Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выявленные статистически значимые различий между женщинами не зарегистрировавших и зарегистрировавших брак. Критерий манна уитни методика смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (сжо) ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Примечание: *при R≥0,05, **при R≥0,01
Таким образом, для женщин зарегистрировавших брак характерно доминирование смысложизненных ориентаций - цель в жизни. В результате проделанного исследования было установлено: . По методике «Исследования системы жизненных смыслов» разработанная В. Ю. Котляковым. После обработки данных методом критерий Манна - Уитни выявлены: доминирование семейных и когнитивных жизненных смыслов у супругов зарегистрировавших брак по сравнению с супругами не зарегистрировавших брак; у мужчин зарегистрировавших брак доминируют семейные жизненные смыслы. А также для мужчины находящиеся в браке доминирующие жизненные смыслы: самореализационные, когнитивные и коммуникативные смыслы; - для женщин зарегистрировавших брак характерно доминирование когнитивных жизненных смыслов. 2. После обработки данных по методике смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (СЖО): супруги зарегистрировавшие брак выделяют следующее жизненные ориентации: цели, процесс, локус контроля - Я (Я - хозяин жизни). мужчины зарегистрировавших брак доминирует следующие смысложизненные ориентации: цели в жизни и локус контроля - Я женщины зарегистрировавших брак характерно доминирование смысложизненных ориентаций - цель в жизни. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась - смыслы семейной жизни у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке различаются и, понимание семейной жизни супругами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак являются не идентичными. Заключение
В результате проведенной - поисковой и исследовательской деятельности были решены поставленные задачи, с помощью чего, изучив, состояние проблемы смысла жизни в психологической науке было установлено следующее. Во-первых исследованиями в области психологии смысла показано, что смысл определяется значимостью для субъекта определенных объектов, явлений, действий, событий, он индивидуален и неповторим. Во - вторых, установлено, что смысловые образования не существуют изолированно, а образуют единую систему; показано, что смыслы порождаются и изменяются в деятельности. В - третьих рассмотрели понимание особенностей смыслов жизни парами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак.
Смысловая сфера личности (по Д. А.Леонтьеву) - «это особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах». Смысловые структуры (личностный смысл, смысловой конструкт, смысловая установка, смысловая диспозиция, мотив и личностная ценность) «выступают как обобщающее родовое понятие для описания специфических элементов структурной организации смысловой сферы личности и являются превращенными формами жизненных отношений субъекта, образуя в совокупности систему смысловой регуляции жизнедеятельности субъекта» [27]. Основными характеристиками смысловой сферы личности являются: - формальные - дифференцированность, упорядоченность, структурированность смысловых образований; - содержательные - децентрация и индивидуализация (последняя выступает как высшая точка развития смысловой сферы, понимаемая как интенсивное личностное означивание действительности). Основными параметрами индивидуальных различий смысловой сферы личности выступают (по Д. А. Леонтьеву): общий уровень осмысленности жизни; структурная организация смысловых систем, степень осознанности смысловой регуляции; временная локализация ведущих смысловых ориентиров [26]. Единственное, где можно найти ответ на вопрос о смысле жизни, - это сама жизнь. Каждый должен сам найти в ней ответ на этот вопрос. Незачем спешить строить теории собственной жизни. Гораздо важнее не терять ощущение смысла своих поступков - есть ли он, туда ли он направлен, совпадает ли он с желаемым. Смысл жизни - в осмысленной жизни [71]. В ходе изучения литературных источников мы установили, что понимание - это процесс, связанный с множеством различных внешних факторов и личностных особенностей субъекта [55]. По определению А. И. Антонова, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства -родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями [12]. Гражданский брак - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. Также «гражданским браком» зачастую ошибочно называют сожительство [1]. Сожительство - 1. Совместная жизнь, совместное существование. 2. Половая связь. [75].
В результате проведения эмпирического исследования были получены следующие данные: . По методике «Исследования системы жизненных смыслов» разработанная В. Ю. Котляковым. После обработки данных методом критерий Манна - Уитни выявлены: доминирование семейных и когнитивных жизненных смыслов у супругов зарегистрировавших брак по сравнению с супругами не зарегистрировавших брак; у мужчин зарегистрировавших брак доминируют семейные жизненные смыслы. А также для мужчины находящиеся в браке доминирующие жизненные смыслы: самореализационные, когнитивные и коммуникативные смыслы; - для женщин зарегистрировавших брак характерно доминирование когнитивных жизненных смыслов. 2. После обработки данных по методике смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (СЖО): супруги зарегистрировавшие брак выделяют следующее жизненные ориентации: цели, процесс, локус контроля - Я (Я - хозяин жизни). мужчины зарегистрировавших брак доминирует следующие смысложизненные ориентации: цели в жизни и локус контроля - Я женщины зарегистрировавших брак характерно доминирование смысложизненных ориентаций - цель в жизни. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась - смыслы семейной жизни у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке различаются и, понимание семейной жизни супругами зарегистрировавших и не зарегистрировавших брак являются не идентичными. Список литературы Основная литература 1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с. 2. Андреева Т. В.Особенности и тенденцииразвития современной семьи //Ананьевскиечтения, 2002. СПб.: Изд - во С.- Петербургского университета, 2002. 3. Антонов А. И., Медков В. М.Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 2000 304с. 4. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Смысл, 1999. 350с. . Артемьева Е. Ю. психология субъективной семантики. М., 1980. 76с. . Асмолов А. Г. Культурно - историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЕК, 1996. 768с. 7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат, 1992. 400с. . Бодалев А. А.Смысл жизни и акме человека // Психологические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М., 1997. С. 29-33. . Бодалева А. А., Бодалева Г. А. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. . Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988. - 301 с. 11. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 - ти т. М.: Педагогика, 1982 - 1984. . Голод С. И.Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984. - С.57 . Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М.: Политиздат, 1985 - 192с. . Дробницкий О. Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974.- 386с.
15. Исаев Д. Н., Каган В. Е.Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980 - с.184, ил. . Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. - М.: ИП РАН, 2005. - 190с. 17. Карпова Н. Л.Основы личностно-направленной психотерапии. М.: Флинта, Второе издание, исправленное и дополненное; М.: МПСИ: Флинта, 2003 - 163с. . Карабанов О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с. 19. Ковалев С. В.Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2008.- 208с. 20. Колесов Д. В., Сельверова Н. Б.Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1978.- 224с. 21. Кон И. С.Введение в сексологию. М., 1989. - 336с. 22. Крайг Г.Психология развития. СПб.: Питер, 2002. - 992с. 23. Леви Д. Семейная психотерапия: История, теория и практика. СПб., 1993. 24. Лейтес Н.С.Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 480 с. . Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. . Леонтьев А. А. Смысл как психологическое понятие. //Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. /Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - С.56-66. . Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Изд-во "Смысл", 1999. . Леонтьев Д. А.Тест смысложизненных ориентации. М., 1992. . Леонтьев Д. А. Психология смысла: природы. Строениеи динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 30. Личко А. Е.Подростковая психиатрия. - М., 2005. - 416 с. 31. Маслоу А. Г.Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. 32. Майерс Д.Социальная психология.: Пер. с англ. - 2-е изд., испр. - СПб.: Питер, 1999. - 688 с. . Наенко Н. И. Психологическая напряженность. М.: МГУ, 1976. C. 5-20. 34. Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. - М.: Прогресс, 1972. -247 с. . Панина К. В. Индекс жизненной удовлетворенности // Новые методы изучения психологии жизненного пути. М., 1993. . Прохоров А. О. Смысловая регуляция психических состояний. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 352с. 37. Раппопорт С. С.Поссразводная ситуация в восприятии разведенных//Человек после развода / Под ред. Н. Я. Соловьева. Вильнюс, 1985. С. 135-148. . Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 424 с. . Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192с. 40. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки СПб, 6 ООО «Речь», 2003. - 350 ил. с.
. Соловьев Н.Развод. Почему? / Культура семейных отношений. М.: Знание, 1980. . Столин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ,1983. - 284с. 43. Сысенко В. А.Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М., 1981.- С. 57 44. Трапезникова Т. М.Этика и психология семейных отношений: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1998. 45. Юферева Т. И.Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. -146 . Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.: ил. 47. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1993. 48. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В.Психологическая корреляция делинквентного поведения у подростков с отклонениями характера. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982. С. 115- 119. 49. Психология подростка. Психологическая энциклопедия. Полное руководство для психологов, педагогов и родителей / Под ред. А. А. Реана, СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003. . Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981. -208с. . Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось - 89, 1998. - 208с. Периодическая литература 52. Алексеева Е. М., Прохоров А. О. Роль личносного смысла в детерминации психических состояний // Психология психических сосотояний: Сб. статей. Вып. 4 / Под ред. А. О. Прохорова. Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. С. 131 - 144. 53. Асмолов А. Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых преспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 35 - 46. 54. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Весник Моск. Ун-та Сер. 14. Психология.1981. №2. С. 45 - 55. . Вайзер Г. А.Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека // Психологический журнал. 1998. № 5. С. 3-14. . Вайзер, Н. А. Карповой, В. Э. Чуковского. Часть 1. М.: Смысл, 2004. 328 с. «Российская газета» Федеральный выпуск №3898 от 13 октября 2005г. 57. Зинченко В. П. Сознание как предмет и дело психологии // Материалы 1 Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы». Самара, 2007. С.-50. 58. Максимова Е. А.Профессиональное творчество и профессиональный смысл жизни учителя (опыт экспериментального исследования) // Мир психологии. 2001. №2. С. 149-154. . Максимова Т. В.Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности // Мир психологии. 2001. № 2. С. 114-118. . Некрасова Ю.Б. Изменения в понимании смысла жизни в процессе социореабилитации // Психолого-педагогические и философские аспекты смысла жизни: Материалы I-II симпозиумов. М., 1997. С. 127-139. 61. Юферева Т. И.Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. № 3. . Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2. . Чудновский В. Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. 2001. № 2. С. 82-89.
. Чудновский В. Э.Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15-26 65. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов ПИ РАО / Под ред. В. Э. Чудновского и др. М.: Ось-89, 2001. . Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы V-VII симпозиумов ПИ РАО / Под ред. А.А. Бодалева и др. М.; Самара: НТЦ, 2002. . Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / Под C524ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, Н. А. Карповой, В.Э.Чуковского. Часть 1. М.: Смысл, 2004. - 328 с. 68. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Г. Мещариков, В. П. Зинченко.- СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 672 [6] с. - (большая университетская библиотека) Интернет ресурсы 69. «Человек», часть 3 «Энциклопедии для детей» www.avanta.ru <http://www.avanta.ru> . Котляков В. Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // http: //hpsy.ru/authors/x824.htm (07.12.2008) . Основные направления исследования понимания в современной психологии http://litpsy.ru . Свободная знциклопедия wikipedia . Познавательный журнал «Школа Жизни». shkolazhizni.ru . Православная энциклопедия «Азбука веры» azbyka.ru 75. Женский познавательный журнал «Просто Мария» prosto-mariya.ru Приложения
Таблица 1
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.046 с.) |