ТОП 10:

Глава 1. Определение предмета и методов исследования.



Введение.

 

Выбор темы нашей курсовой работы обусловлен в первую очередь специ­фикой нашей будущей профессии – преподавательской работы в школе. Это требует от нас возможно большего понимания внутреннего мира нашего уче­ника-подростка – ведь его мировоззрение, как взгляд на мир представителя молодежи, сейчас сформировавшей свою субкультуру, может весьма сущест­венно отличатся от нашего, и это может создать определенные трудности и в процессе обучения, и в процессе общения, и даже привести и к непониманию.

Также необходимо отметить такую задачу педагога, как воспитание уче­ника. Воспитание – прививание определенных норм поведения, позитивных идей, передача опыта. То есть это – так или иначе, направленное формирование мировоззрения своего воспитанника. Естественно, успешное выполнение данной задачи также требует близкого знакомства с внутренним миром ученика.

Таким образом мы видим, что для успешной работы с молодежью в направ­лении обучения-воспитания каждому педагогу необходимо более или менее быть знакомым с мировоззрением молодежи, так как именно эти знания облег­чают в значительной степени выполнение его задачи.

Актуальность нашей темы в первую очередь вызвана тем, что именно мо­лодежь – самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества. Именно она уже через 10 лет превратится в основную часть нашего общества – займет места от сферы производства до сферы управления, окончательно сформировавшись в своем взгляде на мир. Поэтому знание ее мировоззрения важно – именно молодежи принадлежит громадная роль в будущем.

Актуальной на наш взгляд эта тема является еще и потому, что современная молодежь – явление уникальное. Она сформировалась на стыке двух во многом противоречивых эпох – советской, социалистической, и сегодняшней, российской, нацеленной на капитализм. Это, естественно, наложило отпечаток на восприятие мира, обусловило большую вариативность в личном отношении к сегодняшней жизни, привело к пересмотру жизненных ценностей, собственных принципов.

Знание мировоззрения очень важно – не только в применении к молодежи. Мировоззрение – взгляд человека на мир, его отношение ко всем вещам и идеям, и даже его собственные ценности и идеалы, стремления и принципы. Мировоззрение – важнейшая составляющая духовного мира человека, и без знания его почти невозможно адекватно оценить его культурный потенциал.

Данная работа будет интересна педагогам, статистам и вообще людям, интересующимся формированием сегодняшней молодежи. Работа содержит в себе статистические данные, результаты анкетирования, бесед, дискуссий, отражает убеждения и идей современной молодежи и отчетливо показывает их разнородность.


 

Глава 1. Определение предмета и методов исследования.

 

Предметом нашего исследования является генезис мировоззрения молодежи и те особенные черты, которые присущи мировоззрению сегодняшнего поколения. Для лучшего понимания сущности исследования предмет изучения следует расчленить на социальную группу, в отношении которой проводятся исследования (то есть современная молодежь), выделить и определить личность из коллектива, объект исследования, интересующий нас в этой социальной группе (то есть мировоззрение как совокупность взглядов на мир) и собственно интересующие нас процесс, то есть генезис, и его особенности.

Понятие мировоззрения.

 

Мировоззрение – система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности[1]. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

- житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом,

- религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

- философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок чел., определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и общество в целом.

Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма через которые видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция ,но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

В структуру мировоззрения входят идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.


Генезис как процесс.

 

Генезис – зарождение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию. Рассматривая генетический метод как метод научного познания, - исследует возникновение, становление и изменение развивающихся явлений. Он предполагает анализ некоего исходного состояния объекта исследования и выведение из него последующих состояний[5].

Таким образом, в нашем исследовании генезис мировоззрения молодежи мы рассматривает как обзор, анализ и прогнозирование процесса формирования представления о мире, жизненных идеалов и целей, способа осознания действительности у конкретной социально-демографической группы, единой по ряду признаков – возрастному, демографическому, социальному и культурному.

Конечно же следует заметить что наше исследование имеет определенную долю допуска и определенный процент неточности в применении к конкретной ситуации и\или личности – так как его объектом является явление формирования мировоззрения – достаточно сложное и во многом строго индивидуальное и рассматривается оно не в применении к конкретной личности (или даже четко очерченной группе схожих личностей), а к целой социально-возрастно-культурной прослойке – к современной молодежи. Но тем не менее, при условии достаточно большого охвата респондентов из числа молодежи с помощью анкетирования, при конкретной временной и географической локализации нашего исследования (исключительно Глазов) можно с большей или меньшей уверенностью анализировать процесс генезиса мировоззрения молодежи, конкретную ситуацию со взглядом на мир в среде молодежи, и даже в определенной степени прогнозировать ситуацию в будущем, при условии, что исследование останется на уровне социальной группы (не опускаясь до положения конкретной личности из данной среды), все члены которой в достаточной степени усреднены.

 


Образовательная система.

 

Результаты анкетирования, бесед с учащимися и учителями, анализ поведения учеников в ходе прохождения педагогической практики показывает определенные тенденции в сфере отношения молодежи к образовательной системе.

В первую очередь, число людей, удовлетворенных сегодняшним состоянием образовательной системы крайне невелико (30% опрошенных). Основные ее недостатки лежат, с точки зрения учащихся, в слишком большом давлении на него школьной системы, ее авторитарного стиля (40% респондентов) – это выражается в чрезмерной загруженности учеников занятиями и домашними заданиями. Из-за того, что они лишены права выбора предметов, к которым они чувствуют наибольшую предрасположенность (или это право крайне ограничено государственными стандартами по образованию). Также 25% опрошенных в целом не устраивает качество знаний, даваемых в школе – очевидно, им не хватает знаний и они стремятся к большему - на это мы еще обратим внимание в дальнейшем. И к этому необходимо прибавить фактор, проявившийся не так давно – это платное образование, доступное только детям состоятельных родителей, которых совсем немного. А следовательно, все другие лишаются возможности получить более качественное и престижное образование, что вызывает в них законное недовольство (17%).

 Также к финансовым проблемам, проявившимся в текущее десятилетие, относится и вопрос о плохом материальном обеспечении школ – как в смысле оплаты труда преподавателей, так и в смысле технической оснащенности школ. Первое ведет к снижению престижности профессии учителя, а значит оттоку талантливых учителей из школы в другие, более прибыльные сферы работы, второе – к невозможности получить современное техническое образование на должном уровне (особенно учитывая бурный прогресс компьютерных технологий и их активное проникновение в сферу образования).

Ученики подмечают все недостатки, отрицательные стороны образовательной системы потому, что в сегодняшней ситуации они сами как никто иной заинтересованы в том, чтобы она функционировала как можно лучше и давала бы им наиболее качественные знания и умения. Об этом свидетельствует анализ ответов на вопрос: «Устраивает ли Вас собственная образованность?». 78% респондентов ответили однозначно – не устраивает, и они работают над расширением собственных знаний. Это свидетельствует о том, что распространенный среди людей старшего поколения стереотип о молодежи как людях, которым знания не нужны, в корне неверен. Вероятно, такой подход был характерен для молодого поколения 5-7 лет назад, которое переживало эпоху пересмотра всех ценностей ушедшей в прошлое социалистической системы, среди которых была и образованность.

Теперь же, в новых условиях жизни, когда основной (или по крайней мере одной из важнейших) проблемой молодежи является поиск перспектив в будущем (по материалам анкетирования, у более 50% респондентов перспективы в будущем весьма нечеткие), и в первую очередь – престижной и высокооплачиваемой работы в будущем, после окончания учебы. Но необходимым условием получения такой работы является нужное образование. Это четко понимает современная молодежь и стремится к приобретению знаний – в нужных, перспективных отраслях.

Таким образом, на сегодняшний день мы видим, что престижность образования (а значит и знаний) в среде молодежи стремительно растет. Появилась устойчивая ассоциация – если человек образован, значит он умен и способен заработать деньги, чтобы обеспечить себе достойное существование.

Особенно ярко эта особенность проявляется среди интересующей нас возрастной группы – старших школьников. По окончании школы им будет необходимо продолжить образование – а значит, знания и образованность занимают в их сознании достаточно большое место.


 

Межличностные отношения.

 

Кроме факторов направленно влияющих на молодежную среду извне, нельзя игнорировать те процессы, которые происходят непосредственно внутри этой социальной группы. Межличностные отношения можно разделить на вертикальные (с иновозрастными группами) и горизонтальные (внутри самого этого общества). Данные анкетирования по этому вопросу представляют нам следующую картину: молодежь в большинстве своем испытывает чувство одиночества, но оно внутреннего характера, то есть вызвано претензиями качества, а не количества. Многие проблемы возникают внутри социальной группы. Чем вызван этот дискомфорт?

На первом месте стоит лицемерие (25%). Люди чувствуют фальшь, искусственность, неискренность в отношениях друг с другом. Анализируя слова и поступки, они отказываются воспринимать подобные явления. 11% респондентов считают причиной собственных затруднений в общении недостаточную. Умственную развитость своих собеседников. То есть по тем или иным причинам объективно или нет, они считают себя интеллектуально выше людей своего круга общения, а поэтому не могут адекватно с ними общаться. Очевидно, действия этих людей рождают другую причину недовольства в кругу общения – высокомерие (7%).

Очевидно, в молодежной среде проходит бум моды на различные вредные привычки: курение, пьянство, наркомания и возрастает число их противников. 10% относится негативно к подобным привычкам сверстников и проявляют недовольство этим в общении с ними.

Новое поколение отличает отсутствие особых комплексов во взаимоотношениях с противоположным полом. 60% не испытывают коммуникативных затруднений, 20% – только иногда, и лишь 10% говорят о наличии серьезных комплексов. Из этого можно сделать вывод, что грань в общении между полами легко преодолевается.

В конце XIX—начале XX в. на фоне всеобщего кризиса сформировалась программа смены основного системообразующего признака личности: стремление к стабильности, фиксированности положения, уступило место движению, изменению, т. е. устойчивой динамической целостности мироощущения.

Эта программа и оказалась реализованной в поколении современных молодых людей, лозунг которых «Перемен! Мы ждем перемен!» с особой силой прозвучал в конце 80-х годов.

Изменилось и качество конфликта «отцов» и «детей». В нынешней ситуации молодежь хорошо ощущает несоответствие навязываемых ей культурных стереотипов и норм поведения— жизни, а вместе с этим отказывается понимать и принимать всю традиционную культуру.

В отношениях по вертикали данные исследования получились такими: 1/3 молодежи относится к жизненному опыту взрослых категорически отрицательно. Другая треть относится с уважением, и только оставшиеся 30% процентов умеют правильно синтезировать и совмещать свой собственный опыт с социальным опытом старшего поколения. Эту картину подтверждает ответ на вопрос: «Хотите ли вы походить на своих родителей?» . данные практически схожи с вышеописанными: «да» - 24%, «нет» - 29%, «когда как» - 33%.

Итак, межличностные отношения являются основным фактором воздействия и формирования мировоззрения. И именно в среде молодежи общение сегодня проходит далеко не безпроблемно, конфликты наблюдаются как с людьми старшими по возрасту (вопрос пересмотра традиционных ценностей) и внутри молодежной группы. Разрешить данный проблемы достаточно сложно, так как они вызваны специфическими чертами характера подрастающего поколения: максимализм, требовательность, желание возвысится над сверстниками.

 


Ценностные ориентиры.

 

Одним из основных критериев оценки сформированности личности является способность к созидательному труду и отношение к нему. Именно способность к целесообразному созидательному труду отличает общественно-полезную личность. По результатам анкетирования постоянную потребность в труде испытывают 45%, 30%-нет, периодически - 25% молодежи. Это свидетельствует о том, что около ½ респондентов понимают всю необходимость и важность для себя и общества трудовой, умственной, и , увидеть влияние детского инфантилизма.

 Сейчас в условиях современной экономической ситуации, большую роль в жизни любого человека стали играть деньги. И особым влиянием они стали пользоваться в среде молодежи, так как именно молодежь воспитана в новую эпоху зарождения капиталистических отношений. Большинство респондентов (54%) четко осознают, что для них деньги – средство для удовлетворения своих материальных потребностей и не более того. То есть они относятся к деньгам спокойно, не делая из них фетиша, но в то же время верно оценивая их. 11% респондентов относится к функции денег резко скептически, считая что это – бесполезные бумажки, приносящие зло. Вероятно, эти люди либо безденежные идеалисты, либо из очень состоятельных семей. Так или иначе, мы видим, что денежный аспект в мировоззрении нового поколения пошел быстрый путь трансформации: от социалистического недооценивания к капиталистическому уважению.

Интересна позиция патриотизма в ряду ценностей современной молодежи. «Патриотизм – любовь к Родине, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» В.И. Ленин [7]. Такую ли важную позицию занимает Родина в умах и настроениях нового поколения ? На первый взгляд, данные нашего исследования в этой области неутешительны - на вопрос «Хотите ли Вы жить в другом государстве?» 60% ответило «да», и 40% «нет». Однако дальнейшие ответы на вопросы проясняют картину. В частности, защищать свою Родину с оружием в руках готовы 70% молодых людей, а целых 80% респондентов испытывают чувство гордости за свою Родину (причем не только в историческом плане, но и в настоящем времени).

Значит, вряд ли можно обвинить молодежь в отсутствии патриотизма. Космополитизм, поклонение Западу – лишь внешние явления, которые появились в годы идеализации американского образа жизни обществом. Но сейчас, в свете сложной международной обстановки, когда на внешнеполитической арене все больше накапливается разногласий между недавними союзниками – Россией и Америкой, все активнее начинает проявляться патриотизм.

 Важнейшей ячейкой современного общества как и прежде, остается семья. Можно смело сказать, что ее роль среди ценностей молодежи сохраняет свои высокие позиции. Ведь именно этот институт закладывает в человека с самого рождения моральные, этические, нравственные ценности, которыми человек руководствуется во всей своей дальнейшей жизни.

Анализируя результаты опроса, можно увидеть, что для большинства молодых людей семья – это опора в жизни, это источник любви и понимания, а также образец для создания своей семьи в будущем. Лишь около 15% отрицают роль семьи в своей жизни, в реализации своей личности. Может быть для них эта проблема не первостепенна. 80% респондентов планируют создать семью в будущем.

Таким образом, среди молодого поколения мы видим возвращение к традиционным ценностным ориентирам. Все так же незыблемыми авторитетами являются – Отечество, семья, дети.

 


 

Заключение.

 

Наше поколение молодежи – результат демографического подъема конца 70х- начала 80 годов, и поэтому численно достаточно велико. Явившись на свет на излете эпохи так называемого «застоя», детство этого поколения заняла перестроечная эпоха, время реформ социалистической системы. Их молодость оказалась в совершенно иных социально политических условиях – зарождение капиталистических отношений, эпохи разрушения социалистической системы и нарождения нового типа социально-экономических отношений. Этот громадный революционный скачок в жизни государства не мог не отразиться на сознании общества и в частности самой восприимчивой и неустойчивой его части – детях и подростках. В результате их сознание в значительной степени трансформировалось, стало непохожим на сознание предыдущих поколений, вызвало большую вариативность, предопределило конфликты в самой молодежной среде. 

В результате процесса социализации свой, новый поток в сложившееся, традиционное сознание общества. Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.

1. Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адапционных или профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество — такова и молодежь, а следовательно, и молодежная субкультура.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой—к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно)—и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приуготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентами социализации.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации—семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось,—наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

Пытаясь прогнозировать дальнейшее развитие мировоззрения молодежи, можно отметить следующие тенденции:

1. Отход с позиций нигилизма и отрицания всех ценностей старшего поколения, начинает преобладать критический, оценивающий взгляд на вещи.

2. В ряд важнейших ценностей, ориентиров в жизни выдвигается образованность, способность к самообучению.

3. В политической сфере молодежь большой роли не играет, намеренно игнорирует и устраняется от основных политических событий.

4. Большое воздействие на молодежь отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию мировоззрения, то есть мировоззрение формируют силы извне, стоящие за СМИ.

5. Основное содержание культуры – протест, выражение несогласия с традиционным мировоззрением общества. Молодежная культура намного отличается от культуры предыдущего поколения, и в дальнейшем это приведет к постепенному замещению одного культурного типа другим.

6. Во взаимоотношениях внутри собственного круга молодежь становится все более коммуникативной, почти исчезает барьер в общении между полами, интересы девушек и юношей сближаются.

7. На первом месте в шкале ценностных ориентиров нового поколения занимают общечеловеческие ценности, такие как доброта, взаимопонимание, любовь, целеустремленность, сила воли. Однако следующие позиции занимают такие сугубо капиталистические, меркантильные ценности как деньги, желание власти, стремление отдохнуть и расслабится.

Итак, как мы выяснили, тема нашего исследования достаточно актуальна, в данной работе мы постарались отобразить современное мировоззрение молодежи, влияющие факторы и особенности его формирования, постарались выявить основные тенденции формирования и предположительные развитие процесса в будущем. Данная работа будет представлять интерес для людей, работающих в сфере образования и контактирующих с молодежью. Стало очевидным, что проблемы изучения мировоззрения молодежи и процессов с ним связанных, необходимы в современной динамичной, политически нестабильной обстановке. Поэтому следует продолжать и расширять исследования в данной области.

Список использованной литературы.

 

1. Кулаков А.П. «Учащаяся молодежь и религия». СОЦИС, №11, 1995 г.

2. Павловский И.Р. «Социология молодежи и ювенология». СОЦИС, №5, 1999 г.

3. И.С. Кон «Психология юношеского возраста». М.: «Просвещение», 1979 г.

4. И.С. Кон «Психология старшеклассника». М.: «Просвещение». 1985 г.

5. Краткий словарь по социологии. М., 1988.

6. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.


Приложение 1.

 


Рис. 1.

А.Р. Дьяконов.

 

 


Рис. 2.

 

 

       А.Р. Дьяконов.

 

 


 

Рис. 3.

А.Р. Дьяконов.

 

 


Рис. 4.

А.Р. Дьяконов.

Приложение 2.

 

Социологическая анкета

на тему : «Мировоззрение современной молодежи».

 

1. Вы верите в Бога ?

2. По Вашему мнению, по какой причине люди верят в Бога ?

3. Вступили бы Вы в секту, партию или другую организацию ?

4. Вам трудно познакомится с человеком, который Вам нравится ?

5. Что Вас не устраивает в кругу Вашего общения ?

6. Чувствуете ли Вы одиночество и почему ?

7. Ваше отношение к жизненному опыту, советам и поучениям взрослых ?

8. Чувствуете ли Вы затруднения в общении с противоположным полом и почему ?

9. Как Вы оцениваете современную масс-культуру (музыка, кино, современная литература, живопись) ?

10. Влияет ли на Вас современная масс-культура и если да, то как ?

11. Увлечены ли Вы философией и если да, то какой именно ?

12. Часто ли Вы смотрите телевизор и что именно ?

13. Ваша степень доверия СМИ ?

14. Устраивает ли Вас форма образовательной системы в России и если нет, то что именно не устраивает ?

15. Устраивает ли Вас собственная образованность ?

16. Согласны ли Вы с утверждением, что цель политика - собственная корысть ?

17. Готовы ли Вы защищать свою Родину с оружием в руках ?

18. Чувствуете ли Вы гордость за свою Родину ?

19. Есть ли у Вас перспективы в будущем ?

20. Будущее страны и цивилизации - позитивное или негативное ?

21. Хотели бы Вы жить в другом государстве?

22. Основные причины депрессии и стрессов?

23. Как Вы боретесь с депрессией и стрессами ?

24. Какую бы Вы политику проводили в государстве ?

25. Хотите ли Вы походить на своих родителей ?

26. Хотите иметь детей ?

27. Что для Вас семья ?

28. Чем Вы заполняете свой досуг ?

29. Подвержены ли Вы вредным привычкам ? Боретесь ли Вы с ними ?

30. Какие черты характера Вы бы хотели в себе развить ?

31. Чувствуете ли Вы потребность в постоянном труде ?

32. Деньги для Вас это - ...


[1] Философский словарь, М.:1979.

[2] Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.

[3] Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988.

 

[4] Большая советская энциклопедия, М:1989.

[5] Словарь по практической психологии. М.:1990.

[6] А.В. Шаронов «Социология молодежи», Издательство СПбГУ. 1996, стр. 5.

[7] Большая советская энциклопедия, М.: 1989.

Введение.

 

Выбор темы нашей курсовой работы обусловлен в первую очередь специ­фикой нашей будущей профессии – преподавательской работы в школе. Это требует от нас возможно большего понимания внутреннего мира нашего уче­ника-подростка – ведь его мировоззрение, как взгляд на мир представителя молодежи, сейчас сформировавшей свою субкультуру, может весьма сущест­венно отличатся от нашего, и это может создать определенные трудности и в процессе обучения, и в процессе общения, и даже привести и к непониманию.

Также необходимо отметить такую задачу педагога, как воспитание уче­ника. Воспитание – прививание определенных норм поведения, позитивных идей, передача опыта. То есть это – так или иначе, направленное формирование мировоззрения своего воспитанника. Естественно, успешное выполнение данной задачи также требует близкого знакомства с внутренним миром ученика.

Таким образом мы видим, что для успешной работы с молодежью в направ­лении обучения-воспитания каждому педагогу необходимо более или менее быть знакомым с мировоззрением молодежи, так как именно эти знания облег­чают в значительной степени выполнение его задачи.

Актуальность нашей темы в первую очередь вызвана тем, что именно мо­лодежь – самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества. Именно она уже через 10 лет превратится в основную часть нашего общества – займет места от сферы производства до сферы управления, окончательно сформировавшись в своем взгляде на мир. Поэтому знание ее мировоззрения важно – именно молодежи принадлежит громадная роль в будущем.

Актуальной на наш взгляд эта тема является еще и потому, что современная молодежь – явление уникальное. Она сформировалась на стыке двух во многом противоречивых эпох – советской, социалистической, и сегодняшней, российской, нацеленной на капитализм. Это, естественно, наложило отпечаток на восприятие мира, обусловило большую вариативность в личном отношении к сегодняшней жизни, привело к пересмотру жизненных ценностей, собственных принципов.

Знание мировоззрения очень важно – не только в применении к молодежи. Мировоззрение – взгляд человека на мир, его отношение ко всем вещам и идеям, и даже его собственные ценности и идеалы, стремления и принципы. Мировоззрение – важнейшая составляющая духовного мира человека, и без знания его почти невозможно адекватно оценить его культурный потенциал.

Данная работа будет интересна педагогам, статистам и вообще людям, интересующимся формированием сегодняшней молодежи. Работа содержит в себе статистические данные, результаты анкетирования, бесед, дискуссий, отражает убеждения и идей современной молодежи и отчетливо показывает их разнородность.


 

Глава 1. Определение предмета и методов исследования.

 

Предметом нашего исследования является генезис мировоззрения молодежи и те особенные черты, которые присущи мировоззрению сегодняшнего поколения. Для лучшего понимания сущности исследования предмет изучения следует расчленить на социальную группу, в отношении которой проводятся исследования (то есть современная молодежь), выделить и определить личность из коллектива, объект исследования, интересующий нас в этой социальной группе (то есть мировоззрение как совокупность взглядов на мир) и собственно интересующие нас процесс, то есть генезис, и его особенности.

Понятие мировоззрения.

 

Мировоззрение – система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности[1]. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

- житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом,

- религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

- философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок чел., определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и общество в целом.

Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма через которые видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция ,но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

В структуру мировоззрения входят идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.101.141 (0.036 с.)