Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины и специфика возникновения агрессии у детей младшего школьного возрастаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребёнка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками. А ребёнку с неблагоприятными особенностями психического развития справляться с ними наиболее трудно. Столкновение мира ребёнка с миром других детей, взрослых и самых разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений и установок, изменение желаний и привычек, появляется неуверенность в себе и уменьшается доверие к другим. Это причиняет самим детям не меньше неприятностей, чем окружающим, так как, прежде всего, лишает их радости детства. Нарушениями поведения или социальной дезадаптацией называют такие состояния, в которых главная проблема заключается в появлении социально не одобряемых форм поведения. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках и спорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению. В классическом исследовании Ли Робине (Robins L, 19ббг) было осуществлено лонгитюдинальное тридцатилетнее прослеживание развития детей, состоявших на учёте в 1920-х годах в США. Она обнаружила, что судьба тех детей, которых приводили в клинику с жалобами на асоциальное поведение, в общем-то, довольно печальна. Став взрослыми, они чаще подвергались арестам и заключениям, (чем дети составившие контрольную группу). Они испытывали больше трудностей в браке, имели более низкий заработок, весьма однообразные социальные отношения, худшие профессии, гораздо чаще злоупотребляли алкоголем. Известна роль многочисленных факторов в происхождении антиобщественного поведения. Среди них отмечают такие особенности темперамента, как импульсивность и непослушание. Агрессивность, самоуверенность и недостаток внимания к чувствам окружающих. В недавно проведенных исследованиях установлено, что у агрессивных мальчиков в меньшей степени, чем у других, выражена тенденция к реагированию на похвалу и поощрение. Для детей с эмоциональными нарушениями типичной является тяжёлая обстановка в семье, для которой характерны недостаточная теплота отношений и непоследовательная, малоэффективная либо исключительно суровая (или слишком слабая) дисциплина. Как правило, это неполные или конфликтные семьи. Несколько лет назад широко обсуждалось открытие, согласно которому специфическая хромосомная аномалия XYY связана с агрессивным поведением. Последующие исследования хотя и подтвердили некоторую связь этой хромосомной аномалии и агрессивным поведением, но определили ее слабый характер. Подавляющее большинство детей с расстройствами поведения не имеют никаких хромосомных аномалий, а большинство лиц с лишней хромосомой не являются слишком агрессивными. В работах Хевитта и Дженкинса впервые выдвинута идея деления расстройства поведения на две группы: 1. Социализированные формы антиобщественного поведения, . Несоциализированное агрессивное поведение. Они считали, что при социализированных формах не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные средства воспитательных воздействий и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения. Очень часто у таких детей нет отцов, поэтому у мальчиков отсутствует адекватный образец мужского поведения для идентификации, им не хватает обеспечиваемого отцом опыта мужских форм взаимоотношений. Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность - вот основные черты его характера. Многие родители в подобных случаях относятся к своим детям враждебно, в семьях царит конфликтная атмосфера, ощущается отвержение ребёнка и явный недостаток любви. В случаях социализированных правонарушений дети, как правило, не имеют психических расстройств как таковых. Их поступки носят антиобщественную направленность просто потому, что приобретённые ими стандарты поведения противоречат общественным нормам, хотя и соответствуют тем нормам, которые установлены в семьях этих детей или внутри их группы сверстников. И напротив, несоциализированная агрессивная деятельность характерна для ребенка, имеющего именно психические нарушения, которые проявляются в эмоциональных расстройствах и плохих межличностных отношениях. Более того, трудности поведения такого ребёнка возникают в результате стрессов и разногласий в семье. В своей работе Скотт использует также категорию поведения отличающегося чертами деструктивности (поведение, направленное на саморазрушение) и плохими приспособительными возможностями. С помощью этой категории он описывает устойчивый способ асоциального поведения, выражающийся в сопротивлении определённым формам научения и психотерапии. Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребёнка по какой-либо причине не выполняется. Препятствием выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. Ребёнок хочет получить куклу или конфету, спрыгнуть со шкафа, потрогать хрустальную вазу, бросить в угол бабушкины очки - разнообразие таких желаний не имеет границ. Только малая часть из них может быть осуществлена без неприятных последствий для самого ребёнка или для взрослых. Во всех остальных случаях приходится ограничивать требования ребёнка. И вот появляется реальная возможность для возникновения конфликта между ним и взрослым. Нередко встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо. Большое значение для появления агрессивности в младшем школьном возрасте имеет популярность ребёнка в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребёнок кулаками стремится занять лидерское место в группе. В различные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы. Требования в интеллектуальном уровне, в развитии речи, ловкости, в степени овладения различными видами деятельности. Среди детей младшего школьного возраста ценится также внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делиться. Агрессивность может быть следствием обиды, ущемлённым самолюбием. Впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребёнок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов. Заметив в ребёнке проявления агрессивности необходимо тщательно проанализировать её причины, выявить трудности испытываемые ребёнком и по возможности устранить их, а затем формировать у ребёнка недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей. Клюева Н. В. формулирует некоторые принципы общения с агрессивными детьми так: • Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессии. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребёнка будет снята; 1 Дайте ребёнку возможность ребёнку выплеснуть свою агрессию, сместите её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась; 2 Показывайте ребёнку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нём вспышек гнева или нелестные высказывания в адрес своих друзей или коллег, строя планы «мести»; 3 Пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас. Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции адаптации человека к окружающей среде. Гнев, как у животных, так и у человека, направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели. Поэтому не каждое проявление агрессии может считаться нарушением. Гнев ситуативная реакция, и необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация. Если же гнев «выкристаллизовался», становится «надситуативным», постоянным переживанием, то это не может считаться нормальным. Длительное действие стрессора в норме ведёт к адаптации к нему, тогда как появление в этом случае агрессивности, высокой тревожности, страхов и других невротических симптомов считается «поломкой» системы саморегуляции. Согласно Б. Споку, нормальными явлениями могут считаться: - заманивания годовалого ребёнка на мать за то, что она сделала что-то неприятное ребёнку, попытка двухлетнего ребёнка ударить другого ребёнка, отнявшего в песочнице игрушку и др. Все эти реакции гнева являются ситуативными и адекватными, но они могут «перерасти» в нарушение. Условиями «перерастания» реакции гнева в нарушения являются: 4 Постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребёнок и «заражается» их агрессивностью. Это обусловлено тем, что система эмоциональной саморегуляции ребёнка строится по типу эмоциональной саморегуляции родителей; 5 Проявление нелюбви к ребёнку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира, 6 Длительные и частые фрустрации, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства; 7 Унижение, оскорбление ребёнка со стороны родителей. 8 Всё это необходимо рассматривать в процессе диагностики и коррекции. Становление агрессивного поведения сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Усвоение агрессивного поведения Первичную социализацию ребёнок проходит в лоне семьи. . Семейные взаимоотношения а) Полные и неполные семьи Такая характеристика семей квалифицирует составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности. б ) Отношения «родители - ребёнок» Люди, на которых в детстве их собственные родители обращали недостаточно внимания и которые не получали от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры в воспитании и срывать гнев на своих детях. в) Взаимоотношения между сиблингами Наличие насилия во взаимоотношениях между детьми в одной семье оказывает большее, чем все прочие семейные отношения, влияние на социализацию индивида, результатом которой становится усвоение силовых моделей поведения. . Стиль семейного руководства Это действия родителей, имеющие своей целью «наставить на путь истинный» своего ребёнка или изменить его поведение. а) Наказания Дети которые подвергаются строгим наказаниям характеризуются как более агрессивные. б) Контроль Степень опеки и осведомлённости о своих детях. Дети родителей, которые не следят за их поведением, как правило, ведут себя асоциально. в) Другие Факторы Без родительского вмешательства, агрессивные взаимоотношения между детьми редки по причине неравенства сил, обусловленной разницей в возрасте. Модели семейного влияния а) Модель становления агрессии По Олуэйзу (Olweus, 1980,) модель становления агрессии учитывает значимость, как темперамента ребёнка, так и поведение родителей Негативное отношение матери к своему ребёнку - Вспыльчивый ребёнок Использование силовых дисциплинарных методов - Снисходительное отношение матери к агрессии ребёнка Агрессивность ребёнка б) Базовая модель Базовая модель связи между характером семейного руководства и агрессивностью разработанная Паттерсогюм (Patterson, 1986) Родители непредсказуемые и непоследовательные в выборе наказаний за неприемлемое поведение, подготавливают почву для усвоения ребёнком силовой тактики отстаивания своих интересов. Отвержение сверстниками Скверная атмосфера в семье, где дета представлены самим себе Поведенческие проблемы (насилие по отношению к другим, неуступчивость, неразвитые социальные навыки) Низкая самооценка Плохая успеваемость, отождествление себя со сверстниками с отклонениями в поведении и принадлежность к подобным группам . Особое примечание а) Вред, который могут причинить наказания Использование физических наказаний как средства воспитания детей, могут оказаться для тех примером агрессивности. 6) Эффективные наказания Эффективные наказания - это те наказания, которые осуществляются после совершения проступка. Любое наказание требует разъяснения, оно должно занимать определённую нишу в системе отношений между родителями и детьми. . Взаимодействие со сверстниками Дети усваивают различные модели поведения в ходе взаимодействия с другими детьми. а) Научение агрессивным действиям Дети, регулярно посещающие детский сад, оцениваются учителями как наиболее агрессивные, так как они имели возможность чаще практиковаться в агрессивном поведении со сверстниками, б) Агрессии и социальный стату с Если ребёнок агрессивен и нелюбим в школе, то он скорее всего будет агрессивен и нелюбим в другой окружающей обстановке, но неприязнь со стороны отдельно взятых сверстников не означает отвержения целым обществом или полную изоляцию от социальных структур. Влияние когнитивных процессов на развитие агрессии . Прочитывание посылов к агрессии в социальных ситуациях В социальных ситуациях с множеством «посылов к агрессии» агрессивные дети в большей степени концентрируются на тех, которые предполагают агрессию или ассоциируются с ней. . Интерпретации «посылов к агрессии» Агрессивный ребёнок имеет предвзятое мнение, что поступками окружающих движет враждебность. 3.Выбор реакции Агрессивные дети по сравнению с неагрессивными, выбирают более агрессивные действия для решения конфликтных ситуаций и наоборот. 4.Оценка реакций Агрессивные подростки (правонарушители, инвалиды), более склонны, чем агрессивные учащиеся обычных школ, считать, что агрессивное поведение помогает избежать негативного образа самого себя в глазах соучеников и в целом оправдывает себя. Реакция утверждена и вступает в силу. Демонстрация моделей агрессивного поведения Влияние наблюдаемой со стороны агрессии. а) Обучение на «живых» примерах Лабораторные и полевые эксперименты приводят к одному и тому же выводу: дети, наблюдающие агрессию у взрослых, склонны вести себя во взаимоотношениях с окружающими агрессивно. б) Став жертвой насилия Столкновение с агрессией «лицом к лицу» увеличивается вероятность агрессивных действий со стороны пострадавшего. в) Модели агрессии в средствах массовой информации Эффекты показа насилия в кино и по телевидению. Дети, которые смотрят остросюжетные фильмы и передачи для взрослых, более непослушны и проявляют во время игр агрессивность и раздражительность.1 Модель Ныосманна (Huesmann, 1984), которая описывает воздействие телепередач на становление агрессивного поведения, в качестве значимых факторов включает в себя разнообразные варианты влияния социального окружения. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так лее, как и путём наблюдения агрессивных действий. На становление агрессивного поведения ребёнка влияют степень сплочённости семьи, близости между родителями и ребёнком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Из реакции родителей на агрессивные взаимоотношения между сиблингами так же извлекается урок о том, что ребёнку может «сойти с рук». Фактически, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказания часто неэффективны, при правильном применении они могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение. Ребёнок получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других людей и детей. Однако, те, кто чрезвычайно агрессивны, скорей всего окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные дети, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создаёт дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление её членов. У детей один из главных путей научения агрессивному поведению - наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Но один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приёмов мы всё ещё не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа всё же оказывает какое-то влияние. Однако сила его остаётся неизвестной. Додж и его коллеги разработали модель для выяснения, почему некоторые дети часто прибегают к агрессии во взаимоотношениях с окружающими. Основной её тезис: способ когнитивной обработки социальных признаков ситуации влияет на стиль поведения. Модель описывает следующие пять шагов: 1. Расшифровка социальных признаков; 2. Интерпретация социальных признаков; Выбор возможной реакции; Оценивание предполагаемой реакции; . Осуществление выбранной реакции. По сути дела, моделью предусматривается, что агрессивное поведение есть следствие плохого развития социально-когнитивных навыков. Парадоксальность ситуации состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия. Вглядитесь в происходящие с нашими детьми события обостренным социальным взглядом, проникнитесь присущим психологической педагогике уважением к индивидуальной истории личности и вы увидите, что культура страха, при помощи которой контролировалось поведение людей в условиях тоталитарного режима казарменного социализма, уже фактически разрушена «культура стыда», к которой мучительно ищет дорогу наше общество, ещё не родилась. И в зазоре между культурой страха и культурой стыда распрямилась пружина агрессии, толкающей детей и подростков к насилию и жестокости. Бютнер подводит нас к мысли о том, что за страхами и агрессией детей стоит, как правило, конфликт в мире межличностных отношений, конфликт, связанный с отсутствием даже элементарных попыток понимания подлинных причин детских поступков. Страхи детей начинаются со страхов взрослых. Ребёнок устраивает проверку своему окружению. Из него в виде чувства злости и стремления к мести прорывается реакция на прежние обиды и стремление снова и снова подтверждать правомерность своего недоверия к окружающим. Роль взрослого способного помочь получить корригирующий опыт заботы. В этой связи могут у ребёнка появиться те душевные силы, с помощью которых он сам смог бы справиться с переполняющими его чувствами. Развиваются ли у родителей представления о «правильном» поведении их детей в рамках семьи, и каковы они, зависит от того, что означает для них и для их взаимоотношений ребёнок, а так же из опыта их собственных детских переживаний, полученных в родительской семье. Чаще всего от детей требуют соответствия родительским представлениям даже в том случае, если эти представления не соответствуют и даже противоречат ожидаемому поведению ребёнка вне семьи. И даже если в семейном воспитании упор делается на кооперативное и толерантное поведение, всё равно на переднем плане остаётся надежда, что их собственному ребёнку удастся занять одно из самых престижных мест в жизни. Такое восприятие целей воспитания при определённой структуре отношений необходимых в нашем обществе для жизни и работы, при соответствующей системе ценностей. Поскольку кооперативность и солидарность обычно служат только личным интересам других, в остальном же господствует конкуренция, где никогда нет уверенности в использовании противником только корректных средств, то даже при самом альтруистическом семейном воспитании трудно не учитывать того факта, что неудача чужого ребёнка приносит успех собственному. Семейные (материнские) представления о воспитании и институциональные (отцовские) требования интеллектуального развития наиболее резко сталкиваются в начальной школе. Возможность отказа от отметок в первых двух классах начальной школы и замена их отзывами об успеваемости в целом представляют собой лишь начало переориентации с принудительной дифференциации в рамках школьной системы на межличностные взаимоотношения и связи
Выводы по главе 1
Проанализировав психологическую, педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема изучения агрессивности у младших школьников изучена недостаточно. Анализ проведенных исследований по названной теме показал, что: ü Современная ситуация в обществе и образовании привела к резкому всплеску агрессивности у детей и подростков; ü Большинство исследований рассматривают агрессивность у подростков, а детская агрессивность остается мало изученной; ü Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал развития детей, в том числе и развития толерантности, адекватной самооценки. ü Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу. ü Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой - сам акт агрессии может не принимать социально опасные и неодобряемые формы. ü Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.38 (0.012 с.) |