Описание процедуры исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание процедуры исследования



 

В эксперименте участвовали старшие девочки-подростки, у которых есть подружки, и девочки, у которых подружек нет. В исследовании приняли участие 12 пар девочек, всего 24 человека, 12 из которых имеют подруг, остальные 12 не имеют друзей.

Процедура исследования состояла в следующем:

.   Выявление сверстниц, состоящих в дружеском общении, и не состоящих в таковом.

Для этого нами был использован метод социометрического исследования Дж. Морено, предназначенный для выявления межличностных отношений и предпочитаемых выборов. В результате были выявлены девочки, у которых предположительно, по результатам методики, есть подружки, и девочки, у которых нет дружеского общения.

С целью уточнения наличия (отсутствия) близких подруг у выявленных нами подростков, был проведен опрос классных руководителей о взаимоотношениях девочек (Приложение 1).

Также была проведена методика "Линии отношений" Е. Кроник. Эта методика предназначена для определения истории отношений человека со значимыми людьми в его жизни. Нами эта методика была использована с девочками, которые по предварительным данным, не имели подруг. Она проводилась с целью проследить отношения со значимыми для подростков людьми, а также установить наличие или отсутствие подруг и историю развития отношений с ними.

Инструкция:

) Вспомните свои отношения с кем-нибудь из значимых для вас людей, с теми, которые сыграли важную роль в вашей жизни.

) Попытайтесь изобразить линией историю отношений с этим человеком. Горизонтальная ось обозначает годы вашей жизни - со дня рождения до сегодняшнего дня. На вертикальной оси обозначена степень психологической близости в отношениях:

баллов - вы испытываете чувство полного единства с этим человеком, чувство Мы, общаетесь с ним, как с самим собой;

баллов - чувство Мы отсутствует, относитесь к другому, как к постороннему человеку.

В разные годы общения чувство Мы может меняться. Начертите линию этих изменений - от даты знакомства до сегодняшнего дня.

) Выберите еще одного значимого для вас человека. На этом же рисунке начертите линию отношений с ним.

. Выделение пар подростков, которые были поделены на три группы. Выделение в пары происходило следующим образом:

)   В первую группу вошли пары девочек, не имеющие подружек.

2) Во вторую группу вошли пары девочек, одна из которых имела подругу, а другая не имела подруги.

)   В третью группы вошли пары девочек, имеющие подружек, но не подружки между собой.

Поскольку дальнейший ход эксперимента предполагал взаимоописание друг друга, то в пары мы не включали девочек, не знакомых друг с другом. Каждая пара девочек состояла из одноклассниц. Пары составлялись таким образом для сравнения особенностей поведения сверстниц, имеющих подруг и не имеющих их. Для большей достоверности результатов сравнения нами были взяты возможные комбинации пар сверстниц.

. Вызывание образов "Я": "Я глазами партнера", "Партнер моими глазами" методикой модифицированного самоописания. Такое использование методики позволило иметь дело с отраженными образами "Я" сверстниц, которые складываются у них в ходе совместной деятельности.

Первое - нестандартное описание "Партнер моими глазами". Это описание позволило иметь дело с представленностью одноклассницы в своем видении другой одноклассницей. Это одна из шести позиций в процессе рефлексии, характеризующая отображение субъекта, каким он видится другому.

Инструкция: "Тебе предлагается описать то, какой ты видишь свою одноклассницу". Время и количество пунктов не ограничивалось.

Второе - нестандартное описание "Я глазами партнера", здесь представлен отраженный образ "Я", каждая из сверстниц описывает, как ее (по ее мнению) видит одноклассница. Это еще одна позиция рефлексии: субъект, каким он видит самого себя.

Инструкция: "Постарайся описать то, какой тебя видит твоя одноклассница". Время и количество пунктов не ограничивалось.

.   Организация экспериментального общения с использованием игровой процедуры "Конфликт понимания" И. Перлаке.

Данная процедура предназначена для изучения процессов разрешения внутреннего конфликта при формировании децентрированной позиции в ситуации организации понимания. В нашем исследовании данная методика используется для организации общения в конфликтной ситуации и вызова рефлексивного взаимодействия в данной процедуре. Поскольку это ситуация совместной деятельности носит конфликтный характер, то в процедуре должна проявиться предметная и личностная рефлексия участников в процессе взаимодействия (организация рефлексивного выхода).

Инструкция рисующей девочке: "Сейчас твоя одноклассница держит перед собой лист бумаги с несложным рисунком. Твоя задача состоит в том, чтобы внимательно слушать ее и как можно точно изобразить то, что нарисовано у нее на листе".

Инструкция объясняющей девочке: "Сейчас ты сядешь спиной к своей однокласснице и получишь несложный рисунок. Твоя задача состоит в том, чтобы объяснить твоей однокласснице, что изображено на рисунке, так, чтобы она это поняла и как можно точнее нарисовала это". Когда рисунок был нарисован, участницы менялись местами, предлагался другой рисунок. Аналогичная ситуация повторялась. Участницы, таким образом, опробовали себя в роли рефлектирующей и рефлектируемой сторон. Общение в ситуации "Конфликта понимания" записывалось на диктофон.

.   Повторение вызова образов "Я": "Я глазами партнера" и "Партнер моими глазами". Эта процедура позволяет выявить изменения, произошедшие в характеристиках отображаемого образа "Я" после взаимодействия в процедуре "Конфликт понимания".

6. Постэкспериментальное интервью.

После проведения эксперимента с участницами проводилось обсуждение в форме интервью с целью уточнения позиции участников в данной процедуре, определения изменения отношения к партнеру, оценки собственного поведения и поведения партнера в конфликтной ситуации, а также с целью уточнения проявления способности к рефлексивному взаимодействию.

Вопросы:

.   Как ты думаешь, вам удалось точно выполнить задание? Если нет, почему?

2. От кого зависела правильность выполнения, результат? Кто делал задание не так? Почему?

.   Как можно было выполнить задание лучше, при каких условиях?

.   Если бы тебе представилась возможность еще раз в этом поучаствовать, сделала бы ты что-то по-другому, чтобы сыграть лучше?

.   С кем бы ты могла это задание выполнить лучше? Почему?

Ответы участниц на постигровое интервью были записаны на диктофон.


5.2 Схема наблюдения за поведением участниц в процедуре "Конфликт понимания" на основании способности к рефлексии во взаимодействии

 

На основании выделенных нами критериев описания поведения в "Конфликте понимания" с позиции способности к рефлексии в совместной деятельности (п.4.3), мы составили схему наблюдения за поведением участниц на основании признаков проявления рефлексии во взаимодействии. Сюда же мы включили позиции в процессе рефлексии, характеризующие взаимное отображение участниц в ситуации нестандартизированного само - и взаимоописания.

 

Таблица № 2

Признаки проявления рефлексии во взаимодействии Признаки отсутствия рефлексии во взаимодействии

1. "Отраженный" образ себя глазами партнера.

1.1 Самоописание "отраженного" образа "Я" не вызывает особых затруднений, участница может отразить собственный образ через позицию другой участницы. 1.2 "Отраженный" образ "Я" в самоописании после экспериментального воздействия изменяется, появляются характеристики, связанные с конфликтной ситуацией: "Я не умею слушать", "Я пыталась объяснять", "Внимательная" и т.п. 1.1 Самоописание "отраженного" образа "Я" вызывает затруднения, появляются реплики: "Я не знаю, что о себе писать", "Откуда я знаю, что она обо мне думает" и т.п. Присутствует нежелание участвовать в ситуации. 1.2 "Отраженный" образ "Я" в самоописании после конфликтной ситуации не изменяется, либо добавляются или устраняются выделенные ранее характеристики, не связанные с ситуацией. Или образ "Я" не представлен участником: "Не знаю".

2. Ориентация на другого во взаимодействии.

2.1 У участниц не вызывает затруднений описать партнера. Могут появиться реплики: "Не знаю, что еще о ней написать, я не так хорошо ее знаю, ведь мы не подруги", что указывает на разграничение и степень близости взаимоотношений. 2.2 Взаимоописание партнера изменяется после конфликтного взаимодействия, добавляются признаки, связанные с ситуацией: "Интересно", "Ориентация плохая", "Хорошо объясняет" и т.п. 2.1 У участниц вызывает затруднения описать партнера, появляются реплики: "Я не знаю", обращения к экспериментатору: "А что мне про нее писать?" 2.2 Взаимоописание партнера не изменяется, либо добавляются, устраняются признаки, не имеющие особой значимости в ситуации.

3. Взаимосвязь "отраженного" образа "Я" с образом, составленным партнером.

3.1 "Отраженный" образ "Я" подростка будет сходен с образом, составленным партнером по общению: совпадение характеристик, сохранение смысловой окраски описания образа "Я" и образа, составленного партнером. 3.1 "Отраженный" образ "Я" подростка будет отличен от образа, составленного партнером: различие характеристик, несовпадение смысловой окраски описания образа "Я" и образа, составленного партнером.

4. Восприятие конфликтной ситуации.

4.1 Стремление участниц к действенному снятию конфликта, устранение противоречий в активном взаимодействии. Желание понять ситуацию, стремление понять партнера, реплики: "Подожди, объясни еще раз, не поняла", "Ты сейчас про вторую фигуру?", "Ты мне хоть правильно объясняешь?", "Что-то тут не то, давай сначала" и т.п. 4.1 Игнорирование участницами противоречий, осмысление их как внешне навязываемых. Выражается в нежелании разбираться в ситуации, в репликах: "Давай дальше", "Давай быстрей", "Как получится, так получится" и т.п. либо отсутствие реплик, механическое выполнение или диктовка изображения без пояснений. Отвлечение от ситуации на несвязанные с заданием темы: "Когда у нас контрольная?", "Какой следующий урок?" и т.п.

5. Принцип диалогичности.

5.1 Участницы занимают диалогическую позицию, общение строится через обмен репликами, суждениями: "Это какая фигура?", "В каком углу?", "Как она расположена?", "Ты поняла?", "Я не поняла, объясни еще" и т.п. Через обращение к экспериментатору: "А мне можно у не спрашивать, а то я так не понимаю, как рисовать?". 5.1 Участницы не пытаются выстроить общение, рисунок интерпретируется без установления контакта с партнером, звучит монологическая позиция, то, что видит перед собой, не учитывая позиции партнера. Рисующий участник не вступает в обмен мнениями с партнером, работает молча, в не зависимости от того, получается или нет, либо останавливается, думает, ждет пояснений. На вопросы партнера следуют односложные ответы: "Да", "Нет", "Дальше" и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.016 с.)