Состояние и тенденции развития малого бизнеса в Ливенском районе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние и тенденции развития малого бизнеса в Ливенском районе



 

Начиная с момента зарождения, малое предпринимательство сформировалось как самостоятельная сфера экономики, обрело правовой статус, заявило о своих правах, возможностях и насущных потребностях.

Малый бизнес с каждым годом играет всё более значительную роль в экономическом и социальном развитии региона и является той сферой экономической деятельности, которая в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития, способна динамично развиваться и достигать высоких показателей работы в короткие сроки.

В настоящее время на территории Орловской области зарегистрированы и ведут свою деятельность 9 737 субъектов малого и среднего предпринимательства, их них 158 средних предприятий, 1 242 - малых, 8 337 - микропредприятий, что составляет 55,6% от общего количества хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В Орловской области сохраняются средние темпы прироста количества малых и средних предприятий по ЦФО. На начало года насчитывалось 9 617 субъектов малого и среднего предпринимательства. Несмотря на кризисные явления, присутствующие в экономике, за первое полугодие 2010 года прирост количества юридических лиц, относящихся к категории малого и среднего предпринимательства составил 120 единиц.

Фонд оплаты труда работников, занятых на малых и средних предприятиях (включая микропредприятия) за I квартал 2010 года составил 1 658,7 тыс. рублей. Среднемесячная заработная плата по области в данном секторе составила 10 532 рублей. Наиболее высокая оплата труда сложилась на малых предприятиях в сфере добычи полезных ископаемых - 24 167 рублей, это почти в 2 раза выше, чем в целом по данной отрасли в регионе (12 094 рублей). На средних предприятиях наибольшая заработная плата достигнута в сфере оптовой торговли - 15 496 рублей; на микропредприятиях - также в сфере оптовой торговли - 33 728 рублей, что выше в 2,9 раза, чем среднем по данной отрасли в регионе. Кроме того, во всех сферах хозяйствования задействовано более 20,8 тысяч индивидуальных предпринимателей, у которых трудятся более 37,3 тыс. человек [23].

Таким образом, в Орловской области прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, прирост численности занятых у них работников, а также рост уровня заработной платы гарантирует увеличение занятости, рост уровня благосостояния населения и динамичное развитие данного сектора экономики в целом.

Доля малого бизнеса в ВРП в настоящее время составляет 27,5%. Оборот малых и средних предприятий в I квартале 2010 года по Орловской области составил 11,8 млрд. рублей, что равно 28% от оборота всех предприятий области. Также в 1 квартале 2010 года в Орловской области малыми предприятиями привлечено 79 млн. рублей инвестиций в основной капитал, в частности наибольшие из них в сферу развития предоставления услуг, аренды и обрабатывающие производства. По итогам первого полугодия 2010 года объём налоговых поступлений от предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса по Орловской области составил 1 857 млн. рублей [10].

Анализ состояния малого предпринимательства в Орловской области показывает, что, благодаря государственной политике, созданы все условия для превращения его в стратегический фактор социально-экономического развития региона.

В рамках своей деятельности органы государственной власти совместно с другими организациями активно влияют на развитие предпринимательства, ставя перед собой приоритетные задачи и добиваясь их успешной реализации. В настоящее время государственная поддержка в Орловской области осуществляется посредством долгосрочной областной целевой программы «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009 - 2011 годы». В рамках данной программы реализуются следующие направления поддержки:

развитие системы микрофинансирования (предоставление микрозаймов в размере от 50 тыс. до 1 млн. рублей сроком до 1 года), специальная микрофинансовая программа для субъектов малого и среднего предпринимательства - участников госзаказов;

развитие системы гарантий и поручительств по кредитным договорам, договорам займа и лизинга субъектов малого и среднего предпринимательства (предоставление гарантий и поручительств в размере 50% объёма заимствования по кредитным договорам) [31];

субсидирование начинающих предпринимателей (предоставление субсидии в размере до 300 тыс. рублей на открытие собственного бизнеса);

субсидирование части затрат по кредитам (займам, договорам лизинга) субъектов малого предпринимательства (возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам в размере ставки рефинансирования и уплате первоначального взноса по договорам лизинга в размере до 85%).

Всё это позволяет сделать существенные шаги на пути развития финансово-кредитных механизмов, направленных на развитие сектора малого и среднего бизнеса и повышения эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

В целях улучшения делового климата для малого и среднего предпринимательства, снижения административных барьеров и создания благоприятных условий для равномерного развития малого и среднего предпринимательства в регионе постоянно осуществляется взаимодействие Правительства Орловской области с федеральными и муниципальными органами власти, общественными организациями и сообществом предпринимателей, совершенствуется региональная и муниципальная нормативно-правовая база.

В рамках региональной программы поддержки малого и среднего предпринимательства планируется организация дополнительного профессионального обучения и повышения квалификации граждан, что окажет положительное содействие в подготовке квалифицированных кадров и создании дополнительных рабочих мест для сферы малого и среднего предпринимательства и повысит общую грамотность предпринимателей.

Для успешного решения задачи по повышению эффективности информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения заинтересованности в развитии молодёжного предпринимательства, а также продвижения интернет-услуг, осуществляется сотрудничество с областными периодическими изданиями для обеспечения всей необходимой информацией данного сектора экономики. В настоящее время ведется внедрение автоматизированной информационной системы «Региональный портал поддержки малого и среднего предпринимательства» для более тесного «общения» органов власти и предпринимателей.

Активно развёрнутая работа в направлении создания благоприятных условий для устойчивой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства лишний раз доказывает, что развитие малого и среднего бизнеса является стратегической задачей Орловской области [31].

Перспективы развития малого предпринимательства в Орловской области как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйства, способствует созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения, достойное участие региона в национальном и мировом экономическом сообществе.

Проанализировав Орловскую область, перейдем в частности к Ливенскому району, как одному из основных муниципальных образований Орловской области.

Рост объёма инвестиций в целом по району составит к уровню 2009 года 17,6%.

В истекшем году в Ливенском районе наметились положительные тенденции к улучшению общей среды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

На 1 января 2010 года в районе зарегистрировано 746 предприятий малого и среднего бизнеса.

Объём их деятельности составил 4,6% в общем объеме валового продукта района. В основной капитал малыми предприятиями в 2009 году вложено 3,6 млн.рублей инвестиций.

В 40 муниципальных заказах приняли участие 90 субъектов малого и среднего предпринимательства, 6 человек получили на развитие личного подсобного хозяйства кредиты в сумме 375 тыс.руб., субсидий на развитие ЛПХ получено 232,5 тыс.руб. Пять индивидуальных предпринимателей взяли кредиты на сумму 1050 тыс.рублей в Фонде регионального развития микрофинансирования малого предпринимательства [31].

По ходатайству администрации Ливенского района и Центра занятости населения по 31 бизнес плану безработных граждан на организацию собственного дела из федерального бюджета оказана финансовая поддержка в сумме 58800 рублей каждому.

В районе утверждена долгосрочная целевая Программа «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Ливенском районе на 2010-2012 г.г.», где предусмотрена финансовая продержка из районного бюджета в сумме 600 тыс.рублей, по Центру занятости населения Ливенского района из федерального бюджета - 4233 тыс.руб. [23].

Объём розничного товарооборота в 2009 году в действующих ценах составил 736 млн.рублей, что на 3,1% ниже уровня 2008 года. В целом товарная насыщенность потребительского рынка имеет устойчивый характер. Спрос населения на продукты питания, товары легкой промышленности, культурно-бытового назначения удовлетворяются в полной мере, но в связи с финансовым кризисом в 2009 году наблюдается снижение платежеспособности населения, на одного жителя района продано товаров на 22126 рублей. Объём платных услуг в 2009 году в целом по району составил 51,6 млн.руб.

По данным на 2010 год оборот торговой сети составил 726 млн.руб., рост к уровню 2009 года 3,5% в действующих ценах.

Объём платных услуг в целом по району составил 53,7 млн.рублей и возрос к уровню 2009 года на 4,2%. Меры социальной поддержки, предоставляемых через управление социальной защиты населения и его структурные подразделения, затрагивали интересы более 13 тыс. человек проживающих на территории района [23].

Основными показаниями для эффективного анализа состояние и тенденции развития малого бизнеса в Ливенском районе, могли служить данные Федеральной Службы Государственной Статистики, т.к. в 2011 году в соответствии с Федеральным законом от 24.07. 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (часть 2 статья 5) и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 201-р проводится сплошное обследование субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обследованию подлежат агенты рынка, относящиеся к субъектам малого бизнеса: малые предприятия, (включая микропредприятия), крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели.

Для проведения сплошного наблюдения Приказом Росстата от 31.12.2009 г. №334 утверждена форма федерального статистического наблюдения № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2010 год».

По информации заместителя руководителя Орёлстата М.В. Андреюк, всего в нашей области зарегистрированы более 21 тысячи индивидуальных предпринимателей и 8,6 тысячи малых предприятий. Всем им направлены «комплекты статистического инструментария сплошного обследования» (персональные бланки форм для юридических лиц и предпринимателей, указания по заполнению анкет и т.д.).

По итогам сплошного обследования субъектов малого и среднего предпринимательства впервые будут получены уникальные данные о развитии малого бизнеса в разрезе муниципальных районов и городских округов по видам экономической деятельности. Сводные итоги будут опубликованы Росстатом уже в конце 2011 года, окончательные - до 1 июля 2012-го. Они будут доступны обществу, государству и структурам поддержки предпринимательства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.01 с.)