Характеристика социологических методов исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика социологических методов исследования.



 

Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы.

 Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим восприятием мира были заложены основы социологии молодежи как более или менее самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства, в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат таких исследований (собственно основания научного знания) и его методология— инструменты сбора и анализа фактической информации.

В 80-е годы значительно расширяются направления исследований, в них включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах.

 Социология молодежи— отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.

Как пишет А. В. Шаронов: «Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни»[6].

Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская, рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.

Нетрудно заметить, насколько раздвигаются границы конкретного видения молодежи социологом в процессе исследования, когда он определяет ее не просто как возрастную группу, а как специфическую социально-демографическую группу, которая характеризуется, с одной стороны, присущими ей психолого-физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно деятельности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, в социальный механизм; с другой - со своей субкультурой, внутренней дифференциацией, соответствующей социальному делению общества.

Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни молодежи.

В анализе такого сложного явления, как формирование мировоззрения не­обходимы комплексные методы исследования. В первую очередь используются нами статистические методы, такие как анкетирование, которые позволяют:

1. Охватить необходимую массу респондентов.

2. Дают исследованию строгую фактологическую базу, которая осно­вывается на конкретных цифрах.

Социологическая анкета, по которой проведено исследование, дана в Приложении 2.

Необходимым элементом в работе является проведение бесед и дискуссий. Непосредственное общение с молодежью дает возможность перейти от общих цифр опроса к анализу мировоззрения конкретной личности. Прямой контакт позволяет глубже узнать культуру молодежи на примере конкретного случая. Обобщенные результаты подобных бесед можно использовать в качестве еще одного источника материала для исследования. К сожалению, данная тема мало разработана в современной научной литературе, так как необходимо отметить, что рассматриваемый процесс чрезвычайно динамичен, и временно-ограничен - имеет узкие временные рамки, за пределами которых исследования теряют свою актуальность.

Объем информации по данной теме мал, поэтому приходится опираться главным образом на собственные материалы. Таким образом, информация, по­лученная при использовании разнообразных методов исследования, будет пред­ставлять достоверную обширную базу для разностороннего рассмотрения процесса генезиса мировоззрения молодежи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.005 с.)