Глава 1. Бухгалтерский баланс: назначение, структура и порядок составления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Бухгалтерский баланс: назначение, структура и порядок составления



Содержание

 

Введение

Глава 1. Бухгалтерский баланс: назначение, структура и порядок составления

Понятие, назначение и требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу

Содержание и порядок составления бухгалтерского баланса

Трансформация бухгалтерской (финансовой) отчётности в соответствии с МСФО

Глава 2. Особенности учета торговых операций в оптовой торговле на примере ООО «Бэско»

Краткая характеристика предприятия и анализ финансово-хозяйственного состояния ООО «Бэско»

Общий анализ финансового состояния на основании экспресс-анализа баланса предприятия

Анализ и оценка ликвидности баланса

Оценка удовлетворительности структуры баланса

. Трансформация бухгалтерской отчетности ООО «Бэско» в соответствии с МСФО

Структура, содержание и методологические основы составления бухгалтерского баланса в российской и международной практике

Методика трансформации бухгалтерской отчетности ООО «Бэско»

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 


Введение

 

Бухгалтерский баланс является одной из основных форм бухгалтерской отчетности. Главное достоинство бухгалтерского баланса как средства коммуникации - его аналитические возможности. Он характеризует финансовое положение организации и представляет данные об имуществе в активе и источниках его формирования в пассиве. Кроме того, по его данным определяют финансовые результаты работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период, на основе которого судят о способности руководителей сохранять и приумножать вверенные им материальные и денежные ресурсы.

Действующая форма баланса приближена к требованиям МСФО и ориентирована на рыночные отношения. Информация, отраженная в бухгалтерском балансе, используется внутренними и внешними пользователями. Внутри организации по его данным можно провести анализ хозяйственной деятельности и изыскать резервы увеличения прибыли.

В самом определении баланса можно различить три подхода:

баланс - это отчетная форма, бланк, заполняемый в бухгалтерии (сугубо практический и научно неосмысленный подход);

баланс - это объективно существующее в каждом хозяйстве и познаваемое бухгалтерскими методами соотношение между средствами организации и источниками их образования; бухгалтер не заполняет бланк баланса, а открывает его;

баланс - это соотношение дебетовых и кредитовых сальдо всех счетов, баланс, заданный всей системой счетов и двойной записью.

Объект исследования - бухгалтерский баланс предприятия.

Предмет исследования - особенности назначения, структуры и составления бухгалтерского баланса в ООО «Бэско».

Цель выпускной работы состоит в том, чтобы обосновать действительную значимость бухгалтерского баланса - как одной важнейших форм отчетности для внутренних и внешних пользователей. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, а именно:

определить понятие и назначение бухгалтерского баланса;

выявить все возможные виды бухгалтерских балансов и обратить внимание на те, которые нашли широкое распространение в России;

рассмотреть содержание и порядок составления бухгалтерского баланса;

используя аналитические возможности баланса, на основе практических данных, определить и проанализировать платежеспособность, финансовую устойчивость предприятия, прибыльность результатов его деятельности, оценить деловую активность, а также выявит факторы, которые приводят к улучшению или ухудшению финансового состояния.

В работе используются следующие методы исследования: статистический метод, математический метод.


Содержание и порядок составления бухгалтерского баланса

 

Из актива и пассива практически полностью исключены все статьи, которые ранее приводились как расшифровывающие, в том числе показатели групп статей. Исключение сделано только для статей групп «Запасы», «Резервный капитал» и «Краткосрочная дебиторская задолженность» (с небольшим сокращением), а так же статьи «Покупатели и заказчики» применительно к группам «Дебиторская задолженность».

Введены новые показатели «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства» в разделы «Внеоборотные активы» и «Долгосрочные обязательства», соответственно [6, с. 14].

В состав раздела «Капитал и резервы» включен показатель «Собственные акции, выкупленные у акционеров» (подлежит вычитанию при подсчете итога баланса), который ранее входил в состав группы статей «Краткосрочные финансовые вложения» раздела «Оборотные активы».

Из состава раздела «Капитал и резервы» исключены показатели «Фонд социальной сферы» и «Целевые финансирования и поступления».

В разделе «Капитал и резервы» показатель нераспределенной прибыли (непокрытый убыток) подлежит отражению по одной строке.

В названии статьи «Затраты в незавершенном производстве» группы «Запасы» раздела «Оборотные активы» исключена ссылка на издержки обращения.

Коды показателей сохранены только на уровне групп статей, итогов разделов и актива и пассива в целом.

«Справка о наличии ценностей на забалансовых счетах» дополнена новым показателем «Нематериальные активы, полученные в пользование».

Введение новых показателей «Отложенные налоговые активы» и «Отложенные налоговые обязательства» обусловлено вступлением в силу Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденного приказом Минфина РФ от 19.01.02 №114н.

Перенос показателя «Собственные акции, выкупленные у акционеров» из состава группы «Краткосрочные финансовые вложения» в раздел «Капитал и резервы» обусловлен вступлением в силу Положения по бухгалтерскому учету «учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденного приказом Минфина РФ от 10.12.02 №126н. В п. 3 ПБУ 19/02 содержится указание на то, что к финансовым вложениям организации не относятся собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей продажи или аннулирования. При этом, по мнению автора, остается неопределенность в отношении выкупленных паев в обществах с ограниченной ответственностью. Если выкупленные акции ликвидны и выкуплены с целью перепродажи (в том числе с целью извлечения прибыли), то для соблюдения требования приоритета содержания перед формой целесообразно отразить их в составе, например, прочих оборотных активов. На стоимость же акций, предназначенных к аннулированию, необходимо заблаговременно уменьшить величину собственного капитала организации, что соответствует требованию осмотрительности (большей готовности признания расходов и обязательств, чем доходов и активов).

Исключение показателей «Фонд социальной сферы» и «Целевые финансирования и поступления» связано с тем, что формирование указанного фонда не является обязательным, а направления распределения (использования) полученной прибыли определяется собранием акционеров (участников) в каждом обществе исходя из конкретной ситуации. Что касается показателя целевого финансирования, то согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденному приказом Минфина РФ от 16.10.2000 №92н и инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н, полученные средства целевого финансирования у коммерческих организаций отражаются преимущественно в составе доходов будущих периодов, а счет 86 «Целевое финансирование» используется, в основном, как транзитный.

Структуру бухгалтерского баланса можно представить в виде таблицы, в которой отражается содержание каждой балансовой статьи (см. приложение) [5, с. 114].

 

Заключение

В настоящее время наиболее распространенным видом предпринимательской деятельности является оптовая и розничная торговля. По данным Госкомстата, на долю всех видов торговли и услуг приходится около 60% ВВП страны.

Особенности торговли, как специфической отрасли народного хозяйства обуславливают и особенности бухгалтерского учета товарных операций.

Одной из главных задач бухгалтерского учета товарных операций в оптовой и розничной торговле является правильная организация учета, позволяющая своевременно получать информацию о ходе поступления товаров, о выполнении договорных обязательств поставщиками и покупателями продукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации товаров и контроле за их сохранностью.

Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле, как и учет в любой другой отрасли народного хозяйства, должен быть строго регламентирован. Бухгалтерский учет в организациях оптовой и розничной торговли регламентирован на всех уровнях нормативного регулирования (законы, постановления, ПБУ, указания и т.д.). Кроме того, бухгалтерский учет регулируется учетной политикой и другими рабочими документами организации.

Учет товарных операций оформляется как типовыми первичными документами, так и документами, применяющимися только в торговом обороте.

Основными процессами в торговле являются приобретение и реализация оптовых партий товаров.

Инвентаризация на предприятиях торговли - процесс трудоемкий и объемный по времени. Поэтому проведение ее должно быть тщательно подготовлено.

Особенности бухгалтерского учета товарных операций в торговли были рассмотрены на примере ООО «Бэско». ООО «Бэско» занимается розничной торговлей фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами;

Организационная структура достаточно рациональна, функциональна и эффективна. Под единым началом директора работают все отделы организации, выполняющие каждый определенные функции. Это позволяет эффективно осуществлять цели каждого подразделения. В то же время принцип единоначалия позволяет руководителю оперативно и гибко принимать хозяйственные решения.

В силу размеров организации структура учетного аппарата представлена только бухгалтерией, осуществляющей ведение бухгалтерского учета и возглавляемой главным бухгалтером.

Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации (директором) и регламентирует ведение бухгалтерского учета в организации. Проанализировав учетную политику ООО «Бэско», можно сделать вывод, что она обеспечивает полное и своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя из экономического содержания фактов и условий хозяйствования, рациональное ведение бухгалтерского учета.

Проведя анализ и оценку финансово-хозяйственного состояния предприятия, были сделаны следующие выводы.

Условно отрицательно можно оценить уменьшение валюты баланса на 69 тыс. руб. Это произошло за счет уменьшения стоимости основных средств на 20 тыс. руб., сокращения суммы материальных запасов на 40 тыс. руб., снижения суммы дебиторской задолженности на 15 тыс. руб. Рост наблюдается только по статье «Денежные средства». Положительно анализируемый период характеризует рост прибыли на 40 тыс. руб., снижение суммы задолженности по краткосрочным кредитам и займам на 10 тыс. руб. и суммы кредиторской задолженности предприятия на 99 тыс. руб.

В целом структура актива баланса не претерпела кардинальных изменений, доли статей изменились незначительно. В структуре пассива баланса произошли изменения - доля собственных источников формирования средств предприятия возросла на 3,3%, в то же время уменьшилась доля краткосрочных заемных средств на 4,0%.

Анализ ликвидности баланса показал, что ликвидность баланса в анализируемом периоде низкая. Из 4-х неравенств соблюдается лишь одно, характеризующее перспективную ликвидность. Значение всех рассчитанных коэффициентов ликвидности значительно ниже нормативов. Это означает, что предприятие не в состоянии своевременно погасить свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами, т.е. у предприятия низкая платежеспособность. Коэффициент автономии ниже норматива, однако, на конец периода он незначительно увеличился. Это можно оценивать как положительную тенденцию, т.е. свидетельствует о возможном повышении в будущем финансовой независимости организации, снижении риска финансовых затруднений в будущих периодах. Таким образом, можно сказать, что финансовое состояние предприятия балансирует на грани неустойчивого.

На основании проведенного анализа финансового состояния предприятия можно сделать вывод, что необходимо разработать комплекс мероприятий по стабилизации финансового состояния предприятия.

К числу основных стратегических задач развития данного предприятия относятся:

обеспечение оптимальной структуры баланса;

создание эффективного механизма управления предприятием;

восстановление платежеспособности предприятия;

обеспечение его финансовой устойчивости.

Итак, во-первых, так как собственный капитал ниже заемного, необходимо создать резервы из чистой прибыли, что в свою очередь будет способствовать повышению в стоимости имущества доли собственного капитала, увеличению величины источников собственных оборотных средств, что в свою очередь повысить ликвидность баланса. Кроме того, выручку следует направлять на своевременное погашение кредитов и займов, чтобы обезопасит предприятие от банкротства (повысит показатели платежеспособности).

Во-вторых, необходимо провести маркетинговый анализ спроса и предложения, рынков сбыта и формирование на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции.

В-третьих, поиск и анализ внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы за счет повышения качества обслуживания, снижения транспортных и коммерческих расходов, а, следовательно, и себестоимости продукции, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и др.

В-четвертых, подбор специалистов. Одно и то же сырье, оборудование, материалы принципиально доступны всем конкурентам. Основным фактором формирования конкурентного преимущества предприятия становятся сотрудники.

Комплекс предложенных мероприятий должен помочь руководству предприятия решить основные стоящие перед ними задачи, выйти из кризисного положения, улучшить финансовое состояние предприятия.

 


Список используемой литературы

 

Нормативно правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая (от 30.11.1994 №51 ФЗ // «Российская газета» №238-239 08.12.1994.

Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998г.№146-ФЗ.: принят ГД ФС РФ 16.07.1998 г.//Российская газета. - 1998 - 06.08 - №148-149

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ (в ред. от 03.12.2011 г.).: принят ГД ФС РФ 19.07.2000 г. // Парламентская газета. - 2000 - 10.08 - N 151-152.

.Положение по бухгалтерскому учету "Отчет о движении денежных средств" (ПБУ 23/2011) (утв. приказом Минфина РФ от 2 февраля 2011 г. N 11н) // Финансовые и бухгалтерские консультации (электронный журнал). - 2011 - 14.06 - №6.

.Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ №373-П от 12.10.2011 г., утверждено Центральным банком Российской Федерации // Вестнике Банка России - 2011- 30.11 - N 66.

6.Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденное Банком России 19.06.2012 №383-П (ред. от 15.07.2013 N 3025-У.) // Вестник Банка России - 2012 - 28.06 - №34.

Научная и учебная литература

7. Алешин В.А., Зотова А. И. Финансы: учебник - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 346 с.

. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Дело и сервис, 2008. - 464 с.

9. Андреев В.Д. «Практический аудит». Справочное пособие - Москва, «Экономика», 2009, 328 с.

. Аудит: учебник для вузов, под ред. Проф. В.И. Подольского. - 3-е изд. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 352 с.

11. Богаченко В. М., Кириллова Н. А. Бухгалтерский учет: учебник - Ростов н/Д: Феникс, 2013 г. - 510 с.

. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009 г.- 476 с.

13. Бакаев А.С. Толковый бухгалтерский словарь 2-е издание М. Бухгалтерский учет, 2010, 368 с.

. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 215с. - (Серия «Высшая образование»).

15. Вещунова Л.Н., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет: Учебник. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 560 с.

. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учебник. - М.: Проспект, 2011.- 504с.

. Крюков А. В. Бухгалтерский учет с нуля. - М.: Эксмо, 2010.- 368 с.

. Лысенко Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: Инфра -М, 2008. - 318 с.

. Касьянова Г.Ю. Учет 2012: бухгалтерский и налоговый. - М.: АБАК, 2012. - 856 с.

. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011. - 789 с.

. Романова Л. Е. Анализ хозяйственной деятельности: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт - Издат, 2009. - 258 с.

. Титов В.И. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.

. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет: учебно-практическое пособие - М: Омега-Л, 2008, 824 с

. Фисенко А. И. Финансово-экономические расчеты на предприятиях и в организациях. Сборник задач и упражнений. Учеб. пособие. - Владивосток: Мор. гос. университет, 2009 - 158 с.

Приложение

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Бухгалтерский баланс: назначение, структура и порядок составления

Понятие, назначение и требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу

Содержание и порядок составления бухгалтерского баланса

Трансформация бухгалтерской (финансовой) отчётности в соответствии с МСФО

Глава 2. Особенности учета торговых операций в оптовой торговле на примере ООО «Бэско»

Краткая характеристика предприятия и анализ финансово-хозяйственного состояния ООО «Бэско»

Общий анализ финансового состояния на основании экспресс-анализа баланса предприятия

Анализ и оценка ликвидности баланса

Оценка удовлетворительности структуры баланса

. Трансформация бухгалтерской отчетности ООО «Бэско» в соответствии с МСФО

Структура, содержание и методологические основы составления бухгалтерского баланса в российской и международной практике

Методика трансформации бухгалтерской отчетности ООО «Бэско»

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 


Введение

 

Бухгалтерский баланс является одной из основных форм бухгалтерской отчетности. Главное достоинство бухгалтерского баланса как средства коммуникации - его аналитические возможности. Он характеризует финансовое положение организации и представляет данные об имуществе в активе и источниках его формирования в пассиве. Кроме того, по его данным определяют финансовые результаты работы организации в виде наращения собственного капитала за отчетный период, на основе которого судят о способности руководителей сохранять и приумножать вверенные им материальные и денежные ресурсы.

Действующая форма баланса приближена к требованиям МСФО и ориентирована на рыночные отношения. Информация, отраженная в бухгалтерском балансе, используется внутренними и внешними пользователями. Внутри организации по его данным можно провести анализ хозяйственной деятельности и изыскать резервы увеличения прибыли.

В самом определении баланса можно различить три подхода:

баланс - это отчетная форма, бланк, заполняемый в бухгалтерии (сугубо практический и научно неосмысленный подход);

баланс - это объективно существующее в каждом хозяйстве и познаваемое бухгалтерскими методами соотношение между средствами организации и источниками их образования; бухгалтер не заполняет бланк баланса, а открывает его;

баланс - это соотношение дебетовых и кредитовых сальдо всех счетов, баланс, заданный всей системой счетов и двойной записью.

Объект исследования - бухгалтерский баланс предприятия.

Предмет исследования - особенности назначения, структуры и составления бухгалтерского баланса в ООО «Бэско».

Цель выпускной работы состоит в том, чтобы обосновать действительную значимость бухгалтерского баланса - как одной важнейших форм отчетности для внутренних и внешних пользователей. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, а именно:

определить понятие и назначение бухгалтерского баланса;

выявить все возможные виды бухгалтерских балансов и обратить внимание на те, которые нашли широкое распространение в России;

рассмотреть содержание и порядок составления бухгалтерского баланса;

используя аналитические возможности баланса, на основе практических данных, определить и проанализировать платежеспособность, финансовую устойчивость предприятия, прибыльность результатов его деятельности, оценить деловую активность, а также выявит факторы, которые приводят к улучшению или ухудшению финансового состояния.

В работе используются следующие методы исследования: статистический метод, математический метод.


Глава 1. Бухгалтерский баланс: назначение, структура и порядок составления

Понятие, назначение и требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу

Из всех форм бухгалтерской отчетности важнейшей является баланс. Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации на отчетную дату. По балансу характеризуется состояние материальных запасов, расчетов, наличие денежных средств, инвестиций. Данные баланса необходимы собственникам для контроля над вложенным капиталом, руководству организации при анализе и планировании, банкам и другим кредиторам - для оценки финансовой устойчивости.

Термин «баланс» происходит от латинского слова bis - дважды и lanx - чаша и означает буквально «двучашие», употребляется как символ равновесия, равенства. Он не является специфическим бухгалтерским требованием и широко используется в других разделах экономической науки, в политике, в повседневной жизни. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет несколько значений [25, с. 14]:

Равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса.

Наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату. Равные итоги формы по активу и пассиву располагаются, по большей части на одном уровне, занимая строго горизонтальное положение. В отличие от балансов, используемых при планировании и анализе, бухгалтерский баланс представляет собой систему моментных показателей, характеризующих состояние средств предприятия на определенную дату (момент).

Как бухгалтерское понятие слово «баланс» существует уже почти 600 лет. В литературе по истории бухгалтерского учета можно встретить различные сведения о времени появления этого термина, относящиеся к концу XIV - началу XV века.

Значение баланса как основной отчетной формы исключительно велико, поскольку этот документ позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое представление об имущественном и финансовом положении предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах: по составу (виду), и по источникам формирования. Иными словами одна и та же сумма средств, которые находятся в распоряжении предприятия, представлена двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса). В России баланс традиционно представлялся в виде двусторонней таблицы, в левой части которой размещаются активы предприятия, а в правой - его пассивы. В этом случае общие итоги по активу и пассиву баланса совпадают (в российской учетно-аналитической практике принято итог баланса называть валютой баланса). Такое же представление используется во многих странах (США, Франция). Возможно и другое представление, когда пассив баланса приводится последовательно за активом (Великобритания) [25, с. 26].

Поскольку одно из предназначений баланса состоит в характеристике изменений в финансовом состоянии предприятия за отчетный год, он содержит две колонки показателей - на начало года и конец периода. Для балансов двух смежных лет должно выполняться следующее правило: данные на начало года n должны совпадать с данными на конец года (n-1); подразумевается, что структура баланса и состав статей при этом не меняются. В принципе возможны отклонения от этого правила, в частности, если произошла переоценка основных средств или в году n имела место реорганизация предприятия (слияние, дробление и др.).

Каждая хозяйственная операция вызывает изменения в финансовом состоянии предприятия, что немедленно отражается в балансе (в случае если бы баланс составлялся после каждой операции). Существует четыре типа изменений в балансе:

увеличение валюты баланса в случае одновременного и равновеликого увеличения актива и пассива:

уменьшение валюты баланса в случае одновременного и равновеликого уменьшения актива и пассива;

изменение в составе активов (валюта не меняется);

изменение в составе источников (валюта не меняется).

Очевидно, что в пунктах 1 и 2 неравновеликого увеличения или уменьшения актива и пассива баланса в силу двойной записи быть не может. В теории баланса операции, меняющие валюту баланса, называются операциями модификации, не меняющие валюту - операциями пермутации.

Структура баланса, подразумевающая выделение тех или иных разделов и статей, может быть различной. В настоящее время она имеет следующий вид (рис. 1).

 

Рис. 1. Структура бухгалтерского баланса

 

Логика этого представления такова. Для осуществления своей деятельности предприятие должно иметь стартовый капитал. Это могут быть либо взносы учредителей, либо средства, выделенные вышестоящей организацией. Данную процедуру не следует понимать буквально, как непосредственное выделение денежных средств. Взносы в уставный капитал могут иметь различную форму, в том числе и материально-вещественную. Этот источник средств, обозначенный на рис. 2 как «Капитал и резервы» по сути представляющий собой собственные средства (собственный капитал), изначально состоит из уставного капитала, величина которого записана в учредительных документах, однако по мере функционирования предприятия структура и величина этого источника (капитал и резервы) меняется. Термин «собственные» означает здесь принадлежность лицам (юридическим и/или физическим), создавшим данное предприятие. Иными словами, это, условно говоря, задолженность предприятия перед своими учредителями. Экономический смысл категории «собственный капитал» таков: примерно такую сумму смогут получить владельцы предприятия в случае его ликвидации. Но поскольку в этом случае учредители имеют право на получение причитающихся им долей лишь в той части стоимости оценки имущества, которая останется после погашения обязательств предприятия перед третьими лицами, реальная их величина, во-первых, практически всегда отличается от учетных оценок и, во-вторых, может быть определена лишь в ходе выполнения ликвидационных процедур.

Любое предприятие не ограничивается собственными средствами, а привлекает средства от внешних источников: банковские ссуды, займы, кредиты. Эти привлеченные средства подразделяются на две большие группы: долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные находятся в распоряжении предприятия в течение более чем одного года, краткосрочные по каждому конкретному источнику в течение года неоднократно возникают и исчезают в результате их погашения.

Средства, полученные предприятием из различных источников, вкладываются в активы, подразделяющиеся на две большие группы: внеоборотные активы, т. е. активы, используемые в производственном процессе в течение длительного времени (более года), и оборотные активы, которые потребляются в течение года неоднократно, т. е. средства, в них вложенные, оборачиваются за это время несколько раз.

До недавнего времени бухгалтерский баланс подвергался периодическим централизованным изменениям как по количеству разделов и статей, так и с позиции содержательного наполнения отдельных показателей.

В экономически развитых странах бухгалтерский баланс составляется в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин, которые следует раскрывать в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету и прибылях и убытках (этот же принцип регламентирован и российским бухгалтерским законодательством). Регулирующие статьи - это статьи, уточняющие оценку соответствующего объекта бухгалтерского учета с позиции реальности его отражения в отчетности. Например, в общем случае дебиторскую задолженность можно показать в балансе либо по учетной оценке, которая отражает теоретически доступную сумму, либо в размере минимально ожидаемой к получению суммы, которая оценивается субъективно исходя из статистики прошлых периодов и текущего финансового состояния контрагентов [4, с. 14].

В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения (погашения) на оборотные (краткосрочные) и внеоборотные (долгосрочные). Активы и обязательства представляются как оборотные, если срок обращения по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла. Все остальные активы и обязательства представляются как внеоборотные.

Расположение разделов и статей в балансе может быть различным. В частности, в ряде стран предпочитают располагать активы по убыванию степени их ликвидности, а пассивы - по возрастанию времени их погашаемости. Что касается противопоставления разделов пассива и актива, то здесь выдерживается определенная логика. Так, расположение на одном уровне разделов «Внеоборотные активы» (актив баланса) и «Капитал и резервы» (пассив баланса) означает, что данный раздел пассива в первую очередь является источником покрытия внеоборотных активов и лишь в остаточной сумме - источником покрытия оборотных активов.

Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату, показывая данные о хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах). Для сопоставимости данных баланса на начало и конец года номенклатура статей баланса на начало года должна быть приведена в соответствие с номенклатурой баланса на конец года.

К бухгалтерскому балансу предъявляется следующие требования: правдивость (верность), реальность, единство, преемственность, ясность.

Правдивость (верность) баланса. Правдивым является баланс, составленный на основании записей, сделанных по всем документам, отразившим факты хозяйственной жизни организации за отчетный период. Условие правдивости баланса - обоснование его показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией.

Документальная обоснованность показателей баланса. Баланс составляется по данным бухгалтерских счетов. Записи по счетам, в свою очередь, делают на основании документов. Следовательно, информационной базой баланса служат документы, в которых отражаются факты хозяйственной жизни, имеющие место в организации.

Правдивость баланса определяется полнотой и качеством документов. Если не все факты хозяйственной жизни отчетного периода своевременно оформлены документами, то баланс не отражает действительных итогов работы организации. Поэтому руководство организации должно предъявлять к оперативным работникам требования своевременно оформлять документами все факты хозяйственной жизни и немедленно сдавать эти документы в бухгалтерию. Последняя должна все полученные документы своевременно проверить и обработать, т. е. отразить факты хозяйственной жизни на соответствующих счетах.

Обоснованность баланса бухгалтерскими записями на счетах. Заключительный баланс (на конец года) представляет собой синтез начального баланса (на начало года) и записей по счетам бухгалтерского учета за год. Начальный баланс, утвержденный собственником средств, лежит в основе текущего бухгалтерского учета, поскольку на его основе определяется сальдо счетов на начало года. Вносить изменения в утвержденный начальный баланс организация не имеет право. При проверке заключительного баланса всегда выясняют, согласуются ли его данные на начало года с данными утвержденного баланса на эту же дату.

Не все факты хозяйственной жизни организации отражаются на бухгалтерских счетах. По окончании отчетного периода по каждому счету подсчитываются обороты за данный период и сальдо на конец отчетного периода. На основании этих сальдо составляется заключительный баланс. Баланс в бухгалтерском смысле - это свод сальдо счетов (активных счетов - в активе, а пассивных - в пассиве баланса). Конечное сальдо по счету выводится по формуле: конечное сальдо = начальное сальдо + увеличение - уменьшение. Следовательно, достоверность конечного сальдо, а значит и балансовых показателей, зависит от точности трех слагаемых выше указанной формулы.

Непременное условие правдивости баланса - сверка записей по счетам аналитического и синтетического учета перед его составлением. Для этого необходимо по всем аналитическим счетам подсчитать обороты и сальдо на конец отчетного периода, составить оборотные ведомости и сверить итоги последних с записями по соответствующему синтетическому счету. Только выявленные при этом тождества служат гарантией правильности записей на синтетических и аналитических счетах.

На практике иногда, чтобы ускорить сдачу баланса, его составляют только по данным синтетического учета, без сверки с данными аналитического учета. Такой баланс не отвечает требованиям Закона «О бухгалтерском учете».

Обоснованность баланса бухгалтерскими расчетами. Балан оказывается тем правдивее, чем точнее сделаны бухгалтерские расчеты. К ним в первую очередь относятся бухгалтерские расчеты по распределению отклонений фактической себестоимости товарно-материальных ценностей от стоимости их по учетным ценам, списанию общепроизводственных и общехозяйственных расходов, калькуляции себестоимости продукции и т. п. Результаты этих расчетов оказывают влияние на величину остатков товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, прибыли и других показателей бухгалтерского баланса. На правдивость баланса большое влияние оказывает правильность образования фондов и резервов. Фонды и резервы организации создаются или за счет издержек производства, когда соответствующие суммы включаются в себестоимость продукции, или за счет прибыли. Поэтому при проверки реальности баланса необходимо проверить правильность отчислений в фонды и резервы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.078 с.)