Понимание особенностей смыслов жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание особенностей смыслов жизни пар зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак



В психологической литературе смысл жизни обычно характеризуют как феномен, обеспечивающий нормальную и продуктивную жизнь человека, утрата которого может иметь трагические последствия. К. Обуховский замечает: «Как свойством птицы является потребность летать, так свойством взрослого человека является потребность найти смысл своей жизни». В. Франкл рассказывает о группе студентов, совершивших (к счастью, неудачную) попытку суицида: большинство из них жили в хороших материальных и семейных условиях, не имели проблем в общении с окружающими, успешно учились. Но 85% представителей этой группы утратили смысл жизни. Найти, обрести смысл жизни - это как будто самая большая и самая высокая ценность, непременное условие человеческого счастья. Но этот поиск сложен, и результаты его далеко не всегда успешны. Прежде всего потому, что трудно отыскать смысл среди множества проявлений бессмыслицы жизни [68]. Парадоксальный факт: потеряв смысл существования, человек может лишить себя жизни, но, с другой стороны, он жертвует жизнью ради реализации определенного смысла жизни (другое дело - во имя чего приносится жертва).

Анализ показывает, что смысл жизни - не просто определенная идея, цель, убеждение. Это особое психическое образование, имеющее свое содержание и структуру. Обратимся в этой связи к этимологии понятия «смысл». Употребляя его, имеют в виду два значения:

) суть, главное, основное в данном предмете, явлении;

) личностную значимость для человека этой сути, этого главного, основного.

Феномен смысла жизни включает в себя оба аспекта этого понятия. Таким образом, уже сама этимология указывает на наличие иерархии - суть, главное доминирует над неглавным, второстепенным. Но определение смысложизненной «доминанты» - лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик. Мы выделили два признака адекватности смысла жизни:

«Реалистичность» смысла жизни, то есть соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой - индивидуальным возможностям человека.

«Конструктивность» смысла жизни - характеристика, отражающая степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека [62]. Социальные катаклизмы, резкое изменение привычных стереотипов могут существенно сказаться на характере смысложизненных ориентации человека. Произошедшие в последнее время коренные социальные изменения в нашем обществе у многих вызвали психологический шок: «сломался» смысл жизни. Оказалось, что множество людей в течение многих десятилетий отдавали свои силы, энергию, саму жизнь ради цели призрачной, «декоративной», недостижимой. Жизнь поставила перед необходимостью пересмотреть сложившиеся взгляды и убеждения, выработать свое отношение к новой социальной ситуации. В этих условиях нередко проявляется «инертность» смысла жизни: последний, как мы полагаем, способствует становлению относительной независимости от обстоятельств, однако в данном случае происходит чрезмерная «эмансипация от них», отрыв от реальности. Человек становится рабом устаревшей идеи и основанной на ней жизненной цели. И трагедия не только в том, что идея устаревает. Еще трагичнее стремление всеми силами «защитить» ушедшее, всеми средствами реанимировать его, сделать возвращение прошлого смыслом своей жизни [8; 9; 10; 14; 28; 30; 33; 34; 37; 45; 56; 58; 59; 60; 63; 64; 65; 69].

Как следует из идеи С.Л. Рубинштейна о двух основных способах существования человека, появление рефлексии относительно собственной жизни - необходимое условие возникновения смысла жизни. «Потребность найти смысл жизни» (К. Обуховский) появляется только у тех, кто поднялся на уровень рефлексии относительно своей жизни как целого [44]. Но это - недостаточное условие. В. Франкл в нескольких статьях, включенных в книгу «Человек в поисках смысла» (Франкл), сообщает о внешне благополучных студентах США, рефлектирующих о своей жизни, но находящихся в состоянии экзистенциального вакуума [46].

Что касается обычного становления смысла жизни, начиная с подросткового возраста, то эмпирические исследования, представленные в материалах симпозиумов Психологического института РАО (2001, 2002), показывают, что вначале идет недифференцированное становление различных ценностно-смысловых образований (жизненные цели, ценности, убеждения и т.д.). В целом, если подростки чаще называют смыслом жизни постоянно действующие цели - оценочные ориентиры, то у старшеклассников, которые уже увидели свою жизнь как целое, появляется цель-результат (Рыбакова - Дацишина). Вывод из множества количественных и качественных результатов тих исследований таков: если смысл жизни и есть, то он чаще всего понимается на интуитивном уровне, и обычно он неадекватен в силу духовной незрелости и расчета не на собственные усилия, а на родителей или значимых других. Все же какие-то контуры смысла жизни обрисовываются (Дунаева). В частности, появляется мотивационный аспект смысла жизни («мечта», «стремление») [20; 42; 45; 49; 56; 61].

Таким образом, можно сделать первые утверждения о становлении смысла жизни: оно происходит не раньше того момента, когда человек воспримет свою жизнь как целое; предложенная извне и принятая человеком главная жизненная цель становится основной компонентой смысла жизни - качественно нового психологического образования, - если подкрепляется глубинной личностной потребностью. Отметим, что речь идет об «интенциональном» (Д.А.Леонтьев), а не представляемом, саморефлектируемом смысле жизни [25].

Но и все это богатство типов структур смысла жизни не может в статике ответить на все «вызовы» реальности, поэтому у одного и того же человека по ходу жизни тип структуры может постепенно или скачком меняться. Изменения в смысле жизни могут также происходить и без преобразования типа структуры. Так, в исследовании Г. А. Вайзер показано, что в условиях наложения социального кризиса на возрастной часть «стареющих» (около половины) осознанно принимает (сохраняет) высокий социальный или групповой (например, забота о детях, о других людях вообще, служение высокой идее) или высокий индивидуально-духовный смысл жизни [11]. Как видно из данных исследования, одни переходят к «монолитной» структуре (с ориентацией на прошлое), другие сохраняют высокие смыслы и переходят к «гармоничной» иерархии (с ориентацией на будущее). Другая группа «стареющих» опускается (точнее, отбрасывается) до «распадающейся» структуры смысла жизни - актуальными остаются два «малых» смысла - «выжить» и «сохранить здоровье». Наконец, третья группа оказывается лишенной (из-за социального катаклизма) своего смысла жизни (наиболее яркое высказывание - «я угасаю, нет жизни, даже дома ничего делать не хочу»). Тут можно говорить лишь об уничтожении структуры как целостности [7; 55; 56; 37; 46; 50; 51].

В основе семьи лежат брачные отношения, в которых находят проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Общество заинтересовано в устойчивости брачных отношений, поэтому оно осуществляет внешний социальный контроль за оптимальным функционированием брака с помощью системы общественного мнения, средств социального воздействия на индивида, процесса воспитания [44]. Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» [47]. Выделение супружества как структурной единицы произошло в историческом аспекте сравнительно недавно в результате серьезных социально-экономических преобразований современного общества, сформировавших условия для равноправного (социального, юридического, нравственного) мужчины и женщины. Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями [12].

В данном определении подчеркиваются: неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов [1].

Брак (греч. γάμος - брак; производное от глагола брать [1]), или бра́чный сою́з, супру́жество - регулируемая обществом (в том числе государством) семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответственного оформления (регистрации) брака; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придаётся также браку, заключённому по религиозным обрядам [72]. Современные социологи определяют брак как «исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужем и женой, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и усматривает их супружеские и родительские права и обязанности» [47]. 1917 года процедура оформления брака носила канонический (церковный) характер. Государство же, осуществив принцип отделения церкви от государства, присвоило себе право полностью регламентировать взаимоотношения между супругами с помощью светского законодательства, поэтому единственной формой брака стал гражданский, то есть светский брак. Брак стал называться гражданским в отличие от прежнего брака - церковного, религиозного.

Юридическую силу получили браки, зарегистрированные в отделах записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе. Первый российский кодекс - КЗАГС (Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР) 1918 г. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком» [73]. Как правило, брак подразумевает ведение супругами совместного хозяйства и наличие общего имущества, передаваемого по наследству, а также воспитание ими детей. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным формам, с соблюдением установленных в законах условий; влечет за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.)

Виды брака:

Церковный брак - освящённый церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства (в том числе и Россия) в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГСа. В православии, протестантизме и в католицизме бракосочетание является одним из таинств - Венчанием [72; 74].

Мезальянс - брак между лицами неравного положения.

Морганатический брак - разновидность мезальянса, в результате которого лицо низшего социального положения не повышает его. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.

Гражданский брак - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В РФ единственно возможный вид брака. Также «гражданским браком» зачастую ошибочно называют сожительство [1].

Значение слова Сожительство по Ефремовой:

Сожительство -

1. Совместная жизнь, совместное существование.

. Половая связь.

Значение слова Сожительство по Ожегову: Сожительство - Интимные отношения между мужчиной и женщиной.

Сожительство - совместная жизнь, проживание. Сожительство означает совместное проживание гетеросексуальных людей вне брака.

Еще каких-нибудь тридцать лет назад сожительство считалось запретным, а если возникали такие случаи, то общество достаточно негативно реагировало на это, и находящимся в добрачной связи людям жилось очень нелегко. По данным проводимых социологических опросов можно сделать вывод, что сожительство вовсе не является хорошей подготовкой к браку или предотвращением разводов. Кроме того, выяснилось, что добрачная семейная жизнь серьезно ослабляет институт брака, снижает шансы вступить в брак или увеличивает риск неудачного союза. Исследования социологов показали. Что пары, достаточно долгое время проживающие до брака совместно, становятся менее склонны вступать в брак и заводить детей. Кроме того, сожительство представляет угрозу возникновения жестокости и насилия, как физического, так и эмоционального, по отношению к женщине и детям [75].

Временный брак - в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися [2].

Гостевой брак - зарегистрированный надлежащим образом брак, при котором супруги не ведут совместного хозяйства, живут раздельно. Современная форма парного брака.

Похищение невесты - способ заключения брака в различных культурах

Никах - брак по законам ислама

Фактический брак, или незарегистрированный брак, или неформальный брак (в быту также - сожительство) - отношения между партнёрами по совместному проживанию (сожительству), не оформленные в установленном законом порядке как брак.

Брак по расчёту - это брачный союз, заключаемый не по причинам отношений, семьи или любви. Вместо этого такой союз устраивается ради личной выгоды или других видов стратегических целей, таких как политический брак, например.

Фиктивный брак. Притворная регистрация брака без намерения обеих сторон или одной из них создать семью называется фиктивным браком. Фиктивный брак может заключаться по разным мотивам: получение гражданства, политического убежища, жилища, наследования имущества, получение пенсии, другие корыстные и иные цели. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным [72]. С каждым годом увеличивается число пар, живущих в незарегистрированном браке, не зарегистрированном государством, и не освященном Церковью. При этом причин для отказа от регистрации брака в органах ЗАГСа или венчания в церкви высказывается достаточно много. Постоянно приходится слышать, что молодые люди, перед тем как пойти в ЗАГС для подачи заявления, стараются пожить вместе в «гражданском браке», иногда называемом «сожительство». «Сожительство» становится некоей формой возможности проверить свои чувства относительно друг друга, на некоторое время побыть мужем и женой, отведать всех прелестей семейной жизни. И лишь потом зарегистрировать свои отношения. Но поражает позиция родителей, с разрешения которых молодежь начинает жить в «пробных браках». Еще больше удивляет, когда в «гражданский брак» вступают люди немолодые, уже имевшие опыт семейной жизни и, зачастую, пережившие развод. Люди, имеющие печальный опыт развода, предпочитают не обременять себя штампом в паспорте, чтобы избежать впоследствии возможных проблем со вторым разводом. Подобные мысли, когда каждый из супругов готов хлопнуть дверью при первом же скандале, не могут положительно влиять на атмосферу в семье [74].

Вообще трудно назвать семьей подобное сожительство, когда каждый просто получает от такого «брака» то, что ему нужно. Женщина получает формальный статус «жены», ее уже трудно обвинить в блуде с первым встречным. Мужчина получает от такого «брака» домработницу, которая готовит, стирает, убирает, помимо этого исполняет «супружеские обязанности», но при этом не является его законной женой, и он осознает, что ничем с ней не связан и в любой момент может просто уйти, ни кем и ни в чем не обвиненный. Говорить о любви тут не приходится. Ведь любовь - это, в первую очередь, ответственность друг за друга. Взаимная ответственность напрочь отсутствует в «гражданском браке». Получается, что для женщины подобный «брак» - это иллюзия семьи, а для мужчины - иллюзия свободы. Женщина вроде бы живет в семье, но это не семья, т.к. мужчина не берет на себя ответственности за свою «супругу». А мужчина вроде бы формально свободен, но в то же время находится под контролем «жены». Мужчины в «сожительстве» понимают, что ничего не теряют. Ребенка растить матери, деньги взыскать с такого «мужа», который в любой момент может просто повернуться и уйти, весьма проблематично [74].

Порой добрачный опыт совместного проживания помогает в будущем найти подходящего человека для вступления в брак, поскольку сожительство является хорошим способом узнать лучше друг друга. Но с другой стороны, люди, которые готовы к добрачной совместной жизни, по сравнению со сторонниками официального брака, менее ответственны. Поэтому такие люди более склонны к нарушению брачного союза, если вдруг брак стал докучать. Можно сделать вывод, что сожительство выбирают определенный тип людей, которым такая форма совместной жизни подходит по натуре. Сожительство негативно сказывается на последующем браке. У супругов, имеющих неудачный опыт добрачного совместного проживания, увеличивается риск появления желания расторгнуть последующие отношения. Поскольку толерантность снижается, люди разрывают отношения, которые при других условиях можно было бы сохранить. Совместное проживание вне брака изменяет отношение партнеров к брачному союзу, тем самым, уменьшая перспективы на стабильность брака.

Между сожительством и браком существуют значительные различия. Внебрачные союзы менее стабильны и счастливы, по сравнению с официальными. Кроме того, супружеские пары имеют более высокие показатели физического и психического здоровья, производительности труда. Это можно объяснить длительностью брачных отношений, прочностью союза, что способствует эмоциональной привязанности, хорошим условиям развития навыков, специализации, обобщению материальных и социальных ресурсов. У сожителей нет таких преимуществ, поэтому в жизни они сталкиваются с большим количеством трудностей. Кроме того, депрессии возникают у людей, живущих гражданским браком, гораздо чаще, чем у супругов. Кроме того, установлен факт, что замужние женщины гораздо реже подвергаются жестокости и насилию, чем женщины, живущие в гражданском браке [75].

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

1)внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;

1)семья молодоженов;

2)семья с маленькими детьми;

3)семья с подростками;

4)выход повзрослевших детей из семьи;

5)семья на поздней стадии развития [1; 2].

В. А. Сысенко выделяет:

1)совсем молодые браки - от 0 до 4 лет совместной жизни;

2)молодые браки - от 5 до 9 лет;

3)средние браки - от 10 до 19 лет;

4)пожилые браки - более 20 лет совместной жизни [43].

Г. Навайтис рассматривает следующие этапы развития семьи:

Добрачное общение. На данном этапе необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

Брак - принятие супружеских социальных ролей.

Этап медового месяца. К его задачам относятся: принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия в решении вопросов организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

Этап молодой семьи. Рамки этапа: решение о продолжении рода - возвращение жены к профессиональной деятельности или начало посещения ребенком дошкольного учреждения.

Зрелая семья, то есть семья, выполняющая все свои функции. Если на четвертом этапе семья пополнилась новым членом, то на пятом она дополняется новыми личностями. Соответственно изменяются роли родителей. Их возможности удовлетворять потребности ребенка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребенка.

Этап заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Эмоциональные задачи семьи можно считать решенными, когда психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, когда все члены семьи условно автономны.

Семья людей старшего возраста. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков) [1; 2; 44].

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются третья стадия (по классификации Картера и Мак - Голдринга), когда появляется первый ребенок, и пятая стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие какбезработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могутзатруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новуюстадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений всемье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные изменения в семье - это такие трансформации,которые семья может ожидать. А «ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.

По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы изменений в семье:

«выбывание» (утрата членов семьи по различным причинам);

«прирост» (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

изменения под влиянием социальных событий (экономическаядепрессия, землетрясение и т. п.);

биологические изменения (половая зрелость, климактерическийпериод и т. д.);

изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);

«насилие» (кража, изнасилование, избиение и т. д.) [1; 2; 3; 12; 23; 44; 47].

В результате проведенной - поисковой и исследовательской деятельности были решены поставленные задачи, с помощью чего, изучив, состояние проблемы смысла жизни в психологической науке было установлено следующее.

В - первых изучение проблем смысла жизни уделялось большое внимание в нашей стране, а также зарубежом.

Во - вторых исследованиями в области психологии смысла показано, что смысл определяется значимостью для субъекта определенных объектов, явлений, действий, событий, он индивидуален и неповторим.

В - третьих, установлено, что смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему; показано, что смыслы порождаются и изменяются в деятельности.

В - четвертых рассмотрели понимание особенностей смыслов жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак.

Смысловая сфера личности (по Д. А.Леонтьеву) - «это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах». Смысловые структуры (личностный смысл, смысловой конструкт, смысловая установка, смысловая диспозиция, мотив и личностная ценность) «выступают как обобщающее родовое понятие для описания специфических элементов структурной организации смысловой сферы личности и являются превращенными формами жизненных отношений субъекта, образуя в совокупности систему смысловой регуляции жизнедеятельности субъекта» [27]. Единственное, где можно найти ответ на вопрос о смысле жизни, - это сама жизнь. Каждый должен сам найти в ней ответ на этот вопрос. Незачем спешить строить теории собственной жизни. Гораздо важнее не терять ощущение смысла своих поступков - есть ли он, туда ли он направлен, совпадает ли он с желаемым. Смысл жизни - в осмысленной жизни [71].

В ходе изучения литературных источников мы установили, что понимание - это процесс, связанный с множеством различных внешних факторов и личностных особенностей субъекта [55].

Мы выделили два признака адекватности смысла жизни:

«Реалистичность» смысла жизни, то есть соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой - индивидуальным возможностям человека.

«Конструктивность» смысла жизни - характеристика, отражающая степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека [62].

По определению А. И. Антонова, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства -родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями [12]. Гражданский брак - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В РФ единственно возможный вид брака. Также «гражданским браком» зачастую ошибочно называют сожительство [1].

Значение слова Сожительство по Ефремовой:

Сожительство - 1. Совместная жизнь, совместное существование. 2. Половая связь.

Значение слова Сожительство по Ожегову: Сожительство - Интимные отношения между мужчиной и женщиной. Сожительство совместная жизнь, проживание. Сожительство означает совместное проживание гетеросексуальных людей вне брака [75].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.203.143 (0.041 с.)