Особенности общения в подростковом возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общения в подростковом возрасте



 

Понятие и субъекты общения

 

Начиная писать об общении, каждый автор дает свое определение этому понятию. Приведем некоторые из них.

Общение - специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности. В процессе общения происходит взаимовосприятие и взаимный обмен информацией [6].

Общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [10].

Общение охватывает особый класс отношений между субъектами, где обнаруживается содействие или противодействие, согласие или противоречие, сопереживание или эмоциональная глухота. Общение между людьми может происходить в разных формах. Общение непременно связано с взаимным восприятием друг друга.

Можно выделить следующие точки зрения на общение. Б.Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. А.А. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности. Д.Б. Эльконин и М.Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникающий в онтогенезе. Близка к ним и позиция целого ряда ученых. С.Л. Рубинштейн считал, что общение является деятельностью в тех случаях, когда оно выступает как воздействие. Л.С. Выготский определял общение как процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующих системы средств. А.Н. Леонтьев включал общение в любую деятельность как ее элемент, в то же время саму деятельность он считал условием общения.

Г.М. Андреева видела в общении условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества. Другие исследователи доказывали, что в коммуникативном процессе в единстве даны деятельность, общение и познание.

Б.Г. Ананьев в работе "Психология педагогической оценки" (1935) впервые указал на важность общения как одной из детерминант, определяющих развитие психики человека. Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнер по общению (Я.Л. Коломинский). При этом субъект общения является одновременно для другого индивида объектом, и наоборот.

Главным психологическим законом общения является взаимность партнеров, наличие того, что К.С. Станиславский называл "встречным током", причем взаимность, подразумевающая и презентацию своей индивидуальности, и приятие индивидуальности другого [17].

Помимо взаимной направленности действий людей при общении важной характеристикой его служит то, что каждый его участник активен, т.е. выступает как субъект. Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и в том также, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга [10].

Активность одной личности в процессе общения встречается с активностью другой личности. В общении устанавливаются деловые и личностные отношения между людьми. Для успешного общения необходимо не только понимать себя, но и понимать других, а также то, как другие понимают тебя [6].

В общении складываются отношения ребенка с окружающими людьми, в общении они проверяются и на общение обратно влияют [10]. Устойчивые отношения являются важным элементом внутреннего мира. Отношения характеризуют как раз тот конкретный смысл, который имеют для человека отдельные объекты, явления, люди и их классы. Отношение к конкретному человеку определяется почти всегда индивидуальным опытом общения с ним [9].

По мнению Б.Ф. Ломова, "функция формирования и развития межличностных отношений - это, пожалуй, наиболее важная и сложная, но менее всего изученная функция общения". Я.Л. Коломинский, тщательно разграничивая общение и взаимоотношения, вместе с тем признает, что "общение - это такое информационное, предметное и т.д. взаимодействие между людьми, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные отношения" [10].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.004 с.)