Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание процедуры исследования
В эксперименте участвовали старшие девочки-подростки, у которых есть подружки, и девочки, у которых подружек нет. В исследовании приняли участие 12 пар девочек, всего 24 человека, 12 из которых имеют подруг, остальные 12 не имеют друзей. Процедура исследования состояла в следующем: . Выявление сверстниц, состоящих в дружеском общении, и не состоящих в таковом. Для этого нами был использован метод социометрического исследования Дж. Морено, предназначенный для выявления межличностных отношений и предпочитаемых выборов. В результате были выявлены девочки, у которых предположительно, по результатам методики, есть подружки, и девочки, у которых нет дружеского общения. С целью уточнения наличия (отсутствия) близких подруг у выявленных нами подростков, был проведен опрос классных руководителей о взаимоотношениях девочек (Приложение 1). Также была проведена методика "Линии отношений" Е. Кроник. Эта методика предназначена для определения истории отношений человека со значимыми людьми в его жизни. Нами эта методика была использована с девочками, которые по предварительным данным, не имели подруг. Она проводилась с целью проследить отношения со значимыми для подростков людьми, а также установить наличие или отсутствие подруг и историю развития отношений с ними. Инструкция: ) Вспомните свои отношения с кем-нибудь из значимых для вас людей, с теми, которые сыграли важную роль в вашей жизни. ) Попытайтесь изобразить линией историю отношений с этим человеком. Горизонтальная ось обозначает годы вашей жизни - со дня рождения до сегодняшнего дня. На вертикальной оси обозначена степень психологической близости в отношениях: баллов - вы испытываете чувство полного единства с этим человеком, чувство Мы, общаетесь с ним, как с самим собой; баллов - чувство Мы отсутствует, относитесь к другому, как к постороннему человеку. В разные годы общения чувство Мы может меняться. Начертите линию этих изменений - от даты знакомства до сегодняшнего дня. ) Выберите еще одного значимого для вас человека. На этом же рисунке начертите линию отношений с ним. . Выделение пар подростков, которые были поделены на три группы. Выделение в пары происходило следующим образом:
) В первую группу вошли пары девочек, не имеющие подружек. 2) Во вторую группу вошли пары девочек, одна из которых имела подругу, а другая не имела подруги. ) В третью группы вошли пары девочек, имеющие подружек, но не подружки между собой. Поскольку дальнейший ход эксперимента предполагал взаимоописание друг друга, то в пары мы не включали девочек, не знакомых друг с другом. Каждая пара девочек состояла из одноклассниц. Пары составлялись таким образом для сравнения особенностей поведения сверстниц, имеющих подруг и не имеющих их. Для большей достоверности результатов сравнения нами были взяты возможные комбинации пар сверстниц. . Вызывание образов "Я": "Я глазами партнера", "Партнер моими глазами" методикой модифицированного самоописания. Такое использование методики позволило иметь дело с отраженными образами "Я" сверстниц, которые складываются у них в ходе совместной деятельности. Первое - нестандартное описание "Партнер моими глазами". Это описание позволило иметь дело с представленностью одноклассницы в своем видении другой одноклассницей. Это одна из шести позиций в процессе рефлексии, характеризующая отображение субъекта, каким он видится другому. Инструкция: "Тебе предлагается описать то, какой ты видишь свою одноклассницу". Время и количество пунктов не ограничивалось. Второе - нестандартное описание "Я глазами партнера", здесь представлен отраженный образ "Я", каждая из сверстниц описывает, как ее (по ее мнению) видит одноклассница. Это еще одна позиция рефлексии: субъект, каким он видит самого себя. Инструкция: "Постарайся описать то, какой тебя видит твоя одноклассница". Время и количество пунктов не ограничивалось. . Организация экспериментального общения с использованием игровой процедуры "Конфликт понимания" И. Перлаке. Данная процедура предназначена для изучения процессов разрешения внутреннего конфликта при формировании децентрированной позиции в ситуации организации понимания. В нашем исследовании данная методика используется для организации общения в конфликтной ситуации и вызова рефлексивного взаимодействия в данной процедуре. Поскольку это ситуация совместной деятельности носит конфликтный характер, то в процедуре должна проявиться предметная и личностная рефлексия участников в процессе взаимодействия (организация рефлексивного выхода).
Инструкция рисующей девочке: "Сейчас твоя одноклассница держит перед собой лист бумаги с несложным рисунком. Твоя задача состоит в том, чтобы внимательно слушать ее и как можно точно изобразить то, что нарисовано у нее на листе". Инструкция объясняющей девочке: "Сейчас ты сядешь спиной к своей однокласснице и получишь несложный рисунок. Твоя задача состоит в том, чтобы объяснить твоей однокласснице, что изображено на рисунке, так, чтобы она это поняла и как можно точнее нарисовала это". Когда рисунок был нарисован, участницы менялись местами, предлагался другой рисунок. Аналогичная ситуация повторялась. Участницы, таким образом, опробовали себя в роли рефлектирующей и рефлектируемой сторон. Общение в ситуации "Конфликта понимания" записывалось на диктофон. . Повторение вызова образов "Я": "Я глазами партнера" и "Партнер моими глазами". Эта процедура позволяет выявить изменения, произошедшие в характеристиках отображаемого образа "Я" после взаимодействия в процедуре "Конфликт понимания". 6. Постэкспериментальное интервью. После проведения эксперимента с участницами проводилось обсуждение в форме интервью с целью уточнения позиции участников в данной процедуре, определения изменения отношения к партнеру, оценки собственного поведения и поведения партнера в конфликтной ситуации, а также с целью уточнения проявления способности к рефлексивному взаимодействию. Вопросы: . Как ты думаешь, вам удалось точно выполнить задание? Если нет, почему? 2. От кого зависела правильность выполнения, результат? Кто делал задание не так? Почему? . Как можно было выполнить задание лучше, при каких условиях? . Если бы тебе представилась возможность еще раз в этом поучаствовать, сделала бы ты что-то по-другому, чтобы сыграть лучше? . С кем бы ты могла это задание выполнить лучше? Почему? Ответы участниц на постигровое интервью были записаны на диктофон. 5.2 Схема наблюдения за поведением участниц в процедуре "Конфликт понимания" на основании способности к рефлексии во взаимодействии
На основании выделенных нами критериев описания поведения в "Конфликте понимания" с позиции способности к рефлексии в совместной деятельности (п.4.3), мы составили схему наблюдения за поведением участниц на основании признаков проявления рефлексии во взаимодействии. Сюда же мы включили позиции в процессе рефлексии, характеризующие взаимное отображение участниц в ситуации нестандартизированного само - и взаимоописания.
Таблица № 2
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.016 с.) |