Зарубежный опыт функционирования малого бизнеса и его адаптация к российским условиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежный опыт функционирования малого бизнеса и его адаптация к российским условиям



 

Вхождение России в мировую экономику приводит к развитию малого предпринимательства как мощной экономической и политической силы. В условиях экономического кризиса в России особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей (в том числе и внешнеэкономических), активизация производственной и инновационной деятельности.

Однако должного развития этот сектор экономики России в силу ряда обстоятельств не получил, и не в последнюю очередь - ввиду недостаточной поддержки его со стороны государства и соответствующих организаций. Поэтому определенный интерес, представляет изучение опыта развитых стран по регулированию и поддержке малого и среднего предпринимательства, позволяющих добиться высоких результатов, и с учетом этого опыта наметить меры улучшения этой сферы деятельности в России. Рассмотрим эту проблематику на примере Европейского Союза.

Сегодня малые и средние предприятия - основа социально-экономической модели ЕС. В расширившемся Союзе насчитывается 23 миллиона мелких и средних предприятий, которые обеспечивают 70 процентов занятости в частном секторе, дают 57 процентов общего оборота и 53 процента добавленной стоимости. Малые и средние предприятия занимают подавляющую долю в таких отраслях экономики, как оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, строительство. Они стали стимулом развития конкуренции в европейской экономике, заставляют более крупные компании улучшать эффективность производства и внедрять новые технологии. Учитывая важность мелких и средних предприятий для экономической структуры ЕС, можно утверждать, что успешная интеграция экономики внутри Союза во многом зависит от развития мелкого и среднего бизнеса [15].

Европейская Комиссия хорошо осознает важность этого сектора, и «политика предпринимательства» является на сегодняшний день одним из главных приоритетов её деятельности. Так, 6 мая 2003 г. Европейская Комиссия приняла новые критерии выделения микро, малого и среднего бизнеса. Новые стандарты были введены в действие с 1 января 2005 г.:

средние предприятия - для них установлен предел от 50 до 249 занятых, при ежегодном обороте, не превышающем 50 миллионов евро и с балансом предприятия до 43 миллионов евро;

малые предприятия - 10-49 занятых, предел объёма оборота и баланса - 10 миллионов евро;

микропредприятия - менее 10 занятых, предел объема оборота и баланса - 2 миллиона.

В последние годы в рамках ЕС осуществляется системная политика поддержки малого и среднего предпринимательства, ориентированная на три главных звена, участвующих в создании и функционировании малого и среднего бизнеса: на конкретного человека, фирму и общество. Её главная цель - сбалансирование интересов государств и бизнеса [15].

Главными целями регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в ЕС являются:

укрепление единого внутреннего рынка;

интернационализация предпринимательской деятельности на уровне предприятий;

устранение административных барьеров;

создание единого экономического пространства в ЕС путём унификации законодательной базы по малому бизнесу, усиления взаимодействия стран-членов ЕС по созданию экономического и валютного союзов в рамках ЕС.

Национальная же политика в странах-членах ЕС имеет своей целью предоставление лучших условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности и роста.

Как же работает европейская система поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства?

Для того чтобы стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, в Европе была создана уникальная система его регулирования и поддержки. Она начала складываться ещё в начале 1970-ых годов. Общей целью политики Союза в этом направлении стало максимальное стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Первыми шагами были меры по устранению административных препятствий:

гармонизация налога на добавленную стоимость в странах-членах ЕС;

внесение корректив в условия финансирования (достижение прозрачности платёжных систем и создание Европейской ассоциации фондов взаимных гарантий для малого бизнеса);

некоторые изменения в социальной политике (выравнивание социальных аспектов предпринимательской деятельности малого бизнеса в соответствии с положениями Единого европейского акта).

Осознавая значимость мелкого и среднего бизнеса для Союза, в 1993 г. ЕС опубликовал «Белую книгу», в которой излагается европейская политика и стратегия в отношении этих предприятий. В ней малый и средний бизнес рассматривается как гарантия сохранения высокого уровня занятости, развитой системы социального обеспечения, интенсивной защиты окружающей среды и т.д.

Другим фактором, определяющим политику поддержки мелкого и среднего бизнеса в ЕС, стала Европейская хартия для малых предприятий. В этом документе главы государств и правительств признают большой потенциал малых предприятий, а также подчёркивают важность развития духа предпринимательства и создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного дела даже в случае некоторых прежних неудач. Признаётся важность таких ценностей, как профессионализм, надёжность и гибкость в новых экономических условиях. Положения, изложенные в Хартии, были включены в Многолетнюю программу по малому и среднему бизнесу, и уже в первый год в государствах Союза были запущены 11 проектов, призванные внедрить её положения на практике.

Основой регулирования и содействия развитию малого и среднего предпринимательства стало создание для него режима наибольшего благоприятствования, а содержанием - создание государственными структурами экономических и правовых условий и стимулов его успешного развития, а также вложения в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

В ЕС получили развитие две формы государственной поддержки:

разработка долгосрочных программ по малому и среднему предпринимательству как основы законодательной базы;

включение малого и среднего предпринимательства в решение таких актуальных проблем, как улучшение административной и нормативной базы, финансовых и налоговых условий, предоставление информационных услуг и расширение сотрудничества, повышение конкурентоспособности и доступа к исследованиям, инновациям, обучению.

Для осуществления государственного регулирования в малом и среднем предпринимательстве применяется специальное законодательство, разрабатывается и реализуется система целевых программ финансового, информационного, технологического, кадрового содействия развитию этого сектора экономики.

Большое значение имеет правовое регулирование. В целях стимулирования малого бизнеса были разработаны и введены оригинальные юридические модели: Европейский пул экономических интересов, Европейская акционерная компания. Всё это позволяет малому и среднему бизнесу разных стран, вступающим в партнёрские отношения, решать проблемы противоречий национальных правовых систем, облегчает их участие в межнациональных программах ЕС [15].

Как правило, европейская политика в сфере стимулирования малого и среднего бизнеса осуществляется на двух уровнях: через деятельность стран и через программы, реализуемые под эгидой ЕС. Мероприятия по поддержке малого бизнеса финансируются из Структурных фондов ЕС (например, Социального фонда, Фонда регионального развития).

. Для улучшения регулирования и развития малых и средних предприятий в ЕС была создана система наднациональных и национальных органов власти и организаций с действенным механизмом их взаимодействия. Она учитывает интересы ЕС, отдельных стран-членов, мнения различных предпринимательских организаций, национальных отраслевых и региональных структур и ассоциаций малого бизнеса, торгово-промышленных палат.

Для развития межфирменного сотрудничества в рамках ЕС было создано Бюро по сближению предприятий, действует Европейская ассоциация венчурного капитала, способствующая развитию малых совместных фирм. Комиссия ЕС организовала Комитет по упрощению процедур в сфере предпринимательства. Сеть информационных предпринимательских центров позволяет применять единые методики и схожие требования к отбираемым предпринимательским проектам, а также повысить эффективность использования финансовых ресурсов [29].

. На уровне ЕС действуют две главные программы финансирования сектора малого и среднего предпринимательства. Одна из них направлена на обеспечение рисковым капиталом перспективных предприятий и предполагает выдачу кредитов в размере до 50 процентов стартового капитала, а также покрытие до 50 процентов эксплутационных затрат со сроком погашения пять лет. Вторая - «Евротек» - создала сеть из 13 фондов взаимных гарантий, которые выделяют кредиты для инвестиций в высокотехнологичные проекты транснационального характера и помогают инвестировать в структурно-кризисные отрасли, а также в экологические проекты.

В этой связи большое внимание придаётся созданию сетей, рассчитанных на максимальное расширение взаимодействия малых и средних предприятий с национальными, региональными и местными структурами их поддержки. Такое сотрудничество осуществляется в сетях:

Interprise - поощрение прямых связей и соглашений между предпринимателями стран Европы;

Europartenariat - стимулирование кооперативных связей в менее развитых регионах;

BC-Net - конфиденциальный поиск партнёров за рубежом, в т.ч. за пределами ЕС;

BRE - открытый подбор партнёров для создания совместных предприятий;

Сеть ЕвроИнфоЦентров, которые предоставляют малому и среднему бизнесу коммерческую информацию по самому широкому кругу вопросов.

Одним из наиболее важных направлений регулирования и оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства является государственное финансирование. Оно может осуществляться как в виде прямого субсидирования на основе бюджетного финансирования фондов, так и путём создания смешанных форм поддержки, предоставлению гарантий по возврату кредитов, выдача их под льготные проценты, участие в капитале малых и средних фирм [29].

Европейская Комиссия всё больше подталкивает национальные правительства к поддержке малого и среднего предпринимательства. Возможности государства в деле содействия развитию и поддержки предпринимательства весьма разнообразны. Это и качественная система образования, и оптимальная налоговая система (например, льготные ставки по налогообложению), и соответствующая нормативная база, и минимальные ограничения на предпринимательскую деятельность, и прямые субсидии, и государственные гарантии и т.д.

Таким образом, в ЕС проводится активное регулирование малого и среднего бизнеса и оказывается широкое содействие его развитию с использованием форм и методов, учитывающих потребности европейской интеграции. Изучение и использование опыта ЕС в малом и среднем предпринимательстве РФ может существенно повлиять на его оживление и успешное развитие с учетом реального состояния экономики России.

Как известно, доля малого предпринимательства РФ в ВВП страны составляет 10-11%, а доля работающих в общей численности занятых 10%, - при аналогичных показателях в развитых странах, равных двум третям. Следует иметь в виду, что в историческом плане процесс становления малых предприятий в современной России относительно краток и охватывает последнее десятилетие. Практика перехода из командной системы в рыночную экономику оказалась более сложной и многообразной, чем предусматривалось в соответствующих теоретических разработках. Создание и развитие малых предприятий происходило с большими трудностями, вызванными многими проблемами и противоречиями. Немаловажное значение имели и нестабильность экономики, и недостаточно проработанные меры по регулированию и поддержке его становления и функционирования малых предприятий.

В Японии сегодня число малых предприятий составляет 99% от общего числа предприятий. Сегодня в Японии 6,5 млн. предприятий - это малые и средние предприятия далее по тексту (МСП). Занято на них 54 млн. человек, т.е. 79% всей рабочей силы Японии. Их доля в ВВП - это 52% (около 3 трлн. долларов), в капитальных вложениях - около 40%, а их доля в экспорте всей японской продукции составляет сегодня 15% (сразу после войны эта цифра была существенно выше). Японцы в значительной степени благодарны малым предприятиям, они осуществляют свою дальнейшую государственную политику по их поддержке в связи с тем, что сразу после Второй мировой войны их рост, экспорт их продукции помогли восстановлению экономики страны в целом: существенные долларовые «инъекции», заработанные малыми предприятиями, шли не столько на их дальнейшее развитие, сколько на восстановление крупных промышленных предприятий Японии.

Приведем общую цифру, характеризующую состояние малых предприятий в Японии: было создано 360 тыс. малых предприятий, а исчезло 240 тысяч таких же предприятий. Другими словами, сотни тысяч в год создаются, сотни тысяч исчезают.

Если говорить о структуре малого бизнеса Японии, то:

млн. - это юридические лица

млн. - индивидуальные частные предприятия (ИЧП)

млн. - семейные хозяйства

Данные по структуре малых предприятий в Японии выглядят следующим образом:

число предприятий с численностью 1-4 чел. - это 49% всех малых предприятий, и на них занято 7% рабочей силы страны; в обрабатывающей промышленности цифра занятых на малых предприятиях достигает 72%; в сфере услуг - примерно 50%: в торговле, где доля крупных предприятий тоже невелика - 10% занятой рабочей силы [27].

Японцы исходят из того, что малые предприятия - это очень мощный регулятор экономики. Потому что крупные предприятия, как правило, ориентируются на большие капитальные вложения и испытывают очень малую потребность в рабочей силе. И поэтому, когда экономика испытывает недостаток основного капитала, то нужно уходить от крупных предприятий в малый бизнес.

Крупные предприятия сосредотачивают этот недостаточный крупный капитал на очень небольшом количестве крупных предприятий (заводов, фабрик, объединений), и в результате резко растет безработица.

малый бизнес индивидуальный предприниматель

Малые же предприятия, наоборот, потребляют малый капитал и при этом абсорбируют очень большую часть рабочей силы. Суть государственной политики поддержки предпринимательства в малом и среднем бизнесе в Японии и заключается в балансировании между необходимыми капиталовложениями и данными по безработице.

Японская система поддержки предпринимательства представляется сегодня не просто наиболее зрелой; она более всего соответствует по духу нашему российскому обществу.

Судя по всему, Россия остается, если можно так выразиться, страной «общественного типа», и думается, будут постепенно входить в практику такие же методы поддержки малого и среднего предпринимательства. Поэтому и остановимся столь подробно на Японии.

Так вот, японская система предпринимательства на государственном уровне держится на четырех структурных направлениях.

Во-первых, это всякого рода специализированные государственные учреждения:

совещательные комиссии по МСП

главное управление поддержки МСП

префектурные органы МСП

государственная корпорация развития МСП

академии МСП

всеяпонский региональный центральный комитет МСП (1000 инструкторов)

японские и региональные торгово-промышленные палаты (9000 инструкторов

Второй блок - это финансовые гарантии и финансовая помощь:

финансовая корпорация (59 филиалов)

национальные финансовые корпорации (102 филиала)

центральный банк торговой и промышленной кооперации (117 филиалов)

корпорация страхования кредитов МСП

префектурные общества страхования кредитов (52 филиала)

Все эти институты работают на общегосударственном и региональном уровнях.

Третье направление - что обеспечение малых предприятий подрядными работами через ряд ассоциаций по развитию подрядных работ, а также информационное обеспечение малого бизнеса, которое выполняет всеяпонский центр содействия информатизации малых и средних предприятий и региональные центры информатизации.

И, наконец, остановимся на таком важном элементе японской системы поддержки малого и среднего бизнеса, как система законодательного обеспечения.

Она включает целый комплекс законов, которые были приняты в послевоенный период, но не сразу, не единовременно, а вводились постепенно, начиная с закона об учреждении Государственного управления по поддержке МСП и далее:

закон об учреждении Государственного управления по поддержке МСП

закон о создании Государственной корпорации по финансированию МСП

система погашения займов МСП

закон о кооперативах

закон по основам политики по МСП

закон о содействии модернизации МСП

закон об экстренных мерах поддержки МСП

закон об экстренных мерах по содействию разработке техники МСП

система консультаций по инвестированию ими средств за рубежом

закон об экстренных мерах по открытию нового вида деятельности.

Важно подчеркнуть - речь идет не об единовременно действующих законах. Некоторые из них уже перестали существовать, заменены другими. Как только в Японии начинается рост безработицы (т.е. принятые и действующие законы не слишком эффективно ограничивают безработицу), в строй вступают очередные новые законы, содействующие малому и среднему предпринимательству [27].

Необходимо остановиться поподробнее на характерных для Японии мерах финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса.

Как видим, почти половина всех кредитов (47%) выделяется малым и средним предприятиям. Местные коммерческие банки половину своих кредитов предоставляют МСП; а банки взаимопомощи и кооперативные - 100% кредитов предоставляют МСП.

Еще один важный элемент в этой системе, о котором сегодня много дискутируют в России - это сопоставление финансовой поддержки на правительственном и региональном уровнях. Так, если речь идет о поддержке совершенно конкретных проектов по разработке новых технологий, отношение роли центра практически незаметна, а ведущей является региональный уровень.

Интересны механизмы финансовой поддержки МСП в Японии. Основу их составляют:

мягкие займы (если обычный займ в современной Японии можно получить под 4-8%, то «мягкий займ» для МСП означает половину этой процентной ставки за использование кредита);

стимулирование кооперативной деятельности МСП, когда приветствуется объединение малых предприятий в кооперативы (сугубо японский подход, означающий, что можно получить землю, льготные кредиты под развитие новых технологий, под транспорт, общую стоянку для автомашин и пр.)

Наконец, три характерных элемента системы страхования МСП. В России нечто подобное, к сожалению, пока не получило развития, но первые ростки уже появились.

Итак, в Японии очень хорошо поставлено пенсионное обеспечение государственных служащих и работников крупных корпораций, тогда как «малый бизнес» в вопросе пенсионного обеспечения может рассчитывать только на самого себя. В этой связи пенсионные фонды малых предприятий получают все более широкое развитие (содержание пенсионных фондов МСП освобождается от налогообложения).

Вторая мощная полезная система, что учтено уже и в российском Законе о Государственной поддержке предпринимательства, - это создание обществ взаимного кредитования.

Специальная мера - это защита от банкротства; особенно важно - от «цепных банкротств», когда из-за банкротства, скажем, основного клиента может разориться цепочка взаимосвязанных малых предприятий.

В Японии, в отличие от России, малые предприятия работают, в основном, как субподрядные организации крупных корпораций. И если корпорация обанкротится, малое предприятие здесь не пострадает: существуют соответствующие страховые фонды защиты от цепных банкротств. Отчисления, поступающие в эти фонды, законодательно освобождаются от налогообложения.

На примере США хотелось бы продемонстрировать другие формы поддержки: речь пойдет не о малом предпринимательстве вообще, но о малом инновационном предпринимательстве (МИП).

Сегодня основные стимулы поддержки, действующие в США, близки к японским и определяются прежде всего занятостью рабочей силы, уровнем безработицы. Надо сказать: если в крупных корпорациях в США ежедневно увольняется 3 тыс. человек, в России сегодня ежедневно остаются без работы 6 тысяч человек. Таким образом, цифры и проблемы США сравнимы с Российскими.

С этой точки зрения важно подчеркнуть, что поддержка малого инновационного предпринимательства на правительственном уровне США выражается цифрой 5.4 млрд. долларов, в то время как частная поддержка составляет 0.9 млрд.

Формы поддержки - разные. Действует специальная программа поддержки малого инновационного предпринимательства, включая:

Займы по линии Агентства по поддержке и развитию малого предпринимательства - 0.8 млрд. долларов. Государственные инвестиции - 3.1 млрд. Разделение стоимости (затрат) с малыми предприятиями - 0.6 млрд.

Выше перечисленное - виды поддержки, оказываемые по линии правительства. Есть еще и формы частной поддержки:

в основном, это так называемые «рисковые венчурные фонды» - 0.75 млрд.;

а также - так называемые «ангелы» (частные инвесторы) - их поддержка составляет 0.15 млрд.

Теперь перейдем к программе США, очень близкой по смыслу к деятельности нашего Фонда (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника)). Это специальная программа по малым инновационным предприятиям (SRIR Program).

Законодательством США (данные положения действуют менее 15 лет) определено, что федеральные ведомства, имеющие бюджет на науку более 100 млн. долларов, должны отчислять определенный процент на поддержку МИП. Вначале выражалось цифрой 0.5%, затем - последовательно: 1%. 1.5%. 2%; с 1996 года - не менее 2.5%.

Недавно вступила в действие еще одна новая, близкая по смыслу к предыдущей, программа переноса (трансфера) технологий - из университетов и национальных лабораторий в малый бизнес. Т.е., если малый бизнес нуждается в новой технологии, которую сам не может создать, он выходит с соответствующим запросом, и необходимые затраты на данную разработку в Университете или Национальной лаборатории поступают в большой доле из государственного бюджета, что определено законодательством [27].

Приведем некоторые данные по деятельности программы SRIR, которая действует в США уже достаточное количество лет.

Независимый аудит этой программы, сделанный Администрацией по делам малого бизнеса США, показывает: через 4-10 лет после начала поддержки инновационных предприятий примерно 33% предприятий выходят на уровень коммерциализации своего продукта. Американцы оценивают это как большой успех.

В основном деньги по этой программе, с точки зрения численности, получают 43% - это малые фирмы, имеющие штат от 1 до 10 человек.

В результате деятельности этих компаний получается следующее:

80% предприятий выпускают реальный продукт;

14% предоставляют услуги;

6% - это некоторая смесь того и другого (продукт + услуги).

По этой программе начинается поддержка на определенных стадиях:

. 10% - на стадии НИР;

. 15% - НИОКР;

. 60% - на уровне опытного образца;

. 15% - на уровне реализации готового продукта.

В данном анализе представители Администрации по делам малого бизнеса обращают внимание, что эти 15% (когда уже можно «пощупать» готовый к реализации продукт) хорошо коррелируют с цифрами по достаточно быстрой коммерциализации технологий/продуктов в результате государственной поддержки.

Очень существенный момент (близкий к проблемам нашего Фонда): на какую производственную базу опираются эти малые компании? Анализ, проведенный по российским предприятиям в нашем Фонде, показывает, что подавляющее число наших компаний используют не собственную базу (аренда, база в университете или на крупных предприятиях).

В США эти цифры выглядят так:

Характеристики производственной базы МСП на стадии обращения к поддержке:

43% - собственная база (в России только 10%)

40% - университетская база

17% - используют субподрядные отношения

Оценка объема рынка проектов на стадии обращения за поддержкой в эту программу:

63% фирм оценивают размер рынка до 2 млн. долларов

17% в 2-10 млн. долларов

3% свыше 100 млн. долларов

Если говорить об уровне продаж на стадии обращения МСП к программе поддержки, то здесь мы видим следующие данные:

60% - ещё не имеют продаж

9% - есть продажа продукта

5% - подписаны контракты

26% - эти контракты активно ищут

Капитал, который они получают для организации собственного производства:

10% получают финансирование 200 тыс. долл.

28% 0.2 - 0.5 млн. долл. / средняя цифра0.75 млн.. долл.

В заключение можно продемонстрировать и общеевропейские данные: доля малых и средних предприятий по Европе в разных странах колеблется от 60 до 90%. (В Испании - 90%, в более промышленно развитых странах Европы - 60%) [27].

Исходя из сказано, видно что Россия активно использует положительный опыт Зарубежных стран. Всем известный Фонд Бортника, во многом опыт его работы заимствован за рубежом, но после плодотворной работы данного фонда в России, аналогов его в мире очень мало

Сегодня субъекты Федерации начинают создавать региональные структуры поддержки малого предпринимательства. Во многих администрациях субъектов РФ появились комитеты но науке, образованию, определенные региональные фонды. Важно, что в ряде регионов типа Новосибирска, Томска, Воронежа появляются соответствующие законодательные решения, например, об отчислении части регионального бюджета в инновационное предпринимательство. Есть регионы, которые по поддержки МИП выходят на миллиардные цифры.

Проблема инвестирования в МИП за счет физических и юридических лиц остается очень сложной. Вложения (частные и государственные) весьма малы. Заканчивая на оптимистической ноте, хотелось бы еще раз сказать: есть федеральная программа поддержки малого предпринимательства, есть региональные программы; сейчас активно применяются муниципальные программы; принят новый Закон, предусматривающий различные льготы для малого предпринимательства, и конечно государственные некоммерческие фонды, с этим у малого бизнеса в России есть будущее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.108 (0.078 с.)