Итоговый протокол исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговый протокол исследования



Категория учащихся

Кол-во опрошенных учащихся Ко-во учащихся, имеющих опт. мотив. комплекс (%)

Кол-во учащихся, имеющих неопт.мотив.комплексы

 

    Всего (%)

в том числе:

класс гендер       ВПМ (%) ВОМ (%) НМ (%)
8 девочки 87 40 (46) 47 (54) 25 (29) 19 (22) 3 (3)
  мальчики 71 25 (35) 46 (65) 22 (16) 27 (38) 3 (5)

ИТОГО:

158 65 (41) 93 (59) 41 (26) 46 (29) 6 (4)
9 девочки 144 61 (42) 83 (58) 44 (31) 37 (26) 2 (1)
  мальчики 146 48 (33) 98 (67) 54 (37) 32 (22) 12 (8)

ИТОГО:

290 109 (37) 181 (63) 98 (34) 69 (24) 14 (5)
10 девочки 58 35 (60) 23 (40) 8 (14) 14 (24) 1 (2)
  мальчики 59 31 (53) 28 (47) 19 (32) 7 (12) 2 (3)

ИТОГО:

117 66 (56) 51 (44) 27 (23) 21 (18) 3 (3)
11 девочки 53 29 (55) 24 (45) 12 (23) 11 (21) 1 (1)
  мальчики 39 25 (64) 14 (37) 8 (21) 5 (13) 1 (3)

ИТОГО:

92 54 (59) 38 (41) 20 (22) 16 (17) 2 (3)

 

В процессе исследования мною было опрошено 657 учащихся, посещающих занятия в МОУ МУК-3, в том числе: 158 восьмиклассников, 290 девятиклассников, 117 десятиклассников, 92 одиннадцатиклассника. В заключении замечу, что тестирование учащихся было анонимным, что, как мне кажется, повысило достоверность полученных результатов.

 

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ МОТИВАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-11-х КЛАССОВ

Используя данные итогового протокола исследования, я составила графики динамики различных мотивационных комплексов профессиональной деятельности учащихся, обучающихся в МОУ МУК-3, в зависимости от их возраста.

Кривые графиков доказывают, что мотивация - не статичное психическое явление личности, данное или сформированное раз и навсегда в определенном возрасте. Мотивация профессиональной деятельности изменяется по мере перехода учащихся из подросткового в юношеский возраст. Как и предполагалось мною, по мере взросления подростков оптимальная мотивация профессиональной деятельности начинает превалировать над неоптимальными мотивационными комплексами.


Рис.1. Сравнительный анализ динамики оптимального и неоптимального мотивационного комплексов профессиональной деятельности учащихся

 

Старшеклассник (период ранней юности с 15 до 17 лет) вступает в новую ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы. Эту ситуацию характеризует направленность на будущее, на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Этот возраст - завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьника. В это время на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы. Формирование положительной мотивации профессиональной деятельности у старшеклассников зависит от правильной организации воспитательной и учебно-профессиональной работы со старшеклассниками [11]. Приведенный выше график доказывает эффективность работы педагогического коллектива МОУ МУК-3 в этом направлении. Наблюдаемое нами увеличение количества учащихся с неоптимальной мотивацией профессиональной деятельности в 9-х классах (в возрасте 14-15 лет) объясняется тем, что на этот возрастной период приходится негативная фаза переходного возраста. Это период метаний, противоречивых чувств, абстрактного бунта, меланхолии, снижения работоспособности. Мировоззренческие установки девятиклассников обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Подросток может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды [3]. Девятиклассники неуправляемы, конфликтны, агрессивны, проявляя таким образом протест против "диктатуры" взрослых. Проявления подобного рода я отмечаю у учащихся 9-х классов на протяжении 14 лет своей работы в образовательном учреждении. В 16 лет снова наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее. Для получения подробной картины результатов исследования ниже я приведу графики динамики различных мотивационных комплексов профессиональной деятельности с добавлением гендерных кривых.

 

Рис.2. График динамики оптимальной мотивации профессиональной деятельности


Рис.3. График динамики неоптимальных мотивационных комплексов профессиональной деятельности

 

Ниже приведу графики каждого неоптимального мотивационного комплекса выбора профессии современных подростков.

 

Рис.4. График динамики мотивации социального престижа при выборе профессии

 

Рис.5. График динамики мотивации избегания неудачи и порицания при выборе профессии


Рис.6. График динамики неопределенной мотивации при выборе профессии

 

Диаграммы соотношения различных мотивационных комплексов профессиональной деятельности в разрезе каждой отдельно взятой выборки учащихся представлены в приложениях 3, 4, 5, 6.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. -СПб.: Питер, 2008. - 400 с. ISBN 978-5-91180-846-4

. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. -Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 352 с. ISBN 5-89395-048-6

. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1989. -255 с. ISBN 5-09-0010536

. Крицкий А. Планирование карьеры старшеклассников. - Народное образование № 1, 2009 - С.207-213.

. Климов А.А. Психология профессионального самоопределения. / Е.А.Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С.3-30. ISBN 5-85880-142-02

. Лукина А. Особенности профессиональной ориентации сельских школьников. - Народное образование № 10, 2009 - С.245-250.

. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г.Маклаков. - СПб.: Питер, 2009. -С.511-534. ISBN 978-5-272-00062-0

. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. / Л.Ф.Обухова. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2009. - С.359-390. ISBN 978-5-9692-0386-0

. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И.Розум. - СПб.: Питер, 2007. - С.146-165, С.349-356. ISBN 978-5-272-00266-2

. Самойленко Э. Техническое творчество как предпрофессиональная социализация. - Народное образование № 4, 2008 - С.213-215.

. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д.Столяренко. - Изд. 6-е, стер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - С.144-168, С.439-444. ISBN 978-5-222-15576-9

. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 14-е изд. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - С.369-380. ISBN 5-222-07807-8

. Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах / Ф.Р.Филатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - С.488-516. ISBN 978-5-222-11333-2

. Черникова Т. Бизнес-психология старшеклассника. - Народное образование № 2, 2008 - С.205-207.

 


Приложение 1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.007 с.)