Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программы и методы исследования смыслов семейной жизни
В данной главе рассматриваются результаты эмпирического исследования. Анализ литературы позволил определить сущность и структуру семейной жизни, основные особенности смыслов жизни у мужчин и женщины, а также понятие и типы понимания. Дальнейшей цельюнашей дипломной работы является в изучении смысловой сферы у пар не зарегистрировавших брак, а также у мужчин и женщин зарегистрировавший брак и не зарегистрировавшие брак. Реализация программы эмпирического изучения особенностей понимания смыслов семейной жизни парами зарегистрировавшие и не зарегистрировавшие предусматривала решение следующих задач: . Подобрать диагностические методики исследования системы жизненных смыслов. 2. Выявить категории жизненных смыслов. . Изучить значимость смыслов семейной жизни у мужчин и женщин состоящих в браке не зарегистрировавших брак. . Изучить особенность смысловой сферы у пар зарегистрировавшиех и не зарегистрировавших брак. Проверка выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач осуществлялось с помощью комплекса методик на выборке из 17 семейных пар зарегистрировавших брак, 19 пар не зарегистрировавших брак. Семейные пары проживают в городе Волгодонске и в городе Воронеже. Исследования проводились в три этапа: На первом, анализ литературы по проблеме понимания смысла жизни. На втором, констатирующем этапе, был проведен комплекс эффективных методик исследование системы жизненных смыслов, а также смысложизненных ориентаций. На третьем анализ полученных результатов и обработка данных с помощью качественного анализа, а также с помощью критерий Манна - Уитни. В соответствии с задачами исследования были подобраны следующие методики: 1. Методика исследования системы жизненных смыслов разработанная В. Ю. Котляко [70]. Данный тест позволяет определить категории жизненных смыслов, такие как: 1) альтруистические; (Альтруизм) от лат. - другой. Правило нравственной деятельности, признающее обязанностью человека ставить интересы других людей и общее благо выше личностных интересов; установка, выражающаяся в готовности приносить жертвы в пользу ближних и общего благо. 2) экзистенциальные; можно выделить 4 основных узла экзистенциальных проблем, пути решения которых изучает экзистенциальная психология: 1. проблемы времени, жизни и смерти; 2. проблема свободы, ответственности и выбора; 3. проблемы общения, любви и одиночества и 4. проблемы смысла и бессмысленности существования [70].
3) гедонистические; (греч. ηδονή, лат. hedone - «наслаждение», «удовольствие») - этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. 4) самореализация; самореализация А. Х. Маслоу - высшее желание человека реализовать свои таланты и способности [31]. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны. Самореализация человека - это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель - это умеренность и благоразумие. 5) статусные; статус - это комплекс прав, обязанностей, социальных ожиданий, присущих данной статусной позиции. Статус - абстрактный многозначный термин, в общем смысле обозначающий совокупность стабильных значений параметров объекта или субъекта. С упрощённой точки зрения статус объекта или субъекта - это его состояние. Статус лица - в обществе - может означать: положение организации в обществе (примеры статусов: консультативный, наблюдателя при международной организации) социальную роль человека (примеры статусов: лидер, исполнитель, организатор) положение человека в обществе (примеры статусов: высокий, низкий) 6) коммуникативные; коммуникация - акт или процесс передачи информации другим людям или живым существам, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. 7) семейные; семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства-родства,и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [1]. 8) когнитивные; когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание»). В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение [70].
А также позволяет выявить ранг жизненных смыслов. Сравнивая полученные результаты, мы должны помнить, что чем меньше сумма ранговых значений, тем больший вес имеет эта категория в системе жизненных смыслов, и наоборот. В зависимости от полученной суммы ранговых значений по каждой из категорий, вы можете оценить представленность каждой из категорий в Вашей личной системе жизненных смыслов: - 24 балла - смыслы этой категории представлены слабо в Вашей системе жизненных смыслов - 17 баллов - смыслы этой категории представлены достаточно в Вашей системе жизненных смыслов - 9 баллов - смыслы этой категории доминируют в Вашей системе жизненных смыслов [10; 12; 28; 57; 27; 28]. 2. Методикасмысложизненных ориентаций (СЖО) Леонтьева Д.А. Русскоязычная версия теста смысложизненных ориентации (СЖО) была разработана и адаптирована Д. А. Леонтьевым (факультет психологии МГУ). Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Данная методика бала откорректирована с позиции смысла семейной жизни [28]. 1. Цели в жизни. Придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале при общем высоком ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним и вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам. 2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее. 3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна ее прожитая часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни. 4. Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле. Низкие баллы - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. 5. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что - либо загадывать на будущее. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него определенных смыслов жизни[28]. В качестве метода математической обработки, использовался критерий Манна - Уитни [40].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.006 с.) |