Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика 2. Проективный тест «Несуществующее животное»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тест «Несуществующее животное» направлен на выявление наличия агрессивных детей в классе. Тест заключается в следующем. На выданных белых нелинованных листах бумаги дети должны выполнить задание, которое сформулировано следующим образом. Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем». Листы с выполненным заданием собирались и обрабатывались. Показатели и интерпретация Положение рисунка на месте. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикально-поставленного листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выразительнее) трактуется, как высокая самооценка и недовольство собственным положением со стороны окружающих: как претензия на продвижение, признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части листа - обратный показатель. Неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, не заинтересованность в своём социальном положении, признание, отсутствие тенденции к самоутверждению. Центральная смысловая часть фигуры (голова или её заменяющая деталь). Голова повёрнутая вправо - стойкая тенденция к деятельности: почти всё, что планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже не доводится до конца). Голова направленная влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям, не «человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или, хотя бы начинает реализовываться, нередки также, также, нерешительность, испытывают боязнь перед активным действием. (Вариант - отсутствие тенденции к действию или боязнь активности следует решить дополнительно). Положение «фас» то есть голова направленная на рисующего (на себя) трактуется как эгоцентризм. На «голове» расположены детали соответствующие органам чувств (уши, глаза, рот) и имеющие своё значение. Уши - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе (дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только на оценке окружающих эмоционально реагирует - радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком (при отсутствии прорисовки губ) трактуется как речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - чувственность, иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как облегчённость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная (задирается, грубит в ответ на обращение отрицательного содержания и окраски - на осуждение и порицание. Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (в случае боязливости, тревожности). Особое значение придаётся глазам. Это символ присущего человеку переживания, страха. (Это значение особенно подчёркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры в поведении, для мужчин - женственные черты характера, с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придающие этому большое значение. На голове бывают расположены дополнительные детали: рога - защита в сочетании с другими признаками агрессии: когти, щетина, иглы определяют характер этой агрессии (спонтанная или защито-ответная), перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. грива, шерсть, прически - чувственность, подчёркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль. Несущая опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается «основательность» этой части (по отношению к размеру всей фигуры и по форме): а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, спора на существующие положения и значимую информацию, б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и суждениях, иногда - импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствия ног); в) обратить внимание на характер соединения ног (лап) с корпусом: соединены точно, тщательно, небрежно, слабо, не соединены совсем; это - характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног (лап), любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решения их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей своеобразие установки и суждений, самостоятельность, иногда (соответственно необычность формы) - даже творческое начало (в норме) или инакомыслие (ближе к патологии). Части поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными и могут быть украшениями: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков. Первые - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, самоопределение с неделикатным неразборчивым утеснением окружающих, либо любознательность, соучастие в как можно большем количестве мероприятий окружающих; завоевание себе «места под солнцем», увлечённость своей деятельностью, смелость предприятий - соответственно значению символа (крылья или щупальца и т. д.). Вторые - демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность (например, лошадь или её несуществующее подобие - в султане из павлиньих перьев). Хвосты выражают отношение к собственным действиям, размышлениям, выводам, к своей вербальной продукции, судя по тому, повёрнуты ли эти хвосты на листе вправо или влево. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражены в направлении хвостов - вверх (уверенно, положительно, бодро), вниз (недовольство собой, подавленность, сожаления, сомнения по собственному поводу, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. д.). Хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно пышные хвосты, длинные или реже разветвлённые вправо - по поводу своих действий или поведения. Влево - по поводу мыслей, решений, пропущенного момента, собственной нерешительности. Контур фигуры анализируется по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл, прорисовки и затемнения линии контура). Эта защита от окружающих агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, выход за контурную линию; с опасением и подозрительностью, если поставлены щиты «заслоны» линия удвоена и т. д. Направленность такой защиты - соответственно пространственному положению: верхний контур - против лиц реально имеющих возможность наложить запрет ограничение осуществить принуждение (против старших по возрасту учителей, родителей, начальников, руководителей); нижний контур -защита против насмешек, непризнания, отсутствие авторитета у подчинённых младших, боязнь осуждения, боковые контуры - недифференцированная опасность и готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях то же самое - элементы «защиты» расположенные не по контуру, а внутри контура на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов. Общая энергия оценивается количеством изображаемых деталей - только лишь необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности, хвост, крылья и т. п.) с заполненным контуром без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, а и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно - чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия и наоборот - экономия энергии, астеничность, органика, хроматическое соматическое заболевание. Оценка характера линии. Дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачёркивание частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипность линий и т. п. расценивается так же, как при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка. Тематические животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных (подобие льва, бегемота, волка или птицы утки, муравья белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне, к своему «Я», представление о своём положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). Рисуемое животное - представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямо хождения (на две лапы вместо четырёх или более), кончая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбочки, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног или лап - на руки, свидетельствуют об инфантилизме, эмоциональной незрелости (соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного). Механизм сходен и параллелен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах, и других фольклорных формах. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Акцентировка признаков (вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и т. д.) это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса. Фигура круга (особенно ничем не заполненного) символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежеланию давать сведения о себе окружающим, подвергаться тестированию. Такие рисунки дают обычно ограниченное количество данных для анализа. Вмонтирование механических частей в живую ткань животного - постановка фигуры животного на постаменты, тракторные или танковые гусеницы, на треножник, прикрепление к голове пропеллера, винта, вмонтирование в глаз электролампы, проводов в тело и конечности животного, рукояток, клавишей, антенн, и т. п. - наблюдается главным образом у больных шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимает форму «готового» существующего животного (лошади, собаки, рыбы, свиньи) к которому всего лишь «приделывается» также «готовая», существующая деталь - чтобы нарисованное животное стало «несуществующим» (кошка с крыльями, рыба с перьями, собаки с лапами и т. п.). Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не из целых «заготовок». Название может выражать, во-первых, рациональное соединение смысловых деталей («летающий заяц», «бегекот», «мукодор»), а во-вторых, словообразование с «книжно-научным», иногда латинским, суффиксом или окончанием («реталетиус», «наплиалярия», «лясникециния», «паргалорий»). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации, второе -демонстративность, направленность главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого переосмысления («лиошама», «грятекр», «ламго») знаменующие легкомысленность отношения к окружающему. Неумение учитывать сигналы опасности. Наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждении над рациональным. Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «девошюр», «пузыреид») при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим, инфантильные названия имеют обычные, повторяющиеся элементы («тру-тру», «люлюка», «кус-кус»). Склонность к фантазированию, чаще защитного порядка, выражена непомерно удлинёнными названиями («аберосинотиклирон», «гулобаринклетом-неминия» и т. д.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.117.52 (0.007 с.) |