Общественное мнение: современное состояние, ресурсы и некоторые аспекты механизмов массового влияния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное мнение: современное состояние, ресурсы и некоторые аспекты механизмов массового влияния



Общественное мнение: современное состояние, ресурсы и некоторые аспекты механизмов массового влияния

Контрольная работа по дисциплине «Социология»

Кафедра гуманитарных наук

Тюмень, 1999 г.

Активы и ресурсы общественного мнения

Утверждение о том, что общественному нельзя верить «на слово», перестанет быть простой банальностью, если мы сможем определить рамки и значение той информации, которую приносят исследования. В получаемых данных можно, при известном упрощении, выделить два уровня: уровень «активных» суждений, непосредственно связанных с определенными действиями (готовность в чем-то участвовать, кого-то поддерживать и т п.), и уровень обобщенных, символических, а также «интровертных» суждений, которые скорее связаны с обобщенными оценками ситуации или состояниями субъектов. Известно, что вербальная формулировка вопроса-ответа не всегда позволяет различить эти уровни, поскольку декларированное респондентом намерение действовать может означать лишь оценку и наоборот: далеко не всегда участвуют в заявленных акциях те, кто, по их словам, собирался это делать (голосовать, бастовать и пр.). Поэтому для понимания результатов исследований важно представить механизмы взаимосвязей и "переходов" между этими уровнями - между «словом» и «делом» (точнее, между словом, которое остается декларацией, и словом, переходящим в определенное действие).

Если рассматривать общественное мнение под углом зрения его практических выходов, то «нижний» его уровень можно трактовать как потенциал, или ресурс, соответствующего действия. Можно, в частности, вычислить вероятность практического использования данного ресурса или аналитически представить структуру, механизм такого использования. Следует учесть при этом, что «нижний» уровень обладает и собственным, самодостаточным значением, например обеспечивая самоутверждение или эмоциональное уравновешивание человека, его принадлежность к определенной группе и т.д.

Для индивида переход от слова к практическому действию опосредован внутренней работой мысли, оценкой вариантов, соотнесением средств и целей, общепринятых стандартов поведения и индивидуальных стремлений, эмоциональных напряжений и холодных расчетов и т.д.

Процесс этот доступен в основном теоретической реконструкции, отчасти - психологическому эксперименту. Но в исследованиях общественного мнения различные стадии и компоненты перехода от мысли к слову и от слова к действию можно, как кажется, представить наглядно, развернув его в эмпирически данном, зримом и измеримом «пространстве» множества позиций. Именно такое пространство дают результаты массовых опросов.

В качестве примера возьмем некоторые механизмы перехода между уровнями общественного мнения в политической сфере на материалах исследований последних лет.

Список литературы

1. Лапаева В. В. Общественное мнение и законодательство. Социологические исследования, 1997, № 9.

2. Левада Ю. Активы и ресурсы общественного мнения. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1998, № 4.

3. Левада Ю. Человек, толпа и масса в общественном мнении. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1997, № 5.


[1][1] Рабочая книга социолога. М., 1983, с. 100.

[2][2] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983., с. 448.

[3][3] См.: Социология в России. М., 1996, с. 515-540.

[4][4] См.: Основы социологии. М., 1993, с. 130.

[5][5] Сафаров Р.А. Политический статус общественного мнения. Социологические исследования, 1979, № 4, с. 14.

[6][6] Гегель. Философия права. М., 1990, с. 352.

[7][7] См.: Гудков Л. Д. Параметрыантисемитизма. Отношение к евреям в России. 1990-1997 г.г., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 1998, № 2.

 

[8][8] Московичи С. Век толп, Пер. с фр., М, 1996 г.

[9][9] Там же, с. 28, 56.

 

[10][10] Московичи С. Век толп, Пер. с фр., М., 1996 г., с. 241, 249.

[11][11] Президентские выборы 1996 г. и общественное мнение. М., 1996 г.

[12][12] "Индивида убеждают, массе внушают". (Московичи С. Указ. соч., с. 62)

Общественное мнение: современное состояние, ресурсы и некоторые аспекты механизмов массового влияния

Контрольная работа по дисциплине «Социология»

Кафедра гуманитарных наук

Тюмень, 1999 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.208.183 (0.004 с.)