "Конфликт понимания" было следующим. Даша в ситуации совместной деятельности старалась вызвать Таню на контакт, получить обратную связь, прояснить ситуацию. Наблюдается ориентация на позицию другого, многократные обращения к партнеру с целью прояснить ситуацию, снять противоречия: "Ты поняла?", "Что сейчас нарисовала?", "Объясни еще, я не поняла здесь", "Я кажется не так делаю". Просматривается оценка собственного поведения в ситуации, стремление изменить собственные действия во взаимодействии с партнером, учет позиции другого, стремление понять партнера и ситуацию. Таня в ситуации совместной деятельности неохотно идет на контакт с партнером, не пытается выстроить взаимодействие, не стремится к получению обратной связи, разрешению возникающих противоречий, ограничивается монологическим объяснением. Иногда появляются реплики: "Дальше", "Нарисовала" и т.п. Таня не пытается выстроить взаимопонимание, нет стремления понять партнера, ситуацию, также отсутствует оценка собственного поведения и ориентация на партнера по общению. Но следует отметить, что в ситуации взаимодействия в некоторых моментах Таня отзывалась на стремление Даши наладить взаимодействие, шла на контакт, на взаимодействие "с подачи" партнера. При проведении интервью девочки также вели себя по-разному. Даша оценивала себя, ситуацию, позицию партнера в "Конфликте понимания" и свою собственную, отмечала возможности лучшего выполнения задания: "Я неправильно в одном месте объяснила, и все не так пошло", "Если бы я чаще спрашивала у Тани, как она рисует", "Я невнимательно слушала, наверно", "Я не совсем поняла, что Таня говорила", "У меня бы лучше получилось, наверное, с Катей, мы дружим давно, без слов даже друг друга понимаем", "Конечно, если бы побольше с Таней общались, может и лучше бы было" и т.п. В ответах Тани на постигровое интервью не прослеживалась оценка себя, партнера, ситуации в целом, вопросы вызывали затруднения, ответы получались несодержательными, безоценочными, не выделялась собственная позиция в ситуации взаимодействия: "Не так, наверно объясняли", "Также и получилось бы", "Нет", "Не знаю" и т.п.
В ситуации сравнения видно разное поведение девочек, отношение к ситуации, оценка собственного поведения и партнера носят различный характер и свидетельствуют о большей способности к рефлексии у Даши и меньшем ее проявлении у Тани в ситуации взаимодействия. По нашим данным, в исследовании проявили большую способность к рефлексии в конфликтной ситуации и меньшую способность к рефлексии, то есть не обнаружили признаки рефлексии либо недостаточное количество признаков рефлексии во взаимодействии следующие участницы в парах.
Таблица № 4
девочек из 12, имеющих подруг, обнаружили большее количество признаков способности к рефлексии во взаимодействии; 8 девочек из 12, не имеющих подруг, обнаружили меньшее количество признаков способности к рефлексии во взаимодействии (недостаточно признаков для того, чтобы говорить о проявлении рефлексии). Из проанализированных данных можно говорить о том, что девочки, обнаружившие способность к рефлексии по большинству признаков, имеют следующие особенности поведения в конфликтной ситуации: ориентация на позицию партнера, стремление к взаимодействию; - оценивание партнера и собственной позиции в игре; стремление к диалогическому общению, желание получить обратную связь во взаимодействии; стремление к проявлению своих мнений, суждений, желание понять партнера и добиться, чтобы партнер понял тебя; отсутствие затруднений в воссоздании "отраженного" образа "Я", что свидетельствует о способности встать на позицию партнера, принять его мнение. Девочки, не обнаружившие способности к рефлексии по большинству признаков, имели следующие особенности поведения в конфликтной ситуации: отсутствие ориентации на позицию партнера, нежелание взаимодействовать; - безоценочное отношение к партнеру и собственному поведению; отсутствие стремления к диалогическому общению, занятие нейтральной позиции, ожидание активности от другого;
нет стремления к проявлению себя, собственного мнения, затруднения при изложении собственного мнения; трудности в воссоздании "отраженного" образа "Я", что свидетельствует о несформированности способности занять позицию другого партнера, которая прослеживается у подростков, имеющих подругу. Выводы: 1. В экспериментальных парах девочки-подростки, не имеющие друзей, в большинстве своем проявили в поведении меньшую выраженность способности к рефлексии во взаимодействии, чем их сверстницы, имеющие друзей. 2. Поведение в ситуации эксперимента одной из участниц может вызвать аналогичное поведение другой участницы. Но в то же время проявление рефлексии одной из участниц в ситуации "Конфликта понимания" не всегда вызывает аналогичные проявления поведения другой участницы, и меньшая выраженность рефлексии у одной из участниц не всегда влияет и порождает снижение рефлексии во взаимодействии, изменения в поведении у другой участницы. . Но в большинстве своем, сверстницы, имеющие подруг, показали схожие особенности поведения в ситуации "Конфликта понимания", которые отличны от поведения девочек, не имеющих подруг, показавших также схожие особенности поведения, противоположные первым. . В ситуации эксперимента наблюдались случаи, где девочка, не имеющая подругу проявляла способность к рефлексии. Это случаи, когда она состояла в паре со сверстницей, также проявившей рефлексию во взаимодействии. Также зафиксированы случаи, где девочка, имеющая подругу, показывала в конфликтной ситуации меньшую способность к рефлексии, когда состояла в паре со сверстницей, также не проявившей рефлексию во взаимодействии. . По данным экспериментального исследования можно отметить, что отсутствие дружеских отношений в подростковом возрасте оказывает влияние на развитие способности к рефлексии в межличностном взаимодействии и "отраженного" образа "Я" через подругу, что важно для дальнейшего развития рефлексии во взаимодействии. Заключение
В данной работе мы проанализировали особенности поведения в "Конфликте понимания" девочек-подростков, не имеющих друзей, на фоне сравнения с поведением их сверстниц, имеющих друзей. В частности, мы остановились на такой особенности поведения подростков в конфликтной ситуации, как феномен рефлексии, и попытались определить связь способности к рефлексии и развитием дружеских отношений девочек-подростков. На основании выделенных нами признаков проявления либо непроявления рефлексии во взаимодействии, мы проанализировали поведение девочек в конфликтной ситуации. На основе анализа психологической литературы мы предположили: Поведение и "отраженное Я" девочек-подростков, не имеющих друзей, в ситуации "Конфликта понимания" будет отличаться меньшей выраженностью рефлексии по сравнению со сверстницами, имеющими друзей.
Феномен рефлексии, ожидаемый в экспериментальном взаимодействии, как условие общения с подругой, прослеживается в большей степени у подростков, состоящих в дружеских отношениях, и менее выражен у подростков, не имеющих друзей, что выражается в следующем: . В образах "Я глазами партнера" и "Партнер моими глазами" после экспериментального воздействия "Конфликт понимания" у подростков, имеющих друзей, появляются характеристики, связанные с ситуацией понимания. 2. Взаимосвязь "отраженного" образа "Я" подростка с образом, составленным партнером в нестандартизированном само - и взаимоописании, у сверстниц, имеющих подруг. . Большая выраженность рефлексии в конфликтной ситуации у сверстниц, имеющих подруг. . В интерпретации экспериментального взаимодействия выразится оценочное отношение собственного поведения в "Конфликте понимания", оценка партнера и себя его глазами. Анализируя полученные в ходе экспериментального исследования данные, мы пришли к выводу, что выдвинутые нами гипотезы подтвердились частично, так как не все подростки в нашем исследовании, не имеющие друзей, показали меньшую способность к рефлексии в ситуации специально организованной конфликтной процедуры, и, наоборот, некоторые девочки, имеющие подруг, показали в ситуации эксперимента меньшую способность к рефлексии во взаимодействии. Но следует отметить, что большее количество сверстниц, имеющих общение с подругой, что несомненно является важным условием развития рефлексии, проявили большую способность к рефлексии во взаимодействии в отличие от большинства сверстниц, у которых нет опыта общения с подругой, и которые показали поведение, указывающее на меньшую способность к рефлексии в конфликтной ситуации. Таким образом, дружба в подростковом возрасте является важным условием развития рефлексии, как личностной, так и межличностной. Литература
1. Адаменко Ю.В. Особенности способов разрешения конфликтов в младшем подростковом возрасте с близкими и далекими сверстниками. Дипл. работа, КрасГУ, 2002. . Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М.: Изд. Центр "Академия", 2002. - 416 с. . Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с. . Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Т.4. Детская психология/ Под ред.Д.Б. Эльконина. - М.: "Педагогика", 1984. - 432 с. . Н.В. Гришина. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2002. - 464с.: ил. - (Серия "Мастера психологии"). .М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. Психологический словарь-справочник. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 576 с. - (Библиотека практической психологии). . Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. - М.: Мысль, 1989. - 204 с. . Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 464 с. . Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - 2 изд. - М.: Смысл, 1997. - 64с. . Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986 - 144 с. . Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, изд-во "Феникс", 1996. - с.512. . Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. № 1, 1994. . Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. № 1, 1996. . Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. / Отв. ред. Я.А. Пономарев. - М. "Наука", 1990. . Скутина Т.В. Конфликт как механизм развития отношений с близким сверстником в подростковом возрасте. // Педагогика развития: Содержание образования как проблема. Материалы 6-й научно-практической конференции. - Красноярск, 1999. . Солкина П.А. Вклад близкой подруги в становление образа "Я" в младшем подростковом возрасте. Дипл. работа, КрасГУ, 2002. . Степанский В.И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения. // Вопросы психологии, 1991г., № 5. . Словарь практического психолога. / Сост.С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. - 800 с. . Хасан Б.И., П.А. Сергоманов. Разрешение конфликтов и ведение переговоров/ Мир без конфронтации. Под общ. ред.Л.И. Семиной. - М.: Изд-во "Бонфи", 2002. - 302 с. . Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. - Красноярск, 1996. . Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. / Под ред.Д.И. Фельдштейна. - М. - Воронеж, 1995. - 461 с. . Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. Изд.2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. - СПб.: ООО "Речь", 2000. - 416 с. 23. http://www.mini-soft. htm <http://www.mini-soft.htm> (Цукерман Г.А. Идея рефлексивного развития как ценностное основание психологии учебной деятельности). Приложения Приложение № 1 Схема опроса классных руководителей. Опрос классных руководителей проходил в форме свободной беседы, в процессе которой им задавались вопросы: . Кто из девочек вашего класса имеет подруг? 2. С кем из класса они общаются? . Как долго и близко они общаются? . Кто из девочек вашего класса не имеет подруг? . С кем из класса они поддерживают отношения? . Какие отношения у них с одноклассницами? Приложение № 2 "Линии отношений", построенные девочками, не имеющими подруг.
График № 1. "Линии отношений" Оли (пара 1.1.)
График № 2. "Линии отношений" Любы (пара 1.1.) График № 3. "Линии отношений" Кати (пара 1.2.)
График № 4. "Линии отношений" Жени (пара 1.2.)
График № 5. "Линии отношений" Ани (пара 1.3.) График № 6. "Линии отношений" Насти (пара 1.3.)
График № 7. "Линии отношений" Вали (пара 1.4.)
График № 8. "Линии отношений" Вики (пара 1.4.) График № 9. "Линии отношений" Оксаны (пара 2.1.)
График № 10. "Линии отношений" Ани (пара 2.2.)
График № 11. "Линии отношений" Тани (пара 2.3.) График № 12. "Линии отношений" Тани (пара 2.4.) Приложение № 3 "Отраженные" самоописания "Я глазами партнера" и взаимоописания "Партнер моими глазами" в парах девочек, до и после игровой процедуры "Конфликт понимания". 1 группа. Девочки, не имеющие подруг.
Таблица № 1. Отраженные само - и взаимоописания "Я глазами партнера", "Партнер моими глазами" в паре сверстниц 1.1 Оля - Люба до и после игровой процедуры "Конфликт понимания".
Таблица № 1.1 Самоописание и описание партнера, сделанное Олей.
Таблица № 1.2 Самоописание и описание партнера, сделанное Любой.
Таблица № 2. Отраженные само - и взаимоописания "Я глазами партнера", "Партнер моими глазами" в паре сверстниц 1.2 Катя - Женя до и после игровой процедуры "Конфликт понимания".
Таблица № 2.1 Самоописание и описание партнера, сделанное Катей.
Таблица № 2.2 Самоописание и описание партнера, сделанное Женей.
Таблица № 3. Отраженные само - и взаимоописания "Я глазами партнера", "Партнер моими глазами" в паре сверстниц 1.3 Настя - Аня до и после игровой процедуры "Конфликт понимания".
Таблица № 3.1 Самоописание и описание партнера, сделанное Настей.
Таблица № 3.2 Самоописание и описание партнера, сделанное Аней.
Таблица № 4. Отраженные само - и взаимоописания "Я глазами партнера", "Партнер моими глазами" в паре сверстниц 1.4 Вика - Валя до и после игровой процедуры "Конфликт понимания".
Таблица № 4.1 Самоописание и описание партнера, сделанное Викой.
Таблица № 4.2 Самоописание и описание партнера, сделанное Валей.
2 группа. Девочки, первая из которых имеет подругу, а вторая нет.
Таблица № 5. Отраженные само - и взаимоописания "Я глазами партнера", "Партнер моими глазами" в паре сверстниц 2.1 Ира - Оксана до и после игровой процедуры "Конфликт понимания".
Таблица № 5.1 Самоописание и описание партнера, сделанное Ирой.
Таблица № 5.2 Самоописание и описание партнера, сделанное Оксаной.
Таблица № 6. Отраженные само - и взаимоописания "Я глазами партнера", "Партнер моими глазами" в паре сверстниц 2.2 Юля - Аня до и после игровой процедуры "Конфликт понимания".
Таблица № 6.1 Самоописание и описание партнера, сделанное Юлей.
Таблица № 6.2 Самоописание и описание партнера, сделанное Аней.
|